по дисциплине психология девиантного развития и поведения




(Психология девиантного поведения и развития)

(психология девиантного поведения)

 

Направление подготовки: 050700.62 Педагогика Профиль: «Детская практическая психология» Квалификация: бакалавр

Направление подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психологическое сопровождение мигрантов в социальных и образовательных учреждениях Квалификация: магистр

Направление подготовки: 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология и социальная педагогика

Квалификация: бакалавр

 

заочная форма обучения

Оцениваемые знания, умения и компетенции:

ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-9; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-7; ПК-9; ПК-13; ПК-17; ПК-20; ПК-24; ПК-27; ПК-31; ПК-35.

Определение девиантного поведения, его критерии.

Основные причины отклонений в развитии и поведении.

Понятие нормы поведения и отклонения от нормы.

Психологические механизмы отклоняющегося поведения. Представления экзистенциально-гуманистического, психодинамического и поведенческого подхода к отклоняющемуся поведению.

Классификация видов отклоняющегося поведения.

Поведенческие феномены, их сравнительная характеристика.

Агрессивное поведение, причины, профилактика.

Делинквентное поведение, его критерии.

Профилактика подростковой преступности. Специфика раннепрофилактических мероприятий по предупреждению криминогенного поведения детей и подростков.

Зависимое поведение, причины, профилактика.

Феномен со-зависимости, пути преодоления.

Химическая зависимость, причины, профилактика.

Пищевая зависимость, причины, профилактика.

Игровая зависимость, причины, профилактика.

Суицидальное поведение, причины, профилактика.

Возрастные особенности суицидального поведения.

Превенция и интервенция отклоняющегося поведения.

Возможности социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности. Профилактика отклоняющегося поведения.

Стратегии социально-психологического вмешательства при различных видах отклоняющегося поведения.

Психологическая коррекция отклоняющегося поведения. Цели и принципы поведенческой коррекции.

 

Ситуационные задачи по теме «Психология девиантного развития и поведения»

Оцениваемые знания, умения и компетенции:

ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-9; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-7; ПК-9; ПК-13; ПК-17; ПК-20; ПК-24; ПК-27; ПК-31; ПК-35.

Ситуационная задача № 1

Во время диагностики типа высшей нервной деятельности подростка Вами была выявлена несбалансированность свойств нервной деятельности.

Возможно ли в этом случае утверждать о наличии девиантного поведения у данного подростка? В каких случаях?

 

Ситуационная задача № 2

При анализе поведения юноши было выявлено, что наиболее часто он обнаруживает приспособление в различных социальных группах.

Для какого типа поведения наиболее характерен данный способ поведения? При каких условиях?

Ситуационная задача № 3

Воспитатель одной из групп Н. постоянно изыскивает на своего руководителя "компромат", обвиняет его в том, что он не руководит, а только требует, провоцирует конфликты, стремится объединить вокруг себя всех, кто не доволен новым руководителем, периодически возмущается.

Для какого типа поведения наиболее характерен данный способ поведения? При каких условиях?

Ситуационная задача № 4

В характеристике подростка, направленной в комиссию по делам несовершеннолетних, классный руководитель отмечает, что он является «заводилой» всех негативных поступков, наблюдавшихся в течение последнего полугодия, при этом всегда жизнерадостен и активен.

Какой тип акцентуации характера вправе предполагать социальный педагог, к которому для дополнительной диагностики был направлен подросток? Что необходимо для подтверждения выдвинутого предположения?

Какие рекомендации могут быть даны социальным педагогом и кому?

Ситуационная задача № 5

В характеристике подростка, направленной в комиссию по делам несовершеннолетних, классный руководитель отмечает, что он часто прогуливает уроки, его нередко видят в асоциальных группах, воспитывается мамой, которая вынуждена работать по совместительству.

Какой тип акцентуации характера вправе предполагать социальный педагог, к которому для дополнительной диагностики был направлен подросток? Что необходимо для подтверждения выдвинутого предположения?

Какие рекомендации могут быть даны социальным педагогом и кому?

Ситуационная задача № 6

В характеристике подростка, направленной в комиссию по делам несовершеннолетних, классный руководитель отмечает, что он часто обманывает, имеет много знакомых, но нет друзей, при этом очень общителен, склонен к риску, нетерпелив, однако много времени проводит в компьютерном клубе.

Какой тип девиантного поведения может предполагать социальный педагог, к которому для дополнительной диагностики был направлен подросток? Что необходимо для подтверждения выдвинутого предположения? Какие рекомендации могут быть даны социальным педагогом и кому?

 

Тестовые задания

«Психология девиантного развития и поведения»

Оцениваемые знания, умения и компетенции:

ОК-1; ОК-2; ПК-3; ПК-5; ПК-7; ПК-9; ПК-13; ПК-20; ПК-27; ПК-35.

Инструкция: Тест содержит три части «А», «В», и «С». В части «А» содержатся вопросы, на которые необходимо выбрать правильный вариант ответа. В части «В» предлагается сопоставить две колонки между собой. А часть «С» предполагает самостоятельный ответ на вопрос. На выполнение данного теста отводится 45-50 мин. Желаем удачи!

 

Часть «А»

1. Какие виды социальных норм выполняет человек в обществе?

А) семейные

Б) правовые

В) житейские

Г) служебные

Д) эстетические

2. Если при взаимодействии с реальностью человек преимущественно использует болезненное противостояние, он обладает ….. типом девиантного поведения?

А) психопатологический

Б) аддиктивный

В) делинквентное

Г) аутоагрессивное

3. Клиническая форма девиантного поведения, направленная на причинение вреда самому себе…?

А) агрессивное поведение

Б) аутоагрессивное поведение

В) характерологическое поведение

Г) патохарактерологическое.

4. Какие признаки характерны для нервной анорексии?

А) Прием слабительных

В) намеренность избегания пищи способной вызвать увеличение массы тела

Г) искажение образа своего тела в виде страха перед ожирением

Д) вызывание рвоты

5. Поведение, которое противоречит нормам морали независимо от того, как сама личность к этому относится?

А) неэстетическое

Б) девиантное

В) безнравственное

Г) аморальное

6. Какому типу акцентуации характера, присуще следующие черты: эгоцентризм через нетерпение серой жизни, псевдопобеги из дому, псевдосуецид, внешняя эмансипация и т.д.? (по А.Личко)

А) истероидный

Б) шизоидный

В) конформный

Г) гипертимный

7. Предполагает умение планировать предстоящую деятельность:

А) рефлексия

Б) внутренний план действий

8. Стремление противоречить другому человеку…?

А) реакция эмансипации

Б) реакция компенсации

В) реакция имитации

Г) реакция оппозиции

9. Тип девиантного поведения, для которого характерно нарушение неких правовых норм?

А) аддиктивное

Б) аутоагрессивное

В) делинквентное

Г) психопатологическое

 

Часть «В»

10. Сопоставьте механизм адаптивности и его характеристику:

1. гомеостатический а) человек адаптируется к миру либо, получая

2. прагматический (предоставляя) удовольствие, либо, причиняя

3. гедонистический страдания себе или другим людям.

б) человек приспосабливается к окружающему

миру либо путем устранения конфликтности

с ним, либо путем обострения конфликтов

с окружающим миром.

в) приспособление человека к окружающему

миру двумя путями: получение пользы,

выгоды; причинение вреда, ущерба.

 

11. Сопоставьте вид взаимодействия человека с реальностью и тип девиантного поведения, который для него характерен:

1. болезненное противостояние а) аддиктивное

2. борьба с реальностью б) патохарактерологическое

3. уход от реальности в) делинквентное

4. игнорирование г) «поведение на базе гиперспособности»

 

12. Сопоставьте вид суицидального поведения и его характеристику:

1. альтруистическое а) возникает в том случае, если человек хотел бы

2. анонемическое усугубить конфликт с другим человеком и

3. эгоистическое сделать его виновным в своей смерти.

б) в этом случае самоубийство связано с кризи-

сными ситуациями в жизни человека, личными

проблемами.

в) в этом случае самоубийство совершается для

облегчения жизни других людей.

 

13. Сопоставьте группу сексуального нарушения с его видом:

по вектору интенсивности

по вектору направленности на определенного партнера

по вектору сформированности телесного образа

по вектору способа реализации

а) эксгибиционизм.

б) эфебофилия

в) секс как развлечение

г) гомосексуализм

 

14. Сопоставьте две колонки:

2. реакция эмансипации а) копирование поведения другого человека

3. реакция оппозиции б) стремление освободиться от чьей-либо опеки

4. реакция группирования в) стремление противоречить другому человеку

5. реакция имитации г) стремление войти в какую-либо группу

 

Часть «С»

15. Допишите недостающее. Девиантное поведение – это…?

16. Акцентуация характера – это?

17. Опишите конформный тип акцентуации характера?

18. Перечислите 5 мотивов употребления психоактивного вещества?

19. Перечислите виды сверхценных увлечений?

20. В каком случае выставляется диагноз нервной булимии?

21. Что такое агрессивное поведение?

22. Дайте определение понятию норма?

 

Ответы:

Часть «А» Часть «В» 10. 1-б; 2-в; 3-а;

2. б,д 11. 1-б; 2-в; 3-а; 4-г;

3. а 12. 1-в; 2-б; 3-а;

4. б 13. 1-в; 2-б; 3-г; 4-а;

5. в,г 14. 1-б; 2-в; 3-г; 4-а;

6. в

7. а

8. б

9. г

10. в

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: