Финансирование учреждения осуществляется из муниципального бюджета согласно действующим нормативным актам, и дополнительно выделяемые - субвенции.




Приоритетным направлением в работе педагогического коллектива является развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям, которые развиваются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Продолжительность воспитательно-образовательного процесса осуществляется с 2-х до 8-летнего возраста ребенка.

В детском саду действуют 7 групп, из них 4 группы - для детей с нарушениями речи, 3 обычные общеразвивающие группы.

На территории детского сада находятся:

- спортивный зал, оснащенный «шведской стенкой», гимнастическими кольцами, массажерами для стоп, мячами различной величины, скакалками, обручами и прочим спортивным инвентарем;

- музыкальный зал, оснащенный фортепьяно, детскими музыкальными инструментами, различными декорациями из картона и ткани, рядом находится костюмерная с различными костюмами сказочных героев;

- бассейн, оснащенный необходимым оборудованием – мячами разного размера и из разного материала, досками для плавания, играми и игрушками, используемыми на воде;

- кабинет психолога, где дети занимаются играми с педагогом – психологом, проходят различные формы тестирования, занимаются релаксацией, аутотренингами. В кабинете психолога имеется «Песочница», для развития сенсорики.

- кабинеты логопедов (4 логопеда в ДОУ);

- кабинет изобразительного искусства;

- физиотерапевтический кабинет, оснащенный массажным столом, ультрафиолетовой лампой;

- спортивная площадка, на территории которой находится баскетбольная корзина, волейбольное оснащение, беговая дорожка здоровья и другое спортивное оборудование.

Воспитательно-образовательную работу с детьми, под руководством заведующей и старшего воспитателя, ведут 14 высококвалифицированных педагогов-воспитателей, а также 4 учителя-логопеда, 1 музыкальный руководитель, 2 инструктора по физкультуре, педагог-психолог. Имеется учебно-вспомогательный дополнительный функционал: 3 - медицинский персонал (фельдшер, медицинская сестра, массажист), делопроизводитель, кастелянша), младший обслуживающий персонал -7 помощников воспитателей, дворник и др.)

МБ ДОУ № 42 работает по «Основной образовательной программе дошкольного образования», программа была разработана в ДОУ и утверждена на педагогическом совете 31.08.2016г. В программе несколько разделов:1 целевой раздел содержит пояснительную записку, цели и задачи реализации программы, планируемые результаты, 2 содержательный раздел -образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка(в пяти образовательных областях), 3 организационный раздел содержит режим дня, режим работы ДОУ, объем образовательной нагрузки, особенности предметно-развивающей среды, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, 4 приложения. В программе отведено место и адаптации ребенка к дошкольному учреждению. По программе «Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями».

Исследования проводилось в 1-ой младшей группе - дети 2-3 лет, в ее составе 16 человек – 9 мальчиков и 7 девочек. Дети посещают группу с 01.08.2016 года. Мы разделили группу на две подгруппы: 1экспериментальная группа, 2 контрольная группа, по 8 человек.

С экспериментальной группой работать начали еще до момента пребывания детей в дошкольном учреждении. То есть, велась работа с родителями по согласованию требований по питанию, режиму дня, нагрузкам в течение дня, двигательной активности и прогулкам. Родители предварительно посетили группу, понаблюдали за работой в ней, с ними была проведена беседа, родители имели возможность получить ответы на свои вопросы. Медики и воспитатели, в свою очередь, узнали о семье и о ребенке всю минимально необходимую информацию. Такую как: сведения о родителях (Ф.И.О., возраст, место работы, должность, адрес, телефоны для связи); сведения о ребенке (возраст, имеются ли хронические заболевания, у каких специалистов чаще наблюдается, есть ли вредные привычки, основные черты характер, а также, чем интересуется ребенок, что его пугает, а что радует). Для начала работы с экспериментальной группой, мы изучили медицинские карты детей, посмотрели наличие всех прививок и заключения врачей-специалистов. Было выяснено, что отягощенных диагнозов дети не имеют.

Далее мы подготовили листы адаптации (см. приложение) и регулярно их заполняли, отмечая вместе с педагогами группы все необходимые пункты в процессе наблюдения за детьми. Мы отмечали аппетит, сон, стул, взаимодействие с детьми и взрослыми, общий эмоциональный фон детей. Нами были организованы и проведены развлечения для детей 1 мл. группы «В гости к Заиньке», «Сказка. Как Петушок учил правила дорожного движения». Также были проведены устные консультации с родителями экспериментальной группы «Адаптация к ДОУ», «Режим дня – это важно!», были разработаны и изготовлены памятки и буклеты для этих родителей: «Адаптационный период», «7 золотых правил адаптации детей к ДОУ», «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду». Осуществлялся подбор игр для детей: дидактических игр, подвижных игр, игр способствующих возникновению положительных эмоций у детей, игр с элементами устного народного творчества. Использовались различные методы, приёмы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Для успешного формирования адаптационных механизмов, нами создавалась атмосфера тепла, уюта и любви. Ведь ребёнок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Мы руководствовались тем, что основная задача педагога - заслужить доверие ребенка.

Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является важным аспектом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Эмпирическая работа выполнялась в несколько этапов.

I этап – констатирующая диагностика процесса адаптации. На данном этапе была подобрана система критериев и ряд тестов, необходимых для диагностики, охарактеризованы уровни указанной готовности. При этом использовались теоретические методы (анализ и синтез, классификация и обобщение, сравнение).

Затем была проведена констатирующая диагностика уровня адаптации детей раннего возраста (табл. 2«Сводные результаты констатирующей диагностики») Для этого были использованы практические методы (наблюдение, изучение документации, тестирование).

Таблица 2.

Сводные результаты констатирующей диагностики

 

Уровень адаптации Экспериментальная группа Контрольная группа
  Кол-во детей % Кол-во детей %
Высокий   12,5    
Выше среднего       37,5
Средний   37,5   37,5
Ниже среднего        
Низкий        

 

Полученные результаты обследования детей из контрольной и экспериментальных групп подверглись сравнению и тщательному анализу. Выяснилось, что в экспериментальной группе, где использовалась программа адаптации показатели заметно выше, по сравнению с контрольной группой.

Рисунок 1.Сравнение показателей двух групп

II этап – разработка и экспериментальная реализация системы педагогических аспектов адаптации детей раннего возраста.

На этом этапе была разработана система медико-педагогических аспектов (программа адаптации) формирования комфортного климата для ребенка в процессе адаптации к условиям детского сада.

Она включает в себя два блока.

Структурно-организационный блок отображает педагогическую цель, участников процесса проведения адаптации, а также их взаимодействие.

Содержательно-процессуальный блок состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: содержательной и процессуальной. Содержательная часть включает цель, задачи и содержание процесса адаптации.

Процессуальная часть объединяет в себе диагностику, реализацию индивидуально-дифференцированного подхода, организацию медико-психологической работы.

Затем разработанная система была реализована с детьми из экспериментальной группы. В контрольной группе работа велась без изменений традиционных педагогических условий.

За этот период дважды была проведена промежуточная диагностика процесса адаптации всех детей-реципиентов; отслежена динамика изменения в контрольной и экспериментальной группах; подведены предварительные итоги.

III этап – контрольная диагностика уровня адаптации.

После экспериментальной реализации системы педагогических условий адаптации была проведена контрольная диагностика (табл. 3).

Таблица 3.

Сводные результаты контрольной диагностики

 

Уровень физической готовности Экспериментальная группа Контрольная группа
  Кол-во детей % Кол-во детей %
Высокий        
Выше среднего   62,5   37,5
Средний   12,5   37,5
Ниже среднего        
Низкий        

 

Затем был осуществлен сравнительный анализ результатов констатирующей и контрольной диагностики, на основании которого были сформулированы предварительные выводы об эффективности, разработанной системы. В экспериментальной группе показатели значительно выросли.

Рисунок 2. Эффективность работы в экспериментальной группе

 

Динамика изменения уровня адаптации детей из экспериментальных и контрольной групп отражена в табл.

Таблица. 4

Динамика изменения уровня адаптации (экспериментальные и контрольная группы), %

Показатели Эксп. группа Контр. группа
% %
1. Заболеваемость за исследуемый период    
2. Гармоничность физич. развития    
3. Развитие основных функц. систем    
4. Сформированность физической подготовленности    
5. Развитие мелкой моторики рук    
6. Овладение культурно-гигиеническими навыками    
  Сформированность физической готовности    

Рисунок 3. Динамика изменения уровня адаптации

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: