Физически развитой личности




Физически развитая личность представляет определенный уровень в достижении совершенства физических качеств, владения "своим телом и его потребностями" (П.Ф.ЛЕСГАФТ), физическое развитие личности проявляется в изменениях ее сознания и самосознания, эмоционально-чувственной сфере, отдельных поступках и поведении в целом.

 

Мы убеждены, что только тогда можно думать о создании системы физического воспитания и образования, когда педагог сумеет «увидеть» портрет (модель) физически развитой личности, то есть назвать те личностные характеристики, посредством которых человек демонстрирует физическое совершенство. Эти черты и характеристики будут выступать для педагога как своеобразные "ориентиры" в физическом развитии личности, это то, что должно проявиться и совершенствоваться в воспитательно-образовательном процессе школы.

Вам предлагается перечень тех личностных характеристик, на основании которых можно выстраивать социально-психологический портрет физически развитой личности. Мы предлагаем Вам познакомиться с данными чертами и характеристиками, оценить степень значимости каждой из них для достижения физического совершенства, высказать свои суждения относительно того, насколько возможно их развитие в условиях современной нам школы. Подумайте, насколько существующие ценности в обществе и известный Вам опыт школ способствуют достижению физического совершенства.

СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, что составить «портрет» физически совершенного человека Вам предстоит САМОСТОЯТЕЛЬНО, причем у каждого из Вас получится «портрет», непохожий на те, что получились у Ваших сокурсников (коллег по работе), поскольку он определяется различными убеждениями и разным жизненным опытом. Однако, выполняя данную работу, попытайтесь оценить, на чём основываются Ваши суждения, насколько они объективны, попытайтесь обосновать их важность для достижения человеком физического совершенства.

 

Ключевым моментом в построении модели физически развитой личности может быть понятие "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА", понимаемая "как часть общей культуры человека, специфической целью которой является физическое совершенство личности". В культурологическом контексте физическая культура рассматривается "как часть культуры, которая характеризуется освоением ценностей по физическому совершенствованию личности" (3, с. 24-25).

Физическая культура является и ЦЕЛЬЮ, и одновременно важнейшим УСЛОВИЕМ становления и саморазвития личности. Кроме того, понятие "физическая культура" отражает и достигнутый УРОВЕНЬ физического совершенства человека, и СТЕПЕНЬ использования им приобретенных двигательных качеств, навыков, специальных знаний в повседневной жизни (23, с. 29).

Целевые установки отражают основной результат и уровень овладения физической культурой - освоение ее базовых основ. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей человека (78, с. 19). Физическая активность является непременным условием направленного развития и физической подготовленности учащихся к жизни, оптимизации их физического состояния, она обеспечивает каждому человеку необходимый уровень физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем хочет заниматься ребенок в будущем. Без этого невозможна успешная адаптация человека к жизни в обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности. Этот базовый компонент, иначе называемый ядром, и положен в основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры.

Физическая культура рассматривается и как важное СРЕДСТВО в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановления телесных и духовных сил (78, с. 19). В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, ее образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение.

Воспитательно-образовательный процесс учебного заведения направлен на обеспечение основ личной физической культуры - совокупности потребностей, мотивов, знаний, оптимального уровня здоровья и двигательных способностей, нормального физического развития, умений осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность (78, с. 20). Это позволяет нам обозначить следующие наиболее важные характеристики человека, обладающего физической культурой, которые подлежат развитию и тренировке в системе физического воспитания и образования:

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ проявляется как физическая и функциональная подготовленность личности, включая:

¨ овладение основными двигательными навыками - ходьба, бег, прыжки, плавание, подтягивание, приседания, наклоны, бросок, метание и т.д.;

¨ овладение двигательными качествами - сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость;

¨ владение разнообразными оздоровительными системами;

¨ мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность;

¨ умение управлять своим телом;

¨ участие в мероприятиях спортивно-оздоровительного характера;

¨ ………………………………………..

¨ ………………………………………..

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ (ОБРАЗОВАННОСТЬ) проявляется как:

¨ понимание необходимости физического самовоспитания как составной части целостного развития личности;

¨ понимание роли физической, интеллектуальной и психологической подготовки в целях гармоничного развития личности;

¨ сформированность образа физически совершенного человека и физиологических показателей его проявления;

¨ знание о психофизиологических особенностях развития личности, о физических возможностях организма;

¨ знание требований гигиены физического и умственного труда;

¨ умение подбирать упражнения для тренировки различных групп мышц и функциональных систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и др.);

¨ понимание смысла выполняемых упражнений, важность заданных способов действия;

¨ подбирать упражнения для профилактики заболеваний, плоскостопия, поддержания осанки и хорошей физической формы;

¨ знание нормативов здорового образа жизни (питания, дыхания, двигательной активности, режима дня и др.);

¨ умение организовать замер основных физиологических параметров организма в ситуациях перегрузки, переутомления, покоя и т.п. для составления индивидуальной программы физического самосовершенствования;

¨ умение использовать знания о профессиональных заболеваниях в будущей профессии для подбора упражнений профилактического характера;

¨ ………………………………………….

¨ …………………………………………..

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ВОСПИТАННОСТЬ проявляется как психологическая подготовленность личности и проявление разносторонности в ее развитии:

¨ потребность в организации и поддержании здорового образа жизни;

¨ восприятие физической культуры как одной из важнейших жизненных ценностей человека;

¨ сформированность интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы, проявляющихся в процессе занятий физической культурой;

¨ сформированность эстетических представлений и идеалов физически совершенного человека;

¨ привычка использовать средства физкультурно-спортивной деятельности в целях поддержания духовного и физического потенциала личности;

¨ привычка систематически выполнять нормативы двигательного режима организма;

¨ способность противостоять неблагоприятным внешним условиям жизнедеятельности (экологии, стрессовым факторам и др.);

¨ овладение навыками самоконтроля за правильностью движений (грациозность, изящество, ловкость, опрятность и др.);

¨ понимание эстетической ценности всех видов спорта;

¨ ……………………………………………..

¨ ……………………………………………..

ОПТИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ в целом и всех его составляющих:

¨ уровень и гармоничность физического развития;

¨ резервные возможности основных физиологических систем;

¨ уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма (т.е. высокий уровень защитных возможностей организма);

¨ отсутствие хронических заболеваний;

¨ осанка как условие нормальной деятельности и работоспособности организма, показатель красоты и здоровья человека;

¨ гармоничность и своевременность развития и созревания всех физиологических функций организма и организма в целом;

¨ гармоничность психического развития (оптимальное нормальное психоэмоциональное состояние человека);

¨ сформированность морально-волевой сферы;

¨ ………………………………………….

¨ ………………………………………….

Какие еще черты физически развитой личности вы считаете необходимым включить в число ее показателей? Возможно, какие-то из приведенных показателей вызывают у Вас иное отношение?

Какого человека Вы считаете физически совершенным? Насколько достижим этот эталон в повседневной жизнедеятельности?

Составьте социально-психологический портрет физически неразвитой личности. Насколько привлекательной для Вас является такая личность?

__________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Каким, на Ваш взгляд, должен быть «ИДЕАЛ» (эталон) физически развитой личности? Из перечисленных выше характеристик назовите (сформулируйте самостоятельно) те, которые должны определять высокий уровень развития его сознания и поведения, чувств и эмоций, систему его жизненных ценностей.

Основываясь на личных жизненных впечатлениях, попытайтесь «нарисовать» «РЕАЛЬНЫЙ» портрет Вашего современника в аспекте его физического развития. Каким Вам представляется типичный портрет современного школьника? Какие типичные черты характеризуют физический облик людей разного возраста? Какие Вы видите проблемы?

Будет ли меняться социально-психологический портрет физически совершенного человека в зависимости от его возраста, жизненного опыта, уровня образования, социального статуса, национальности, личностных особенностей? Проявление каких черт и характеристик физически развитого человека обусловлено в первую очередь образовательным уровнем личности?

__________________________________________________________________

 

 

1.3. Уровни физического развития личности

 

Физическое развитие личности – это постоянный процесс приближения к физическому совершенству, это овладение основными физическими движениями и качествами.

Однако можно наблюдать разные уровни, которые проявляет человек в процессе своего физического развития, и разную степень овладения базовыми физическими движениями и качествами. Все люди различаются по своим физическим данным, у каждого из них - свои представления о красоте, своя мотивация и устремления в достижении поставленных целей. Можно говорить о различных возможностях личности в процессе ее физического развития и, следовательно, наблюдать различные уровни ее достижений.

Для организации воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на физическое развитие школьников, важно знать эти уровни, так как они показывают определенную степень достижений в их развитии, что позволяет судить о результативности педагогической деятельности, а также учитывать индивидуальные особенности школьников в процессе их физического развития.

Об уровнях физического развития можно судить по нескольким критериям, в которых отражается различная степень подготовленности школьников к выполнению определенного типа упражнений.

I. Один из важнейших показателей - медицинский (78, с. 90).

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста делят на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

Основная медицинская группа. В нее включают детей и подростков безотклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), не имеющих хронических заболеваний; это дети с соответствующим возрасту физическим и психологическим развитием, имеющих достаточную физическую подготовленность.

В качестве основного учебного материала в данной группе рекомендуются обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдача контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются также дополнительные виды занятий в избранном виде спорта.

Подготовительная медицинская группа. В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, эти дети проявляют недостаточную в соответствии с возрастом физическую подготовленность.

Особо выделяют группу детей, которые часто и длительно болеют, с морфофункциональными отклонениями и снижением сопротивляемости организма. И выделяют группу детей, имеющих хронические заболевания в состоянии компенсации, как правило, они хорошо себя чувствуют и имеют высокую работоспособность.

В данной группе рекомендуется основная учебная программа с элементами адаптивного физического воспитания, т.е. использование тех же обязательных видов занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Как правило, занятия этой группы проводятся совместно с основной группой по учебной программе, обе группы сдают установленные контрольные нормативы. Однако школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности.

Специальная медицинская группа. В нее включаются учащиеся, имеющие такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. У этих детей имеются сходные нарушения в организме, несмотря на различный характер заболеваний – примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Подгруппа А – школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство.

Подгруппа Б - школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой системы, печени, высокая степень нарушения коррекции зрения с изменением глазного дна и т.д.).

Для этих групп учащихся рекомендуются занятия по программе адаптивной физической культуры или по отдельным видам государственной программы (причем срок подготовки увеличивается, а нормативы снижаются). В зависимости от степени выраженности нарушений основных функций организма они могут заниматься с другими группами (естественно, с учетом их индивидуальных возможностей) или могут организовываться группы для занятий лечебной физической культурой (ЛФК) или корригирующей гимнастикой.

Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

 

II. Особо можно размышлять о разных категориях школьников в зависимости от отношения к занятиям физической культурой и спортом:

А. Школьники-спортсмены, для которых занятие спортом связывается с будущей профессиональной деятельностью. Они нацелены на достижение высоких спортивных результатов.

Б. Школьники, для которых занятие физической культурой стало привычкой, они проявляют потребность в здоровом образе жизни, с увлечением занимаются физической культурой, посещают спортивные секции, участвуют в соревнованиях.

В. Школьники, у которых есть понимание необходимости в занятиях физической культурой, сформирована потребность в здоровом образе жизни, однако не сформированы привычки в систематических занятиях и соблюдении известным им норм.

Г. Школьники, у которых нет понимания необходимости в занятиях физической культурой, они не осознают вредности привычек, которые обеспечивают нездоровый образ жизни. Они не посещают школьные уроки физической культуры.

 

Сформулируйте задачи физического воспитания и образования школьников в зависимости от уровня их физического развития.

Что Вам известно из опыта школ по обеспечению дифференцированного подхода в организации занятий физической культурой?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: