Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
Новокузнецкий филиал
Государственного бюджетного образовательного учреждения
среднего профессионального образования
«Кемеровский областной медицинский колледж»
Допустить к защите: заведующий учебной частью _____________Лапотько Л.А. ______________ июня 2017 г. |
Макарова Ксения Александровна
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
по специальности «Сестринское дело»
Тема: «Медико-психологические аспекты адаптации детей 2-3 лет в
Дошкольном образовательном учреждении»
ВКР защищена «____» ___________ 2015 г. Оценка ________________ | Научный руководитель: Уварова Мария Сергеевна Рецензент: ______________________ Консультант (указывается при наличии):______________ |
Новокузнецк, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. | |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПРОБЛЕМЫАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ………………………………………………………………. | |
1.1. Понятие, значение и причины адаптации……………………………… | |
1.2. Формы адаптации……………………………………………………… | |
1.3. Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста……………………………………………………………………………… | |
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……………………………… | |
2.1. Описание дошкольного образовательного учреждения……………… | |
2.2. Программа исследования……………………………………………….. | |
2.3. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………… | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… | |
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………. | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… | |
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ ВКР………………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
С поступлением ребенка 2-3-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество перемен: изменяется окружающая среда, режим дня, характер питания, меняются системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) ребенка, что приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Все эти новшества обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. В последнее время, с введением ФГОС повысились требования к дошкольным образовательным учреждениям, теперь они являются первой ступенью всего образовательного процесса. Что влечет за собой усиление образовательной нагрузки и делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Объект исследования дипломной работы - адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
Предмет исследования – медико - психологические аспекты адаптации ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Цель дипломной работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
• Дать определение адаптации, выявить медико-психологические аспекты адаптации детей 2-3 лет в дошкольном образовательном учреждении;
• Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению;
• Выделить индивидуальные варианты адаптации детей (медицинские показания и противопоказания, индивидуальный подход);
• Изучить медико-психологические аспекты и приёмы успешной адаптации детей.
Гипотеза. Мы предполагаем, что соблюдение медико – психологических аспектов необходимо для быстрой и успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами, такими как: Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев и др. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской. Исследователи подчеркивали сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.
Ученые выделяют несколько направлений в изучении проблемы адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения: особенности протекания периода адаптации; факторы и механизмы, влияющие на продолжительность и характер адаптации. Первое направление связано с выделением целого ряда особенностей протекания периода адаптации, получивших название симптомокомплекс. К проявлениям симптомокомплекса адаптации ученые относят следующее: возникновение у ребенка преимущественно респираторных заболеваний; нарушение сна, значительное снижение аппетита; снижение речевой и игровой активности и др. Второе направление исследует многообразные факторы, влияющие на процесс привыкания к дошкольному учреждению. Уровень самостоятельности ребенка в ДОУ является важным субъективным фактором адаптации. В связи с анализом симптомокомплекса адаптации и факторов, влияющих на этот процесс, поставлен вопрос о необходимости изучения связи самостоятельности, сформированной у детей двух-трех лет в семье, и адаптации к ДОУ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПРОБЛЕМЫАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ