Методы обучения и преподавания




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ.

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.

Цель: прививать студентам коммуникативные умения и навыки, способствующие пониманию, восприятию и продуцированию профессиональных текстов.

Задачи обучения:

- совершенствовать знания о научном стиле речи;

- учить определять жанры и подстили научного стиля речи;

- учить определять структуру текста, делить его на микротемы;

- учить определять последовательность изложения информации в научных текстах;

- развивать речь посредством употребления в ней терминов по специальности;

- прививать умение логично и последовательно излагать мысли;

- прививать навык постоянного самосовершенствования;

- совершенствовать навык работы в команде

 

Основные вопросы темы

Научный стиль – один функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства и предназначенный для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Научный стиль отличается рядом общих черт, обусловленных особенностями научного мышления, в том числе отвлеченностью и строгой логичностью изложения. Научный стиль неоднороден. Разновидности его (подстили) связаны с целевой установкой в использовании.

Функционально – стилевая классификация.

Научный стиль речи (функционально-стилевая классификация) очерк, лекция, статья и др. монография, статья, доклад, рецензия, отзыв учебник, словарь, методическое пособие, лекция и др. реферат, аннотация, патентное описание, технические инструкции, словарь, справочник, каталог.

Жанры

Научно-популярный

Научно-информативный

Учебно-научный

Собственно-научный (академический)

Собственно - научный стиль характеризуется строгим академическим изложением, адресованным специалистам. Важными признаками данного подстиля являются точность информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность формы. Этот подстиль реализуется в диссертациях, монографиях, научных статьях. Жанр научной монографии предполагает большой диапазон охвата материала, самостоятельность и системность изложения. Научная статья или письменный доклад с ограничением рассматриваемой проблемы до одной, реже – двух-трех проблем и отвлечения от других, смежных или иначе связанных с ними. Статья требует четкой формулировки и проблемы и авторской задачи. Статья может быть обобщающе-теоретической или научно-описательной, но изложение того или другого материала должно подчиняться строгому логическому плану рассмотрения избранной проблемы.

Рецензия – это письменный анализ научного произведения, предлагающий комментирование основных положений монографии, статьи, выражение своего отношения к постановке проблемы, а также оценку значимости работы. Отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации по использованию материалов научного исследования.

Важным подстилем научной литературы является учебно-научный. В учебной литературе дается изложение основ наук. Отличительные признаки, вытекающие из направленности адресату – будущему специалисту: тематическое ограничение изложения основ наук; обучающий характер; изобилие определений; примеров, иллюстраций, пояснений, толкований. Учебная монография (учебник, пособие) предполагает последовательное системное изложение предмета или учебной темы с определенным ограничением историографического и проблемно-постановочного аспектов, без предельного ограничения объективно не новой научной информации.

Научно-информативный (научно-деловой) подстиль имеет следующие отличительные признаки; стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств, унификация синтаксических конструкций. Основное назначение – сообщение научной информации с максимально точным объективным описанием имеющихся фактов и правовая, юридическая защита этой информации. Этот подстиль реализуется в различных патентных и технологических инструкциях, промышленной рекламе. Реферат и аннотация кратко передают содержание печатного источника. Цель аннотации – проинформировать о существовании книги, статьи и т.п. Реферат передает основное содержание текста.

 

Научно-популярный подстиль адресован не специалисту, а широкому кругу читателей, поэтому научные данные излагаются в доступной и занимательной форме.

Научно-популярное изложение по характеру близко к художественным жанрам, для него характерна эмоциональная окрашенность языковых средств, замена узкоспециальных терминов общедоступными, обилие конкретных примеров и сравнений, употребление образных средств языка и элементов разговорной речи.

ЗАДАНИЯ

Задание 1

ü Прочитайте текст

Организм

Организм – это исторически сложившаяся целостная, все время меняющаяся система, имеющая свое строение и развитие, способная к обмену веществ с окружающей средой, к росту и размножению.

Организм живет лишь в определенных условиях окружающей среды, к которым он приспособлен и вне которых он не может существовать. Постоянный обмен веществ с внешней средой является существенным моментом жизни организма, определяя его адаптацию к меняющимся условиям среды. С прекращением обмена прекращается и жизнь.

Организм построен из отдельных частных структур: органов, тканей, клеток и клеточных структур, объединенных в единое целое. В процессе эволюции живых существ возникли сначала неклеточные формы жизни (белковые «монеры», вирусы и т.п.), затем клеточные формы (одноклеточные и простейшие многоклеточные организмы).

При дальнейшем усложнении организации отдельные части организмов стали специализироваться на выполнении отдельных функций, благодаря которым организм приспосабливался к условиям своего существования. В связи с этим из неклеточных и клеточных структур стали возникать специализированные комплексы этих структур: ткани, органы и, наконец, комплексы органов – системы. Отражая этот процесс дифференцировки, организм человека содержит все эти структуры.

Клетка – наименьшая частица организма, на уровне которой осуществляется проявление свойств жизни, таких как обмен веществ, размножение и др., при непосредственном участии белков. Клетки в организме человека, как и всех многоклеточных животных, существуют только в составе тканей.

 

ü Составьте к тексту вопросный план.

ü Определите основную мысль текста. Озаглавьте его.

ü Определите, к какому подстилю научной речи относится данный текст.

 

Задание 2

ü Прочитайте текст. Обратите внимание на системность изложения, классификацию понятий.

Ткани

Ткани - исторически сложившиеся частные системы организма, состоят из клеток и их производных и обладают специфическими морфофизиологическими и биохимическими свойствами.

Каждая ткань характеризуется развитием в онтогенезе из определенного эмбрионального зачатка и типичными для нее взаимоотношениями с другими тканями и положением в организме. Морфологически ткани построены из клеток и межклеточного вещества. Все многообразие тканей организма человека может быть условно сведено к четырем тканевым группам: пограничные ткани, или эпителии; ткани внутренней среды организма, или соединительные; мышечные ткани; нервная ткань. Пограничные, или эпителиальные, ткани располагаются на поверхностях, граничащих с внешней средой (эпителии кожного типа), а также выстилают стенки полых органов (эпителии кишечного типа) и замкнутых полостей тела.

Эпителий, выстилающий сосуды изнутри, называется эндотелием. Комплексы эпителиальных клеток в форме трубок, мешочков и других структур образуют железы (железистый эпителий). Основные функции эпителиев – покровная и секреторная.

Ткани внутренней среды, или соединительные. Они не имеют прямой связи с внешней средой, очень различны по своим свойствам и объединены в одну группу на основе общей функции (определяющей и главные признаки строения) – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза), поскольку соединительная ткань представляет собой биологическую среду, в которой живут, функционируют органы. Всякое нарушение этой среды немедленно сказывается на их состоянии.

В ходе эволюции позвоночных ткани внутренней среды развивались в разных направлениях: одна подгруппа стала выполнять трофическую и защитную функцию (жидкие ткани: кровь, лимфа, а также кроветворные ткани), другая – функцию опоры (волокнистая соединительная, хрящевая и костная ткани). Детализацию такой классификации можно продолжить. Так, хрящевая ткань по характеру промежуточного вещества бывает гиалиновая, или стекловидная; волокнистая, или фиброзная и эластическая, содержащая сеть эластических волокон. Костная ткань – самая твердая и крепкая (после эмали зуба) ткань во всем организме, во много раз превосходящая железо и гранит. Этими свойствами она обязана промежуточному веществу, пропитанному солями извести.

Мышечные ткани объединяются по функциональному признаку – способности сокращаться. Сократимые элементы развиваются из нескольких источников и имеют различное строение.

Неисчерченная (гладкая) мышечная ткань, содержащаяся в стенке сосудов, полых внутренних органов (кишечника, мочевыводящих путей и т.д.), - непроизвольно медленно сокращается, состоит из веретеновидных клеток, внутри имеющих тонкие нити – миофиламенты. Скелетная (исчерченная, поперечнополосатая) мышечная ткань подчиняется воле человека, состоит из длинных (10-12 см) волокон, имеющих в поперечнике всего 10-15 мкм. Внутри волокон тоже имеются специфические элементы в виде поперечнополосатых исчерченных миофибрилл. Скорость сокращения их велика. Сердечная исчерченная мышечная ткань состоит из клеток, которые содержат поперечнополосатые фибриллы, по расположению и деталям строения отличающиеся от фибрилл скелетных мышечных волокон. Отличие заключается также в том, что сердечная мышца не подчиняется нашей воле и работает, не переставая от первого в жизни сокращения до последнего. Особым видом мышечной ткани являются клетки мышцы, суживающей и расширяющей зрачок, аналогичные мышечно-эпителиальные клетки находятся в концевых отделах потовых, молочных и слюнных желез. Нервная ткань. Она представлена нервными клетками и вспомогательными элементами – нейроглией, или, короче, глией. Нервные клетки снабжены отростками двоякого рода. Одни отростки несут раздражение от воспринимающих аппаратов к телу клетки и древовидно ветвятся, почему и называются дендритами. Другие отростки отходят по одному от тела клетки и проводят нервный импульс от нее на эффекторную клетку, производящую какое-либо действие. Этот отросток называется нейритом, он тянется на большое расстояние, иногда больше 1 м, и составляет осевой цилиндр нервного волокна, отчего его называют также аксоном. Аксон покрыт оболочкой, состоящей из особых клеток нейроглии. В зависимости от строения различают белые (миелиновые) волокна и серые (безмиелиновые) волокна. Нервная клетка со всеми отростками и их конечными разветвлениями называется нейроном, или нейроцитом. Основные свойства нервной ткани – раздражимость и проводимость.

 

ü Выпишите незнакомые слова и определите их значение по словарю.

ü Определите общенаучные и узкоспециальные термины, сравните их количественное соотношение и сделайте вывод о подстиле научной речи.

Задание 3.

ü Прочитайте текст.

Органы

Орган (орудие, прибор) представляет собой исторически сложившуюся систему различных тканей (нередко четырех основных групп), из которых одна или несколько преобладают и определяют его специфическое строение и функцию. Например, в сердце имеется не только исчерченная мышечная ткань, но также и различные виды соединительной ткани (фиброзная, эластичная), элементы нервной (нервы сердца), эндотелий и гладкие мышечные волокна (сосуды).

Однако преобладающей является сердечная мышечная ткань, свойство которой (сократимость) и определяет строение и функцию сердца как органа сокращения.

Орган является целостным образованием, имеющим определенные, присущие только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в организме. Некоторые органы построены из множества сходных по структуре образований, состоящих, в свою очередь, из различных тканей.

Каждая такая часть органа имеет все необходимое для осуществления функции, характерной для органа. Например, ацинус легкого представляет собой малую часть органа, но в нем имеются эпителий, соединительная ткань, гладкая мышечная ткань в стенках сосудов, нервная ткань (нервные волокна). В ацинусе осуществляется основная функция легкого - газообмен. Такие образования носят название структурно-функциональной единицы органа.

 

ü Определите, к какому подстилю научной речи относится данный текст. Найдите в тексте отглагольные существительные.

ü Попробуйте заменить их глаголами. Что изменилось в восприятии текста?

ü Определите тип текста. Аргументируйте свой ответ.

ГЛОССАРИЙ

 

Диплоэ – губчатое вещество

Skeletos – высушенный, иссохший

En – внутри

desmos – связка

Peri – вокруг

chondros -хрящ

Endo – внутри

chondros - хрящ

Epiphysis - нарост

Аксон – ось

глия – клей

Систе́ма - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Аппарат - завершённая совокупность частей или элементов для выполнения какой-либо функции. Совокупность органов человека, животного или растения, выполняющих какую-л. особую функцию организма

Ткань - вещество, представляющее собой систему клеток животных и растительных организмов.

Орган - часть тела, в состав которой входят несколько тканей и которая образует отдельную структурную единицу, выполняющую в организме специфическую функцию.

Организм - живой объект, который может быть одноклеточным или многоклеточным, состоящим из группы различных, но взаимосвязанных между собой клеток.

 

Методы обучения и преподавания

 

1. репродуктивный метод с применением беседы, устного и письменного опроса, упражнений;

2. метод проблемного изложения преподавателем, синтез метода проблемного обучения с методом работы в командах, презентации;

3. элементы эвристического метода.

 

Литература

1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет.–М., 1986.

2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ.материалы /М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1989.

3. Ожегов С.И.. Словарь русского языка.

4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.. Словарь – справочник лингвистических терминов. М.:Просвещение, 1976.

5. Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи.- Алматы: Ана тiлi, 1993.

6. Русский язык в учебно-профессиональной сфере. Научный стиль./ Ж.С.Бейсенова, Р.Е.Валиханова, Н.Е.Савчиц, Ж.Н.Идрисова, А.К.Нуркасымова, К.Т.Джакипова, К.А.Ускенбаева. – Алматы, 2004.

7. Цой А.А. Развитие навыков научной речи (Учебное пособие).- Алматы: АГУ им. Абая. 2000.

8. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. – Анатомия человека. – 12-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2004. – 720 с.

9. Хан Н.К. Наука для молодежи/ Цикл презентационных материалов по русскому языку (Уровень С–1)

10. Оспанова Д.Б. Сложное предложение. Обучающая программа – Караганда, 2008.

11. Фраза. Репетитор по русскому языку. – М., Медиа-Хаус, 2006.

12. Мотина Е.И.Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов.- М.: Русский язык, 1983.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: