Тема экскурсии: «Многообразие растений и животных водоема, связи между ними и факторами неживой природы»




Экскурсия в природу по изучению водного биоценоза

(«Биология в школе» № 5, 1994)

Практика показывает, что система только классных занятий в школах, как правило, приводит к формальным знаниям, не вырабатывает у учащихся ответственного отношения к природе. Недостаточное общение с живыми объектами делает школьников равнодушными и безответственными к окружающему их растительному и животному миру. Подготовка и проведение экскурсий доставляют учителю много хлопот, однако их огромная познавательная и воспитательная роль компенсирует все усилия. Наиболее целесообразно, на наш взгляд, проводить комплексные экскурсии, в ходе которых учащиеся могут получить целостное представление об окружающей природе.

Ниже вниманию учителей предлагается один из возможных вариантов проведения экскурсии на водоем. Данная методика может быть использована с небольшими изменениями при изучении и других биогеоценозов. Знания, полученные на экскурсии, могут быть опережающими или обобщающими. В ходе подготовки к ней необходимо поставить перед ребятами конкретную познавательную цель, сформулировать задачи, определить задания для работы.

Тема экскурсии: «Многообразие растений и животных водоема, связи между ними и факторами неживой природы»

Цель: расширить знания учащихся о водоеме как природной экосистеме, ее роли в окружающей природе и жизни человека.

Задачи: изучить основной видовой состав водоема; установить взаимосвязи растений и животных друг с другом и средой обитания; определить значение водоема в природе и жизни человека; разработать и по возможности реализовать меры по охране данного водоема.

Оборудование: сачки, банки, лупы, термометр, иглы, определительные карточки, инструктивные карточки с заданиями, фотоаппарат, блокнот, ручка, карандаш, гербарные экземпляры растений под пленкой, инструктивные рисунки.

Экскурсия начинается с вводной беседы, в ходе которой определяется тип водоема, характер берегов и растительности, взаимосвязь водоема с окружающей природой, его использование местными жителями.

Учащимся сообщается, что водоем (река, пруд, озеро) населен разнообразными живыми организмами: растениями, животными, микроорганизмами; вместе с неживой природой они образуют биогеоценоз (экосистему данного водоема). Каждая группа организмов, обитающих в водоеме, выполняет свою определенную роль в круговороте веществ и энергии. Так, растения в процессе фотосинтеза усваивают неорганические вещества и образуют органические. Животные, грибы потребляют готовые органические вещества, а микроорганизмы перерабатывают их до простых соединений, которые могут снова поглощаться растениями. Учащимся предлагается назвать известные группы организмов, обитающих в водоеме, вспомнить характерные признаки каждой группы (важно, чтобы школьники не забыли о представителях одноклеточных и многоклеточных водорослей); целесообразно заслушать рассказ о роли фотосинтезирующих растений. В процессе беседы формулируется вывод о том, что водоросли и цветковые растения являются источниками накопления органических веществ и кислорода, необходимых для жизни всех организмов.

Используя подготовленные заранее наглядные материалы (таблицы, рисунки, гербарные листы), учитель более подробно знакомит учащихся с типичными обитателями водоема. Демонстрируя таблицы, иллюстрирующие зональное расположение и вертикальную ярусность в распределении растений и животных (см. табл. 1,2), он сообщает о том, что у берега, на мелководье, господствуют осоки, на глубине 0,5 м – тростники, за ними – камыши, дальше камыш уступает место кувшинкам и кубышкам, а еще глубже обитают рдесты, не выходящие на поверхность воды.

Таблица 1

Группы растений Названия растений* и их роль в жизни животных
1. Наводной вегетации. Корни прикреплены ко дну, большая часть над водой. Рогоз, камыш, тростник обыкновенный, стрелолист, осока, ряска малая, частуха подорожная, белокрыльник болотный, сусак зонтичный (убежище для многих животных)
2. Укорененные на дне с плавающими листьями Кувшинка желтая, водяной лютик, рдест плавающий (на нижней стороне животные откладывают икринки, на верхней отдыхают)
3. Подводной вегетации (растения почти полностью погружены в воду) Роголистник погруженный, водяная чума (элодея), ряска трехдольная, рдест нитевидный, водокрас, турча болотная (корм, убежище и место размножения, источник кислорода)

* В большинстве случаев даются родовые названия, ибо школьникам трудно различать у ряда организмов видовые признаки

 

Из животных обитателей на поверхности встречаются водяные клопы и жуки-вертячки. На листьях плавающих растений можно обнаружить гидр. Среди стеблей обитают жуки-плавунцы, пауки-серебрянки. К листьям растений прикрепляются брюхоногие моллюски (прудовики, катушки), которые питаются их кусочками.

Таблица 2

Вертикальная зона водоема Видовой состав
1. Поверхность водоема. Жуки-вертячки, водяные клопы, водомерки, гладыши.
2. Толща воды с расположенными в ней органами растений Простейшие, ветвистоусые и веслоногие рачки, рыбы, жуки-плавунцы, клопы-гладыши, водяные скорпионы, личинки плавунцов, ручейников
3. Дно водоема Личинки ручейника, личинки стрекоз, личинки комара-дергунца (мотыль), куколки насекомых, двустворчатые моллюски (шаровка, горошина), малощетинковые черви.

 

В толще воды обитают мелкие ракообразные – дафнии и другие рачки. Они питаются бактериями, размер которых не превышает 1,5-2 микрона.

Далее учитель (или заранее подготовленный учащийся) делает короткое сообщение о животных, наиболее часто встречающихся в водоеме.

 

Материал для сообщения

Дафнии или водяные блохи – ветвистоусые рачки длиной 1-3 см, они наиболее подвержены влиянию экологических факторов. Процеживая через себя воду, рачки концентрируют в теле вредные вещества, попадающие в воду, и первыми гибнут от них.

Прудовики (семейство пресноводных моллюсков) обитают в воде, но дышат атмосферным воздухом. Они поднимаются на поверхность воды, открывают дыхательное отверстие (его диаметр 3-4 мм) и в течение 2-3 минут набирают воздух, которого им хватает на 12-30 мин.

В стоячих или медленно текущих водоемах с илистым дном обитают крупные (8-20 см) двустворчатые моллюски – беззубки. С помощью ноги беззубка закапывается в песок своим передним концом или же медленно со скоростью 20-80 см в час ползает по дну. Выставив свой задний конец из грунта, беззубка открывает на нем две короткие трубки: вводный сифон, через который засасывает воду, и выводной, через который выбрасывает отработанную воду. Питание беззубки осуществляется одновременно с ее дыханием, так как поступающая в жаберную полость вода несет с собой кислород и мелкие живые существа.

Беззубку часто путают с речной перловицей. Перловица имеет удлиненную и более толстую раковину с зубцами близ замыкающей связки. Таких зубцов у беззубки нет. Отсюда и ее название. Живет перловица в водоемах с текущей водой и песчаным грунтом. Эти животные очень быстро фильтруют воду и вылавливают тонны взвешенных частиц, усваивая только часть их в процессе питания.

В беседе необходимо акцентировать внимание на то, что растения и животные, населяющие водный биогеоценоз, тесно взаимосвязаны друг с другом и с окружающей средой.

Это можно проиллюстрировать на примере изучения цепей питания и круговорота веществ. При этом необходимо обратить внимание на особую роль бактерий, которые разрушают органические вещества, созданные в процессе фотосинтеза, превращая их в минеральные соли, используемые растениями в процессе питания.

Вторая часть экскурсии – практическая. Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек и приступают к непосредственному изучению водоема по заданиям, сформулированным в инструктивных карточках.

 

Инструктивная карточка № 1

«К изучению видового состава растительного мира водоема»

Задание:

1. Измерьте температуру воды в разных местах водоема.

2. Определите, какие виды растений чаще встречаются в прибрежной зоне водоема.

3. Зачерпните воду банкой из водоема и с помощью лупы найдите и рассмотрите микроскопические водоросли, объясните причину «цветения» воды. Найдите камни и палки, обросшие зеленой тиной, с помощью лупы рассмотрите нити, образующие ее, найдите многоклеточные водоросли: спирогир, улотрикс.

4. Зарисуйте или сфотографируйте наиболее понравившиеся вам растения водоема.

5. Составьте правила поведения человека в природе: определите ограничения и запреты, необходимые для обеспечения чистоты, дальнейшего сохранения данного водоема и обоснуйте их;

6. Подготовьте, используя дополнительную литературу, рассказы об исчезающих водных растениях и животных; местах их обитания;

7. Сделайте газету, плакат или рисунок, отражающие ваше отношение к природному окружению.

 

 

Инструктивная карточка № 2

«К изучению видового состава животных водоема»

Задание:

1. Понаблюдайте за поверхностью водоема. Измерьте температуру воды.

2. Изучите с помощью определительной карточки (или определителя) животных, которые сидят или плавают на поверхности воды. Зарисуйте их.

3. Возьмите пробу из толщи воды. Рассмотрите ее обитателей простым глазом и с помощью лупы. Установите, есть ли среди них знакомые вам организмы. Составьте схему пищевой цепи с участием дафнии, инфузории-туфельки. Понаблюдайте за обитателями дна водоема. Установите, водятся ли в его водах беззубки (или перловицы). Укажите их роль в жизни водоема.

4. Нарисуйте схему продольного среза водоема и «заселите» ее обитателей, которых вам удалось наблюдать в водоеме. Около каждого поставьте цифру, а под рисунком запишите название животного, соответствующее каждой цифре. Объясните причины зонального расположения растений и животных.

 

Инструктивная карточка № 3

«К изучению влияния деятельности человека на состояние водоема»

 

Задание:

1. Установите, как далеко от водоема находятся пашни, огороды, сады, постройки. Выясните, как используют воду данного водоема местные жители. Оцените экологическое состояние водоема (насоклько интенсивно он используется, как и чем загрязнен и т.д.).

2. Выясните, используются ли на водоеме моторные лодки. Какое влияние они оказывают на экологию.

3. Предложите перечень мер по охране и восстановлению данного водоема. Подумайте, каким образом можно превратить водоем в зону отдыха.

 

После выполнения работы учащиеся собираются вместе и сравнивают данные своих наблюдений с содержанием таблиц 1 и 2, которые учитель использовал во вводной беседе. Ребята отмечают, что в водоеме редко встречаются или совсем отсутствуют кувшинки и кубышки, что берега зарастают тростником, камышом, рогозом, осоками, в толще воды не встречаются дафнии. Формируется вывод о том, что возможной причиной отсутствия целого ряда растений и животных в водоеме может быть хозяйственная деятельность человека, нерациональное использование им этого биоценоза. Более подробно о состоянии водоема и его использовании человеком рассказывают учащиеся, выполняющие задание № 3.

Собранные на экскурсии данные учащиеся дома заносят в таблицу. Подведение итогов проводится на уроке-семинаре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: