Особенности психосоциального развития




Физическая сторона в развитии приобретает для подростков важнейшее значение, обусловливая психические и социальные аспекты в целостном развитии личности. Показатели физического развития значимы для формирования самооценки и восприятия друг друга. Можно согласиться с мнением психологов, которые утверждают, что ребенок, вступая в подростковый возраст, утрачивает прежние способы самоутверждения и обретает новые, связанные с половой принадлежностью, утверждаясь, как мальчик и как девочка.

У подростков проявляется интерес к собственному телу и тем изменениям, которые с ним происходят. Для них характерно рассматривание себя в зеркало, критическое отношение. Они особенно чувствительны к недостаткам своей внешности, их осознание приносит им особенно много огорчений. Однако именно эта особенность может способствовать возникновению устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, начальной включенности в процесс физического самосовершенствования. У подростков возникает желание познать те изменения, которые они наблюдают.

Практика показывает, что не столько сам процесс физического развития является основанием для переживаний, сколько сравнение с другими и отношение других к тем особенностям, которые проявляются у подростков. Сверстники могут с большим уважением относиться к своему сокласснику, признавая его силу и "выдвигая" его лидером, а могут осмеивать раннее проявление признаков внешнего повзросления, особенно часто это проявляется у мальчиков по отношению к девочкам. В связи с этим на первый план выступают проблемы нравственного воспитания.

В связи с изменениями во внешнем облике у подростков возникает новое отношение к себе - он воспринимает себя как взрослого, претендует на новые формы взаимоотношений с окружающими его взрослыми. Однако новое отношение, которое возникает у подростка, требует времени для осознания и понимания сущности этих изменений, необходимости привыкания к новому образу самого себя, выработке новых форм поведения.

Надо отметить, что все подростки по-разному переживают этот период своего развития. Можно наблюдать тех подростков, у которых дисгармония в физическом развитии проявляется почти незаметно, а потому развитие его "Я-концепции" происходит благополучно. Но когда физическое развитие сопровождается многими противоречиями (например ярко проявляется дисгармоничность, признаки взрослости проявляются слишком рано или слишком поздно и т.п.), возникают проблемы с формированием самооценки и нарушением отношений со сверстниками и взрослыми.

В процессе физического развития для подростка характерен своеобразный поиск собственного образа, который может сопровождаться различными эмоциональными состояниями. Для личностного развития опасно проявление неуверенности в себе, стеснения, комплексов неполноценности, они избегают занятий физической культурой. Задача педагога – помочь преодолеть это состояние, вовлечь подростков в процесс начальной физической подготовки.

Одна из проблем, которую можно наблюдать у современных подростков, - " нарочито небрежная манера двигаться, общая расслабленность и как бы вялость, или, наоборот, общее напряженное положение тела… как признаки силы и мужества, способы "приобщения" к более взрослому возрасту. А потому так важен эстетический аспект физического развития подростков - помочь осознать, что правильная осанка та, которая сочетает в себе полную свободу и ненапряженность с подтянутостью и гибкостью, движения должны быть не размашистыми, экономными" (А.Г.ХРИПКОВА)

Наверное необходимо объяснять подросткам, что некая небрежность в поведении, свойственная некоторым взрослым, характерна для людей, которые представляют далеко не лучшие образцы "эталонного" мужчины. Педагогу важно воспитывать у подростков самокритичное отношение к образу своего тела и направить его усилия на созидание гармоничности, гибкости, силы и других физических качеств, а также тренировку волевых качеств. Учитель физической культуры должен направить ученика на овладение человеком своей двигательной сферой, обогащение двигательных представлений, развитие двигательных способностей. Как отмечают физиологи, смысловое содержание понятия "физическая культура" раскрывается "как ОКУЛЬТУРИВАНИЕ движений, повышение их экономности, рациональности, уместности, т.е. овладение теми сторонами движения, которые характеризуют их совершенство, красоту". Одна из важнейших задач учителя физической культуры - формирование эстетически оправданных представлений о красивом в движениях человека.

Какие еще проблемы, характерные для подросткового возраста, Вы можете назвать? Объясните причины их возникновения и определите возможные пути решения.

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: