Несферические поверхности и зеркала.




Прядко А.М.

НЕОБЫЧНАЯ ОПТИКА

Сферические линзы, сферические зеркала, призмы … Это далеко не полный перечень элементов, из которых состоит подавляющее большинство оптических систем, объективов, светотехнических приборов. Сферические поверхности, обычно применяемые в оптических системах, обладают постоянством радиуса кривизны во всех своих точках, что упрощает технологию их изготовления. Есть еще и асферические поверхности и зеркала, цилиндрическая оптика, растровые системы, световоды.

Несферические поверхности и зеркала.

Несферическими могут быть как прелом­ляющие, так и отражающие поверхности. Профиль несферической поверхности может быть задан тем или иным уравнением или даже просто таблицей значений координат. Уравнения могут быть совершенно произвольными и их можно задавать тригонометрическими функциями, участком спирали и т. п. Однако на практике обычно используют различного вида показательные функции. Наиболее простыми и чаще других применяемыми являются поверхности второго по­рядка, к которым относятся параболоид, эллипсоид и гипербо­лоид. Рассмотрим некоторые несферические поверхности, обладающие осью симметрии. К группе несферических поверхностей второго порядка относятся поверхности, описываемые уравнением

у2 + х2 = 2roz – (1 – е2) z2,

где r0 – радиус кривизны поверхности у ее вершины; е – эксцентриситет сечения поверхности. При е = 0 сечение будет окружностью, при е <1 – эллипсом, при е =1 параболой и при е >1 – гиперболой.
Несферические поверхности высшего порядка описываются уравнением

у2 + х2 = а1 z+ а2 z+…+ аk z2, где а1 = 2 r0; r0 – радиус кривизны при вершине поверхности; х, у, z – коор­динаты точки на поверхности. Начало координат расположено в вершине поверхности, ось z направлена по оптической оси системы, в которой используется асферическая поверхность.

Преломляющие асферические поверхности применяют в оптических элементах телевизионных, киносъемочных, фотографических, проекционных и др. объ­ективов, а также в осветительных отражательных и конденсорных системах. Использование асферических поверхностей в объективах обеспечивает снижение аберрационных искажений, повыше­ние качества изображения по параметрам разрешающей способности и кон­траста изображения; улучшение оптических характеристик – увеличение относительного отверстия и углового поля; упроще­ние оптической схемы путем сокращение числа линз, что приводит к уменьшению массы объектива и его размеров.

Применение несферических поверхностей в линзовых конден­сорах, используемых в качестве осветительной системы проек­ционных установок, дает возможность заменить сложную (много­линзовую) систему более простой, например трех линзовую – однолинзовой с одной несферической поверхностью. Без излиш­него усложнения оптической системы несферические поверхности позволяют существенно увеличить угол охвата конденсора.

Отражающие несферические поверхности нашли широкое при­менение в зеркалах оптических систем различного назначения. Наиболее распространены параболоиды и эллипсоиды, на поверх­ностях которых нанесен отражающий слой (серебро, золото, алюминий и др.).

Параболоидное зеркало обладает свойством собирать в одну точку, называемую фокусом, лучи, идущие в пространстве пред­метов параллельно оси параболоида (будем ее называть оптиче­ской осью). И, наоборот, если точечный источник света поместить в фокусе параболоида, то отраженные от него лучи образуют пу­чок, параллельный оптической оси. Это означает, что в парабо­лоиде отсутствует сферическая аберрация. Это свойство исполь­зуют при разработке прожекторных систем, служащих для ин­тенсивного освещения предметов, находящихся на большом рас­стоянии. Создаваемый таким зеркалом поток будет тем больше, чем больше его апертурный угол. Двойной апертурный угол параболоидного зеркала может быть доведен до 120°.

Зеркала эллипсоидной формы широко применяют в кинопроек­ционных установках в качестве осветительных систем. Оптическое действие эллипсоидного отражателя состоит в том, что лучи широ­кого пучка, исходящего из первого фокуса эллипсоида, собираются в его втором фокусе.

 

Рис. 1. Эллипсоидное зеркало

Для видео- и ки­нопроекторов используют стеклянные эллипсоидные отражатели, изготовленные с большой точностью и имеющие высо­кий коэффициент отражения. Такие зер­кала позволяют использовать световой поток источника света, излучаемый внутри большого телесного угла, соответствующего двойному апертурному углу, равному 140°. В первом фокусе эллипсоида помещают источник света, а второй его фокус сов­мещают с центром входного зрачка проекционного объектива (рис. 1).

Цилиндрическая оптика .

Выше мы рассматривали оптические системы, центрированные относительно оптической оси. На практике находят применение оптические системы, не имеющие оси симметрии. К таким системам следует отнести цилиндрические оптические системы.

Цилиндрические линзы (рис. 2) представляют собой оптические тела, ограниченные с одной или с двух сторон цилиндрическими поверхностями.

 

 

 

Рис.2. Общий вид цилиндрических линз.

 

Как и сферические линзы, они бывают выпуклые и вогнутые. Чтобы рассмотреть работу цилиндрической линзы выполним два взаимно-перпендикулярные сечения. В этих двух взаимно перпендикуляр­ных сечениях цилиндрическая линза имеет различные оптические свойства: в меридиональном сечении ее действие аналогично действию сферической линзы, а в сагиттальном сече­нии она эквивалентна плоскопараллельной пластинке.

Пусть на положительную цилиндрическую линзу падает пу­чок лучей из предметной точки, находящейся в бесконечности (рис. 3). В этом случае пучок по выходе из линзы не собирается в одной точке, а образует изображение в виде линии F'F",пер­пендикулярной оптической оси. Длина этой линии равна длине линзы, а расстояние от поверхности линзыдо изображения зависит от фокусного рас­стояния плосковыпуклой линзы.

 

 

 

Рис. 3. Фокальная линия цилиндриче­ской линзы

 

Если точка предмета располо­жена на конечном расстоянии от цилиндрической линзы, то изоб­ражение также имеет вид линии А'А",перпендикулярной оси (рис. 4). Расстояние s' до этого изображения от плоской поверх­ности линзы определяют следующим образом: сначала по фор­муле Гаусса находят отрезок а' – расстояние от задней главной плоскости до изображения, а затем из а' вычитают величину d/n, которая определяет положение задней главной плоскости плоско­выпуклой линзы относительно плоской поверхности.

 

 

Рис. 4. Изображение цилиндриче­ской линзой точки, находящейся на конечном расстоянии

 

 

Таким образом, одиночная цилиндриче­ская линза не может дать стигматического изображения – точечный предмет изображается в виде линии (точнее, узкой по­лоски). Астигматизм искажения изображения связан с тем, что преломление (или отражение) лучей проходящего светового потока в различных сечениях цилиндрической линзы неодинаково. Вследствие астигматизма изображение становится нерезким, каждая точка предмета становится размытым эллипсом. Цилиндрические линзы применяются в офтальмологии для исправления дефекта зрения под названием астигматизм. Астигматизм цилиндрической линзы определяется разностью оптических сил в ее двух главных сечениях. Кроме того, цилин­дрические линзы используют в таких системах, где нужно полу­чить изображение в виде тонких протяженных линий. На этом основана работа регистрирующих систем, в которых на отсчетную шкалу проецируется тонкая линия, служащая для снятия отсчета по шкале.

В кинематографии с помощью цилиндрических линз получают явление анаморфизма. Что такое анаморфирование? Дословно с греческого – это преобразование, в отличие от сферической оптики, которая сохраняет геометрическое подобие изображения объекту и рассчитывается так, чтобы геометрические искажения были минимизированы, т.е. круг (окружность) изображаются кругом (окружностью). Такие системы созданные на основе цилиндрической оптики называются анаморфотными. С по­мощью анаморфотной системы можно значительно увеличить используемую площадь кадра, создавая такую деформацию изоб­ражения, при которой его форма оказывается близкой к квад­рату или прямоугольнику (согласно формату кадра).

Для съемки и проекции фильмов по принятой у нас системе широкоэкранного кинематографа используется специальные анаморфотные объективы. Съемочные объективы как бы сжимают изображение в два раза в горизонтальном направлении, а проекционные в этом же направлении соответственно растягивают, восстанавливая тем самым на экране правильность первоначальных пропорций изображения.

Съемочные и проекционные анаморфные объективы являются оптическими системами симметричными только относительно двух взаимно перпендикулярных плоскостей – горизонтальной и вертикальной. Их фокусные расстояния в горизонтальной и вертикальной плоскостях различны, а также различны и масштабы создаваемых ими в этих плоскостях изображений. У применяемых для съемки анаморфных объективов фокусное расстояние в горизонтальной плоскости в два раза меньше, чем в вертикальной (соответственно этому практически в два раза повышается и горизонтальный угол изображения таких объективов).

Степень деформации изображения (его сжатия или растяжения) определяется коэффициентом анаморфирования или коэффициентом анаморфозы А, который равен отношению линейного увеличения в горизонтальной плоскости βг к линейному увеличению в вертикальной плоскости βв:

А = βг / βв.

Как известно, линейные увеличения при одинаковых дистанциях съемки пропорциональны величинам фокусных расстояний объективов. В системе широкоэкранного кинематографа применяется двукратное сжатие по горизонтали при съемке, т.е. коэффициент анаморфированиия съемочных объективовдолжен быть равен:

Ас = βг / βв = 0,5.

При проекции для восстановления намеренно искаженных пропорций изображения применяется проекционная оптика с коэффициентом анаморфирования:

Ап = βг / βв = 2.

В результате зритель видит на экране неискаженное изображение, т.к. сквозной коэффициент анаморфирования АΣ системе, включая съемку и проекцию, равен: АΣ = Ас × Ап = 0,5× 2=1.

В качестве примера анаморфотной системы можно привести двух-компонентный цилиндрический объектив-анаморфот. Он состоит из двух положительных цилиндрических линз с фокусными рас­стояниями f1' и f2' в одном из сечений; образующие поверхностей этих линз взаимно перпендикулярны (рис. 5). В каждом сече­нии одна из цилиндрических линз действует как обычная сфери­ческая линза, другая – как плоскопараллельная пластинка. Фокусы обеих линз должны совпадать. Если предмет находится в бесконечности (s1 = – ∞), то коэффициент анаморфозы будет равен А = f1'/ f2'. Такой объектив имеет плохое качество изображения, поскольку он не исправлен в отношении аберраций. Поэтому его можно применять только с малыми относительными отверстиями. Для улучшения качества изображения и повышения светосилы объектива каждый его компонент должен быть ахроматическим.

 

Рис. 5. Оптическая схема двухлинзового цилиндрического объектива-анаморфота (в двух проекциях).

 

Рис. 6. Структура репродукционного объектива-анаморфота

Если предмет и изображение находятся на конечных расстоя­ниях, то используют репродукционный объектив-анаморфот, со­стоящий из двух цилиндрических линз с фокусными расстоя­ниями f1' и f2' (рис. 6). В таком объективе коэффициент ширины равен отношению kш=х'/х, т. е. линейному увеличению βг линзы с фо­кусным расстоянием f2', а коэффициент высоты –отношению kB=y'/y, или линейному увеличению βв линзы с фокусным расстоянием f1'. Следовательно, коэффициент анаморфозы А = kш/kBг / βв. В каждом сечении такого объектива должно быть соблюдено ус­ловие равенства расстояний по оптической оси от предмета до изображения.

Примером анаморфотной системы может служить телескопи­ческая система из двух цилиндрических линз с образующими, ориентированными в одном направлении. В одном из сечений подобная анаморфотная система аналогична обычной телескопи­ческой системе из сферических линз; в перпендикулярном сечении ее действие аналогично действию двух плоскопараллельных пла­стинок. Такие анаморфотные системы принято называть насад­ками. Анаморфотные насадки могут быть выполнены или по типу зрительной трубы Кеп­лера (рис. 7, а),или по типу зрительной трубы Галилея (рис. 7, б).

Афокальную цилиндрическую систему в виде насадки к основ­ному объективу применяют в кинематографии для съемки и прое­цирования широкоэкранных фильмов. В одном сечении насадка может иметь любое увеличение, следовательно, фокусное расстоя­ние основного объектива в одном из его сечений может изменяться в широких пределах. В

 

 

Рис. 7. Анаморфотная телескопическая насадка

 

перпендикулярном сечении насадка не оказывает влияния на фокусное расстояние объектива. Таким образом, афокальная цилиндрическая насадка изменяет масштаб изображения только в одном сечении, поэтому изображение пред­мета искажается по форме. При киносъемке насадка ориентиро­вана, как правило, так, что происходит сжатие изображения по горизонтали в два раза, следовательно, f1' < f2' и f1'/ f2' = 0,5. При проекции используют аналогич­ную насадку с обычным кинопроекционным объективом, но изображение растягивается по горизонтали в два раза и

f1'/f2' = 2. В итоге на экране получается правильное по форме изображение. А учитывая соотношение сторон стандартного широкоэкранного кадра на кинопленке 1:1,18 экранное изображение будет иметь соотношение сторон 1:2,35 (рис. 8).

 

а б

Рис. 8. Анаморфированное изображение кадра на кинопленке (а) и дезанаморфированное изображение на киноэкране (б).

 

Если необходимо получить высокое качество изображения, то компоненты анаморфотной насадки усложняются: каждый будет состоять из нескольких цилиндрических линз как положительных, так и отрицательных. Обычно анаморфотные насадки рассчитывают по схеме трубы Галилея, так как в этом случае они короче. Угловое поле объектива с насадкой в двух взаимно перпендикулярных сечениях имеет разное значение. В сечении, где действие насадки аналогично действию плоскопараллельных пластинок, угловое поле равно полю основного объектива: tg ω1 = tg ωоб, а в другом сечении угловое поле зависит от коэффициента анаморфозы:

tgω2 = (tg ωоб)/А.

Конструктивно съемочные системы выпускаются в виде монолитных блоков, как единая конструкция, которая включает насадку и сферический объектив. Ранее выпускалась еще одна серия, цилиндрические оптические элементы сочленялись со сферическими объективами только при установке на съемочный аппарат – они маркировались шифром НАС (насадка анаморфотная съемная).

Принцип анаморфирования изображения при съемке и дезанаморфирования при проекции базируются на использовании оптической системы предложенной Эрнестом Аббе (Германия) еще в 1897 г. и названной им «Анаморфот». В 1927 г. Анри Кретьен (Франция) разрабатывает для кинематографа анаморфотную оптическую систему «Гипергонар», а через три года, в Париже, режиссер Клод Отан-Кара показал первый широкоэкранный короткометражный фильм «Возникновение огня» по Джеку Лондону. Соотношение сторон экранного изображения этого немого фильма составило 1:2,66.

В 1953 г. состоялась премьера первого широкоэкранного худ. фильма «Тога» (реж. Г.Костер) в Нью-Йорке, снятого по системе «Синемаскоп» разработанной фирмой «ХХ век – Фокс». Экранное изображение в этом фильме имело соотношение сторон 1:2,55.

В июне 1955 г. в Москве были показаны первые широкоэкранные цветные документальные фильмы «В чудесном городе» (реж. И. Копалин) и «Под солнцем ночи» (автор – оператор И. Гутман) с соотношением сторон экранного изображения 1:2,35.

После еще нескольких лет поисков произошла окончательная стандартизация широкоэкранных систем с анаморфированием и сейчас в прокат поступают фильмокопии (до 50% из общего числа фильмов) с анаморфированным изображением в кадре, что соответствует размеру кадра в негативе 18,6×22 мм (1:1,18), в позитиве – 18,1×21,2 мм (1:1,175), а при дезанаморфировании проекционным объективом получаем экранное изображение с соотношением высоты к ширине 1:2,35.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: