В этом задании нужно анализировать рынок. Задачей изучения рынка является подтверждение возможности сбыта намечаемой к производству продукции и услуг.
Исследование рынка включает три основных блока: анализ спроса на продукцию и услуги, тенденций его развития; описание структуры рынка; защищенность выбранного целевого рынка от конкурентов.
4.1 Анализ рынка.
При проведении анализа оцениваются:
· границы рынка реализации предприятия аналогичной продукции, работ и услуг;
· объем реализации продукции и услуг на соответствующем рынке в течение предыдущих трех лет;
· динамика спроса, прогнозируемая на период намеченной инвестиционной политики;
· наличие конкурентов;
· уровень намеченной к выпуску продукции и услуг;
· возможности повышения конкурентоспособности и расширения рынка сбыта в рамках конкретных инвестиционных проектов.
4.2 Определение структуры рынка.
Определение спроса на продукцию сопровождается описанием структуры рынка, его основных сегментов и анализов форм и методов сбыта. Сегмент – это выделенная часть рынка. Которая может быть сформирована по множеству признаков. Объектами сегментации является потребители и продукция. Потребители могут группироваться по географическому и демографическому признаку; продукция – по характеру использования и области применения. Основным смыслом процедуры сегментирования рынка является определение потребителей данной продукции и их разделение на четкие группы покупателей, которые предъявляют неодинаковые требования к продукции; и для каждой из которых требуется оценить динамику спроса на выбранных сегментах и выделить конкретный товар для выхода на эти сегменты.
Наиболее распространенными критериями сегментации являются количественные параметры сегмента и доступность их для собственного предприятия.
Количественные параметры сегмента. К ним относятся емкость сегмента, т.е. количество потенциальных потребителей, объем реализации продукции подразделяются на индивидуальные и оптовые потребительские сегменты.
Производимая сельскохозяйственными предприятиями продукция подразделяется на два вида:
реализуемая потребителями по различным каналам;
используемая для собственного потребления или для производства товарной продукции
При этом показывается характеристика намечаемой к производству продукции, возможные ее покупатели и объемы реализации: федеральные и региональные службы; предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции; торговые предприятия; различные посредники; непосредственное население.
Для используемой в предприятии продукции устанавливается ее потребный объем исходя из необходимого ее объемов для производства товарной продукции и собственных нужд, изучается рынок продукции, на производство которой внедряют новые технологии, комплексы или отдельные машины на производстве данной продукции. Это позволит убедить в целесообразности совершенствования технологии или технического переоснащения производства данного вида продукции.
Доступность сегмента. Доступность сегмента определяется возможность получения каналов распределения сбыта продукции. Предприятие определяет находится ли в его распоряжение достаточное количество каналов сбыта своей продукции в форме торговых посредников или собственной сбытовой сети и мощность этих каналов, их способность обеспечить реализацию своего объема продукции, производственной с учетом имеющейся емкостью сегмента рынка, надежность системы доставки продукции потребителям.
Конечная цель процедуры сегмента – выделить те группы потребителей, спрос со стороны которых, на продукцию будет расти. Наиболее удачный итог сегментирования – выявление сегментов с невысокой конкуренцией и положительной динамикой спроса. В этом случае у предприятия появляется свой перспективный целевой рынок. На освоение этого рынка предприятие сосредотачивает свои усилия.
4.3. Защищенность выбранного целевого рынка от конкурентов.
Руководство предприятия уясняет совместимость своего целевого
рынка с рынком основных конкурентов, то есть определяет насколько продвижение своей продукции и услуг затрагивает интересы конкурентов. Составляется список главных конкурентов и их продукции. Затем проводится оценка конкурентов:
определяется преимущество планируемой к производству продукции над продукцией конкурента. При этом отмечается что в ней является особенным и уникальным;
сравниваются цены на собственную продукцию с ценами на продукцию конкурентов;
сравниваются условия реализации собственной продукции с конкурирующей;
анализируются ошибки конкурентов;
анализируется постановка рекламы и организация сбыта собственной
продукции и конкурентов;
определяются перспективы расширения номенклатуры собственной
продукции и конкурентов.
Анализируя процесс конкурентной борьбы, определяются основные конкуренты, состояние их дел (стабильность, подъем или спад), выявляются собственные позиции, которые позволяют превзойти конкурентов, определяются основные направления хозяйственной деятельности и ресурсы для развития своих преимуществ и устранения недостатков.
Цель разработки данного подраздела - облегчить выбор подходящей стратегии конкурентной борьбы и предостеречь от различных промахов. Стратегия воздействия на конкурентов базируется на:
более низких издержках производства;
уникальности и высоком качестве продукции;
специализации производства узкой номенклатуры продукции.
Для обслуживающих предприятий изучается потребность сельскохозяйственных предприятий в выполнении для них отдельных работ (услуг). Производится сравнение себестоимости выполнения работ (услуг) в хозяйствах и цен обслуживающих предприятий.
Изучается рынок материально-технических ресурсов, особенно цены продажи техники непосредственно заводами-изготовителями, предприятиями «Агроснаба», посредниками, промышленными и другими предприятиями, а также условия продажи: в кредит (кратко-, средне-, долгосрочный), под продукцию.
ЗАДАНИЕ 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
В этом задании нужно описать подробным образом путь, посредством которого ваше предприятие планирует производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Следует представить как можно более подробное описание производственного процесса с указанием узких, с технологической и организационной точек зрения, мест и путей их преодоления.
5.1.Месторасположение предприятия.
Месторасположение предприятия в значительной мере определяет эффективность сельскохозяйственного производства, особенно в рыночных условиях, когда цены не учитывают различия, например, в транспортных расходах. Поэтому показывается близость предприятия к потребителям, расстояние перевозки, наличие автомобильных дорог и железнодорожных путей, удаленность от поставщиков техники и других материальных ресурсов. Данные представить в таблице.
Характеристика | |
Транспортные связи | |
Инженерные сети | |
Необходимые ресурсы | |
Поставщики | |
Потребители продукции |
5.2. Машины и оборудование.
Определяется перечень и даются основные характеристики имеющимся машинам и оборудованию. Рассчитывается потребное их количество, производится сравнение с имеющимся перечнем и устанавливается потребное количество для приобретения.
Возможности обеспечения машинами и оборудованием различные: за собственные (наличные) средства, аренда, приобретение в кредит. При этом показываются условия приобретения, гарантии, обслуживание и ремонт, обеспечение запасными частями, вспомогательными материалами (особенно при приобретении зарубежной техники). Возможности приобретения в необходимые сроки.
5.3. Производственные площади и помещения.
Потребность в производственных площадях и помещениях устанавливается после выбора технологии производства продукции или выполнения механизированных работ, технологического процесса.
Рассчитывают потребность в следующих помещениях и их характеристики:
производственные;
для вспомогательного оборудования (насосов, вентиляторов, котельных и т.д.);
складские помещения (теплые и холодные, открытые или закрытые);
для размещения административного аппарата, инженерно-технических работников;
гаражи для хранения техники.
Устанавливается обеспечение помещениями и площадями за счет: имеющихся собственных и арендуемых (сроки аренды); реконструкции имеющихся; строительства новых; приобретения готовых; поиска партнеров с необходимыми площадями и помещениями.
Внедряемые в сельскохозяйственное производство и обслуживающие предприятия технологии, машины и оборудование требуют различных материально-технических ресурсов. Поэтому бизнес-планы на их внедрение заполняются по тем разделам, которые имеют отношение к определенной технологии или виду техники. Например, потребность в производственных зданиях и помещениях устанавливается при составлении бизнес-планов производства продукции животноводства или переработки. Но при внедрении техники в растениеводстве это не требуется и подраздел не показывается.
№ | Характеристика, назначения | Общая площадь | Обеспечения | Сроки | Готовность | Затраты | ||
Источник | Площадь | Нач. | Кон. | |||||
5.4. Кадровое обеспечение.
В любом деле, особенно в бизнесе «кадры решают все». Нередко инвесторы предоставляют средства не столько под проект, сколько под команду. Поэтому важно определить ключевые фигуры, ответственные за реализацию проекта, персонально: специалистов и механизаторов предприятия, учесть их опыт, знания, квалификацию и возможность выполнять работы по новой технологии или на новой технике.
При недостатке собственных кадров выявляются возможности пополнения кадрами из работников других подразделений и других специальностей, центров занятости населения, профессионально-технических школ и других предприятий, а также переподготовки своих работников, особенно при внедрении зарубежных технологий и техники.
ЗАДАНИЕ 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
6.1.Команда управления и ведущие специалисты.
Команда, реализующая проект, является ключом к его успешной реализации. Здесь приводится перечень должностных лиц, фамилии и.о., задачи и функции, выполняемые ими; их краткая характеристика (год рождения, образование, специальность, опыт работы, достижения).
6.2. Правовое обеспечение.
Указываются законодательные и нормативные акты, имеющие правовую силу, а также другие документы, которые имеют отношение к данному проекту:
· устав и учредительный договор предприятия;
· сертификат качества продукции;
· сертификат уровня производства;
· международная, федеральная, региональная или местная программы;
· законодательные акты и другие решения органов власти;
· особенности налогообложения;
· гарантийные письма.
Документ и его реквизиты | Краткое содержание и значение для проекта. |
6.3. Партнеры по реализации проекта.
Потребности проекта, партнер (предприятие, Ф.И.О. руководителей, телефон / факс), форма и условия их.
6.4. Организационная структура реализации проекта.
При формировании структуры управления учитываются индивидуальные и групповые интересы всех участников проекта (в том числе партнеров и инвесторов), их опыт и традиции, социально-психологические особенности.
Большое значение имеет организация деятельности управленческой команды, распределение и механизм реализации обязанностей, прав и ответственности, принципы взаимодействия и взаиморасчетов с предприятиями-партнерами.
Организационная структура и механизм ее функционирования должны способствовать:
сотрудничеству участников реализации проекта в достижении поставленных целей с минимальными затратами;
созданию условий для производства высококачественной и конкурентоспособной продукции;
разработке, освоению и продвижению на рынок новых видов продукции.
Необходимо предусмотреть форму юридического обслуживания проекта, юридической защиты интересов, а также предусмотреть привлечение необходимых консультантов.
6.5. График реализации проекта.
Устанавливаются основные этапы, сроки и ответственность за их выполнение, что позволяет контролировать их выполнение, предусматривать возможные сбои и уменьшать риски. Особое значение имеет объективно установленная продолжительность каждой работы, а также их взаимосвязь.
Каждому этапу соответствует всего один объект инвестирования, а каждый объект относится только к определенному типу актива (земля, здания и сооружения, другие нематериальные активы, пре доплаченные расходы). Объект может включать в себя несколько этапов работ проекта.
№ | Название этапа | Дата | Длительность | Результат | Ответственный | |
Начало | Завершение | |||||
№ | Название проекта | Время в днях | ||||||||||||||||||||||||
и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||
Закупка стройматериалов | ||||||||||||||||||||||||||
Строительство | ||||||||||||||||||||||||||
Транспортировка оборудования | ||||||||||||||||||||||||||
Установка оборудования |
6.6. Организационно-технические мероприятия.
При внедрении новой техники могут иметь место убытки из-за существующего диспаритета цен. Но необходимость производства продукции, на возделывании которой она применяется, требует разработки системы организационно-технических мероприятий для снижения себестоимости за счет других статей затрат: семян, кормов, накладных и прочих расходов. Поэтому может рассматриваться вопрос об изменении технологии производства или производства альтернативных видов продукции, имеющих более низкую себестоимость и высокую рентабельность. Особенное значение это имеет для кормопроизводства.
Способы организации работы машин устанавливаются следующие:
индивидуальный или групповой;
последовательное выполнение работ по отделениям (бригадам), культурам и участкам, а также для других хозяйств;
закрепление механизаторов, работающих на комбайнах и транспортных средствах, при индивидуальном способе работы;
организация технического обслуживания и ремонта машин, заправки топливно-смазочными материалами.
ЗАДАНИЕ 7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
В этом задании подробным образом следует описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность авторов проекта и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды.
Здесь же необходимо убедительно показать, что авторы проекта проделали большую аналитическую работу для формирования финансовых прогнозов и анализа финансовых результатов. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий. Предпочтительно представить результаты анализа чувствительности проекта, проведенного с использованием компьютера. Это является очень сильным средством убеждения.
7.1.Источники финансовых средств для реализации проекта.
Разработка инвестиционной политики предприятия включает определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечения заемных средств.
Структура и порядок составления финансового плана определяется видом финансовых средств, используемых для приобретения техники и других материальных ресурсов, необходимых для внедрения технологий. Финансовые средства, используемые для обновления сельскохозяйственной техники, подразделяются на собственные и привлеченные. Собственные средства включают в себя амортизационные отчисления и чистую прибыль. К привлеченным средствам относят кредиты банков (включая иностранные), заемные средства других предприятий, средства заинтересованных инвесторов, поддержка из федерального и региональных бюджетов (в том числе и лизинга), взносы акционеров и т.д.
Источники финансовых средств (на начало реализации проекта) (тыс., руб.)
Собственные средства
1. Выручка от реализации акций (взнос в уставный капитал в денежной форме)
2. Нераспределенная прибыль (фонд накопления)
3. Неиспользованная амортизация основных средств
4. Амортизация нематериальных активов
5. Результат от продажи основных средств
6. Собственные средства, всего
(сумма показателей пунктов 1-5)
Заемные и привлеченные средства
7. Кредиты банков (по всем видам кредитов)
8. Заемные средства других организаций
9. Долевое участие в строительстве
10. Прочие
11. Заемные и привлеченные средства, всего (сумма показателей пунктов 7-10)
12. Предполагаемая государственная поддержка проекта (из федерального и региональных бюджетов)
13. Итого
(сумма показателей пунктов 6, 11,12)
На первой стадии составления финансового плана проводится анализ собственных финансовых средств и основных направлений их использования, устанавливается их возможный размер на приобретение техники и пополнение оборотных средств (семена, удобрение, горючее и смазочные материалы, запасные части и т.д.), на выплату заработной платы.
Расходы на персонал
Кол-во чел. | Оклад | Регулярность выплат | Использование | Сумма | Приме-чание | ||||
Тыс. руб. | $US | С мес. | По мес. | Тыс. руб. | $US | ||||
8.2.1. Управленческий персонал | |||||||||
8.2.2. Производственный персонал | |||||||||
8.2.3. Персонал по маркетингу и прочие сотрудники | |||||||||
ВСЕГО расходы на персонал |
Потом рассматриваются последовательно другие источники по степени их доступности и условиям возврата; выбирают наиболее целесообразные. Определяются необходимые суммы кредитов: долго- и краткосрочных, размер платы процентов за кредит, размер возврата кредитов и процентов по срокам, возможности приобретения техники по лизингу.
Намечаемый предприятием объем инвестиций должен соотноситься с объемом активов и, как правило, в случае инвестиционных неудач не может приводить к утрате прав собственности на предприятие.
Выбор вариантов привлечения коммерческих кредитов и займов как источника финансирования инвестиционной деятельности (объем привлекаемых средств, процентная ставка, начало и конец выплаты процентов и погашения основного долга) ориентируется на получение максимального эффекта от собственных средств предприятия, направляемых на инвестирование.
7.2. Управление реализацией инвестиционного проекта.
Календарный план денежных поступлений и платежей («поток наличности») включает три блока расчетов, относящихся соответственно к производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности. Расчеты по каждому блоку завершаются определением сальдо притока и
оттока средств.
Сальдо поступлений и платежей от производственно-сбытовой деятельности представляет собой сумму чистой прибыли и амортизации по годам.
Сальдо инвестиционной деятельности определяется путем вычитания инвестируемых собственных средств (кроме реинвестируемых чистой прибыли и амортизации) из полного объема инвестиций.
Сальдо финансовой деятельности равно разности между суммой заемных средств, включая продажу выпущенных акций, для инвестирования и суммой средств, необходимых для погашения долга, уплаты процентов и выплаты дивидендов.
Условием успеха инвестиционного проекта служит положительное значение общего сальдо потока, которое определяется суммированием итоговых величин по производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности.
Все финансовые операции, проводимые на внутреннем рынке,
включая поступления от реализации продукции и затраты на приобретения на внутреннем рынке материально-технических ресурсов, привлечение акционерного или заемного капитала, а также оплату услуг рекомендуется проводить в рублях.
Платежи по экспортно-импортным операциям, а также операции по привлечению капитала и займов в иностранной валюте, осуществляются во второй валюте для внешнего рынка (доллары США или другая валюта).
Основной особенностью проведения финансовой деятельности является существенное значение временного фактора, поскольку покупательная способность рубля изменяется быстро в условиях высокой инфляции. Темпы инфляции являются неоднородными и поэтому они назначаются на разные объекты каждому свои:
сбыт (изменение цен на продукцию и услуги);
прямые затраты (изменение стоимости ресурсов - семян, кормов, горючего и смазочных материалов, запчастей, удобрений, электроэнергии и т.д.);
оплата труда (изменение ее уровня);
основные средства.
Инфляцию необходимо брать не среднестатистическую по России, а конкретную в регионе, районе, хозяйстве. За базу принимаются значения цен за последние полгода.
Инфляция
Объект инфляции | Инфляция по годам с начала проекта | ||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й и далее | |
Сбыт | |||||
Прямые издержки | |||||
Общие издержки | |||||
Заработная плата | |||||
Недвижимость | |||||
Энергоносители |
7.3. Калькуляция затрат на производство продукции.
Расчет затрат на производство сельскохозяйственной продукции производится в соответствии с «Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве» и «Планом производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия на 1999 год»: форма № 2. «Основные показатели производственной программы. Производство и себестоимость продукции растениеводства»; форма 11. «Производство и себестоимость продукции животноводства».
Для расчета затрат на эксплуатацию машин и оборудования используют форму калькуляции, эти затраты включаются в статью «Содержание основных средств».
Статьи затрат себестоимости подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные затраты на производство продукции - затраты на организацию производства и управления, семена, амортизационные отчисления, затраты на ремонт основных средств, расходы на рекламу, выплаты процентов за кредит, арендная плата, средства защиты растений и животных и другие.
Переменные затраты связаны непосредственно с производством конкретной продукции. В состав этих затрат входят стоимость удобрений, горючего и смазочных материалов, кормов, топлива, электроэнергии и других материалов, а также оплата труда основных рабочих с отчислениями на социальные нужды, работы и услуги вспомогательных производств и сторонних организаций, прочие затраты.
При составлении бизнес-планов исчисляется полная себестоимость продукции, на производстве которой планируется внедрение технологий и сельскохозяйственной техники.
Если отдельные машины и оборудование не оказывают влияния на качество и объемы производимой продукции, то в этом случае рассчитывают только расходы на эксплуатацию (содержание).
7.4. Отчет о прибылях и убытках.
Отчет отражает производственную деятельность предприятия при внедрении новых технологий, машин и оборудования, а также показывает их эффективность (покрытие производственных затрат доходами от реализации полученной продукции или работ, услуг), полученную прибыль: балансовую (до выплаты налогов) и чистую.
Показатели прибыльности проекта
Наименование | Первоначальное состояние (факт за прошлый год) | 1-ый год | 2-ой год | 3-ий год | 4-ый год | 5-ый год |
I.Выручка от реализации продукции (валовой объем продаж) | ||||||
2.Потери и налоги с продаж | ||||||
3. Чистый объем продаж | ||||||
4. Полная себестоимость- | ||||||
всего, | ||||||
в том числе: | ||||||
содержание основных | ||||||
Средств | ||||||
из них: | ||||||
Затраты на содержание | ||||||
машин и оборудования | ||||||
5.Прибыль до выплаты налогов | ||||||
б. Налоги из прибыли | ||||||
7.Чистая прибыль |
Размер получаемой прибыли определяется по снижению себестоимости (расходов на содержание машин и оборудования).
Прибыль определяется следующими способами:
для реализуемой продукции, производимой по новым технологиям, а также с применением комплексов или отдельных машин, которые оказывают влияние на ее объем и качество - по разнице между выручкой и себестоимостью;
при выполнении работ отдельными машинами, которые не оказывают влияние на объемы и качество производимой продукции и учете затрат по всем статьям себестоимости, кроме расходов на эксплуатацию машин и оборудования - получаемый прирост балансовой прибыли приравнивают к увеличению снижению эксплуатационных затрат. Для определения чистой прибыли (снижения эксплуатационных затрат) балансовая прибыль уменьшается пропорционально доли налогов в общей прибыли по хозяйству.
При определении доходов учитывают другие поступления от выполнения работ внедряемой техникой (например, при ее неполной загрузке стоимость работ для других сельскохозяйственных предприятий).
7.5. Возможность получения государственной поддержки в соответствии с Бюджетом развития.
7.5.1. Государственная поддержка содействует улучшению результатов инвестиционной деятельности предприятия. При разработке инвестиционной политики обосновывается соответствие предприятия и реализуемых им проектов обязательным требованиям к претендентам на получение субсидий, льгот и гарантий за счет бюджета Российской Федерации, в том числе бюджетных целевых фондов. Государственная поддержка может оказываться предприятиям, не имеющим задолженности перед федеральным бюджетом.
Наряду с использованием средств федерального бюджета развития инвестиционная политика предприятия при возможности предусматривает привлечение средств регионального бюджета и местного органа власти.
7.5.2. Основаниями для поддержки инвестиционной деятельности за счет средств федерального и регионального бюджетов служат:
характер производства, принадлежность к кризисным отраслям аграрно-промышленного комплекса;
характер продукции, намечаемой к выпуску при реализации высокоэффективных коммерческих проектов (уникальная, экспортная, импортозамещающая, пользующаяся спросом на внутреннем рынке);
характер хозяйственной деятельности (субъекты малого и среднего предпринимательства).
7.5.3. Формами поддержки инвестиционной деятельности за счет федерального и регионального бюджетов являются:
субсидирование бесприбыльных проектов за счет средств, полученных от международных организаций;
приобретение на ограниченный срок государством части пакета акций, выпущенного предприятием в связи с реализацией конкретного инвестиционного проекта;
предоставление льготного инвестиционного или конверсионного
кредита;
гарантирование частичного возмещения кредиторам средств, потерянных заемщиком (по не зависящим от него причинам) при реализации инвестиционного проекта;
гарантирование погашения связанных кредитов, предоставленных предприятиям иностранными банками;
протекции государства отечественным производителям (ограничение импорта, увеличение пошлин);
экспортные льготы.