После распада Советского Союза Россия явилась его правопреемницей, несущей ответственность за выполнение подписанных его руководством договоров. Важная задача ее внешней политики – развитие добрососедских отношений с бывшими союзными республиками СССР, как и она – странами-участницами Содружества независимых государств (СНГ). Союз Независимых Государств (СНГ) в 1991 году зафиксировал переход от федеративной к конфедеративной модели территориального устройства, где каждый из субъектов – независимое государство – само определяло степень вхождения в Союз, свою роль и место в Союзе. СНГ можно считать межправительственной организацией международного уровня, но только не в рамках ООН.
Россия заинтересована в их внутренней стабильности, одном из условий стабильности на ее границах, и потому стремится, если к ней обращаются с соответствующей просьбой, оказать помощь в разрешении внутренних конфликтов (например Таджикистану). Как и другие страны СНГ, она заинтересована в экономическом сотрудничестве. Это объясняется тем, что в рамках СССР они были единым экономическим пространством, и его распад стал одной из главных причин упадка их производства.
В то же время между Россией и другими странами СНГ имеется ряд противоречий, прежде всего по территориальному вопросу. Это объясняется тем, что в СССР границы между союзными республиками устанавливались непродуманно, территории одних передавались другим (например, российский полуостров Крым – Украине). Существует также проблема раздела имущества бывшего СССР.
После ликвидации биполярной системы международных отношений бывшие союзники СССР переориентировались на Запад, стали вступать в НАТО и Совет Европы. Для России возникла угроза оказаться в изоляции.
В этих условиях главная внешнеполитическая задача России включиться в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы, содействовать обеспечению такого миропорядка и своего участия в нем, которые способствовали бы повышению международного авторитета страны и создавали бы наилучшие условия для решения ее внутренних задач. Важно занять достойное место в системе международных отношений, основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве, на праве каждой страны отстаивать свои национальные интересы. России необходимо участвовать в решении глобальных проблем. Это соответствует ее национальным интересам, усилению ее позиций в мире.
На рубеже 1980 – 1990-х гг. в российской внешней политике развивалась идея сближения с Западом в целом и с США в частности. Это объяснялось стремлением стать частью «центра» мировой политики, непосредственно участвовать в информационно-технологической революции, поднять жизненный уровень. Но в конце XX в. в мире обозначился переход от «планетарного гуманизма» (вторая половина 1980-х – начало 1990-х гг.) к росту эгоизма, своекорыстия, конкурентности в политике. Поэтому к середине 1990-х гг. Россия выработала новую формулу международных отношений – «стратегическое партнерство», но не смогла четко выразить свои геополитические интересы, стать последовательным и стабильным партнером в отношениях с Западом. Совет Европы – это европейская межправительственная организация, созданная в 1949 году. В 1996 году РФ была принята в Совет Европы.
Одна из тенденций развития внешней политики России – твердо выраженное дистанцирование от мирового лидера. При этом Россия должна решить, что она может осуществить совместно с США, а чего – нет; добиться соглашений с США хотя бы по возможному минимуму (заинтересованность в ООН, в ядерном нераспространении, сходство позиций на ряде региональных направлений). Вероятна активизация западноевропейской политики, развитие партнерства с Германией при учете англо-французского опасения германского могущества. Реально также сближение с восточноевропейскими странами, которые убедятся, что Запад, желая сохранить свой приоритет, не примет их в качестве равноправных партнеров. Еще одна перспектива – Россия использует опыт стремительно развивающихся стран индокитайского региона, ищет союзников в Азии, что создает новую биполярную модель международных отношений в мире. Как территориальная межправительственная организация под конкретную цель – урегулирование территориальных проблем с Китаем – была сформирована Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) («Шанхайская пятёрка») – региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.
Россия, обладающая громадной территорией, богатейшими ресурсами и расположенная в центре Евразии, сохраняет важное значение в мировой политике. Ей отведена историческая роль связующего звена, посредника между Западом и Востоком. Но выполнение этой роли зависит от успешности внутреннего развития России.