Общ. закон.-ти роста и развития детей и подростков




Ф.- наука о функциях живого орг. как единого целого, о процессах, протек-х в нем, и механ-х его деят-ти.

Возр. ф.- самостоят. ветвь физиологии. Она изуч. особен-ти жизнед-ти орг-зма в разл. периоды онтогенеза, функции органов, сис. органов и орг-ма в целом по мере его роста и развития, своеоб-е этих функций на каждом возрастном этапе.

Возр. ф. как науку не следует отождествлять с курсом возр. ф., явл-ся учебн. дисц-й в вузах. Задача возр. ф. как науки - - познавать и открывать новое, ее задача как учебного предмета -- сообщить студентам известные знания и методы, созданные наукой.

Курс возр. ф. - это самост-ая учеб. дисц-на, предметом которой являя. изуч. физиол-их особенностей детей и подростков, законом-ей их становления в процессе индив-го развития и особ-й реакции физиол-их функций на педаго-е воздействия.

Главный акцент в курсе возр. ф. делается на тех теоретических материалах физиол-й науки, кот. имеют наибольшее значение в практической деят-ти учителей и воспитателей. К числу таких вопросов прежде всего следует отнести закономерности ВНД детей и подростков и функцион-е особ-ти их нервной сис.

Задачи курса возр. ф.: 1. Дать необходимые для работы педагога знания анатомо-физиол-х особ-й детей и подростков.

Сфор-ть прав. диалект-е понимание основных биолог-х закономерностей развития организма детей и подростков.

Озн-ть с условно-рефлекторными основами процессов обучения и воспитания детей и подростков. 4. Озн-ть с физиологическими механизмами таких сложных психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и физиол-ми основами речи и эмоцион-х реакций. 5. Развить у будущих учителей умение испол-ть знания морфофункциональных особ-й организма детей и подростков и физиологии их ВНД при организации учебно-воспитательной работы и анализе педагог-х процессов и явлений.

 

 

Наследственность и развитие

Наслед-сть-свойство всех живых орг-в сохранять и передавать потомкам харак-е особ-ти стр-я, функций и индив-го развития. Носителем насл-ой инф. чел. явл. хромосомный аппарат ядра клетки, сост. из 23 пар/ 46 хромосом. Хромосомы подразделяют на аутосомы, одинаковые у обоих полов, и половые хромосомы, отличающиеся у лиц женского и мужского пола: XX -- у жен., ХУ -- у муж. Кариотип человека содержит 22 пары аутосом и две половые хромосомы. Клетки тела имеют двойной набор хромосом, половые клетки -одинарный. В процессе оплод-я половые клетки сливаются, и число хромосом в оплод-ой яйцеклетке удваивается. Этот механизм обеспечивает передачу потомству генет-й инф. от обоих родителей. Пол будущего ребенка опред-ся в момент оплод-я в завис. от сочетания половых хромосом. На основе генетической инф., заключ. в ядре клетки, со2-й по12-ю внутриутр-го разв-я заклад-ся яичники у дев-к и семенники(яички)у мал-в.

В каждой хромосоме в линейной послед-и расположены гены. Ген- участок молекулы ДНК, несущий инф.о синтезе опр-го белка. Набор генов, получаемых потомком от родителей в момент оплодотворения, называется генотипом. Генет.аппарат оплод-й яйцеклетки содержит программу индив-о развития организма. Наруш. генотипа/процесса реализации и этой программы приводят к различным отклонениям от нормы.

Здоровье человека во многом обусловлено его генотипом. Генотип – совок-ть генов орг-а чел.,нах-ся в сложном взаимодействии. Генотипу присуща наслед-я (генотипическая) изменчивость (мутации). Мутации- стойкие внезапные необратимые изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы или участки ДНК (гены). Изменяться может любой участок ДНК. След-но, мутации –качест-е изменения признаков, которые, как правило, наследуются в ряде поколений. Мутации проявляются по-разному. Чаще они бывают вредными для организма, и внешним их проявлением являются наследственные заболевания, в том числе некоторые формы слепоты, глухоты, умственной отсталости, нарушения обмена веществ, свертываемости крови и т, д. Кроме того, эти стойкие изменения генотипа имеют индивидуальный характер.

Совокупность генотипов всего населения, проживающего на данной территории, составляет его генофонд.

«Развитие,-- писал В. И. Ленин,-- есть «борьба» противоположностей». Только в постоянной борьбе между консервативной наследственностью (генетическая программа развития), требующей стабильных условий, и средой, никогда не бывающей постоянной, возможно нормальное развитие ребенка.

При этом физическое и психическое развитие ребенка не следует понимать механистически как пассивный результат взаимодействия наследственности и среды, так как в конечном итоге источником любого развития являются самодвижение материи, внутренние противоречия в самом организме ребенка. Именно внутренние противоречия, возникающие в организме, являются основной движущей силой его развития.

Общ. закон.-ти роста и развития детей и подростков

Рост и развитие - общебиологическое св-во живой материи. Процессы роста и развития человека начинаются от момента оплодот-я яйцеклетки и непрерывно продол-ся в течение всей жизни. Это единый процесс жизнедеят-ти орг.

Рост – количест-ый процесс, т. е. процесс непрер-го увел-я длины, объема и массы орг-а за счет увел-я числа клеток или их размеров. Напр.,кости растут в осн. за счет увел-я числа клеток, а мышцы - за счет увел-я размеров самих клеток.

Развитие - комплексный процесс колич-х и качест-х изменений, происх-х в орг-е чел. и приводящих к повыш.-ю уровня сложности орг-а и взаимод-я всех его систем. Развитие вкл. три осн.х фактора: рост, дифференцировка органов и тканей и формообразование, кот. находятся в тесной взаимосвязи.

К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравном-ть и непрер-ть Р. и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

Процессы р. и р. протекают непрерывно, но не всегда равномерно: за первый год жизни длина тела новор-го увел-ся на 50%, за 2- на 13, за 3 - на 9%. С 4 до 7лет ежегодно прибавляется 5 - 7%, а с 8до 10- только 3%. В период полового созревания наблюд. скачок роста. С 16 до 25 лет интенсивность роста тела сниж., а затем рост прекращается.

Так же неравномерно измен. масса тела и. развиваются отд-е органы и системы. В первый год жизни ребенка масса тела увелич-ся на 6 - 7 кг (первый период вытягивания). До четырех лет идет период округления. В 5 - 7 лет рост увеличивается (второй период вытягивания). С 7 до 11 лет наблюдается период округления, а в период полового созревания наблюдается третий период вытягивания.

Неравномерность развития обеспечивает гармоничное соотнощение развивающегося организма и окружающей среды, т. е. ускоренно формируются те структуры и функции, которые обеспечивают приспособление организма, его выживание.

Зрелость морфофункциональных возможностей организма в определенный период его развития и их соответствие требованиям окружающей среды характеризуют гармоничность развития организма. Напр, масса головного мозга новорожденного составляет 360 - 390 г, в конце первого года жизни она увеличивается в 2 - 2,5 раза, в конце третьего года достигает в среднем 1100 г. В семилетнем возрасте масса мозга 1250 г, а поверхность коры составляет 80 - 90% поверхности коры взрослого человека. Ускорение процесса роста мозга в первые годы объясняется интенсивным формированием связей с окружающим миром, усилением условно-рефлекторной деятельности мозга. Это интенсивный процесс познавательной деятельности ребенка. Лимфатическая система в это время почти не изменяется (развитие начинается к 10 - 12 годам), а половая система начинает быстро развиваться после 11 - 12 лет, приводя организм к половой зрелости.

К общим законам развития организма относится надежность биологической системы - такой уровень регуляции всех процессов в организме, который обеспечивает запас жизненных резервов. Напр. кровь одного человека содержит количество фермента тромбина, которое способно обеспечивать свертывание крови у 500 человек; жизнь организма сохраняется при удалении значительной части легочной ткани; артериальная кровь содержит примерно в 3,5 раза больше кислорода, чем его используют ткани и т. д. При неблагоприятных ситуациях это позволяет организму произвести экстренную мобилизацию резервов, гарантирующих приспособленность к новым условиям и быстрый возврат к исходному состоянию.

Отрезок времени, в течение которого процессы роста, развития и функционирования организма идентичны, получил название возрастного периода. Одновременно это отрезок времени, необходимый для завершения определенного этапа развития организма и его готовности к определенной деятельности.

Такая закономерность роста и развития легла в основу возрастной периодизации - объединения формирующихся (растущих и созревающих) детей, подростков и взрослых по возрасту. Возрастная периодизация, объединяя специфические анатомические и функциональные особенности организма, имеет важное значение в медицинской, педагогической, социальной, спортивной, экономической и других отраслях деятельности человека.

 

 

4. Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы

Нервная система является ведущей физиологической системой организма, без нее было бы невозможно соединение бесчисленного множества клеток, тканей и органов в единое гармонично работающее целое.

Функции нервной системы могут быть условно поделены на два типа: низшие и высшие. Низшая нервная деятельность представляет собой процессы регуляции всех внутренних органов и физиологических систем организма человека. Высшая нервная деятельность включает в себя те функциональные механизмы мозга, которые обеспечивают человеку адекватный контакт с окружающей средой. Высшие функции лежат в основе психической деятельности человека, но не могут быть сведены к ней.

Таким образом, благодаря деятельности нервной системы мы связаны с окружающим миром, способны восхищаться его совершенством, познавать тайны его материальных явлений. Наконец, благодаря деятельности нервной системы человек способен активно воздействовать на окружающую природу, преобразовывать ее в желаемом направлении. И пока человек творит, его внутренние органы функционируют в оптимальном для данной деятельности режиме. Если архитектор создает проект будущего здания, большинство его мышц работает в статическом режиме, дыхание и сердечный ритм относительно спокойны, расход энергии незначителен. Мышцы же рабочего, воплощающего идеи архитектора в реальные формы, работают в динамическом режиме; дыхательный и сердечный ритм значительно учащены, повышен расход энергии.

Следовательно, высшая и низшая нервная деятельность накладываются одна на другую и должны рассматриваться только в тесном и гармоничном единстве.

Нервная система человека состоит из двух основных отделов: центральной и периферической нервной системы. К центральной нервной системе (ЦНС) относятся головной и.спинной мозг, к периферической -- все нервные волокна и скопления нервных клеток, расположенные вне ЦНС.

Различают также вегетативную нервную систему и соматическую нервную систему. Первая осуществляет регуляцию деятельности внутренних органов и обмена веществ. Вторая регулирует сокращения поперечнополосатой мускулатуры и обеспечивает чувствительность нашего тела.

Выделение вышеназванных отделов в нервной системе условно. В действительности она представляет собой анатомически и функционально единое целое, элементарной основой которого являются нервные клетки -- нейроны, представляющие собой, образно говоря, «атомы» нашего мозга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: