Человек, культура, ценности.




  1. Проблема сущности и существования человека.
  2. Феномены бытия человека. (см. документ)
  3. Проблема антропогенеза.
  4. Понятие и сущность культуры.
  5. Ценности: понятие, сущность, типология.

1. Философским учением о человеке является философская антропология. Она рассматривает прежде всего проблему сущности и существования человека.

I. Проблема родовой сущности человека.

Родовая сущность – это совокупность фундаментальных характеристик, отличающих человеческий род от животных. С одной стороны, человека и животных объединяет:

1). Зависимость от условий среды.

2). Подчинённость биологическим законам живого.

3). Наличие инстинктов.

С другой стороны, существуют фундаментальные различия:

1). Наличие сознания.

2). Способность к абстрактному мышлению.

3). Язык в речевой форме.

4). Способность к труду и творчеству.

5). Наличие культуры с её нормами и ценностями. (см. табл. 11)

Эти родовые черты проявляются в существовании человека. Конечное отличие человека от животного в том, что человеку свойственна свобода, которая проявляется прежде всего в возможности выбора. Человек – это существо не предопределённое. Человек – существо незавершённое, он есть некий процесс, т.к. способен к совершенствованию себя. Человек свободен и по отношению к самому себе, и способен к свободному самоопределению в мире.

II. Проблема соотношения биологического и социального в человеке.

В человеке реализуются 2 программы: биологическая и социальная. Биологическая отвечает за физическое воспроизведение человека и базируется на генетической передаче информации. Социальная отвечает за социальное воспроизводство человека как личности и основана на негенетической передаче информации в рамках культуры как социальной памяти. Проблема заключается в том, существует ли доминирующая программа. Сложились 2 противоположных подхода:

1). Панбиологизм – доминирует в человеке биологическая программа, а социальная либо производна от неё, либо противоположна ей (Томас Гоббс, Фейербах, Ницше, Фрейд). В 20 в. возникла концепция социобиологии. Все важнейшие социальные достижения человека базируются на изменениях в его геноме (геннокультурная эволюция).

2). Пансоциологизм – доминирует в человеке социальная программа, а биологическая либо вторична, либо зависит от неё (Локк, Гельвеций, Маркс). Согласно Марксу, все биологические потребности человека реализуются у него только в социальной форме. Социальная программа управляет реализацией биологической.

В 20 в. наметился поворот от центризма, т.е. одностороннего взгляда на человека, к интогратизму, т.е. целостному взгляду. Существование человека определяется тремя факторами:

1). Врождённые задатки и способности.

2). Воздействие социальной среды.

3). Личные качества человека, его воля и самосознание.

Поскольку человек – существо не предопределённое, то каждый из этих факторов фатально не действует.

III. Концепция трёхсоставной сущности человека: тело, душа, дух. Сложилось 3 центристских подхода:

1). Соматизм (человек – существо телесное).

2). Психизм (в человеке главное – душа).

3). Спиритуализм (определяющее начало – дух).

Тело понимается как материальное, физическое начало человека как существа. Душа, с точки зрения материализма, это психика, внутренний мир человека. С точки зрения идеализма, душа – это особая нематериальная субстанция, которая может существовать независимо от тела после его смерти. Дух – это начало, противоположное телу. Душа и дух нематериальны, но дух, в отличие от души, обозначает наивысшие способности человека. Дух тоже трактуется по-разному. Рационализм отождествляет его с разумом. Иррационализм утверждал, что дух образуют иные способности: воля, религиозная вера, иррациональная интуиция, переживание. И по данному вопросу имеет место поворот от центризма к интогратизму. По Бердяеву, человек – существо целостное: духовно-душевно-телесное. Именно дух – это интегрирующее начало. Дух включает в свой состав разум, но содержит в себе признаки, неуловимые для разума: совесть, милосердие, любовь, справедливость и пр. Дух имеет ценностный характер и личный, но наполняя человека сверхличным содержанием. Дух – звено, связывающее человека с Богом. В западной философии 20 в. сходные идеи высказывал Макс Шеллер. Дух обычно ассоциируется с позитивными началами. Но есть мнение, что это не так, потому что дух может руководствоваться разрушительными ценностями и не иметь созидательного характера. Может существовать негативное состояние духа. Духовность – это приоритет духовных ценностей во внутреннем мире личности. Бездуховность – отсутствие такого приоритета. Если дух может иметь негативный характер, то эти понятия лишаются смысла.

IV. В социальном бытии человек характеризует себя как индивид, индивидуальность, личность.

Индивид – человек как единичный представитель рода. Индивид – один из многих, это понятие не указывает индивидуальных особенностей конкретного человека. Индивид – элемент какого-то челого.

Индивидуальность – уникальность и неповторимость отдельного человека, сумма личных качеств и свойств, образующих его своеобразие.

Личность – 1). устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как часть общества; 2). индивидуальный носитель этих черт, свободны, мыслящий, ответственный субъект сознательной волевой деятельности. По вопросу о личности есть 2 противоположных подхода:

1). Любой человек, обладающий социально значимыми чертами, это личность (Маркс).

2). Не всякий человек может считаться личностью, даже если у него есть социально значимые черты. Помимо социальных черт, могут быть иные критерии личности. По Сократу, это самостоятельность мышления. По неокантианцам Баденской школы, это реализация человеком высших ценностей. По экзистенциализму, это свобода, выбор и ответственность. По Бердяеву, это духовность. Для оценки личности необходимо использовать систему критериев.

Личность не является исходным достоянием человека. Формирование личности проходит в 2 этапа:

1). Филогенез – формирование родовых черт человека.

2). Онтогенез – формирование конкретной личности.

4. Понятие «культура » имеет латинское происхождение и возникло в Др. Риме. Но в философию оно вошло только в 18 в. в рамках французского просвещения. Исходные смыслы этого понятия:

1). Возделывание, обработка, уход. Это любые изменения, происходящие в природе под воздействием человека. В Др. Риме в это понятие включалось сельское хозяйство.

2). Воспитание и образование человека на основе определённых норм и ценностей.

Понятие «культура» является очень многозначным (см. табл. 12). Но существует одно определение, имеющее универсальный характер. Культура – это особый способ бытия человека в мире; специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, которые охватывают отношения людей к самим себе, другим людям, обществу, миру в целом. По отношению к человеку, культура двойственна: человек – это творец культуры, но культура оказывает на человека формирующее влияние. Культуру называют «второй природой». Культура – это особый искуственный мир, в котором существует человек и в котором он реализует себя как личность. С помощью культуры человек выходит из своей слитности с естественной природой, преодолевает свою биологическую сторону. В культуре реализуется свободный человеческий дух. Культура подразделяется по разным основаниям:

1). По способу существования – материальная и духовная.

2). По отношению к прошлому – традиционная и современная.

3). По широте охвата – массовая и элитарная.

В культуре имеются 2 противоположных механизма: традиция и новация. Традиция – это наследие, передаваемое от поколения к поколению и подлежащее обязательному усвоению. Традиция отвечает за преемственность, а значит, за стабильность в культуре. Новация – новый элемент культуры, созданный коллективным историческим творчеством людей. Новация отвечает за динамику, обновление культуры. Варианты их соотношения:

1). Традиция полностью отвергает новацию (исламский мир).

2). Традиция принимает новацию в изменённом мире (Китай).

3). Синтез традиций и новаций (Япония).

4). Новации разрушают традиции и сами становятся традициями (малые народы).

В культуре выделяется 2 важных структурных компонента:

1). Знаково-символический, содержанием которого является язык:

- средство управления поведением людей;

- знаковая система, наделённая определённым смыслом;

- система накопления, хранения и передачи социально значимой информации.

2). Нормативно-ценностный, который образуют нормы, ценности, идеалы. Социальная норма – это исторически обусловленные требования к деятельности и отношениям людей, социальных групп и институтов. Социальные нормы могут быть моральными и правовыми. Но в любом случае в социальных нормах всегда фиксируется определённая ценность. Регулятивным и смысловым ядром культуры считается система ценностей.

5. Философским учением о ценностях является аксиология. Она имеет долгую историю. Одним из первых её проблематику сформулировал Сократ, поставив вопрос – что есть благо. Впервые понятие ценностей в специальном смысле использовал Кант. Он определил это двумя способами:

1). Ценности – это требования, обращённые к воле.

2). Ценности – это значимость чего-либо для личности.

Гегель впервые подразделил ценности на духовные и экономические (утилитарные). В 19-20 вв. сложилось несколько ключевых концепций ценностей (см. табл. 13). Несмотря на многообразие определений, можно выделить универсальный смысл этого понятия. Ценности – это явления и факты материальной и духовной действительности, имеющие культурное, общественное, личностное значение. В ценностях фиксируется прежде всего значимость. Понятие ценностей рассматривается в контексте понятий «сущее» и «должное». Сущее – это то, что есть сейчас. Должное – то, как может быть в идеале. Ценность всегда воплощает в себе должное – то, как должно быть. Абсолютно должным является идеал как высшая оценочная категория. Ценности имеют социальный характер. Они формируются и усваиваются в процессе социализации личности. Их ключевые функции: смысложизненная и регулятивная.

Существует несколько типологий ценностей:

1). По сферам общества – экономические, политические, культурные.

2). По сферам культуры – материальные и духовные.

3). Духовные ценности деляется по сферам – научные, философские, моральные, религиозные, правовые, эстетические.

4). В зависимости от потребностей человека – предметные или объектные (удовлетворяющие материальные потребности), субъектные (установки, требования, запреты, содержащиеся в нормах).

5). По уровню – ценности личности, социальных групп, народов (этнические), локальных цивилизаций, общечеловеческие.

6). Ценности личности – витальные (здоровье, семья, долголетие), прагматические (карьера, успех, материальный достаток, социальный статус), духовные (любовь, истина, красота).

Человек в своём мировоззренческом отношении к действительности реализует себя прежде всего в культуре, в рамках которой существуют смысложизненные нормативные регуляторы и ориентиры, которые обозначаются понятием «система ценностей».

 

Общество.

  1. Отличительные признаки общества.
  2. Общество как система.
  3. Государство как социальный институт.
  4. Социальные регуляторы.
  5. Основные проблемы развития общества. (см. документ)
  6. Глобальные проблемы современности.

1. Общество – 1). обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой форму коллективной деятельности людей; 2). социальная система, состоящая из людей, социальных отношений между ними и социальных институтов. Существует также понятие социум. Первая трактовка: понятия «общество» и «социум» совпадают. Либо понятие «социум» более абстрактное, чем «общество», т.к. обозначает универсальные характеристики социального, отличные от природного. Общество надо отличать от реальностей, на него похожих, но им не являющихся.

I. Общество отлично от биологических сверхорганизмов (объединения: стадо животных, муравейник). Концепция социобиологии утверждает, что между обществом и такими организмами принципиальной разницы нет. В обоих случаях есть коллективный труд. На самом деле, эти реальности не совпадают. Различия:

1). В обществе есть культура с системой ценностей.

2). В обществе отношения шире.

3). Общество невозможно без языка как речи.

4). Существует общественное сознание, в котором формируются цели деятельности.

5). Образ жизни людей не зависит от эволюции природы. (см. табл. 14)

II. Общество надо отличать от социальных общностей. Социальная общность – совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися связями и обладающая рядом общих признаков. Виды общностей:

1). Неэтнические (семья, община).

2). Этнические (род, племя, народность, этнос).

Общности возникали естественно-исторически и во многом стихийно. Например, в результате длительного проживания людей на одной территории. Общество же всегда предполагает осзнаннуюю целенаправленную программу своего функционирования. В то же время все общности входят в структуру общества.

2. Элементы общества:

1). Люди.

2). Общественные отношения между людьми.

3). Вещи или предметы:

- обычные вещи (используются в соответствии с их физическими свойствами – это орудие труда, предмет труда, продукт труда);

- предметы-знаки (используются в соответствии с их смыслом – дорожные знаки, награды, государственные символы).

4). Часть природы, вовлечённая в производства.

Подсистемы общества:

1). Сферы общественной жизни. Идея этого подхода принадлежит Марксу. Сам он выделял в обществе сферы материальную и духовную. В социальной философии 20 в. их стали выделять больше:

- материальная (экономическая);

- социальная;

- политическая;

- правовая;

- культурная (духовная).

Существует проблема наличия определяющей сферы. Первый подход: есть одна определяющая сфера. По Марксу, это материально-производственная. Французское просвещение утверждало, что это сфера духовная. По Монтескье, развитие общества зависит от географических условий. Второй подход: определяющей сферы нет. Общество предполагает системную детерминацию сфер. Все сферы равноценны и взаимодействуют между собой. Маркс утверждал, что духовная определяется материальной или сознание – бытием. На самом деле, общественное бытие и общественное сознание равноценны. Духовное часто определяет материальное. Существует теория факторов развития: развитие общества всегда определялось не одним, а целой системой факторов.

В результате взаимодействия сфер у общества в целом возникают особые свойства, которых нет у отдельной сферы: самоорганизация, саморазвитие.

2). Различные сообщества людей, которые действуют в разных сферах. Маркс разработал классовое деление общества. Классы – это большие группы людей, имеющие разное отношение к собственности на средства производства. В 20 в. возникла критика этого подхода: если все сферы общества равноценны, то социальные группы можно выделять и по иным основаниям. Кроме того, в 20 в. социальная стрктура резко усложнилась, за счёт появления новых профессий. Возникла теория социальной стратификации. Страт – это социальная группа, выделяемая по тому или иному критерию социального неравенства или различия. Критерии:

- социальный (уровень образования, доходов, престижность профессии);

- демографический (по полу, возрасту, составу семьи);

- профессиональный;

- этнический (род, племя, народность, этнос);

- религиозно-конфессиональный.

Выделение социальных групп носит условный характер. Один и тот же человек по разным критериям входит в разные группы, поэтому они все связаны между собой. Общество – это система сложная, органично целостная, развивающаяся, открытая, вероятностно детерминированная.

3. Государство – ключевой институт политической сферы. Оно осуществляет функции власти. Власть – возможность осуществить свою волю по отношению к другим людям с помощью традиций, авторитета, закона, насилия. Политическая власть государства – одна из форм власти. Государство – это основной институт политической сферы общества, организующий и контролирующий отношения между людьми, социальными группами и объединениями. Государство как институт власти проводит определённую политику. Признаки государства:

1). Наличие господствующих социальных групп.

2). Специальный аппарат власти.

3). Суверенитет.

4). Право издания законов.

5). Право на принуждение.

6). Наличие территории.

Происхождение государства:

1). Платон утверждал, что государство возникает для удовлетворения людьми потребностей, которые нельзя удовлетворить в одиночку.

2). Аристотель думал, что государство возникает из осознания общей пользы и ради счастья людей.

3). Согласно Гоббсу и Локку, государство – продукт общественного договора между людьми.

4). По Марску, государство – орудие в руках господствующих классов.

На самом деле, функции государства выходят далеко за рамки классовых:

1). Охрана государственного строя.

2). Поддержание порядка в обществе.

3). Предотвращение и устранение конфликтов.

4). Регулирование экономики.

5). Проведение внутренней и внешней политики.

6). Национальная оборона.

Политический режим – это совокупность методов осуществления государственной власти. Есть тоталитаризм и демократия. Этатизм – идеологическая установка, согласно которой государство должно регулировать все социальные процессы. Тоталитарные режимы все этатистские, демократические – нет. Демократия предполагает наличие гражданского общества и правового государства.

Гражданское общество – объединение свободных и равноправных граждан, их объединения, независимые от государства, но создающие совместно с ним развитые правовые отношения. Гражданское общество ограничивает власть государства и контролирует его. Это понятие впервые использовал Аристотель.

Правовое государство – форма взаимодействия человека, общества и власти, когда существует верховенство закона, равенство всех перед ним, неукоснительное соблюдение его требований. Локк и Монтескье утверждали, что соблюдение законов – это гарантия свободы. Разрешено всё, что не запрещено законом. Демократия предполагает взаимодействие на основе закона свободных и равноправных граждан, с безусловным признанием прав человека со стороны государства.

4. Социальные регуляторы:

1). Мораль – форма социальной регуляции с целью согласования личных и общественных интересов. Мораль фиксирует некие принципы, с которыми имеется всеобщее согласие. В моральных нормах отражаются ценности данного общества. Нормы морали обеспечиваются только силой общественного воздействия, общественным мнением. Но моральные нормы поддерживают определённые устои. Имеется 2 концепции морали:

- мораль предполагает долг человека (от Сократа к Канту);

- мораль основывается на чувстве сопереживания, сопричастности; «некий коллектив – это мы, свои, и для нас приемлемо и не приемлемо то и другое» (Шопенгауэр).

2). Право – в отличие от морали, это система общеобязательных норм, а также отношений, закрепляемых с их помощью. Главная единица права – закон. Закон – нормативный акт, устанавливающий права и обязанности субъектов правовых отношений. Закон предполагает коллективное согласие с определёнными принципами. Закон опирается на негласный общественный договор между людьми. В отличие от моральных норм, которые формируются в повседневной практике, правовые нормы утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями. Нормы права очень активны. Они регулируют все сферы общественной жизни. Право – это не только форма реализации государственной политики, это ещё и способ осознания самим обществом пределов дозволенного.

3). Политика – регулирование и управление различными сферами общества, осуществляемое в том числе государством как институтом управления. Политика предполагает определённые действия. Политика – это последовательность координированных, направленных на определённую цель действий. Черты политического действия: непрерывность, целенаправленность, планирование, рациональный расчёт, практичность. Политика предполагает взаимодействие социальных групп и согласование их интересов.

4). Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаётся и оценивается отношение людей к действительности, фиксируются социальные проблемы и конфликты, содержатся программы социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Идеология не только отражает реалии общества, но и влияет на общественную жизнь. Именно идеология определяет политику, которая может выражаться в принятии определённых норм права.

5). Экономика – сфера материальных отношений между людьми, включающая в себя отношения собственности, производство, распределение и потребление материальных благ. Экономика испытывает на себе воздействие идеологии, политики, права и даже религии. Понятие «экономические законы» – это не абстракция, это рациональная мотивация экономического поведения людей.

6). Религия – мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное. Она сокрализует (делает священными) определённые ценности и делает их абсолютными. Эти ценности реализуются в догматах, обязательных для исполнения каждым верующим. Религия может оказывать влияние на все сферы общества.

6. Глобальные проблемы – проблемы, для решения которых необходимы усилия всех народов, стран, цивилизаций – всего человечества. Наибольшую остроту глобальные проблемы обрели во 2 пол. 20 в. Но это не значит, что многих из них до этого не было. Многие проблемы имели локальный масштаб или региональный. Но в связи с тем, что в 20 в. деятельность человечества приобрела глобальный характер, масштаб этих проблем увеличился. В развитии общества имеется 2 группы противоречий:

1). В отношениях общества и природы, т.к. общество – система, октрытая природе.

2). Внутриобщественные противоречия.

В соответствии с этим, глобальные проблемы делятся на 2 группы:

1). Проблемы в системе «общество – природа»:

- экологическая;

- исчерпаемость невозобновимых источников энергии;

- продовольственная проблема и проблема голода;

- демографическая (неконтролируемый рост населения в отсталых странах – демографический взрыв, демографический спад в развитых странах).

2). Внутриобщественные:

- предотвращение ядерной войны;

- разрыв в социально-экономическом отношении между богатыми и бедными странами (север и юг);

- предотвращение возможных отрицательных последствий научно-технической революции (гонка вооружений);

- межэтническая, межрасовая, межрелигиозная ненависть.

В 1969 г. возникла международная неправительственная организация «Римский клуб». Её цель – спрогнозировать развитие человечества в условиях глобальных проблем современности, предложить пути их решения. Основатель – Аурелио Печчеи. Его труд «Человеческие качества» – программный манифест «Римского клуба». Глобальные проблемы не решить без изменения сознания людей, без потребительского отношения к природе – идея. Самый известный проект «Римского клуба» – доклад «Пределы роста», 1972 г. Ведущая мысль: при сохранении нынешних темпов роста промышленного производства, населения, углубления экологического и энергетического кризиса, в середине 21 в. может наступить глобальная катастрофа. С теоретической точки зрения, предотвращение этого сценария содержится в концепции устойчивого развития цивилизации. Необходим принцип коэволюции (совместной) общества и природы, т.е. оптимальное развитие без ущерба для обеих сторон.

 

Исторический процесс.

  1. Единицы истории.
  2. Проблема единства и многообразия истории.
  3. Проблема роли масс и личности в истории.

1. Выделяется 4 таковых единицы: этнос, страна, локальная цивилизация, человечество.

Этнос – народ. Этносу предшествовали род, племя и народность. Для рода и племени обязательны кровно-родственные связи. Для народности они не обязательны. Народность формируется на основе общности территории и типа хозяйства. Для этноса и эти признаки не обязательны. Этнос имеет общую культуру, язык, самосознание. Это главный критерий различия этносов. Кроме того, народы различаются по уровню социально-экономического развития. Народы различаются демографически, т.е. по численности: до 1 млн. – малые народы, 10-100 – большие, свыше 100 – этносы-супергиганты. По отношению к государству: государствообразующие и негосударствообразующие: первые создали своё национальное государство, вторые – нет.

Страна – это государственно организованное общество, имеющее определённые границы, в пределах которого осуществляется власть национального государства. Единство страны обеспечивает система факторов:

1). Политическая сила государства.

2). Единое экономическое пространство.

3). Общность культуры, особенно, если страна многонациональная.

Большинство современных стран многонациональные. Есть этносы, создавшие государство, и те, которые этого не сделали. Негосударствообразующие этносы составляют национальные меньшинства в многонациональных странах. У каждого народа существует своя идентификация. Но в многонациональных странах этого недостаточно, т.к. должен существовать надэтнический уровень самосознания. Должны быть ценности, признаваемые всеми народами страны. Существует понятие «нация», т.е. этносоциальная общность, состоящая из разных этносов.

Локальная цивилизация – специфическая социокультурная система, обладающая пространственно-временными границами и универсальной для неё системой ценностей. Основателем теории локальных цивилизаций является Арнольд Тойнби. К одной локальной цивилизации может принадлежать большое число стран и народов. У локальной цивилизации должны быть надэтнические и надстрановые ценности. Тойнби утверждал, что цивилизации формируются на основе религии. Ныне считается, что на основе системы ценностей в целом, частью которой могут быть религиозные.

Человечество – 1). как род; 2). все люди как некое единство: человечество как система народов, стран, локальных цивилизаций; человечество как субъект истории. Человечество как род существует очень давно. Как система оно сложилось только к сер. 19 в. Главный фактор, этому способствующий – формирование мирового рынка и системы мировой торговли. Вне зависимости от уровня развития, народы, страны, цивилизации были вовлечены в глобальные экономические процессы. В 20 в. целостность человечества ещё более укрепилась, особенно, во 2-ой пол. Главный фактор – глобализация: 1). это формирование надэтнических, надстрановых, надцивилизационных тенденций развития; 2). формирование единого мирового пространства экономики, политики, культуры, информации, в котором свободно перемещаются люди, товары, знания, деньги. Глобализация делает всех зависимыми друг от друга. Поэтому существовавшая ранее автономия развития народов, стран, цивилизаций сильно подрывается. Развитие одного народа, страны, локальной цивилизации зависит от развития остальных. Глобализация способствует возникновению человечества как субъекта истории. Оно должно совершать коллективные действия для решения проблем, общих для всех народов, стран, цивилизаций. Человечество как субъект истории находится в процессе формирования.

Факторы «за»:

1). Необходимость решения глобальных проблем современности.

2). Развитие программ международного сотрудничества.

3). Решение сложных творческих задач, например, освоение космоса.

4). Увеличение подвижности населения путём миграций.

Факторы «против»:

1). Жёсткая конкуренция в глобальной экономике.

2). Борьба за геополитическое влияние в мире.

3). Продолжение войн между странами.

4). Межэтническая, межрасовая, межрелигиозная ненависть.

2. По данному вопросу существуют 2 противоположные концепции:

универсализмпартикуляризм

- признаёт единство человечества - отрицает это единство или

не только как рода, но и системы; ставит его под сомнение;

- содержит линейно-стадиальную - предполагает модель времени

модель исторического времени; как исторического круговорота;

- признаёт общественный прогресс - этот прогресс либо отрицается,

в масштабах всего человечества; либо ставится под сомнение;

- существует единый магистральный - пути развития народов, стран,

путь развития всех народов, стран, цивилизаций многообразны и часто

цивилизаций уникальны

Начиная с 18 в., эти доктрины противоборствовали между собой. Одним из первых идею универсализма сформулировал Августин. Он считал, что человечество движется по пути победы града божьего над градом земным. Французские просветители 18 в. считали, что главный вектор истории – прогресс разума и движение к царству разума. Конт утверждал, что имеется 3 фазы развития человечества: теологическая, метафизическая, позитивная. В 18-19 вв. в европейской философии сложился европоцентризм – идея, по которой путь развития европейских народов и стран является универсальным для всех остальных. Народы подразделялись на цивилизованные (европейские) и варварские. В 19 в. возникла критика этого подхода. Николай Данилевский в работе «Россия и Европа» и Освальд Шпенглер в работе «Закат Европы» утверждали, что никакого целостного человечества, развивающегося прогрессивно по единому пути, нет. Европоцентризм – ложная идея. По Данилевскому, исторический процесс образуют культурно-исторические типы, по Шпенглеру, локальные культуры. Они обособлены, автономны, а по Шпенглеру, вообще не способны к взаимодействию. Пути развития этих единиц уникальны. Единства мировой истории нет.

Во 2-ой пол. 19 в. и в 1-ой пол. 20 в. были попытки синтезировать универсализм и партикуляризм. Утверждалось, что история одновременно едина и многообразна. Гегль утверждал, что магистральная линия истории – это прогресс мирового духа в сознании свободы, который последовательно воплощается в культуре разных народов. Эти культуры непохожи друга на друга, но в их развитии существует общая логика. Маркс утверждал, что магистральная линия – это движение от первобытной формации к коммунистической. Но разные народы и страны идут по этому пути по-своему: одни быстрее, другие медленнее. Некоторые проходят через все ступени, некоторые – нет. Единство истории конкретно реализуется через многообразие.

В 20 в. Карл Ясперс утверждал, что универсальной линией истории является осевое время, когда зародилось духовное единство человечества. Но это единство не означает одинаковости культур всех народов. Во 2-ой пол. 20 в. противостояние универсализма и партикуляризма продолжилось. В 60-е гг. появилась теория стадий экономического роста (Уолт Ростоу). Европейский путь модернизации (переход от аграрному к индустриальному обществу) приемлем для всех стран Азии, Африки и Латинской Америки. В нач. 70-х гг. зарождается теория постиндустриального общества (Дэниел Белл, Алвин Тоффлер). Во всемирной истории выделяется 3 этапа: доиндустриальное, аграрное, традиционное общество; индустриальное; постиндустриальное, информационное. Первый регион, прошедший этот путь – запад. (см. табл. 16) Френсис Фукуяма в работе «Конец истории» утверждает, что прежние битвы из-за идеологических доктрин завершились, т.к. наступило всемирное торжество западной либеральной демократии. Линию партикуляризма представляют Тойнби и Семюэль Хантингтон. По Тойнби, понятие человечества относительно, т.к. реально существуют прежде всего локальные цивилизации. Они автономны, относительно замкнуты, но способны к взаимодействию. Поэтому понятие «человечество» не лишено смысла. Хантингтон в работе «Столкновение цивилизаций» утверждает, что ключевой конфликт современности – противоречие между локальными цивилизациями из-за их чужеродности и культурной несовместимости.

В настоящее время новый синтез универсализма и партикуляризма предпринял основатель концепции миросистемного анализа Иммануил Валлерстайн. Не существует ни формаций, ни локальных цивилизаций, т.к. единственная единица истории современности – миросистема. Существуют следующие типы систем:

1). Минисистемы – племенные образования.

2). Миросистемы: мироимперии (экономика контролируется государством – этатизм) и мироэкономики (существует капиталистическое накопление капитала).

В 16 в. европейская капиталистическая мироэкономика начинает экспансию в другие регионы. Все остальные исторические системы разрушаются и поглощаются. В результате, к нач. 20 в. осталось только одна система. В ней есть ядро (высокоразвитые страны) и периферия (отсталые). Изначально исторческий процесс был многообразен, т.к. сосуществовали исторические системы разного типа. Но начиная с 16 в., многообразие постепенно сменяется единообразием. Тенденцию универсализма воплощает формирование современной миросистемы. В 20 в. этот процесс завершился и исходное многообразие истории сменилось её единством в рамках современной миросистемы.

3. По этому вопросу есть 4 подхода.

Волюнтаризм – учение, отрицающее объективные законы истории и утверждающее, что главную роль в ней играет свободная воля отдельных выдающихся личностей. Французские просветители 18 в. утверждали, что главную роль играют деяния государей и полководцев. По Ницше, личность способна творить историю, не сообразуясь ни с какими объективными обстоятельствами. Русский народник Михайловский утверждал, что выдающаяся личность – герой, ведующий за собой пассивную толпу. Волюнтаризм абсолютизирует свободную волю отдельной личности, отрицая закономерный ход истории.

Фатализм – учение, признающее неумалимый характер законов исторического развития и отрицающее фактор свободного выбора личности. В общефилософском плане к фатализму склонялись Демокрит и Спиноза, применительно к истории – Лев Толстой. Его мысль: отдельные выдающиеся личности – это всего лишь фигуры на шахматной доске истории, которые этой историей переставляются с места на место. Фатализм абсолютизирует закономерность истории, отрицая свободу человеческой воли.

Марксизм – это преодоление и синтез двух предыдущих подходов. По Энгельсу, историю движут народные массы. У них есть определённые потребности, релизация которых создаёт необходимость в истории. Отдельная личность не может определять ход истории. Её деятельность может лишь соответствовать исторической необходимости и способствовать её реализации. Выдающаяся личность – тот, кто понимает историческую необходимость и своей деятельностью реализует её. Русский марксист Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории» считал, что великий человек – это герой, но не в том смысле, что он может изменить ход истории в одиночку, а в том, что его деятельность совпадает с необходимостью и выражает её. Согласно марксизму, появление выдающейся личности – случайность на фоне исторической необходимости. Дело не в том, что появилась именно конкретная личность, если бы её не было, появилась бы другая – та, которая понимает историческую необходимость эпохи. Выдающаяся личность может действовать только в рамках исторической необходимости.

Социальная синергетика – выдающаяся личность влияет на ход истории всегда, но в разной степени. Ес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: