Второй блок упражнений (направлен на установление ритмических координаций)




Упражнение 8

Цель. Соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста.

Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отхлопывая (отстукивая) ритм обеими руками или сопровождая его покачивающими движениями по столу в на­правлении от основания кисти к пальцам.



2 Работа над ритмом в логопедической практике



С безречевыми детьми это упражнение выполняется способом совмещенных действий, когда логопед прогова­ривает текст, отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка.

Вариант 1. Ребенок проговаривает знакомый стихо­творный текст, ритмично дирижируя ведущей рукой (счет 2/4). Направление дирижирующих движений горизонталь­ное — от себя к логопеду и обратно.

Вариант 2 (коллективные формы). Ребенок прогова­ривает знакомые считалочки, сопровождая их «салящи­ми» движениями руки к другим детям и логопеду.

Упражнение 9

Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.

Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звукокомплексами, слогами (речевыми сред­ствами, доступными ребенку).

1. Последовательное вращение каждого пальца руки
ребенка по часовой стрелке и против нее сопровождается
мелодичным произнесением или пением цепочки повто­ряющихся слогов: большой палец — «па-па-па», указатель­ный — «та-та-та», средний — «ка-ка-ка», безымянный —
«ля-ля-ля», мизинец — «ма-ма-ма».

2. Последовательное растягивание межпальцевых скла­док путем отведения каждого пальца руки, начиная с боль­шого, сопровождается восклицанием «опа!». При этом
объем движений, растягивающих каждую межпальцевую
складку, является максимальным.

3. Последовательное сгибание и разгибание каждой
фаланги пальцев руки сопровождается эмоциональным
восклицанием «ку-ку!».


 

4. Последовательное разминание большого и указатель­ного, большого и среднего, большого и безымянного паль­цев, большого пальца и мизинца сопровождается звукопод­ражанием «топ» (на звук «п» логопед легко сжимает кон­чики пальцев ребенка).

5. Последовательное прокатывание межпальцевого про­странства между указательным и большим, средним и ука­зательным, безымянным и средним, мизинцем и безымян­ным пальцами раскрытой ладонью логопеда сопровожда­ется эмоциональным восклицанием «ух!» или «ах!».

Координация движения и речи формируется поэтапно. На первом этапе логопед фиксирует внимание ребенка на двигательных ощущениях, побуждает к речевому сопро­вождению каждого действия. Целью следующего этапа является координация действий логопеда и речи ребенка. Основным условием выполнения упражнения является фиксация начала и конца движения в соответствии с про­должительностью слоговой цепочки и подчинение речево­го темпа темпу движения.

Упражнение 10

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инстру­ментов с ритмом движений.

Звучание каждого музыкального инструмента соотно­сится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана — попеременным движениям кула­ков по столу, бубна — похлопывающим движениям кула­ка о раскрытую ладонь, дудочки — синхронным движе­ниям обеих рук, прижатых к губам. Ребенок слушает зву­чание и воспроизводит соответствующее движение.

Вариант 1. Ребенок воспроизводит движения под ритм звучания музыкальных инструментов с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звучаний.


Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмы в соответ­ствии со сменой звучания музыкальных инструментов со­ответствующими им движениями.

Усложнение:

Увеличение количества звучаний и движений, участву­ющих в составлении ритмического ряда; нарушение рит­мических координации: несоответствие звучаний музыкаль­ных инструментов движениям.

Упражнение 11

Цель. Соотносить количество звуковых сигналов с ко­личеством элементов зрительного ряда.

Ребенку предлагается игровая ситуация: как только он слышит звук барабана, то кладет на дорожку кружочек (инструмент находится за ширмой). Логопед стимулирует ребенка к выполнению действия сразу после звукового сиг­нала. Далее ребенку предлагается озвучить дорожку, иг­рая на барабане столько раз, сколько кружочков на до­рожке. Количество звуковых сигналов может быть огра­ничено в соответствии со способностью ребенка к пересчету и называнию итогового числа.

Вариант. Озвучивать дорожку можно, используя другие музыкальные инструменты (колокольчик, дудочку, бубен).

Упражнение 12

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инстру­ментов со зрительным ритмом, выстраивать ритмический ряд с опорой на цвет.

«Разноцветные звуки»: предварительно ребенку пред­лагается образец звучания двух различных инструментов. Каждое звучание соотносится с фишкой (карточкой) соот­ветствующего цвета. Затем предъявляется повторяющий­ся или чередующийся ряд цветных фишек (карточек) и


предлагается воспроизвести звучание соответствующих музыкальных инструментов.

Вариант 1. «Цветной оркестр»: ребенок выкладывает ритмический цветовой ряд по инструкции (образцу, пока­зу), затем воспроизводит звучание соответствующих музы­кальных инструментов.

Вариант 2 (коллективные формы):

• Один ребенок выкладывает ритмический цветовой ряд,
второй воспроизводит звучание соответствующих ин­струментов.

• В качестве образца один ребенок предлагает последо­вательное звучание двух-трех инструментов, остальные
дети начинают соответствующий ритмический ряд и
заканчивают его без слухового подкрепления.

Вариант 3. Ребенку предлагаются готовые ритмиче­ские цветовые ряды с заложенными в них ошибками или пропущенными элементами. Логопед дает последователь­ное звучание музыкальных инструментов, дети находят и исправляют ошибки или выкладывают недостающие эле­менты.

Усложнение:

Увеличение количества звуков, участвующих в состав­лении слухового ритмического ряда либо времени между предъявлением звукового образца и составлением ритми­ческого цветового ряда.

Упражнение 13

Цель. Соотносить ритм движений с ритмом звукопод­ражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.

Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с имитационными движениями рук (доступными для ребенка). Используются синхронные («прыг-прыг») и попеременные («топ-топ») движения.


Вариант 1. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации звукоподражаний и движений с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звукоподражаний.

Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации, соотнося характер движения с интонацией произ­носимых звукоподражаний.

Например: кошечка («мяу») — мягкие поглаживаю­щие движения; корова («му») — интенсивные постукива­ющие движения.

Вариант 3. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений.


Логопед произносит цепочку повторяющихся или че­редующихся звукоподражаний, побуждая ребенка выкла­дывать форму на дорожку (линейку) после каждого звуча­ния.

Вариант 1. Логопед предлагает ребенку озвучить с по­мощью звукоподражаний дорожку, заранее выполненную из чередований квадратов и кругов.

Вариант 2. Логопед воспроизводит цепочку звукопод­ражаний с ошибками (без соответствия звукоподражания цвету дорожки), побуждая ребенка внимательно слушать и исправлять ошибки.


 


 

Звукоподражания бом-бом хлоп-хлоп тук-тук

Движения

хлопки ладонью по столу

хлопки в ладоши

постукивание кулаком по столу

Усложнение:

Увеличение количества звукоподражаний и движений, участвующих в составлении ритмического ряда, наруше­ние ритмических координации: несоответствие звукопод­ражания и движения, когда ребенок исправляет ошибки взрослого.

Упражнение 14

Цель. Соотносить ритм повторяющихся и чередующих­ся звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам с ритмом выбранных на основе зрительного вос­приятия геометрических форм.

Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с геометрическими формами. Напри­мер, мычание коровы — с квадратом, мяуканье кошки — округом.


Упражнение 15

Цель. Соотносить ритм движений со слуховым рит­мом.

«Разноцветные штрихи»: ребенку предлагается рисо­вать мелками, пастелью, простым карандашом штрихи (клубочки) тогда, когда он услышит звук музыкального инструмента (колокольчика, бубна, свистка) либо музы­кального отрывка («Дождик», «Полечка» и др.).

Вариант. «Веселые печати»: ребенку предлагается «пе­чатать» на листе бумаги веселые картинки, когда он слы­шит звук бубна (барабана).

Основным условием выполнения этого упражнения является координация звучания инструмента (музыкаль­ного отрывка) с движением руки. Игровые приемы «Раз­ноцветные штрихи», «Веселые печати» включаются в ра­боту над слуховым восприятием.

Усложнение:

Предъявляется непрерывное чередование громкого и тихого звучания музыкального инструмента (бубна) или звуковой коробочки. Слушая его, ребенок проводит линии


без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 11). Основ­ным условием выполнения данного упражнения является соотнесение громкости звучания и силы нажима при напи­сании линий: громкое звучание соответствует написанию линии сверху вниз с сильным нажимом, слабое звучание — линии снизу вверх со слабым нажимом.

Рис. 11

Упражнение 16

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Ребенку предлагается дорисовывать предметные изо­бражения (заборчики, полосатые коврики для куклы), про­водя вертикальные линии (см. рис. 12):

Рис. 12

а) с фиксацией начала и конца движения;

б) с заданными параметрами (высокие — низкие за­борчики, длинные — короткие коврики).

Рисование вертикальных линий сопровождается рече­вым комментарием в виде эмоциональных восклицаний


(«опа»), звукоподражаний («кап»), слоговых рядов, фра­зы («Сверху вниз»).

Вариант. Ребенку предлагается дорисовывать предмет­ные изображения (лесенки, полочки для шкафчика и др.), проводя горизонтальные линии:

а) с фиксацией начала и конца движения,

б) с заданными параметрами (узкие — широкие, длин­ные — короткие лесенки или полочки).

Рисование горизонтальных линий сопровождается ре­чевым комментарием в виде эмоциональных восклицаний («опа»), звукоподражаний («топ»), слоговых рядов, фразы («Слева направо»).

Основным условием выполнения этого упражнения яв­ляется координация движения руки и речи.

Упражнение 17

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.


Ребенку предлагается нарисовать заборчик, проводя линии без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 13). Рисование сопровождается речевым комментарием («раз и»). На «раз» он проводит линию сверху вниз с силь­ным нажимом, на «и» — линию снизу вверх со слабым нажимом.

Рис. 13

Рис. 14

Усложнение:

«Дракоша»: ребенку предлагается нарисовать дракошу, проводя линии без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 14). Каждая линия с нажимом короче предыдущей на


1/2 (1/3). Рисование сопровождается речевым коммента­рием «и_ раз».

Упражнение 18

Цель. Соотносить ритм движений с ритмом автомати­зированных речевых рядов (пересчетом).

Ребенку предлагается выполнять цепочку повторяющих­ся или чередующихся движений в соответствии с речевой инструкцией: «Хлопни в ладоши два раза, стукни ладош­ками по столу три раза. Повтори несколько раз эти дви­жения со счетом». Ребенок хлопает в ладоши, сопровож­дая каждое движение пересчетом: «Раз, два», стучит ла­дошками три раза по столу: «Раз, два, три». Темп выполнения движений задается темпом пересчета.

Упражнение 19

Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотне­сения движений и фонации.

Предварительная работа заключается в усвоении при­емов фонетической ритмики, направленной на синхрониза­цию моторного комплекса (артикуляции и движения рука­ми), фонации и дыхания.

Вариант 1. Построение ритмического ряда из двух по­следовательно произносимых звуков и его воспроизведе­ние с опорой на моторный комплекс.

Например, логопед показывает движения руками, побуж­дая ребенка к воспроизведению ритмического ряда: «ау». На «а» — разводить руки в стороны, на «у» — вытягивать руки вперед из положения «ладошки на уголках рта».

Вариант 2. Построение и воспроизведение ритмического ряда, состоящего из двух последовательно производимых дви­жений с опорой на фонацию. Логопед проговаривает цепочку 26


гласных звуков, побуждая ребенка к скоординированному воспроизведению звукового и моторного комплекса.

Вариант 3 (коллективные формы). Повторение ком­плекса по цепочке: логопед показывает одному ребенку, тот — своему соседу и т. д. Последний ребенок показыва­ет движение логопеду и воспроизводит звучание.

Вариант 4. Воспроизведение звукового ряда с помощью образца движения.

Логопед показывает движение руками и артикуляцию звукового ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко по­вторить заданный ряд, как в сочетании с движением, так и без него, с небольшим временным интервалом.

Вариант 5. Логопед показывает артикуляцию звуко­вого ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко повторить этот ряд наоборот: «ауу а, у и — иу, аииа, оууо». В случае ошибки ребенка можно сопровождать предъявле­ние звуков соответствующими движениями (как со сторо­ны педагога, так и со стороны ребенка).

По мере усвоения ребенком данного комплекса упраж­нений звуковой материал включается в дыхательную и го­лосовую гимнастику.

Упражнение 20

Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотне­сения буквы и звука.

Ребенку предлагается выстроить буквенный ряд по об­разцу или речевой инструкции, используя буквы из маг­нитной азбуки.

Варианты инструкций:

Найди и поставь сначала букву «а», потом букву «у». Рядом с буквой «у» поставь букву «а». Продолжи этот ряд.


Найди и поставь букву «у», слева от нее поставь букву «а», справабукву «а».

Ребенок составляет ритмический ряд и напевно озву­чивает каждый его элемент. Основным условием выпол­нения этого упражнения является соблюдение приемов дыхательной гимнастики, когда заданный ритмический ряд произносится на одном выдохе.

Усложнение:

Включение движений фонетической ритмики при озву­чивании зрительного ряда.

Упражнение 21

Цель. Соотносить ритмический зрительный ряд с рече­вым ритмом.

Ребенку предлагается «зашифровать» заданные слоги разноцветными кружками и с помощью этого «шифра» заполнить строку по образцу. Образцом служит речь логопеда, который проговаривает ритмический ряд повто­ряющихся или чередующихся слогов, предлагая ребенку воспроизвести его на строке с помощью разноцветных кружков. Слоги проговариваются логопедом в темпе, опти­мальном для ребенка. В качестве предварительной рабо­ты проводится совместное составление образца, когда каж­дому слогу присваивается кружок заданного цвета и его анализ (речевое планирование).

Упражнение 22

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Ребенку предлагается проговаривать цепочку слогов, соблюдая условие: слоги со звуком «а» проговаривать, от­хлопывая в ладоши, слоги со звуком «у» — отстукивая по столу:

а) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу;

б) па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу;


в) пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па;

г) пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу.

Упражнение 23

Цель. Соотносить речевой ритм со зрительно-двигатель­ными координациями.

«Звуковые дорожки»: ребенку предлагается напевно произносить гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке. Основное условие: соотносить продолжительность звучания с длиной дорожки (голос звучит, пока движется рука по дорожке).

а)

Упражнение 24

Цель. Соотносить ритм движений со зрительно-рече­выми координациями.

Предварительно логопед обводит на листе бумаги ла­дошку ребенка, предлагает показать на рисунке каждый пальчик и назвать соответствующий ему слог (см. упраж­нение 9, пункт 1). Используя рисунок, логопед показывает цепочку движений, сопровождая их слогами. Например, на­жимая последовательно на изображение большого, средне­го, безымянного пальцев, произносит: «па — каля». Ре­бенку предлагается повторить действия логопеда сразу по­сле предъявления образца и с небольшим временным интервалом.


Третий блок упражнений (направлен на усвоение способов трансформации)

Упражнение 25

Цель. Воспроизводить ритмические ряды по образцу (речевому, зрительно-двигательному).

Логопед предлагает ребенку последовательность дей­ствий:

а) выложить разноцветную дорожку, слушая голоса
животных (каждому звукоподражанию соответствует опре­деленный цвет квадрата);

б) «озвучить» эту дорожку с помощью звукоподража­ний, нажимая пальчиком на каждый квадрат;

в) воспроизвести серию движений (стучать кулачками
на звукоподражание «му», хлопать в ладоши на звукопод­ражание «ме») с одновременным проговариванием звуко­подражаний, используя в качестве образца разноцветную
'дорожку.

Упражнение 26

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по дви­гательному образцу.

Логопед показывает цепочку движений (см. упражне­ние 22), побуждая ребенка воспроизводить соответствую­щий слоговой ряд. Например, два хлопка в ладоши, два стука по столу соответствуют слоговой цепочке «папапупу».

Упражнение 27

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд с по­мощью зрительно-двигательных координации.

30.


Предварительный анализ образца включает узнавание и называние слогов с оппозиционными звуками, их соотне­сение с дорожками заданной длины. Например, слогу «па» соответствует длинная дорожка, слогу «ба» — короткая.

Ребенку предъявляются варианты дорожек, с помощью которых воспроизводятся слоговые ряды.

Образцы дорожек:

а)__________________. _

б)__________._________._________._

Упражнение 28

Цель. Воспроизводить ритмический ряд букв по образ­цу, заданному цветом.

Предварительный анализ образца включает узнавание и называние букв, соотнесение буквы с заданным цветом (см. рис. 15). Ребенку предлагается запомнить цвет каж­дой буквы (зеленый, желтый, красный или любой другой). Затем образец закрывается листком бумаги, предъявля­ются строчки с различными ритмическими рисунками, ко­торые необходимо «расшифровать», т. е. соотнести квад­ратик заданного цвета с соответствующей ему буквой и за­писать буквы в порядке их следования до конца строки.

Усложненный вариант этого упражнения можно ис­пользовать в работе над просодическими компонентами речи, когда ребенку предлагается расставить ударение про­извольно или в заданной позиции, разделить ряд на ритми­ческие отрезки, воспроизвести последовательность звуча­ния, соблюдая расставленное ударение, паузы (с фиксацией смены дыхательных пауз).

Если ребенок испытывает затруднения в удержании рит­мического ряда (пропускает элементы или вставляет лиш­ние, путает порядок их следования), следует уменьшить ко­личество элементов, составляющих ритмический ряд, уве­личить количество вариантов ритмических рядов, включить дополнительные задания по самопроверке готовой работы и упражнений по принципу «корректурной пробы».


Рис. 15

Упражнение 29

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по об­разцу, заданному цветом.

Предварительный анализ включает узнавание и воспро­изведение слогов, соотнесение их с заданным цветом, уста­новление последовательности и количества цветных кру­гов в каждом образце (см. рис. 16).

Вариант 1. Ребенку предлагается заполнить строку в соответствии с образцом, обозначенным цветом, затем вос­произвести последовательность, используя слоги.


Рис. 16

Образец данной карточки предлагается ребенку на эта­пе автоматизации звука «р» в слогах.

Вариант 2 (усложненный). Ребенку предлагается «за­шифровать» заданные слоги разноцветными кружками и заполнить строку по образцу с помощью этого «шифра». Образцом служит речь логопеда, который проговаривает ряд повторяющихся или чередующихся слогов и предла­гает ребенку воспроизвести его на строке с помощью раз­ноцветных кружков. Слоги проговариваются логопедом в темпе, оптимальном для ребенка. В качестве предваритель­ной работы проводится совместное составление образца, когда каждому слогу присваивается кружок заданного цве­та и его анализ (речевое планирование).


 


Упражнение 30

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по об­разцу, заданному цветом.

Предварительная работа описана в упражнениях 9 (пункт 1), 24.

Ребенку предлагается последовательность действий (см. рис. 17):

а) обвести ладошку на листе бумаги;

б) раскрасить каждый пальчик своим цветом: боль­шой — красным, указательный — желтым, средний —
зеленым, безымянный — синим, мизинец — черным;

в) вспомнить слог, соответствующий каждому паль­
чику;

г) слушая цепочку слогов, рисовать кружочки заданно­
го цвета;

д) воспроизводить цепочку слогов, используя в качестве
образца строку цветных кружочков.


Рис. 17

Усложнение: за счет введения временного интервала на этапе г, между этапами г и д.


 

Организация и содержание II этапа

Основными задачами второго этапа являются:

1) усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого —
медленного — умеренного) и метра (чередования акценти­рованных и неакцентированных долей, паузирования);

2) усвоение ритмического рисунка '(соотношения дли­тельности и пауз);

3) формирование представления о ритмическом ударе­нии.

Все упражнения первого этапа выполнялись в комфорт­ном, привычном для ребенка темпе, с сохранением опреде­ленной частоты многократно повторяемых действий. На втором этапе последовательно вводятся представления о быстром, медленном и умеренном темпах. Усвоение тем­повых характеристик осуществляется на противопостав­лении быстрого и привычного темпа, медленного и при­вычного, быстрого и медленного. Устанавливается баланс между умеренным и привычным, комфортным для ребен­ка темпом.

Все ритмические упражнения второго этапа построены на изменении интенсивности и амплитуды движения, голо­совых модуляций, смены гласных, оппозиционных соглас­ных и ударения в слоговых рядах, звукоряде слова. Выде­ление паузы в ритмическом ряду любой модальности (зри­тельной, двигательной, слуховой и т. п.) осуществляется с максимальным привлечением внешних опор и постепен­ным их сворачиванием. Зрительные опоры в виде горок, синкопированных дорожек, двигательные — в виде поз и


движений обеспечивают успешное усвоение ритмического рисунка.

В ходе работы над просодическими компонентами речи (паузой, ударением) используются специальные знаки и условные обозначения, обеспечивающие зрительный конт­роль над организацией речевого потока.

Эти упражнения способствуют развитию мелодико-ин­тонационной стороны речи.

Показателями результативности второго этапа явля­ются:

• сформированность фонематического контроля, когда
ребенок различает и правильно произносит слоги с глас­ными и оппозиционными согласными;

• произвольность голосовых модуляций, когда ребенок
произвольно регулирует силу и высоту голоса;

• оживление мелодико-интонационной стороны речи (тем­
па, метра и ударения);

• усвоение специальных знаков, организующих речевой
поток (ударение, пауза, понижение/повышение интона­ции).


Упражнение 32

Цель. Регулировать темп движений.

Выполнение ручных проб — «кулак — колечко», «ку­лак — ребро ладони — ладонь» сопровождается звучани­ем метронома в заданном темпе. На первом этапе целесо­образно использовать прием внешнего комментирования выполняемых действий. По мере усвоения и удержания ребенком заданного темпа организующую и контролиру­ющую роль выполняет только звучание метронома. Затем ребенку предлагается выполнение ручных проб с измене­нием темпа, заданного звучанием метронома.

Упражнение 33

Цель. Регулировать темп речедвигательных координа­ций.

Ребенок проговаривает слоговые цепочки, отхлопывая или отстукивая каждый слог в темпе, заданном метроно­мом. Координация речи, движения и звучания метронома в определенном темпе является промежуточным резуль­татом данного упражнения.


 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: