ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ




РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Программа исследования

 

 

Цель: исследовать адаптацию ребенка 2-3 летнего возраста к ДОУ.

Задачи исследования.

1. Провести исследование, на предмет выявления особенностей адаптации детей раннего возраста.

2. Подобрать комплекс диагностических методик.

3. Провести исследование адаптации детей раннего возраста.

Гипотеза: Мы предполагаем, что успешность адаптации ребенка к ДОУ зависит от соблюдения медико-психологических аспектов.

Методы исследования.

1. Метод наблюдения.

2. Метод опроса родителей.

3. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

4. Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

1. Метод наблюдения

Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности направлено на фиксацию фактов. Данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком, и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования. Исследование производилось воспитателем группы и психологом, с которым дети знакомы в течение года. В итоге мы получили целостную картину происходящего, то есть поведение ребёнка во всей полноте.

Наблюдение за детьми проводилось в процессе их жизнедеятельности в детском саду:

1. в привычной для них ситуации занятия (рисования, музыкального, физкультурного, развития речи, конструирования);

2. в свободной ненормированной деятельности - спонтанной игре;

3. в режимных моментах (умывание, кормление, одевание, прогулка).

Данные заносились в лист адаптации (см.Приложение 1)

2. Метод опроса родителей.

Также было проведено анкетирование родителей (см. Приложение 2) и опрос, с целью выявления особенностей взаимодействия их детей со сверстниками.

Текст опросника (см. Приложение 3)

1. Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой?

2. Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев).

3. Какая реакция прослеживается у ребенка на нового человека? (страх, любопытство, приветливость, агрессия).

4. Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника?

5. Как ведет себя ребенок в незнакомом для него месте? (плачет, ведет себя спокойно, ведет себя возбужденно, появляется агрессия?)

6. Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми?

7. Как ваш ребенок относится к своим сверстникам? (дружелюбно, настороженно, агрессивно)

8. Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет?

9. Существует ли любимая коллективная игра или игрушка у вашего ребенка в детском саду?

10. Слушается ли ваш ребенок воспитателя?

11. Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей).

3 Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

Таблица 1

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

 

Вопросы к матери ребенка Параметры Оценка в баллах
  Какое из перечисленных настроений преобладает? Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное  
  Как засыпает Ваш ребенок? Быстро, до 10 минут Медленно  
  Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр.  
  Какова длительность сна? Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен  
  Какой аппетит у Вашего ребенка? Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой  
  Просится ли на горшок? Просится Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый  
  Как относится к высаживанию на горшок? Положительно Отрицательно  
  Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? Нет Есть (какие именно?)  
  Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? Проявляет Только в привычной обстановке  
  Проявляет ли интерес, активность при обучении? Проявляет Недостаточно Не проявляет  
  Инициативен ли в игре? Способен сам найти себе дело Играет только со взрослыми Не умеет играть  
  Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого Не идет на контакт со взрослыми  
  Инициативен ли в отношении с детьми? Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми  
  Был ли опыт разлуки с близкими? Нет Да  
  Как перенес разлуку? Очень тяжело Спокойно  

 

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;

2,5 – 2 балла – готов условно;

2 – 1,6 балла – не готов.

4. Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации». Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит.

Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.

1. Эмоциональное состояние

+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1. Иногда задумчив, замкнут.

–1. Легкая плаксивость.

–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

+3. Много друзей, охотно играет с детьми.

+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.

–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребенка

+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.

+2. Сон спокойный.

+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

–3. Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

+3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.

–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.

–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Степень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.

В ДОУ, на основании программы, выделяют следующие степени адаптации с характерными поведенческими реакциями:

Легкая степень: к 15-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Поведение ребенка. Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

- поведение - нормализуется в течение 1 недели,

- аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается,

- сон - восстанавливается в течение 2 недель,

- адаптация проходит в течение 1 месяца,

- характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Поведение ребенка. Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

- поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое,

- пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков,

- восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев,

- сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней,

- характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-ех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

Поведение ребенка. Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду.

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2-3 месяца. По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.

2.2. Описание дошкольного образовательного учреждения
МБ ДОУ «Детский сад № 42»

 

 

Детский сад № 42 осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о некоммерческих организациях, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными правовыми актами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: