Методика Т.А. Репиной «Секрет»




Цель: изучить взаимоотношений детей в группе детского сада.

В эксперимент могут быть включены дети с 4 лет. Работа проводится со всеми детьми группы. С каждым ребенком индивидуально, в отсутствие других детей. Непременное условие – ребенок не должен после эксперимента встречаться с теми детьми, которые в нем не участвовали.

Материал: по 3 переводные картинки (открытки) для каждого ребенка. На обратной стороне ставится номер ребенка по списку.

Перед началом эксперимента ребенку дается инструкция: «Сейчас я дам тебе 3 картинки. Ты можешь их подарить тем детям, которым хочешь, только каждому по одной.

Ребенок получает картинки, экспериментатор спрашивает, какая из 3 картинок ему больше нравится, затем – какая их двух. «Подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчики. Почему ты подарил картинку … (имя ребенка)? В протоколе фиксируется номер выбора, имя ребенка, которому испытуемый подарил картинку, мотивы выбора.

После окончания эксперимента детям, не получившим картинок от товарищей, экспериментатор должен сам их положить.

Таблица 1

Форма протокола

Имя, возраст ребенка Выборы, обоснования
     
  Надя М., 6 лет 1 мес. Саша М. добрый Валя К. дарит мне игрушки Тамара С. дружим
  Оля Н., 6 лет 3 мес.      

Имя и возраст детей вносятся в протокол перед началом эксперимента (сначала девочки, потом мальчики).

Для обработки экспериментальных данных составляются социометрические матрицы, неупорядоченная, упорядоченная, социограмма.

Таблица 2

Неупорядоченная социометрическая матрица

Имя ребенка            
  Надя М.     +   + +
  Оля Н. +     + +  
  Саша Г. + +       +
  Оксана Д.     +   + +
  Вадим Р.   + + +    
  Сережа И.   +   + +  
Всего выборов            
Статусная группа III II II II II II
В том числе взаимных            

Число выборов, полученных каждым ребенком, характеризует его положение в системе личностных отношений – социометрический статус. Выделяют 4 статусные группы детей: I – «звезды» (5 и более выборов); II – «предпочитаемые» (3-4 выбора); III – «оттесненные» (1-2 выбора), IV – «изолированные» (нет выборов). Дети первых двух групп имеют неблагоприятный социометрический статус.

Взаимные выборы обводятся кружками, можно выделять первые и последующие выборы. В приведенной матрице взаимные выборы выделены цветом.

В упорядоченной матрице взаимные выборы сосредоточиваются по главной диагонали так, чтобы было видно, какие дети по результатам выборов образуют внутренние интегративные группы.

При составлении упорядоченной матрицы из неупорядоченной выбирают любого ребенка, имеющего взаимный выбор. Его порядковый номер вносят в первую строку матрицы. Этот же номер проставляют в первой клетке сверху. Затем из первой матрицы выбирают тех, кто находится во взаимном выборе с занесенным в первую строку. Его порядковый номер вписывают во вторую строку. Этот же номер заносится во вторую колонку. В соответствующие клетки матрицы вносят значок, обозначающий взаимный выбор. И так далее. Того, кто не имеет взаимного выбора, вписывают в конце матрицы.

Таблица 3

Упорядоченная социометрическая матрица

           
    +        
  +          
        +    
      +   +  
        +   +
          +  

Проводится количественная и качественная обработка данных. На основе количественной обработки определяются уровень благополучия взаимоотношений, индекс изолированности, коэффициент взаимности, удовлетворенность взаимоотношениями (формулы смотреть ниже).

Выполняется анализ мотивов выборов: подсчитывается количество мотивировок, которые можно отнести к следующим группам:

1 тип – общее положительное эмоциональное отношение без достаточного осознания (нравится, хороший);

2 тип – положительные качества: внешние качества, качества, обеспечивающие успешность деятельности, нравственные качества;

3 тип – интерес к совместной деятельности;

4 тип – дружеские отношения.

Преобладающий тип мотивов характеризует ценностные ориентации детской группы, общественное мнение.

Качественный анализ показателей предполагает ответы на следующие вопросы:

1) почему одни дети получили много выборов, а другие – нет (личностные качества ребенка, общественное мнение группы, определенное отношение воспитателю к этому ребенку и т.д.);

2) что обеспечивает ребенку определенное место в структуре межличностных отношений группы (анализ мотивировок выборов наиболее популярных детей);

3) какие качества (добрый, хороший и т.д.) и формы поведения (дерется, делится игрушками и т.д.) дети осознают как наиболее важные, что в товарищах ценят, что осуждают.

По результатам проведенного исследования дается характеристика межличностных отношений в группе, определяются возможные причины неблагополучия в отношениях детей, делаются педагогические выводы о направлениях дальнейшей работы по формированию взаимоотношений в группе.


УРОВЕНЬ БЛАГОПОЛУЧИЯ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ

УБВ= I+II? III+IV

I, II, III, IV – число детей, входящих в группы с разным социометрическим статусом

> высокий уровень благополучия

= средний уровень благополучия

< низкий уровень благополучия

Пример: 0+5>1+0 – высокий уровень благополучия

КОЭФФИЦИЕНТ ВЗАИМНОСТИ

В ГРУППЕ

КВ= (число взаимных выборов: общее количество выборов)х100%

40% и выше – сверхвысокий уровень взаимности

31-40% - высокий уровень взаимности

21-30% - средний уровень взаимности

15-20% - низкий уровень взаимности

Пример: (8:18)х100%=44% - сверхвысокий уровень взаимности

 

КОЭФФИЦИЕНТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: