А) основная литература:
1. Антонова С. Г., Васильев В. И., Жарков И. А. и др. Редакторская подготовка изданий: учебник / под ред. С. Г. Антоновой. — М.: МГУП, 2002. — 468 с.
2. Дэвис, Джилл. Отбор и оценка рукописей. — М.: Издательский дом «Университетская книга», 2008. — 227 с. — (Школа издательского бизнеса).
3. Жарков И. А. Проблемы редакторского мастерства. Вопросы теории: конспект лекций. – М.: Изд-во МГУП, 2011.
4. Зимина Л.В. Издания переводной литературы: учебное пособие. М.: МГУП, 2010. — 156 с.
5. Зимина Л. В. Современные издательские стратегии: От традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. — М.: Наука, 2004. — 274 с.
6. Интернет- СМИ: Теория и практика /под ред. М. М. Лукиной: учеб. пособ. — М.: Аспект- Пресс, 2010. — 348 с.
7. Книжный рынок России: Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад Федеральное агентство по массовым коммуникациям, 2011. <https://www.fapmk.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2010/item1740.html>.
8. О редактировании и редакторах: антол. сб.-хрестоматия / сост. А.Э. Мильчин. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 672 с.
9. Основные стандарты для современного книгоиздательского дела / Рос. кн. палата; сост.: А.А. Джиго, С.Ю. Калинин, Г.П. Калинина, К.М. Сухоруков. — М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 2008. — 656 с.
10. Рябина Н.З. Технология редакционно-издательского процесса. — М.: Логос, 2008. —256 с.
Б) дополнительная литература:
11. Амзин, Александр. Новостная интернет-журналистика. – М.: Аспект Пресс,2011. – 142 с.
12. Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга: Создание учебной литературы нового поколение. учеб. пособ. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2001. – 287 с.
13. Антонова С.Г. Книга по искусству как феномен гуманитарной культуры. Книговедческий аспект. – М.: МГУП, 2001. – 223 с.
14. Барыкин В.Е. О некоторых аспектах культуры книги в современных условиях // Книга: Исслед. и материалы. — М.: Терра, 1997. — №74. — C. 81—98.
15. Герчук Е. Архитектура книги. М.: IndexMarket, 2011. – 208 c.
16. Герчук Ю.Я. Художественные миры книги. — М.: Книга, 1989. — 238 с.
17. Гришунин А. Л. Исследовательские аспекты текстологии. — М.: Наследие, 1998. — 417 с.
18. Далада Е. В. Управление современным издательским процессом: конспект лекций. – М.: МГУП, 2008. – 154 с.
19. Долгин А. Манифест новой экономики: Вторая невидимая рука рынка. – М.: АСТ, 2010. – 256 с.
20. Долгин А. Экономика символического обмена. — 2-е изд., доп. — М.: Прагматика культуры: Институт экономики культуры, 2007. — 640 с.
21. Жарков И.А. Жанр как категория редакционно-издательского знания. — М.: МГУП, 2005. — 178 с.
22. Западов А.В. От рукописи к печатной странице. О мастерстве редактора. — М.: Издательство МГУ, 1978. — 304 с.
23. Зимина Л.В. Блоггинг в современной издательской практике // Вестник МГУП. — 2008. — №11. — С. 31—44.
24. Зимина Л.В. Буктрейлеры в системе рекламно-маркетинговых коммуникаций книжного дела // Известия вузов / Проблемы полиграфии и издательского дела.2012. № 2. С. 170–179.
25. Зимина Л.В. «Википедия»: Институт коллаборативного редактирования // Известия вузов / Проблемы полиграфии и издательского дела.2012. № 3.
26. Зимина Л.В. Инструмент блоггинга в издательском деле, или В поисках новых авторов и жанровых форм // Известия вузов / Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2008. — №4. — С. 78—85.
27. Зимина Л.В. Социальные практики культурного взаимодействия на примере блог-сообществ в книжном деле // Вестник МГУП. 2011. № 3. C. 44–52.
28. Иншакова Н.Г. Рекламный текст: редакторский анализ. — М.: МедиаМир, 2007. — 286 с.
29. Карайченцева С.А. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству: Учебник для вузов. — М.: МГУП, 2004. — 424 с.
30. Книга: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — 800 с.
31. Кузнецов Б.А. Экономика и организация издательской деятельности: учеб. пособ. / 2-е изд., перераб и доп. — М.: ИД «Университетская книга»: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 359 с.
32. Лихачев Д. С. Текстология: Краткий очерк / Археографическая комиссия РАН. 2-е изд. — М.: Наука, 2006. — 175 с.
33. Ленский Б.В. Книгоиздательская система современной России. — М.: Наука, 2001. — 207 с.
34. Мжельская Е.Л. Редакторская подготовка фотоизданий: учеб. пособ. для студентов вузов. – М.: Аспект пресс, 2005. – 112 с.
35. Мжельская Е.Л. Современное книгоиздание для детей: учеб. пособ. – М.: МГУП, 2011. – 119 с.
36. Мильчин А. Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги. – М.: Логос, 2002. – 224 с.
37. Мильчин А. Э. Методика редактирования текста. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Логос, 2005. — 524 с.
38. Накорякова К. М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации. — М.: Флинта: Наука, 2010. — 200 с.
39. Наука о книге. Традиции и новации: Материалы XII Международной научной конференции по проблемам книговедения (Москва, 28—30 апреля 2009 г.): К 50-летию сб. «Книга. Исследования и материалы». В 4 ч. — М.: Наука, 2009. [Библиография публикаций всех сборников «Книга…», вышедших к 2009 г.]
Ч. 3. «Книга. Исследования и материалы» — 50 лет: Справочные материалы / сост. Л.И. Фурсенко. — М.: Наука, 2009. — 146 с.
40. Оуэн Л. Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения: Практическое руководство для издателей России. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — 215 с.
41. Потапов С. В. Как управлять проектом: поэтапно до полной реализации. — М.: Эксмо, 2006. — 158 с.
42. Призмент Э. Л. Предметизационные системы и аппарат книги (теория и практика). — М.: Студиа, 1999. — 339 с.
43. Прайс Дж., Прайс Л. Текст для Web: Доступность и привлекательность. — М.: Вильямс, 2003. —464 с.
44. Проблема текстологии и эдиционной практики. Опыт французских и российских исследователей / под. общ. ред. М. Делона, Е.Е. Дмитириевой. — М.: ОГИ, 2003. — 344 с.
45. Рябина Н.З. Аппарат издания: Конспект лекций. — М.: МГУП, 2004. — 44 с.
46. Рябина Н.З. Настольная книга редактора и корректора деловой литературы. — М.: Международный центр финансово-экономических разработок, 2004. — 320 с.
47. Соколова И.С. Издания по естественным наукам: современные стратегии подготовки и выпуска: моногр. – М.: МГУП, 2009. – 146 с.
48. Томашевский Б. В. Писатель и книга. Очерк текстологии. 2-е изд. — М.: Искусство, 1959. — 279 с.
49. Топоров, Виктор. Креативная редактура: опция отказа – 1 // Перемены: толстый веб-журнал. < https://www.peremeny.ru/column/view/825>.
50. Топоров, Виктор. Креативная редактура: опция отказа – 2 // Перемены: толстый веб-журнал. <https://www.peremeny.ru/column/view/826/>.
51. Тюрина Л.Г. Методология проектирования модели учебной книги для профессионального образования: когнитивный, информационный и системный подходы: монография. — М.: МГУП, 2007. — 200 с.
52. Тюрина Л.С. Теоретико-методологическое обоснование модели учебной книги / Монография. – М.: МГУП, 2006. – 147 с.
53. Цеплаков Г. Талант и лепта проектной литературы // Знамя. 2008. № 5.
54. Шиманов А. Е. Аннотирование и реферирование в издательском деле: Конспект лекций. – М., 2004. – 87 с.
55. Шиманов А. Е. Издание отраслевой литературы: конспект лекций. – М.: МГУП, 2006. – 125 с.
56. Шиффрин А. Легко ли быть издателем: Как транснациональные концерны завладели книжным рынком и отучили нас читать / пер. с англ. С. Силаковой. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 223 с.
В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Интернет-ресурсы (международные проекты цифровых библиотек, российские электронные библиотеки и базы данных, проекты периодики, метауказатели литературных ресурсов, корпоративные издательские сайты и блоги и пр.):
1. European Digital Library / EDLproject / Европеана — цифровое хранилище европейского культурного наследия.
< https://www.europeana.eu/portal/ >
2. Google Books — крупнейший проект по оцифровке книг (свыше 10 миллионов книг). <https://books.google.com/books>.
3. Internet Archive: Wayback Machine — интернет-архив. <https://www.archive.org/web/web.php>
4. Internet Public Library (IPL) —публичная интернет-библиотека. <https://www.ipl.org/>
5. Literature Online — крупнейшая электронная коммерческая библиотека по филологии и мировой литературе. <https://lion.chadwyck.com/marketing/index.jsp>
6. Project Gutenberg. < https://www.promo.net/pg >
- RED Project: The Reading Experience Database (RED), 1450–1945 <https://www.open.ac.uk/Arts/RED/redback.htm>
8. World Digital Library (WDL ) —мировая цифровая библиотека с бесплатным доступом в многоязычном формате к большому количеству материалов, представляющих культуры разных стран мира. Инициатива Библиотеки Конгресса в сотрудничестве с Google. < www.wdl.org>.
9. Блог о книгах — Афиша / Данилкин Л. <https://www.afisha.ru/blog>.
10. Журнальный зал: электронная библиотека современных литературных журналов («Иностранная литература », «Новое литературное обозрение » и пр.) <https://magazines.russ.ru/>
11. Корпоративные сайты и блоги издательств, выпускающих («Амфора», «Азбука», «Corpus», «Ad Marginem», «ЭКСМО», «АСТ» и пр.), а также сообщества, посвященные книгам издательств: <amphora.ru>; <azbooka.ru>; <community.livejournal.com/azbooka_ru/>; <admarginem.ru >; <ad-marg.livejournal.com>; <eksmo.ru>; <eksmovia.livejournal.com>; <ast.ru>; <community.livejournal.com/corpus_books/>; <corpusbooks.livejournal.com> и пр.
12. Научная электронная библиотека <https://www.elibrary.ru> (ограниченный доступ к электронным проектам периодики от ведущих издателей и информационных компаний — EBSCO, Elsevier, ProQuest, Emerald, JSTOR, Oxford University Press, Project Muse и пр.)
13. Редакторское сообщество. <https://community.livejournal.com/ru_redaktor/>
14. Российская книжная палата. <https://www.bookchamber.ru/>.
15. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» < https://feb-web.ru/>
16. Электронные каталоги (библиографические базы данных) российских библиотек (РГБ, РНБ, ВИНИТИ, ИНИОН и пр.).
17. Editorium Ru: О редактировании и редакторах. <https://editorium.ru/>.
18. Openspace Ru (разделы «Медиа» и «Литература ») (российское интернет-издание, освещающее современное искусство и культуру; в основе концепции – идея экспертного знания). <openspace.ru>.
19. Publishit Ru: Субъективно о книжном бизнесе (бизнес-блог об отечественном книгоиздании и книготорговле). <https://publishit.ru/>.
20. Pro-books Ru: Профессионально о книгах (лента новостей книжной отрасли, аналитические материалы и рейтинги, новости издательств, книжные новинки и пр.) <https://pro-books.ru/>.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Проектор для показа электронных презентаций.
Ноутбук для показа презентаций с выходом в интернет (wi-fi).
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
При реализации программы дисциплины используются различные образовательные технологии. Аудиторные занятия проводятся в виде лекций и практических занятий с использованием ПК, имеющего доступ к интернету (Wi-Fi), и проекционного оборудования.
Самостоятельная работа студентов осуществляется под руководством преподавателя (консультации и помощь при подготовке рефератов; при выполнении практических заданий; при работе над курсовыми проектами).
Кроме того, при освоении дисциплины предусматривается:
· участие в мастер-классах специалистов отрасли;
· работа в команде при выполнении ряда заданий;
· использование интернет-технологий для информационного поиска (нормативно-правовых актов, библиографических данных, теоретических источников / литературы по теме курса);
· экскурсии в издательства и на книжные выставки-ярмарки;
· экскурсии в независимые книжные магазины («Циолковский», «Лавочка детских книг», «Москва» на Воздвиженке и пр.)
· тестирование для текущего контроля успеваемости.
Примерные экзаменационные вопросы
1. Современная система российского книгоиздания. Динамика выпуска (основные статистические показатели) и репертуарная политика.
2. Основные тенденции в современном издательском деле и редактировании.
3. Структура и динамика выпуска переводной литературы в постсоветский период. Общая характеристика издательского репертуара.
4. Переводная литература в системе современного книгоиздания.
5. Понятийный аппарат издательской теории (ГОСТ Р 7.0.3-2006 «Издание. Основные элементы. Термины и определения»). Основные издательские термины и определения (авантитул, фронтиспис, форзац, колонтитул, контртитул, выпускные данные, выходные сведения, аппарат издания и пр.).
6. Типология современных издательств.
7. Художественные особенности и стратегии редактирования художественной беллетристики (по выбору любоний жанр: детектив, дамский роман и пр.).
8. Креативное редактирование. Оценка и литературная обработка рукописей.
9. Принципы (институт) коллаборативного редактирования (на примере свободной энциклопедии «Википедия»).
10. Произведение, его текст и контекст как объекты работы автора, редактора, издателя.
11. Общая типологическая характеристика изданий (ГОСТ 7.60-2003).
12. Современное книгоиздание для детей (характеристика репертуара, издательств, тенденций выпуска и пр.).
13. Типология литературно-художественных изданий (по выбору – учебных, научных и пр. изданий).
14. Принципы формирования серийного издания
15. Аппарат издания как средство интерпретации литературного произведения.
- Сопроводительный аппарат как неотъемлемый компонент изданий переводной литературы, относящихся к научному, научно-массовому и массовым типам. Характеристика основных элементов аппарата.
17. Комментаторский аппарат в литературно-художественных изданиях (классификация комментариев, характеристика их основных видов).
18. Виды вспомогательных указателей в изданиях и методика их редактирования.
19. Редакторская подготовка издания. Методические основы формирования концепции и общей модели издания.
20. Академическое книгоиздание в постсоветский период.
21. Типология электронных изданий (типологические признаки, основные виды).
22. Основы веб-редактирования (структурно-композиционные требования, требования к заголовкам и пр.).
Темы рефератов и эссе
1. Репертуарная политика нонконформистских издательств.
2. Особенности редактирования художественной беллетристики (на примере любого массового жанра по выбору – детективного, дамского романа).
3. Переводная литература в системе современного книгоиздания (динамика выпуска, репертуар).
4. Принцип серийности в современной издательской практике.
5. Переводческие издательские программы в области общественных и филологических наук.
6. Академические издания классики в постсоветский период (по выбору любое академическое издание полного собрания сочинений)
7. Инструмент блоггинга в книжном деле.
8. Научно-справочный аппарат в билингвистических изданиях (по выбору издания «Радуги», «Текста» и др.).
9. Научно-справочный аппарат серии «Литературные памятники» (на примере изданий текущего десятилетия).
10. Новые формы актуализации классики в издательских проектах (на примере переводных изданий).
11. Серийная политика издательств (на примере издательств «Азбука-классика», «Амфора», «Corpus» (по выбору)).
12. Вспомогательные указатели в переводных изданиях (типология, методика подготовки).
13. Сетевое представительство издательств (на примере корпоративных сайтов, блогов, социальных сетей).
14. Профессиональные блог-сообщества в книжном деле.
15. Буктрейлеры как новый (видео)жанр рекламирования книг.
16. Брендинг в книжном деле (брендирование издательства, авторов, серий)
Примеры практических заданий для СРС:
- Веб-редактирование (на материале любого печатного текста в СМИ произвести редактуру, превратив в веб-текст, т.е. электронный текст).
- Написание и редактирование статей для «Википедии».
- Создание буктрейлеров (книги по выбору)
- Разработать и обосновать концепцию издания (по выбору – литературно-художественного, учебного, информационно-рекламного и пр.)