Вопрос 17. Регулирование социально-трудовых отношений персонала организации
Содержание социально-трудовых отношений персонала организации. Коллективно-договорное регулирование отношений персонала. Трудовой договор и трудовая функция работника.
Социально-трудовыми отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.)
При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и психологический аспекты трудового процесса.
Элементы системы социально-трудовых отношений:
§ субъекты социально-трудовых отношений;
§ уровни социально-трудовых отношений;
§ предметы социально-трудовых отношений;
Субъекты социально-трудовых отношений
К субъектам социально-трудовых отношений относятся: наемный работник, работодатель, государство.
Наемный работник - это физическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы в соответствии со своей квалификацией и своими способностями. Защитой интересов наемных работников занимаются, в первую очередь, профессиональные союзы.
Работодатель — это физическое или юридическое лицо (организация), нанимающее для работы одно или более лиц. При этом работодателем может быть как собственник средств производства, так и его представитель (например, руководитель организации, не являющийся ее владельцем).
Государство в системе социально-трудовых отношений выполняет законодательную функцию, а также выступает в качестве координатора и организатора данных отношений, а также посредника и арбитра при трудовых спорах. C другой стороны, государство также является работодателем.
Уровни социально-трудовых отношений подразделяются на:
§ индивидуальный и коллективный;
§ государственный уровень, уровень организации, рабочего места и др.
Экономический кризис спровоцировал довольно существенные перемены в сфере, обуславливающей регулирование трудовых отношений. Производственная политика, которая проводится на предприятиях, имеет решающее значение при определении трудовых условий, режима, возможности повышения рабочей квалификации и переподготовки и самое важное, оплаты труда и условий занятости.
Выделяют три уровня социально-трудовых отношений:
· индивидуальный, когда взаимодействуют работник и работодатель в различных сочетаниях;
· групповой, когда взаимодействуют объединения наемных работников и объединения работодателей;
· смешанный, когда взаимодействуют работники и государство, а также работодатели и государство.
Выделяют следующие типы социально-трудовых отношений:
1) солидарность. Она предполагает совместную ответственность людей, основанную на личной ответственности и согласии, единодушии, общности интересов. Определенные группы людей обладают одинаковыми интересами, сходными чертами, типичными для той или иной группы. Выявляя их и оценивая, люди создают конструктивную основу для защиты своих общих интересов и противостояния той или иной опасности;
2) патернализм. Формируется на уровне государства и предприятия. С одной стороны жестко регламентированные трудовые отношения, а с другой забота государства о своих гражданах (на уровне предприятия о своих работниках).
3) субсидиарностъ. Данный тип социально-трудовых отношений направлен на сохранение у человека стремления к ответственности и самореализации. Субсидиарность основывается на личной ответственности, чувстве собственного достоинства;
4) партнерство. Осуществление защиты своих интересов субьектами социально-трудовых отношений.
5) конфликт. Как тип социально-трудовых отношений это предельный случай обострения противоречий в трудовых отношениях. Конфликты влияют на социально-трудовые отношения двояко: и положительно, и отрицательно. С одной стороны, они служат своеобразным сигналом о необходимости совершенствования социально-трудовых отношений, а с другой – могут стать фактором, разрушающим эти отношения;
6) дискриминация. Это ограничение прав субъектов социально-экономических отношений – при найме на работу или при увольнении, при выборе профессии, при продвижении по службе, при оплате труда, при получении образования и т.д.
За характером влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух видов: конструктивными (способствуют успешной деятельности предприятия и общества) и деструктивными (не способствуют успешной деятельности предприятия и общества).
Конструктивными могут быть отношения сотрудничества, взаимопомощи, конкуренции, которые организованы так, чтобы способствовать достижению позитивных результатов.
Деструктивные взаимоотношения возникают тогда, когда общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не отвечают целям предприятия.
Предметом социально-трудовых отношений выступают различные стороны трудовой жизни человека: трудовое самоопределение, профессиональная ориентация, найм–увольнение, профессиональное развитие, социально-психологическое развитие, профессиональная подготовка и переподготовка, оценка труда и его вознаграждение и др.
Все их многообразие обычно сводится к трем группам:
1) социально-трудовые отношения занятости;
2) социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда;
3) социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд.
Необоснованное и к тому же непоследовательное осуществление данной политики провоцирует создание напряженности в трудовом коллективе и становится сосредоточием конфликтов. Значительным препятствием становятся коллективно-договорные отношения, складывающиеся между коллективом сотрудников предприятия и руководством. Причем интересы трудового коллектива представлены профсоюзами. По существу, это является сердцевиной эффективного механизма социального сотрудничества.