ЗАДАНИЕ 4. МАРКЕТИНГ И СБЫТ ПРОДУКЦИИ/УСЛУГ




 

В этом задании нужно анализировать рынок. Задачей изучения рынка является подтверждение возможности сбыта намечаемой к производству продукции и услуг.

Исследование рынка включает три основных блока: анализ спроса на продукцию и услуги, тенденций его развития; описание структуры рынка; защищенность выбранного целевого рынка от конкурентов.

 

4.1 Анализ рынка.

При проведении анализа оцениваются:

· границы рынка реализации предприятия аналогичной продукции, работ и услуг;

· объем реализации продукции и услуг на соответствующем рынке в течение предыдущих трех лет;

· динамика спроса, прогнозируемая на период намеченной инвестиционной политики;

· наличие конкурентов;

· уровень намеченной к выпуску продукции и услуг;

· возможности повышения конкурентоспособности и расширения рынка сбыта в рамках конкретных инвестиционных проектов.

 

4.2 Определение структуры рынка.

Определение спроса на продукцию сопровождается описанием структуры рынка, его основных сегментов и анализов форм и методов сбыта. Сегмент – это выделенная часть рынка. Которая может быть сформирована по множеству признаков. Объектами сегментации является потребители и продукция. Потребители могут группироваться по географическому и демографическому признаку; продукция – по характеру использования и области применения. Основным смыслом процедуры сегментирования рынка является определение потребителей данной продукции и их разделение на четкие группы покупателей, которые предъявляют неодинаковые требования к продукции; и для каждой из которых требуется оценить динамику спроса на выбранных сегментах и выделить конкретный товар для выхода на эти сегменты.

Наиболее распространенными критериями сегментации являются количественные параметры сегмента и доступность их для собственного предприятия.

Количественные параметры сегмента. К ним относятся емкость сегмента, т.е. количество потенциальных потребителей, объем реализации продукции подразделяются на индивидуальные и оптовые потребительские сегменты.

Производимая сельскохозяйственными предприятиями продукция подразделяется на два вида:

реализуемая потребителями по различным каналам;

используемая для собственного потребления или для производства товарной продукции

При этом показывается характеристика намечаемой к производству продукции, возможные ее покупатели и объемы реализации: федеральные и региональные службы; предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции; торговые предприятия; различные посредники; непосредственное население.

Для используемой в предприятии продукции устанавливается ее потребный объем исходя из необходимого ее объемов для производства товарной продукции и собственных нужд, изучается рынок продукции, на производство которой внедряют новые технологии, комплексы или отдельные машины на производстве данной продукции. Это позволит убедить в целесообразности совершенствования технологии или технического переоснащения производства данного вида продукции.

Доступность сегмента. Доступность сегмента определяется возможность получения каналов распределения сбыта продукции. Предприятие определяет находится ли в его распоряжение достаточное количество каналов сбыта своей продукции в форме торговых посредников или собственной сбытовой сети и мощность этих каналов, их способность обеспечить реализацию своего объема продукции, производственной с учетом имеющейся емкостью сегмента рынка, надежность системы доставки продукции потребителям.

Конечная цель процедуры сегмента – выделить те группы потребителей, спрос со стороны которых, на продукцию будет расти. Наиболее удачный итог сегментирования – выявление сегментов с невысокой конкуренцией и положительной динамикой спроса. В этом случае у предприятия появляется свой перспективный целевой рынок. На освоение этого рынка предприятие сосредотачивает свои усилия.

 

4.3. Защищенность выбранного целевого рынка от конкурентов.

Руководство предприятия уясняет совместимость своего целевого

рынка с рынком основных конкурентов, то есть определяет насколько продвижение своей продукции и услуг затрагивает интересы конкурентов. Составляется список главных конкурентов и их продукции. Затем прово­дится оценка конкурентов:

определяется преимущество планируемой к производству продукции над продукцией конкурента. При этом отмечается что в ней является осо­бенным и уникальным;

сравниваются цены на собственную продукцию с ценами на продук­цию конкурентов;

сравниваются условия реализации собственной продукции с конку­рирующей;

анализируются ошибки конкурентов;

анализируется постановка рекламы и организация сбыта собственной

продукции и конкурентов;

определяются перспективы расширения номенклатуры собственной

продукции и конкурентов.

Анализируя процесс конкурентной борьбы, определяются основные конкуренты, состояние их дел (стабильность, подъем или спад), выявля­ются собственные позиции, которые позволяют превзойти конкурентов, определяются основные направления хозяйственной деятельности и ре­сурсы для развития своих преимуществ и устранения недостатков.

Цель разработки данного подраздела - облегчить выбор подходя­щей стратегии конкурентной борьбы и предостеречь от различных прома­хов. Стратегия воздействия на конкурентов базируется на:

более низких издержках производства;

уникальности и высоком качестве продукции;

специализации производства узкой номенклатуры продукции.

Для обслуживающих предприятий изуча­ется потребность сельскохозяйственных предприятий в выполнении для них отдельных работ (услуг). Производится сравнение себестоимости вы­полнения работ (услуг) в хозяйствах и цен обслуживающих предприятий.

Изучается рынок материально-технических ресурсов, особенно цены продажи техники непосредственно заводами-изготовителями, пред­приятиями «Агроснаба», посредниками, промышленными и другими предприятиями, а также условия продажи: в кредит (кратко-, средне-, долгосрочный), под продукцию.

 

ЗАДАНИЕ 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

 

В этом задании нужно описать подробным образом путь, посредством которого ваше предприятие планирует производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Следует представить как можно более подробное описание производственного процесса с указанием узких, с технологической и организационной точек зрения, мест и путей их преодоления.

 

5.1.Месторасположение предприятия.

Месторасположение предприятия в значительной мере определяет эффективность сельскохозяйственного производства, особенно в рыноч­ных условиях, когда цены не учитывают различия, например, в транс­портных расходах. Поэтому показывается близость предприятия к потре­бителям, расстояние перевозки, наличие автомобильных дорог и железно­дорожных путей, удаленность от поставщиков техники и других матери­альных ресурсов. Данные представить в таблице.

 

  Характеристика
Транспортные связи  
Инженерные сети  
Необходимые ресурсы  
Поставщики  
Потребители продукции  

 

 

5.2. Машины и оборудование.

Определяется перечень и даются основные характеристики имею­щимся машинам и оборудованию. Рассчитывается потребное их количе­ство, производится сравнение с имеющимся перечнем и устанавливается потребное количество для приобретения.

Возможности обеспечения машинами и оборудованием различные: за собственные (наличные) средства, аренда, приобретение в кредит. При этом показываются условия приобретения, гарантии, обслуживание и ре­монт, обеспечение запасными частями, вспомогательными материалами (особенно при приобретении зарубежной техники). Возможности приоб­ретения в необходимые сроки.

 

5.3. Производственные площади и помещения.

Потребность в производственных площадях и помещениях устанав­ливается после выбора технологии производства продукции или выполне­ния механизированных работ, технологического процесса.

Рассчитывают потребность в следующих помещениях и их характе­ристики:

производственные;

для вспомогательного оборудования (насосов, вентиляторов, ко­тельных и т.д.);

складские помещения (теплые и холодные, открытые или закры­тые);

для размещения административного аппарата, инженерно-технических работников;

гаражи для хранения техники.

Устанавливается обеспечение помещениями и площадями за счет: имеющихся собственных и арендуемых (сроки аренды); реконструкции имеющихся; строительства новых; приобретения готовых; поиска партне­ров с необходимыми площадями и помещениями.

Внедряемые в сельскохозяйственное производство и обслуживаю­щие предприятия технологии, машины и оборудование требуют различ­ных материально-технических ресурсов. Поэтому бизнес-планы на их внедрение заполняются по тем разделам, которые имеют отношение к определенной технологии или виду техники. Например, потребность в производственных зданиях и помещениях устанавливается при составле­нии бизнес-планов производства продукции животноводства или перера­ботки. Но при внедрении техники в растениеводстве это не требуется и подраздел не показывается.

 

Характеристика, назначения Общая площадь Обеспечения Сроки Готовность Затраты
Источник Площадь Нач. Кон.
                 
                 
                 
                 

5.4. Кадровое обеспечение.

В любом деле, особенно в бизнесе «кадры решают все». Нередко инвесторы предоставляют средства не столько под проект, сколько под команду. Поэтому важно определить ключевые фигуры, ответственные за реализацию проекта, персонально: специалистов и механизаторов пред­приятия, учесть их опыт, знания, квалификацию и возможность выпол­нять работы по новой технологии или на новой технике.

При недостатке собственных кадров выявляются возможности по­полнения кадрами из работников других подразделений и других специ­альностей, центров занятости населения, профессионально-технических школ и других предприятий, а также переподготовки своих работников, особенно при внедрении зарубежных технологий и техники.

 

ЗАДАНИЕ 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

 

6.1.Команда управления и ведущие специалисты.

Команда, реализующая проект, является ключом к его успешной реализации. Здесь приводится перечень должностных лиц, фамилии и.о., задачи и функции, выполняемые ими; их краткая характеристика (год ро­ждения, образование, специальность, опыт работы, достижения).

 

6.2. Правовое обеспечение.

Указываются законодательные и нормативные акты, имеющие пра­вовую силу, а также другие документы, которые имеют отношение к дан­ному проекту:

· устав и учредительный договор предприятия;

· сертификат качества продукции;

· сертификат уровня производства;

· международная, федеральная, региональная или местная програм­мы;

· законодательные акты и другие решения органов власти;

· особенности налогообложения;

· гарантийные письма.

 

Документ и его реквизиты Краткое содержание и значение для проекта.
   

 

 

6.3. Партнеры по реализации проекта.

Потребности проекта, партнер (предприятие, Ф.И.О. руководителей, телефон / факс), форма и условия их.

 

6.4. Организационная структура реализации проекта.

При формировании структуры управления учитываются индивиду­альные и групповые интересы всех участников проекта (в том числе парт­неров и инвесторов), их опыт и традиции, социально-психологические особенности.

Большое значение имеет организация деятельности управленческой команды, распределение и механизм реализации обязанностей, прав и от­ветственности, принципы взаимодействия и взаиморасчетов с предпри­ятиями-партнерами.

Организационная структура и механизм ее функционирования должны способствовать:

сотрудничеству участников реализации проекта в достижении по­ставленных целей с минимальными затратами;

созданию условий для производства высококачественной и конку­рентоспособной продукции;

разработке, освоению и продвижению на рынок новых видов про­дукции.

Необходимо предусмотреть форму юридического обслуживания проекта, юридической защиты интересов, а также предусмотреть привле­чение необходимых консультантов.

 

6.5. График реализации проекта.

Устанавливаются основные этапы, сроки и ответственность за их выполнение, что позволяет контролировать их выполнение, предусматривать возможные сбои и уменьшать риски. Особое значение имеет объек­тивно установленная продолжительность каждой работы, а также их взаимосвязь.

Каждому этапу соответствует всего один объект инвестирования, а каждый объект относится только к определенному типу актива (земля, здания и сооружения, другие нематериальные активы, пре доплаченные расходы). Объект может включать в себя несколько этапов работ проекта.

 

Название этапа Дата Длительность Результат Ответственный
Начало Завершение
           
             

 

 

Название проекта Время в днях
          и т.д.                                      
  Закупка стройматериалов                                                  
  Строительство                                                  
  Транспортировка оборудования                                                  
  Установка оборудования                                                  

 

6.6. Организационно-технические мероприятия.

При внедрении новой техники могут иметь место убытки из-за су­ществующего диспаритета цен. Но необходимость производства продук­ции, на возделывании которой она применяется, требует разработки сис­темы организационно-технических мероприятий для снижения себестои­мости за счет других статей затрат: семян, кормов, накладных и прочих расходов. Поэтому может рассматриваться вопрос об изменении техноло­гии производства или производства альтернативных видов продукции, имеющих более низкую себестоимость и высокую рентабельность. Осо­бенное значение это имеет для кормопроизводства.

Способы организации работы машин устанавливаются следующие:

индивидуальный или групповой;

последовательное выполнение работ по отделениям (бригадам), культурам и участкам, а также для других хозяйств;

закрепление механизаторов, работающих на комбайнах и транс­портных средствах, при индивидуальном способе работы;

организация технического обслуживания и ремонта машин, заправ­ки топливно-смазочными материалами.

 

ЗАДАНИЕ 7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

 

В этом задании подробным образом следует описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность авторов проекта и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды.

Здесь же необходимо убедительно показать, что авторы проекта проделали большую аналитическую работу для формирования финансовых прогнозов и анализа финансовых результатов. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий. Предпочтительно представить результаты анализа чувствительности проекта, проведенного с использованием компьютера. Это является очень сильным средством убеждения.

 

7.1.Источники финансовых средств для реализации проекта.

Разработка инвестиционной политики предприятия включает опре­деление общего объема инвестиций предприятия, способов рационально­го использования накоплений, сочетания различных источников финанси­рования, привлечения заемных средств.

Структура и порядок составления финансового плана определяется видом финансовых средств, используемых для приобретения техники и других материальных ресурсов, необходимых для внедрения технологий. Финансовые средства, используемые для обновления сельскохозяйствен­ной техники, подразделяются на собственные и привлеченные. Собственные средства включают в себя амортизационные отчисления и чистую прибыль. К привлеченным средствам относят кредиты банков (включая иностранные), заемные средства других предприятий, средства заинтересованных инвесторов, поддержка из федерального и региональ­ных бюджетов (в том числе и лизинга), взносы акционеров и т.д.

Источники финансовых средств (на начало реализации проекта) (тыс., руб.)

Собственные средства

1. Выручка от реализации акций (взнос в уставный капитал в денежной форме)

2. Нераспределенная прибыль (фонд накопления)

3. Неиспользованная амортизация основных средств

4. Амортизация нематериальных активов

5. Результат от продажи основных средств

6. Собственные средства, всего

(сумма показателей пунктов 1-5)

Заемные и привлеченные средства

7. Кредиты банков (по всем видам кредитов)

8. Заемные средства других организаций

9. Долевое участие в строительстве

10. Прочие

11. Заемные и привлеченные средства, всего (сумма показателей пунктов 7-10)

12. Предполагаемая государственная поддержка проекта (из федерального и региональных бюдже­тов)

13. Итого

(сумма показателей пунктов 6, 11,12)

На первой стадии составления финансового плана проводится ана­лиз собственных финансовых средств и основных направлений их исполь­зования, устанавливается их возможный размер на приобретение техники и пополнение оборотных средств (семена, удобрение, горючее и смазоч­ные материалы, запасные части и т.д.), на выплату заработной платы.

 

Расходы на персонал

  Кол-во чел. Оклад Регулярность выплат Использование Сумма Приме-чание
Тыс. руб. $US С мес. По мес. Тыс. руб. $US
8.2.1. Управленческий персонал
                   
8.2.2. Производственный персонал
                   
8.2.3. Персонал по маркетингу и прочие сотрудники
                   
 
ВСЕГО расходы на персонал      

 

По­том рассматриваются последовательно другие источники по степени их доступности и условиям возврата; выбирают наиболее целесообразные. Определяются необходимые суммы кредитов: долго- и краткосрочных, размер платы процентов за кредит, размер возврата кредитов и процентов по срокам, возможности приобретения техники по лизингу.

Намечаемый предприятием объем инвестиций должен соотноситься с объемом активов и, как правило, в случае инвестиционных неудач не может приводить к утрате прав собственности на предприятие.

Выбор вариантов привлечения коммерческих кредитов и займов как источника финансирования инвестиционной деятельности (объем привле­каемых средств, процентная ставка, начало и конец выплаты процентов и погашения основного долга) ориентируется на получение максимального эффекта от собственных средств предприятия, направляемых на инвести­рование.

 

7.2. Управление реализацией инвестиционного проекта.

Календарный план денежных поступлений и платежей («поток на­личности») включает три блока расчетов, относящихся соответственно к производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности. Расчеты по каждому блоку завершаются определением сальдо притока и

оттока средств.

Сальдо поступлений и платежей от производственно-сбытовой дея­тельности представляет собой сумму чистой прибыли и амортизации по годам.

Сальдо инвестиционной деятельности определяется путем вычита­ния инвестируемых собственных средств (кроме реинвестируемых чистой прибыли и амортизации) из полного объема инвестиций.

Сальдо финансовой деятельности равно разности между суммой за­емных средств, включая продажу выпущенных акций, для инвестирова­ния и суммой средств, необходимых для погашения долга, уплаты про­центов и выплаты дивидендов.

Условием успеха инвестиционного проекта служит положительное значение общего сальдо потока, которое определяется суммированием итоговых величин по производственно-сбытовой, инвестиционной и фи­нансовой деятельности.

Все финансовые операции, проводимые на внутреннем рынке,
включая поступления от реализации продукции и затраты на приобретения на внутреннем рынке материально-технических ресурсов, привлече­ние акционерного или заемного капитала, а также оплату услуг рекомендуется проводить в рублях.

Платежи по экспортно-импортным операциям, а также операции по привлечению капитала и займов в иностранной валюте, осуществляются во второй валюте для внешнего рынка (доллары США или другая валюта).

Основной особенностью проведения финансовой деятельности яв­ляется существенное значение временного фактора, поскольку покупа­тельная способность рубля изменяется быстро в условиях высокой ин­фляции. Темпы инфляции являются неоднородными и поэтому они назна­чаются на разные объекты каждому свои:

сбыт (изменение цен на продукцию и услуги);

прямые затраты (изменение стоимости ресурсов - семян, кормов, горючего и смазочных материалов, запчастей, удобрений, электроэнергии и т.д.);

оплата труда (изменение ее уровня);

основные средства.

Инфляцию необходимо брать не среднестатистическую по России, а конкретную в регионе, районе, хозяйстве. За базу принимаются значения цен за последние полгода.

Инфляция

Объект инфляции Инфляция по годам с начала проекта
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й и далее
Сбыт            
Прямые издержки          
Общие издержки          
Заработная плата          
Недвижимость            
Энергоносители            

 

 

7.3. Калькуляция затрат на производство продукции.

Расчет затрат на производство сельскохозяйственной продукции производится в соответствии с «Методическими рекомендациями по пла­нированию, учету и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве» и «Планом произ­водственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предпри­ятия на 1999 год»: форма № 2. «Основные показатели производственной программы. Производство и себестоимость продукции растениеводства»; форма 11. «Производство и себестоимость продукции животноводства».

Для расчета затрат на эксплуатацию машин и оборудования ис­пользуют форму калькуляции, эти затраты включаются в статью «Содержание основных средств».

Статьи затрат себестоимости подразделяются на постоянные и пе­ременные. Постоянные затраты на производство продукции - затраты на организацию производства и управления, семена, амортизационные от­числения, затраты на ремонт основных средств, расходы на рекламу, вы­платы процентов за кредит, арендная плата, средства защиты растений и животных и другие.

Переменные затраты связаны непосредственно с производством конкретной продукции. В состав этих затрат входят стоимость удобрений, горючего и смазочных материалов, кормов, топлива, электроэнергии и других материалов, а также оплата труда основных рабочих с отчисле­ниями на социальные нужды, работы и услуги вспомогательных произ­водств и сторонних организаций, прочие затраты.

При составлении бизнес-планов исчисляется полная себестоимость продукции, на производстве которой планируется внедрение технологий и сельскохозяйственной техники.

Если отдельные машины и оборудование не оказывают влияния на качество и объемы производимой продукции, то в этом случае рассчиты­вают только расходы на эксплуатацию (содержание).

 

7.4. Отчет о прибылях и убытках.

Отчет отражает производственную деятельность предприятия при внедрении новых технологий, машин и оборудования, а также показывает их эффективность (покрытие производственных затрат доходами от реа­лизации полученной продукции или работ, услуг), полученную прибыль: балансовую (до выплаты налогов) и чистую.

 

Показатели прибыльности проекта

  Наименование       Первоначальное состояние (факт за прошлый год)       1-ый год         2-ой год       3-ий год       4-ый год       5-ый год  
I.Выручка от реализации продукции (валовой объем продаж)                        
2.Потери и налоги с продаж                          
3. Чистый объем продаж                          
4. Полная себестоимость-                          
всего,                          
в том числе:                          
содержание основных                          
Средств                          
из них:                          
Затраты на содержание                          
машин и оборудования                          
5.Прибыль до выплаты налогов                          
                       
б. Налоги из прибыли                          
7.Чистая прибыль                        

 

Размер получаемой прибыли определяется по снижению себестои­мости (расходов на содержание машин и оборудования).

Прибыль определяется следующими способами:

для реализуемой продукции, производимой по новым технологиям, а также с применением комплексов или отдельных машин, которые ока­зывают влияние на ее объем и качество - по разнице между выручкой и себестоимостью;

при выполнении работ отдельными машинами, которые не оказы­вают влияние на объемы и качество производимой продукции и учете за­трат по всем статьям себестоимости, кроме расходов на эксплуатацию машин и оборудования - получаемый прирост балансовой прибыли при­равнивают к увеличению снижению эксплуатационных затрат. Для определе­ния чистой прибыли (снижения эксплуатационных затрат) балансовая прибыль уменьшается пропорционально доли налогов в общей прибыли по хозяйству.

При определении доходов учитывают другие поступления от вы­полнения работ внедряемой техникой (например, при ее неполной загруз­ке стоимость работ для других сельскохозяйственных предприятий).

 

7.5. Возможность получения государственной поддержки в соот­ветствии с Бюджетом развития.

 

7.5.1. Государственная поддержка содействует улучшению резуль­татов инвестиционной деятельности предприятия. При разработке инве­стиционной политики обосновывается соответствие предприятия и реали­зуемых им проектов обязательным требованиям к претендентам на полу­чение субсидий, льгот и гарантий за счет бюджета Российской Федера­ции, в том числе бюджетных целевых фондов. Государственная поддерж­ка может оказываться предприятиям, не имеющим задолженности перед федеральным бюджетом.

Наряду с использованием средств федерального бюджета развития инвестиционная политика предприятия при возможности предусматрива­ет привлечение средств регионального бюджета и местного органа власти.

7.5.2. Основаниями для поддержки инвестиционной деятельности за счет средств федерального и регионального бюджетов служат:

характер производства, принадлежность к кризисным отраслям аграрно-промышленного комплекса;

характер продукции, намечаемой к выпуску при реализации вы­сокоэффективных коммерческих проектов (уникальная, экспортная, им­портозамещающая, пользующаяся спросом на внутреннем рынке);

характер хозяйственной деятельности (субъекты малого и средне­го предпринимательства).

7.5.3. Формами поддержки инвестиционной деятельности за счет федерального и регионального бюджетов являются:

субсидирование бесприбыльных проектов за счет средств, полу­ченных от международных организаций;

приобретение на ограниченный срок государством части пакета акций, выпущенного предприятием в связи с реализацией конкретного инвестиционного проекта;

предоставление льготного инвестиционного или конверсионного

кредита;

гарантирование частичного возмещения кредиторам средств, по­терянных заемщиком (по не зависящим от него причинам) при реализации инвестиционного проекта;

гарантирование погашения связанных кредитов, предоставленных предприятиям иностранными банками;

протекции государства отечественным производителям (ограниче­ние импорта, увеличение пошлин);

экспортные льготы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: