Формирование финансового баланса




Предмет, задачи, структура учебной дисциплины и ее связь со смежными дисциплинами.

 

Прогнозирование и планирование решает важные задачи жизни общества. В настоящее время эта наука во многих странах мира стала признанным экономическим учением, основой научного предвидения развития общественных отношений.

Дисциплина «Бюджетное планирование и прогнозирование» входит в комплекс дисциплин специализации «Государственные и муниципальные финансы». Курс представляет собой изложение основ идеологии, методологии, методики, технологии планирования и прогнозирования бюджетов всех уровней.

Цель дисциплины – изучение основ государственного бюджетного прогнозирования и планирования, средств, методов и технологии обоснования прогнозных и плановых решений, приобретение навыков разработки планов и прогнозов, составления плановых программ.

Задачи дисциплины:

- овладение понятийным аппаратом, описывающим механизм бюджетного планирования и прогнозирования;

- ознакомление с системой государственного планирования и прогнозирования в РФ и развитых зарубежных странах; с методами и принципами прогнозирования и планирования и использования их при составлении прогнозов и планов.

- усвоение направлений взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на показатели бюджета;

- изучение особенностей формирования бюджетов разного уровня;

- приобретение навыков работы с финансовыми документами в бюджетной сфере;

- ознакомление с задачами, организацией работы и полномочиями законодательных и исполнительных органов власти в сфере составления, рассмотрения и утверждения бюджета;

- формирование умений планировать бюджетные показатели, принимать финансово обоснованные решения.

Решение поставленных задач направлено на реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105.65 «Финансы и кредит» к уровню подготовки специалистов по данной специальности.

Изучение курса предусматривает широкое использование межпредметных связей. Курс «Бюджетное прогнозирование и планирование» выполняет важную роль в подготовке специалистов, так как он использует совокупность теоретических знаний и практических навыков студентов по математическим и организационно-экономическим дисциплинам. А именно, курс опирается на знание положений таких учебных дисциплин как «Финансы», «Бюджетное право», «Налоги и налогообложение», «Бюджетная система РФ», «Финансы бюджетных учреждений», «Статистика», «Экономический анализ», «Эконометрика».

Получаемые знания: методология бюджетного планирования, прогнозирования и программирования; экспертные, статистические, нормативные и другие методы бюджетного планирования и прогнозирования; обоснование и выбор методов прогнозирования; математический аппарат обработки информации и расчета прогнозов, механизм составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов разного уровня.

Получаемые умения: бюджетный анализ; выбор методов прогнозирования в зависимости от уровня сложности задачи, требуемой глубины прогноза и характера информации; исполнение механизма разработки проектов бюджетов; расчет прогнозов по выделенным моделям; ориентироваться в потоке финансовой информации, изменениях нормативно-правового характера.

Получаемые навыки: определение видов прогнозных моделей, расчет прогнозов на ЭВМ; расшифровка и интерпретация прогнозных расчетов.

Таким образом, изучение этой дисциплины позволит студентам знать теоретические и методологические основы государственного прогнозирования и планирования; владеть приемами разработки бюджетных прогнозов, планов и программ. При разработке научных гипотез, прогнозов, концепций, программ и планов вся совокупность знаний студентов получит систематизацию и целостность, что является важной основой для подготовки к профессиональной деятельности.

Планирование и прогнозирование как формы предвидения

В предвидении будущего экономической системы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой — является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию: применяется на этапе анализа среды и определения предпосылок для формирования стратегии системы; осуществляется на стадии реализации планов оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей и имеет целью организацию дополнительных управляющих воздействий на ликвидацию отклонений.

Прогноз — это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы. Известный отечественный футуролог И. Бестужев-Лада разделил прогнозирование и планирование как предсказание и предуказание. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание. Предуказание, включающее в себя планирование и его элементы — целеполагание, программирование, проектирование, основано на принятии решений о проблемах, выявленных на стадии предсказания, на учете всех критических аспектов будущего.

Прогноз — это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии экономического субъекта и его среды в будущий период времени. Для предсказания будущего экономической системы используются следующие типы прогнозирования [5, с. 50–51]:

1) прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Такой тип прогнозирования может использоваться для непо­средственного предсказания менеджерами и другими участниками экономической организации будущих результатов ее деятельности;

2) поисковое прогнозирование — способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и посте­пенно проникает в будущее.

Поисковое прогнозирование может быть двух видов: традиционным или экстраполятивным и новаторским — альтернативным.

Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Данный подход означает, во-первых, оценку прошлых показателей деятельности экономических субъектов и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее.

Несмотря на возникновение альтернативного подхода, экстра­полятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе отражается в большинстве методов прогнозирования. В основном данный метод используется при прогнозировании ма­кроэкономических показателей (ВВП, НД, инфляция, уровень без­работицы и др.).

Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и вну­тренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и вследствие этого:

— развитие экономических субъектов происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто;

— существует определенное число вариантов будущего разви­тия экономических субъектов.

Альтернативный подход сравнительно молод (его широкое при­менение началось в 1980-е гг.), однако он быстро завоевывает по­пулярность в практике планирования.

Новаторский подход предполагает разработку вариантов раз­вития объекта, отличающихся различными значениями прогнози­руемых факторов на исследуемый показатель, а также степенью и характером влияния управляющего органа на параметры развития (благоприятные погодные условия для урожая различных культур, развитие научно-технического прогресса, объемы имеющихся фи­нансовых ресурсов);

3) нормативное прогнозирование используется тогда, ког­да экономический субъект не обладает необходимыми исходными (историческими) данными. В рамках данного типа прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем менеджеры оценивают развитие экономического субъекта, исходя из этих целей.

Как новаторский метод поискового прогноза, так и норматив­ный метод содержат в себе элементы планирования, поскольку в процессе прогнозирования устанавливаются цели (при нормативном подходе) и мероприятия по их достижению.

Виды прогнозов можно классифицировать по нескольким при­знакам:

— прогнозы разделяют в зависимости от их временного охвата. Существуют прогнозы на очень короткий период време­ни — сроком до месяца. К таким прогнозам относятся месячные,

недельные прогнозы. Краткосрочные прогнозы обычно применяют­ся при составлении годичных планов. Перспективными называют средне- и долгосрочные прогнозы;

прогнозы делятся по типам прогнозирования: поисковые, нормативные, основанные на творческом видении;

— в связи с возможностью воздействия экономического субъ­екта на свое будущее прогнозы делятся на пассивные и активные.

Пассивный прогноз исходит из того, что экономический субъект в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие бла­гоприятных тенденций развития и т. д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий экономического субъекта развития внешних процессов.

Активный прогноз предусматривает возможность активных дей­ствий экономического субъекта по проектированию собственного бу­дущего, ее реальное воздействие на внешнюю среду;

в зависимости от степени вероятности будущих со­бытий: вариантные и инвариантные. Если экономический субъект рассчитывает на высокую степень определенности будущей среды, то прогноз включает в себя только один вариант развития, то есть является инвариантным. Вариантный прогноз основан на предполо­жении о значительной неопределенности будущей среды и, следова­тельно, наличии нескольких вероятных вариантов развития. Каждый из вариантов развития учитывает специфическое состояние будущей среды экономического субъекта и определяет основные параметры данного бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния экономи­ческой системы называют сценарием;

по способу представления результатов: точечные и ин­тервальные. Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя. Ин­тервальный прогноз — это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируе­мого показателя.

В большинстве случаев исследователями применяется ком­плексный метод упрощения задачи прогнозирования — разде­ление глобальной задачи на ряд подзадач. Выделяют три направ­ления упрощения прогнозирования в реализации рассматриваемого метода [5, с. 63–64]:

— вертикальное, или поэтапное направление;

— горизонтальное;

— временное.

Вертикальное направление предусматривает переход от обще­го высокоагрегированного прогноза к детализированным по мере перехода на другой уровень по вертикали (федерация — субъект федерации — муниципальное образование; федерация — отрасли, регионы — корпорации). Понятие «поэтапное планирование (про­гнозирование)» принадлежит Я. Тинбергену. Он выделил три стадии (этапа) прогнозирования:

1. Макростадия — определяются ключевые характеристики (ВВП и темп его роста, валовые инвестиции и потребление, общий объем экспорта и импорта и др.).

2. Отраслевой этап — формируется отраслевая структура общих показателей, определенных на первом этапе.

3. Региональный этап — определяется региональная структура некоторых показателей, имеющих ключевое значение для регионов.

Но на практике такая последовательность чаще всего не соблю­дается по различным причинам, напрямую наложить тот или иной прогноз на соответствующий регион может быть абсурдным, т. к. имеются особенности развития как региона, так и отраслей присут­ствующих в данных регионах.

Горизонтальное направление предполагает разделение общей задачи на ряд более мелких, расположенных на одном уровне (фе­деральном). Например, разбив задачи на денежно-кредитную поли­тику, бюджетную, налоговую и т. д.

Временное направление подразумевает разработку отдельно взаимоувязанных дальнесрочных (свыше 20 лет), долгосрочных (от 10 до 20 лет), среднесрочных (от 3 до 5 лет) и краткосрочных про­гнозов (1–3 года). Используя временной метод упрощения прогно­зирования, следует обратить внимание на три основных аспекта его применения [5, с. 69–70].

1. Технологический аспект. Краткосрочное прогнозирование используется при прогнозировании совокупного спроса и его регули­рования с помощью кредитно-денежной политики. При планирова­нии на среднесрочную перспективу приоритет отдается новым произ­водственным мощностям, т. к. в течение нескольких лет идет отдача от прошлых инвестиций, в течение семи лет — инвестиции первых лет среднесрочного периода (1–4 года). Поэтому прогноз опирается на инвестиционные решения прошлых лет и базируется на основе существующей технологии, в связи с этим не происходят изменения и в структуре экономики государства (региона). При долгосрочном прогнозировании новые создаваемые технологии могут стать преоб­ладающими, в связи с этим могут произойти и значительные измене­ния как в региональной, так и в отраслевой структуре экономики.

2. Аспект сбалансированности и несбалансированности. На сбалансированность экономики влияют следующие факторы: инфля­ция, безработица, дефицит бюджета, преобладание импорта над экс­портом, нарушение соотношения между производственными мощно­стями и структурой спроса, отсутствие квалифицированной рабочей силы и т. д.

3. Аспект операциональности. Прогнозирование не должно сводиться только к теоретическим исследованиям, необходимо по­средством разработки конкретных мероприятий по дифференциро­ванным объектам экономики (регион, отрасль, номенклатура про­дукции и т. д.), которые находят свое отражение в краткосрочных прогнозах (бюджетах государства, субъектов экономики).

Сущность и содержание эконометрического метода прогнозирования и планирования

В отличие от трендовых моделей эконометрические модели вы­ражают зависимость изучаемой величины от одного или нескольких наиболее существенных факторов.

Изучаемая величина в различных источниках называется по разному: функция, результативная переменная, зависимая перемен­ная, управляемая переменная, фактор, фактор-аргумент, аргумент, регрессор.

Метод эконометрического моделирования является комплексным (комбинированным) методом, т. к. может использовать и другие мето­ды. Рассмотрим различные модификации эконометрического метода.

1. Эконометрический метод может состоять из уравнения регрес­сии, или стохастического уравнения с одним фактором:

у = а(0) + а(1) Ч (1) — линейное уравнение,

где а(0) — свободный член, а(1) — коэффициент регрессии

Классический пример — кейнсианская модель:

С(n) = f(Do), или Cn = a(0) + a(1)D(o),

где Cn — потребительский спрос, а D(o) — личный располагаемый доход прогнозируемого года.

Эконометрическая модель может состоять из одного регресси­онного уравнения с несколькими факторами, т. е. многофакторного уравнения:

у = а(о) + а(1) × (1) + а(2) × (2) + … + а(n) × (n),

где n — количество факторов.

В прогнозировании социально-экономической системы государ­ства это наиболее распространенный тип уравнений, в особенности в среднесрочном периоде прогнозирования.

2. Экономико-математическое моделирование представляет со­бой метод, который позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами их определяющими. В модель включаются только основные определяю­щие факторы. Модель может строится по функциональной или кор­реляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида [4, с. 132]:

Y = f(x),

где Y — показатель, X — факторы.

Функциональная связь означает, что измерение зависимости одного показателя от других сводится к определению значения функций, т. е. выражается уравнением функциональной связи. Эту функциональную зависимость можно представить в виде графика

Корреляционная связь — это вероятностная зависимость, кото­рая проявляется лишь в общем и только при большом количестве наблюдений [4, с. 132]. Корреляционная связь показывается уравне­ниями регрессии различного вида. Корреляция — вероятная зави­симость, не имеющая строго функционального характера. В отличие от функциональной зависимости, корреляционная зависимость про­является лишь в общем и только в большом количестве наблюдений

в процессе проведенных наблюдений зависимости показателя Y от фактора X было замерено множество точек такой зависимости. Все эти точки характеризуются разбросом и составляют в совокупности поле разброса точек зависимости. Од­нако с помощью математического уравнения можно найти и про­вести на графике такую линию, которая охватывает большинство точек зависимости и показывает направление зависимости. Это и есть корреляционная зависимость.

Корреляционная зависимость может быть выявлена как между двумя показателями (парная корреляция), так и между многими по­казателями (многофакторная корреляция). Целью корреляционного анализа является установление вида этой функции, т. е. отыскива­ние такого корреляционного уравнения, которое наилучшим образом соответствует характеру изучаемой связи.

При расчете моделей планирования первостепенное значение имеет определение периода исследования. Период исследования должен браться таким, чтобы исходные данные были бы однородны. При этом следует иметь в виду, что слишком малый период обследо­вания не дает возможности выявить общие закономерности. А с дру­гой стороны, нельзя брать и слишком большой период, т. к. любые экономические закономерности непостоянны и могут существенно изменяться в течение длительного времени. В связи с этим наиболее целесообразно использовать годовые данные финансовой деятельно­сти за 5 лет, а для текущего (годового) планирования — квартальные данные за 1–2 года. При существенных изменениях условий работы хозяйствующего субъекта в плановом периоде в рассчитанные на основе экономико-математических моделей показатели вносятся не­обходимые коррективы. Построение экономико-математической мо­дели финансового показателя складывается из следующих основных этапов [5, с. 138]:

1) изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости;

2) расчет модели функциональной зависимости финансового по­казателя от определяющих факторов;

3) разработка различных вариантов плана финансового показа­теля;

4) анализ и экспертная оценка перспектив развития плановых финансовых показателей;

5) принятие планового решения. Выбор оптимального варианта.

В экономико-математическую модель должны включаться толь­ко основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую непри­годными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического мо­делирования является основой для функционирования автоматизи­рованной системы управления финансами.

3. Метод сетевого планирования и управления (СПУ) применя­ется для планирования сложных систем и управления ими. Данный метод применяется при планировании проведения комплекса взаи­мосвязанных работ. Он позволяет, во-первых, наглядно представить организационную и технологическую последовательность выполне­ния операций и установить взаимосвязь между ними; во-вторых, обе­спечить четкую координацию операций различной степени сложно­сти, выявить операции, от которых зависит продолжительность всей работы, и сосредоточить внимание на своевременном выполнении каждой операции; в-третьих, эффективно использовать денежные и материальные ресурсы, что улучшает технико-экономические пока­затели и качество работы.

Сетевой метод — сумма приемов и способов, позволяющих на основе применения сетевого графика (сетевой модели) рационально осуществлять весь управленческий процесс, т. е. планировать, орга­низовывать, координировать и контролировать любой комплекс работ [4, с. 143].

Основой сетевого планирования и управления является графи­ческое изображение плана (сетевой график), которое отражает тех­нологическую и логическую взаимосвязь и взаимообразность всех операций предстоящей работы. Сетевой график состоит из трех со­ставных частей (главных понятий): «работа», «событие», «путь».

На сетевом графике работу обозначают сплошной стрелкой 10uru, где число 10 обозначает продолжительность выполнения работы. Су­ществует фиктивная работа — не требующая затрат времени, труда и средств. На графике она изображается пунктирной стрелкой. Каж­дая работа начинается и заканчивается «событием», которое обо­значается кружком, в котором цифра обозначает название данного события. Событие — результат выполнения одной или нескольких работ, являющийся необходимым и достаточным условием для на­чала последующих работ [5, с. 145]. Непрерывная технологическая или логическая последовательность работ от первого события до по­следнего называется путем. Длина пути определяется суммой про­должительности лежащих на нем работ.

Сложность сетевого графика оценивается коэффициентом слож­ности. Коэффициент сложности (Кс) представляет собой отношение количества работ сетевого графика к количеству событий и опреде­ляется по формуле [5, с. 147]:

Кс = Р/С,

где Р — количество работ, ед.;

С— количество событий, ед.

Сетевые графики, имеющие коэффициент сложности от 1,0 до 1,5, являются простыми, от 1,51 до 2,0 — средней сложности, более 2,1 — сложными.

Напряженность выполнения работ характеризуется коэффициен­том напряженности (Кн), который определяется по формуле [5, с. 153]:

Кн = (T – tk)/(Tk – tk),

где T — максимальный путь, проходящий через данную работу от исходного до завершающего события, дн.;

t k — продолжительность части критических работ, расположен­ных на рассматриваемом пути, дн.;

Tk — продолжительность критического пути, дн.

Чем выше значение коэффициента напряженности, тем более жесткими являются временные оценки отдельных работ, а резервы времени на рассматриваемом пути в меньшей степени можно ис­пользовать для оптимизации сетевого графика.

4. Для решения крупных проблем перспективного развития, осо­бенно если они имеют межотраслевой и межрегиональный характер, используют программно-целевые методы.

Программно-целевой метод — система методов планирования и управления программой, которая включает в себя методы [9, с. 154]:

1) оценки и выбора проблем, для решения которых будут раз­рабатываться программы;

2) формирование и оптимизация программ;

3) определение требуемых ресурсов и распределения между элементами программ;

4) организация системы управления программой и обеспечения организационного воздействия;

5) координации и контроля работ по программам.

Программно-целевой метод планирования — процесс выработки и принятия не одного, а совокупности многообразных, разнохарак­терных, принимаемых на разных уровнях, но тесно взаимосвязан­ных решений. Эти решения можно систематизировать по следующим группам [4, с. 155].

1 группа — решения по определению направлений развития научно-технического и социально-экономического прогресса в рам­ках отрасли.

2 группа — решения, связанные с определением качества ресур­сов, которые могут быть выделены для достижения конкретных целей. 3 группа — решения, связанные с выбором пути достижения установленных целей: выбор направлений исследований и разра­боток, выбор конкретных систем и др. При этом определяют состав предстоящих работ, ресурсы, необходимые для их выполнения, логи­ческую последовательность выполнения работ.

4 группа — решения, оформленные в виде календарных планов по установленным периодам и по иерархии (отрасли в целом, науч­ное учреждение, подразделение, исполнители), а также оперативно-календарных планов.

5 группа — решения связанные с формированием планов по труду, капитальному строительству и др.

Программно-целевой метод планирования направлен на дости­жение общей эффективности функционирования программы в про­цессе достижения ее целей. Выбор цели всегда предшествует чело­веческой деятельности. Успех любого дела зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и отыскания соответствующих средств, ведущих к ее достижению.

Таким образом, методы планирования — конкретные способы и приемы расчета плановых показателей, в совокупности они образу­ют тактику планирования.

...........

...........

Предвидение – опережающее отражение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления.

В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают три формы предвидения:

1. гипотезу (общенаучное представление);

2. прогноз;

3. план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика каких-либо объектов, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Это суждение, хотя и носит вероятностный характер, все же обладает определенной степенью достоверности. Если достоверность является полной, можно применить и термин «предсказание». В сравнении с гипотезой имеет значительно большую определенность, поскольку основывается не только на качественных, но и на количественных параметрах и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта также и количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории. Таким образом, он отличается от гипотезы меньшей степенью неопределенности и большей достоверностью.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта.

Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Процесс разработки планов называется планированием.

План и прогноз представляют собой взаимно дополняющие друг друга стадии программирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления национальной экономикой. При этом прогноз выступает как фактор, ориентирующий существующее состояние экономической системы на возможное развитие в будущем, а прогнозирование – как инструмент, устраняющий ошибки управления.

Формы сочетания прогноза и плана могут быть различными: прогноз может предшествовать разработке плана (как правило), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения) и проводиться в процессе разработки плана.

Различия между прогнозом (прогнозированием) и планом (планированием):

1) план имеет нормативный, а прогноз – вероятностный характер;

2) план – однозначное решение, а прогноз имеет альтернативное, вариантное решение;

3) прогнозирование основывается на прогностических методах (т.е. нет возможности прямых расчетов из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных), а планирование опирается на более строгие и точные методы балансовых и других расчетов (т.е. прямые расчеты экономических и финансовых параметров);

4) прогнозирование, будучи составной частью планирования существует самостоятельно (существуют экономические процессы, которые не всегда поддаются планированию, но являются объектами прогнозирования. Например, демографические процессы, половозрастная структура населения и т. д.).

5) планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия.

 

 

В самых общих чертах индикативное планирование выступает в качестве совокупности процедур согласования (координации) про­цессов [4, с. 94]:

— макропланирования, представленного в прогнозах, бюджет­ных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляе­мых государством;

— мезопланирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей;

— микропланирования, реализуемого в планах предприятий.

Индикативное планирование — институт, относящийся и к сфе­ре государственно-правовых отношений хозяйствующих субъектов и к сфере отношений гражданско-правовых. В зарубежных странах индикативное планирование регулируется специальным законода­тельством, и органы государственной власти осуществляют при­менительно к нему особые организационные и координационные функции. Индикативное планирование — это не только институт государственного регулирования рыночного хозяйства, но и инсти­тут саморегулирования.

Индикативный план — это комплексный документ, отражаю­щий в виде конкретных показателей цели социально-экономического развития, мероприятия или средства достижения поставленных це­лей, необходимые материальные и финансовые ресурсы. Особенно­стями индикативного планирования являются рекомендательность и вариантность.

Структура индикативного плана включает следующие основные разделы:

1) показатели, характеризующие целевые установки социально-экономического развития;

2) показатели развития производства;

3) показатели состояния потребительского рынка;

4) показатели состояния и динамики факторов производства;

5) показатели развития экономики страны в региональном раз­резе.

В состав индикативного плана входят:

1) важнейшие ориентиры социально-экономического развития страны;

2) рычаги воздействия государственных органов на социально-экономическое развитие страны;

3) необходимые объемы производственных и финансовых ресурсов.

 

 

Формирование финансового баланса

В настоящее время основой для анализа и прогнозирования финансовых ресурсов являются разработанные Министерством эко­номики Российской Федерации Методические рекомендации по со­ставлению финансовых балансов. Консолидированный финансовый баланс России представляет собой свод федерального финансового баланса и финансовых балансов субъектов федерации. Финансовый баланс государства и субъекта Российской Федерации отражает объем финансовых ресурсов, расходуемый для финансирования ка­питалообразования, коллективного потребления и удовлетворения социальных потребностей, и выявляет источники их формирования [3, с. 364]. Назначение финансового баланса субъекта РФ заклю­чается в определении финансового результата воспроизводственного процесса на данной территории (располагаемых доходов и направ­лений их использования). Важная роль ему отводится в ходе про­гнозирования финансовой обеспеченности региона.

Виды финансового баланса формируются исходя из задач, объ­ема ресурсов [3, с. 365]:

1) сводный финансовый баланс, учитывающий финансовые вза­имоотношения экономических субъектов, подведомственных государственным (региональным) исполнительным и распорядительным органам. Такой баланс может быть использован для повышения ка­чества разработки бюджета и подведомственных распорядительным органам учреждениям. Однако из-за ограниченного круга включае­мых в него ресурсов составление только такого вида баланса недо­статочно;

2) сводный финансовый баланс, отражающий финансовые взаи­моотношения всех предприятий и учреждений, независимо от их под­чиненности, возникающие в процессе экономического и социального развития территории. Этот баланс охватывает весь объем ресурсов, созданных и используемых в регионе, государстве. Он в наибольшей мере отвечает потребностям комплексного территориального плани­рования.

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет [3, с. 367]:

1) достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;

2) точнее определить объем финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и их сбалансированность;

3) повысить качество бюджетного планирования;

4) осуществлять действенный контроль за мобилизацией и ис­пользованием финансовых ресурсов.

В финансовом балансе доходы и поступления, формируемые в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяй­ствующих субъектов, функционирующих на территории государства и региона, определяют объем финансовых ресурсов, созданный за рассматриваемый период времени.

Состав показателей финансового баланса соответствует бюджет­ной классификации Российской Федерации. Информационной базой для составления финансового баланса территории являются данные форм федерального государственного статистического наблюдения, бухгалтерской отчетности, отчетности Федеральной налоговой служ­бы Минфина России, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ, отчеты внебюджетных фондов. Разработка финансового баланса определяется нормативно-законодательными актами Российской Федерации: Бюджетным и Налоговым кодексами РФ, и соответствующим региональным законодательством.

Показатели финансового баланса, объединенные в разделе «До­ходы», включают средства организаций (прибыль, амортизационные отчисления), средства бюджетов всех уровней, создаваемые на тер­ритории государства и субъекта РФ (налоговые и неналоговые дохо­ды, прочие поступления), средства государственных внебюджетных фондов. Сюда же включается сальдо финансовых взаиморасчетов между Российской Федерацией и ее субъектами. Сумма этих пока­зателей (за исключением налога на прибыль во избежание повторно­го счета) представляет размер располагаемых финансовых ресурсов региона

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: