В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ




Физическое воспитание определяется как целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма: стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального и рационального использования природных условий внешней среды (105).

Физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса – направленная роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т.д., либо осуществляется в процессе самовоспитания.

Физическое воспитание – это процесс, являющийся составной частью общего воспитания личности, направленный на развитие и саморазвитие физической культуры человека (23, с. 29).

Функции физического воспитания в общей системе воспитательно-образовательного процесса (Б.Т. ЛИХАЧЕВ):

¨ РАЗВИВАЮЩАЯ функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; гибкость и стройность тела; способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям;

¨ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ функция направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Древние говорили: "В здоровом теле - здоровый дух". Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера будут способствовать активному труду и здоровому отдыху;

¨ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; разнообразными видами физкультуры и спорта как средствами удовлетворения физических и духовно-эстетических потребностей;

¨ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Поэтому для каждого человека необходимы ежедневня зарядка, ритмическая гимнастика, проведение физкультпауз на уроках. Прогулки в лес, пешие или лыжные походы, катание на коньках, спортивные игры приводят организм в движение, создают хорошую основу для борьбы с такими вредными привычками, как курение, безделье, беспорядочный просмотр телепередач. Тем самым физкультура и спорт выполняют и общекультурную функцию, организуют и заполняют свободное время полезными и увлекательными занятиями (58).

 

3.1. Из истории становления системы физического воспитания

 

Становление и развитие системы физического воспитания обусловлено пониманием его сущности, а также представлением о ведущих характеристиках физически развитого человека, важных для того или иного исторического периода в развитии общества.

Начало массовому физкультурно-спортивному движению в нашей стране положили военно-спортивные клубы и кружки, создававшиеся в системе всевобуча (всеобщего военного обучения) в период Гражданской войны (1918). В 20-е годы проводились массовые формы работы – многодневные эстафеты, пробеги, спартакиады и др. В 30-е годы основой всей системы физического воспитания стал физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), для детей – «Будь готов к труду и обороне» (БГТО).

В 60-70-е годы в нашей стране проводились широкомасштабные массовые акции, например военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок». По инициативе пионерской организации проводились соревнования дворовых команд по месту жительства «Золотая шайба» и «Кожаный мяч», они помогали выявлять и приобщать к физической культуре и спорту многих способных подростков, решали проблему досуга.

80-е годы ХХ века, когда осуществлялись попытки реформирования общеобразовательной и профессиональной школ, были введены комплексные программы физического воспитания для учащихся I-ХI классов. Эти комплексные программы включали формы урочной и внеурочной деятельности учащихся и являлись единой системой, основанной на Всесоюзном физкультурном комплексе ГТО («Готов к труду и обороне»). Содержание программы состояло из четырех частей:

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня (гимнастика до занятий, физкультминутки, подвижные игры на переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня, так называемый «спортивный час»).

2. Программный материал для уроков физической культуры.

3. Внеклассные формы физического воспитания (физкультурные кружки, спортивные секции, секции по военно-прикладным видам спорта, группы общефизической подготовки (ОФП, ГТО и др.).

4. Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (День здоровья и спорта, внутришкольные соревнования, туристические походы, слеты, физкультурные праздники и т.д.).

Впервые в программу были включены примерный объем двигательной активности и примерные упражнения по развитию двигательных качеств для самостоятельных занятий. Внедрение данной программы в массовую практику способствовало пропаганде спорта и здорового образа, но тем не менее данная программа всё же не предполагала организацию физического воспитания школьников в широком понимании данного процесса как важнейшей составной части воспитательно-образовательного процесса школы (см. подробнее: 28;40;53;62;78;103;110-112 и др.).

 

Вся история совершенствования школьного урока на протяжении многих десятилетий была связана с поиском путей повышения моторной плотности занятий на уроке физической культуры, объема и интенсивности предлагаемых нагрузок. Проблемы интеллектуального компонента урока – знания в области теории и методики физического воспитания, личной гигиены, психологии и физиологии двигательной деятельности, формирование мотивации к занятиям физической культурой, индивидуальные показатели личности учащихся - не входили в число задач физического воспитания.

Сегодня в нашей стране происходит формирование новой системы физического воспитания, построенной на представлениях о ценности физической культуры в гармоничном развитии личности, создании здорового образа жизни, сохранении здоровья. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у подрастающего поколения. Разрабатываются многообразные концепции в создании новой системы физического воспитания и образования (см. 7;29;38;51;59;61;62;65 и др.). Одна из них разрабатывается в традициях олимпийской педагогики.

 

В настоящее время во всём мире набирает силу движение за формирование спортивного стиля жизни на основе системообразующего спортивно-оздоровительного образовательного проекта «Олимп», так называемая олимпийская педагогика. Эта система пока еще не реализуется в полной мере, но можно говорить о ее некоторых результатах (Цит. по 78, с. 443-444).

Разработчики данного проекта обеспокоены критическим уровнем здоровья населения нашей страны, что вызывает необходимость принятия государственных решений, способствующих созданию системы саморегулирующегося спортивно-оздоровительного движения. В основе данного проекта лежит новая идеология физической культуры и массового спорта, ориентированная на человеческую индивидуальность, семью, первичную социальную группу. Во многом развитие такого рода движения должно регулироваться государственными органами управления, обеспечиваться нормативно-правовой базой и системой мер по защите этих прав. Государство должно быть главным инвестором этого общественного движения, нацеленного на сохранение и укрепление здоровья граждан.

Создание и развитие спортивно-оздоровительного проекта «Олимп» происходит на базе признанного ЮНЕСКО и МОК движения "Спорт для всех", который ориентируется на отечественный и мировой опыт. Таким образом, участие нашей страны в программе Совета Европы «СПРИНТ» предполагает её интеграцию в европейское и мировое спортивно-правовое пространство.

Цель этой государственно-общественной системы - формирование спортивного стиля жизни и условий его реализации. Конкретные цели ( задачи ): а) оздоровление нации; б) воспитание с помощью «спортивной педагогики»; в) научить людей ценить свою жизнь.

Основными принципами государственной политики в сфере физической культуры и спорта являются:

1. Принцип государственного регулирования, который сочетается с максимальным использованием саморегулирования участников движения. «Развитие движения без государственного вмешательства – насколько это возможно, и государственное содействие движению – насколько это необходимо».

2. Единство нормативной базы, режима и методов регулирования на всей территории России. Устранение принципиальных различий в нормативной базе субъектов РФ.

3. Единство символов, атрибутики.

4. Принцип равных возможностей.

Основу проекта составляет информационно-рекламное и просветительско-пропагандистское обеспечение. Это движение должно стать народным, подлинно массовым движением, формирующим спортивный стиль жизни нации, оно должно закрепить право каждого гражданина стать участником спортивной деятельности. Должна осуществляться популяризация занятий физической культурой и спортом для широких слоев населения. Большая роль возлагается на средства массовой информации в пропаганде здорового образа жизни.

Наименование движения «Олимп» отождествляет его с гуманистическими олимпийскими традициями и принципами, заложенными основателем Олимпийских игр современности Пьером де Кубертеном.

Движение «Олимп» предполагает создание спортивно-оздоровительных «Олимпийских клубов », включенных в единую систему на федеральном и территориальном уровнях. Члены клубов должны называться олимпийцами. У клубов разработан свой устав, есть своя символика и атрибуты. Уже разработан российский олимпийский значок. Был разработан и проведен первый Олимпийский зачет для учащихся V-ХI классов

Элементы нормативной базы движения заимствованы из практики комплекса ГТО и его зарубежных аналогов («Еврофит»).

Проект предполагает мобилизацию самодеятельности населения, создание системы самоуправления. В документах подчеркивается, что «Олимп» – это саморазвивающееся демократическое движение к самосовершенствованию человека. Это ответ на современные условия жизни, увеличивающиеся физические и психические перегрузки в условиях перехода российского общества к новым экономическим и общественным отношениям. Это ответ на недостаточную двигательную активность, следствием которой являются избыточный вес, нарушения обмена веществ и деятельности системы кровообращения у миллионов людей. Это ответ на процесс сокращения средней продолжительности жизни россиян.

«Олимп» формирует прежде всего образовательную среду для развития свободной, гармонически развитой личности. Движение направлено на самооздоровление населения. Занятия имеют не столько спортивную, сколько восстановительную, рекреативную (творческую) направленность. Участники движения («олимпийцы») занимаются физической культурой как в рамках официальных организаций, так и самостоятельно. Популярность занятий спортом в рамках движения, по мнению его организаторов, должна вырастать не только из государственной политики, но и из личной инициативы и заинтересованности отдельных граждан.

В состав движения входят: а) детский и юношеский спорт; б) занятия спортом в свободное время; в) физическая культура на производстве; г)занятия физическими упражнениями в зрелом и пожилом возрасте; д) спорт для инвалидов.

В конечном счете «Олимп» должен стать своеобразной суммой творческого потенциала спортивно-оздоровительных и физкультурно-образовательных программ: федеральных и региональных, территориальных и муниципальных, школьных и вузовских, производственных и вузовских, а также индивидуального опыта участников движения.

Проект предполагает создание единого российского спортивно-оздоровительного пространства, формирующего и реализующего новую философию здорового образа жизни – спортивного образа жизни.

Пока еще движение «Олимп» не получило массового распространения, но, начиная с 1997/98 учебного года, его основы были апробированы в учебных заведениях г. Москвы под патронажем МОК и мэра города в рамках формирования движения «Олимпийская юность Москвы». Движение получило положительные оценки (см. подробнее: 78, с.441-461).

……………………………

В двух предыдущих главах Вам было предложено осмыслить те вопросы, которые можно назвать "философией" и "психологией" физического воспитания и образования, что позволило Вам сформулировать свою педагогическую позицию, т.е. определить свое понимание понятий и процессов в конкретном аспекте педагогической деятельности. Теперь мы предлагаем познакомиться с опытом, который накоплен в теории и практике физического воспитания и образования, чтобы помочь Вам сформировать собственную педагогическую систему и определить принципы Вашей педагогической деятельности. Как показывает практика, всё новое только тогда имеет значение, когда оно "вписывается" в традиции школы (и страны в целом), когда оно отвечает времени и основным т енденциям развития общества. Создавая свою систему работы, учитель изучает процесс развития личности, накапливает знания в области естественных и общественных наук, знакомится с опытом работы своих предшественников и своих современников. И только на этой основе педагог создаёт свою систему работы:

v формулирует цель, задачи и основные направления в работе, которые вытекают из характеристики физического развития личности;

v формулирует принципы своей педагогической деятельности, которые позволяют ему решать поставленные задачи и реализовывать основные направления в работе;

v определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, в котором отражаются цель, задачи и основные направления физического воспитания и образования;

v предлагает формы и методы воспитания и обучения, с помощью которых достигаются цель и задачи физического воспитания и образования, реализуется содержание воспитательно-образовательного процесса;

v определяет формы и виды контроля, на основании которых он может судить об эффективности своей системы; разрабатывает критерии и показатели, на основании которых можно судить об эффективности своей системы.

Каждый последующий раздел данной главы поможет Вам ознакомиться с опытом работы известных педагогов-практиков. Обращаем Ваше внимание на то, что по каждому вопросу Вы имеете возможность вносить дополнения, изменять формулировки, т.е. адаптировать «чужой» опыт в собственную практику, соотнося его с особенностями своей личности и той ситуацией, где будет реализовываться система Вашей работы.

 

3.2. Цель, задачи, основные направления и принципы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: