- тема: архаические Аполлоны-куросы;
- египетское влияние: выдвинутая нога, опущенные руки;
- греческие черты: совершенно обнаженная и свободно стоящая фигура, может выступать в роли надгробия;
- образ: приземистые пропорции, прямоугольный сслуэт, шарнирные движения, подчеркнутый стык форм.
Пример: «Клеобис и Битон», скульптурная группа Полимеда Аргосского (нач. VI в. до н.э.).
4) Аттическая школа
(в конце VI в. занимает ведущее положение)
- совмещает конструктивизм дорийской скульптуры с тонкостью моделировки ионийской школы.
Примеры: курос из Анависоса, коры Афинского Акрополя.
4. Экзаменационные вопросы по истории зарубежного искусства и архитектуры
1. Палеолитическая живопись.
2. Первобытное искусство: периодизация, общая характеристика.
3. Неолитическое искусство: Трипольская культура (VI-II тыс. до Р.Х.).
4. Эпоха бронзы: Майкопская культура (I тыс. до Р.Х.).
5. Скифы причерноморские и амюргейские (VII-V вв. до Р.Х.). Минусинские и алтайские курганы.
6. Искусство Месопотамии Дописьменного периода: архитектура, керамика (VI – перв. четв. III тыс. до Р.Х.).
7. Искусство Месопотамии Раннединастического периода: архитектура, скульптура, убранство шахтовых гробниц (2850-2400 гг. до Р.Х.).
8. Аккад (XXIV-XXII вв. до Р.Х.).
9. Позднешумерский период (2200-1997 гг. до Р.Х.).
10. Вавилон: Старовавилонский период (XX-XVII вв. до Р.Х.), Нововавилонский период (VII-VI вв. до Р.Х.).
11. Хетты (нач. II тыс.-VII в. до Р.Х.).
12. Дворцы Ассирии и их скульптурное убранство (XIII-VII вв. до Р.Х.).
13. Египетское искусство Раннего царства, общая характеристика (1-2 династии, 3000-2800 гг. до Р.Х.).
14. Искусство и архитектура Древнего царства, общая характеристика (3-6 династии, XXVIII-XXIII вв. до Р.Х.).
15. Ансамбль пирамиды Джосера.
16. Ансамбль пирамид в Гизе.
17. Заупокойный комплекс Ментухотепов в Деир-эль-Бахари. Храм царицы Хатшепсут.
18. Искусство и архитектура Нового царства, общая характеристика (18-20 династии, XVI-XI вв. до Р.Х.).
19. Религиозная реформа Эхнатона и искусство его времени.
20. Гробница Тутанхамона.
21. Храмы в Карнаке и Луксоре.
22. Архитектура, живопись, керамика Крита.
23. Троя, Микены, Тиринф.
24. Гомеровский и Архаический периоды в Древнегреческом искусстве (XI-VIII вв., VII-VI вв. до Р.Х.).
25. Греческая архитектура эпохи Архаики. Сложение ордерной системы.
26. Дорический ордер и его применение в античной архитектуре.
27. Искусство Ранней классики: архитектура, скульптура (490-450 гг. до Р.Х.).
28. Фронтонные композиции храмов Афины Афайи на о. Эгина и Зевса в Олимпии.
29. Творчество Крития и Несиота, Пифагора Регийского, Мирона.
30. Ионический и коринфский ордеры.
31. Архитектура и скульптура эпохи Перикла: Акрополь в Афинах (450-410 гг. до Р.Х.).
32. Творчество Фидия и Поликлета.
33. Архитектура и скульптура Поздней классики (IV в. до Р.Х.).
34. Галикарнасский мавзолей.
35. Творчество Скопаса, Праксителя, Лисиппа.
36. Искусство и архитектура эпохи Эллинизма, общая характеристика (кон. IV до Р.Х. – до I в. по Р.Х.).
37. Пергамский алтарь.
38. Чернофигурная керамика.
39. Краснофигурная керамика.
40. Искусство Римской империи: архитектура, скульптура (общая характеристика).
41. Римский скульптурный портрет.
42. Форум Романум и Императорские форумы в Риме.
43. Колизей – амфитеатр Флавиев в Риме.
44. Пантеон – храм всех богов.
45. Искусство и архитектура римских провинций.
46. Декоративный стили Римской монументальной живописи(II в. до Р.Х. – IV в. по Р.Х.).
47. Настенная живопись Помпей.
48. Раннехристианские росписи римских катакомб: состав и символика изображений.
4.1. При подготовке к экзамену предполагается использование раздела библиографии «Основная литература».
4.2. Требования к устному экзамену и особенности подготовки к нему
На экзамене необходимо уметь ответить не только на вопросы по билету, но также на ряд дополнительных вопросов преподавателя. Дополнительные вопросы будут связаны с ордерной системой античности и касаться типологии архитектуры и стилистики скульптуры (типология зиккурата в Месопотамии; различия египетских погребальных комплексов Древнего Царства и Среднего, структурные особенности храмового ансамбля Нового Царства; особенности архаической архитектуры Греции в сравнении с классической; понятие пан-эллинского стиля в классической архитектуре Греции; особенности планировки эллинистического города; общие различия архаических, раннеклассических и классических фронтонных композиций; отличие скульптуры «строго стиля» от произведений эпохи Перикла; различие стилистики Скопаса и Праксителя; и т.д.).
Подготовка к экзамену не может состоять только из чтения и запоминания сведений из учебника. Необходимо иметь по каждому вопросу краткий конспект или план ответа, выполненный письменно в тетради.
Учащийся должен уметь атрибутировать следующий визуальный ряд:
- «Бизон» из пещеры Альтамира;
- «Лошадь» из пещеры Ляско;
- Зиккурат в Уре;
- Пирамида Джосера;
- Пирамиды в Гизе;
- Большой Сфинкс в Гизе;
- Погребальные изображения Рахотепа и Нофрет, «Триада царя Менкауры»;
- Погребальный комплекс Ментухотепов (реконструкция);
- Храм царицы Хатшепсут;
- Храмы Карнака и Луксора;
- Архаическая пластика: Гера с о.Самос, «Клеобис и Битон», курос из Анависоса, коры Афинского Акрополя, Мосхофор, метопы храма «С» в Селиунте, фронтонные композиции храма Артемиды на о. Корфу и Гекатомпедона Афинского Акрополя.
- Ранняя классика: Посейдон (Зевс) с мыса Артемисион (о. Эвбея), Дельфийский возничий; «Тираноборцы»; «Дискобол» Мирона; фронтонные композиции храма Зевса в Олимпии.
- Высокая и поздняя классика: Афинский Акрополь (Парфенон, храм Ники Аптерос, Эрехтейон), Панафинейский фриз Парфенона; «Дорифор» Поликлета, Галикарнасский мавзолей, «Менада» Скопаса, «Гермес с младенцем Дионисом» Праксителя, «Апоксиомен» Лисиппа.
- Пергамский алтарь;
- Колизей;
- Пантеон;
- Различные примеры четырех декоративных стилей римской живописи.
II. Самостоятельная работа студента
1. Правила оформления рукописи и библиографии
- Работа должна быть напечатана (14 шрифт, полуторный интервал, Times New Roman);
- На титульном листе наверху указывается полное наименование ВУЗа, в центре – название работы и ее автор (курс, группа), в нижней части страницы – год;
- В работе обязательно должна быть единообразная система сносок;
- Обязательные описания художественных произведений, составленные самостоятельно, необходимо наглядно выделить в тексте;
- Библиография в конце работы должна включать полные выходные данные книг и наименования использованных источников Интернет
2. Работа с литературой
- При обращении к какой-либо книге, желательно составлять на нее библиографическую карточку с полным названием издания и библиотечным шифром. Ведение библиографической картотеки – один из важнейших профессиональных навыков искусствоведа. При продолжении научной работы картотека должна включать разделы, отражающие сферу личного научного интереса.
- Содержание прочитанного необходимо кратко записывать либо на библиографической карточке, либо в форме тезисов в тетради. Желательно, чтобы по наиболее близким для себя темам учащийся составлял развернутые конспекты.
Рекомендации по конспектированию изданий
Конспектирование в виде цитат занимает много времени. Необходимо развивать навык концептуального пересказа текста: после чтения большого текстового фрагмента записывать его по памяти, не упуская существенных моментов.
Работа с материалами Интернет
Рекомендуется искать в Интернете не случайную информацию, а авторские научные тексты или электронные книги (в системе «торрентс», на сайтах, типа “portal-slovo.ru/rus/art/200/”).
3. Усвоение лекционного материала
Предполагается, что студент имеет полное представление о курсе до установочных лекций.
3.1. Ведение конспекта
Во время установочных лекций необходимо не только вести конспект, но также делать в тетради зарисовки изучаемых произведений искусства.
4. Работа на экспозиции музея
Желательно, чтобы учащийся посетил экспозиции Государственного Эрмитажа, связанные с первобытным искусством, искусством Египта, Греции, Рима и имел представление о характере экспозиции и ее составе. Поощряется ведение альбома аннотированных зарисовок (лучше в них отражать орнаментальные мотивы, предметы декоративно-прикладного искусства). Особенно полезной может быть художественная работа на экспозиции скифского (алтайского, сибирского) первобытного искусства с их выразительным орнаментальным звериным стилем и в залах греческой вазописи.