Формы и методы физического воспитания и образования




Организация и проведение работы по физическому воспитанию и образованию предполагает использование разнообразных ФОРМ учебно-познавательной и двигательной деятельности. В практике современной школы сложились разнообразные формы работы по физическому развитию личности (см. 11;14;21;27;58;68;78;99;100;106 и др.).

Современная система физического воспитания и образования предполагает многообразные формы работы:

¨ учебная работа - урок и факультативные занятия;

¨ внеурочные формы работы – секции, спартакиады, встречи со спортом, со спортсменами и участниками международных соревнований, образовательные беседы об истории спорта, видеофильмы о выдающихся спортсменах;

¨ внеклассные формы в режиме учебного дня (кружки, секции общей физической подготовки, спортивные секции)

¨ общешкольные мероприятия (массовые формы работы) – спортивные соревнования, праздники, слёты, туристические походы, игры на местности);

¨ система самостоятельных форм занятий учащихся по интересам;

¨ система домашних занятий;

¨ физкультурно-оздоровительная работа - упражнения, рефлексо-терапия, гимнастика для предупреждения нарушения зрения, средства психологической разгрузки и восстановления, гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, подвижные перемены, спортчасы в группах продленного дня, физкультпаузы во время приготовления домашних заданий, подвижные игры, эстафеты, спортивные игры, комплексы упражнений, предупреждающие умственное и физическое утомление школьников, средства физической и психической разгрузки;

¨ пропаганда физической культуры и спорта среди учащихся и родителей в средствах массовой информации.

 

Рассмотрим некоторые из них.

УРОК физической культуры в настоящее время остается ведущей формой физического воспитания и образования, он является обязательным для посещения всеми учащимися. Содержание уроков физической культуры определяется в соответствии с программой по физическому воспитанию. На уроке осуществляется общефизическая и психологическая подготовка учащихся. Школьный урок, в отличие от тренировочного занятия, как правило, направлен на подтягивание отстающих сторон физической и технической подготовки учащихся. Учитель ставит задачу - развивать те или иные физические качества школьников до уровня средних показателей, но при этом не развивает его ведущих способностей и склонностей.

Традиционный урок физической культуры, так же как и другие уроки, имеет определенную структуру: вводная часть, основная и заключительная. Методисты в области физической культуры так определяют их назначение: (78, с. 220-221):

На вводной части урока важна психологическая и физиологическая подготовка учащихся. Психологическая подготовка заключается в акцентировании внимания на решении поставленных задач с помощью заданий, установок, развития мотивации. Физиологическая подготовка направлена на достижение готовности организма к непосредственному выполнению задач урока с помощью общеразвивающих и подготовительных упражнений. В основной части урока решаются учебные задачи, связанные с развитием двигательных (физических) качеств, укреплением здоровья, морально-волевых качеств личности. Здесь осваиваются новые движения, совершенствуются и закрепляются ранее пройденные. В заключительной части урока важно создать условия для постепенного перехода от возбужденного состояния, вызванного интенсивными занятиями и физическими упражнениями, к последующей работе на других уроках, с помощью определенных заданий на расслабление.

А каким был урок физической культуры в Вашей школе? Насколько эти уроки способствовали Вашему физическому развитию? Насколько Вам было комфортно на этих уроках? Что бы Вы хотели изменить?

 

Спортивные педагоги размышляют о путях совершенствования современного урока физической культуры. Насколько их поиски совпадают с Вашими представлениями об идеальном уроке? Считаете ли Вы необходимым и возможным внедрить уже сегодня методы, способствующие:

¨ повышению моторной (двигательной) плотности урока, его тренирующего эффекта. Как показывает практика, оптимальный объем двигательной активности при достаточно большой величине физических нагрузок приводит к заметному улучшению физического развития, существенно совершенствуются органы и системы растущего организма, происходят сложные биохимические и гематологические изменения, отражающиеся на состоянии защитных сил организма и обусловливающие повышение устойчивости к различным неблагоприятным факторам внешней среды. Вместе с тем как недостаточная, так и избыточная двигательная активность оказывают неблагоприятное влияние на здоровье школьников, поэтому важно умелое определение физической нагрузки для всех учащихся;

¨ обеспечению индивидуализации и дифференциации физических нагрузок, поскольку в каждой возрастной группе оказываются учащиеся, обладающие различным уровнем физической работоспособности (высоким, средним, низким) и, следовательно, объем выполняемой мышечной работы должен быть строго индивидуальным.

Как правило, все физиолого-гигиенические нормы двигательной активности и программы по физическому воспитанию опираются на исследования здоровых детей с нормальным морфофункциональным развитием, рациональным физическим воспитанием и режимом дня. Однако существующая в реальной жизни значительная неоднородность биологического и морфофункционального развития детей и подростков, состояния их здоровья, различия социально-средовых условий требуют необходимости нормирования двигательной активности школьников с учетом индивидуальных возможностей и потребностей организма при занятиях физической культурой. В свою очередь, это требует реализации следующих требований:

¨ на уроке должны решаться образовательные задачи, необходимые для усиления мировоззренческого аспекта физкультурных занятий, позволяющего формировать ценностные ориентации и убеждения в области физической культуры;

¨ создаваться условия для перерастания учебного процесса на уровень процесса физического самосовершенствования;

¨ урок должен решать оздоровительные задачи – укреплять физическое и психическое здоровье школьника; необходимо учить школьников массажу, релаксации, разминке, подводить учащихся к самостоятельным занятиям и самосовершенствованию;

¨ на уроке отношения в системе «учитель – ученик» должны носить субъект-субъектный характер. При таком подходе стимулируется активность и инициатива учащегося, проявляются его интересы и желания, раскрываются его индивидуальные возможности и способности;

¨ должно быть обеспечено создание условий для разностороннего развития личности и ее самоопределения во время творческого овладения двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью;

¨ необходимо учитывать конкретные условия общеобразовательных школ в разных регионах страны, необходимо обеспечивать медико-физиологический контроль за состоянием здоровья и физического развития детей;

¨ наполняемость учебных групп должна составлять 15-20 учащихся, что расширит возможности индивидуальной работы;

¨ необходимо использовать учебные пособия, в которых школьники могут найти советы по организации самостоятельной работы;

¨ уроки физической культуры в учебном расписании школы должны проходить после урочных занятий по другим дисциплинам и сочетаться с секционными занятиями урочно-тренировочного типа;

¨ должна быть обеспечена реализация трех основных функций: медико-физиологического и психологического контроля, коррекции и управления двигательным режимом учащихся;

¨ …………………………………..

Что Вы еще можете предложить?

 

Разрабатываются многообразные варианты проведения уроков физической культуры. В их числе можно назвать как традиционные уроки, ориентированные на выполнение программных нормативов; на получение оздоровительного эффекта; имеющие тренировочную направленность, так и экспериментальные, которые апробируются в отдельных школах страны.

В. К. БАЛЬСЕВИЧ (1988) предложил следующий вариант решения двуединой задачи овладения физкультурным знанием и развития физического потенциала личности: один урок физкультуры в неделю остается в рамках школьного расписания и проводится в форме академических занятий, в процессе которых школьники изучают доступные им начала физиологии движений и методику тренировки, биомеханику, общую гигиену, гигиену физической активности и закаливания, историю культуры и спорта, психологию физической активности, они познают роль физической культуры в формировании здорового образа жизни. Задачи физической подготовки должны решаться на обязательных физкультурных занятиях, проводимых вне рамок школьного расписания.

По мнению В. П. ЛУКЬЯНЕНКО и др. (1999), наиболее эффективной может быть такая система организации работы по физическому воспитанию и образованию в рамках учебного расписания школы, которая включала бы следующие элементы:

¨ урок, проводимый в форме академического занятия, на котором предлагались бы сведения из истории физической культуры, гигиены физических упражнений, физиологии и биомеханики движений и физических упражнений и т.п.;

¨ урок, который должен носить инструктивно-методический характер и проводиться в форме учебной практики. На этих уроках учащиеся осваивают доступные и необходимые, прежде всего в прикладном отношении, знания из методики тренировки, методики освоения различных упражнений, методики воспитания основных двигательных качеств и т.п. На них учащиеся не просто усваивают методические знания, но и осуществляют попытки их использования на практике, например, при составлении и апробировании комплексов упражнения по развитию физических качеств или комплексов подводящих упражнений по освоению техники какого-либо двигательного действия.

¨ помимо этих двух уроков должно быть еще не менее трех занятий, которые по своему содержанию собственно уроками могут и не быть, но должны иметь место в учебном расписании как в первой, так и (что еще лучше) во второй половине учебного дня, и обязательны для всех школьников. Основная направленность таких занятий - тренирующая илирекреативно-оздоровительная. В процессе их проведения также должны закрепляться знания и умения, приобретенные на уроках физической культуры.

Какие типы и виды уроков физической культуры Вы знаете? Какие из них Вы считаете наиболее эффективными?

Однако не только уроки физкультуры содействуют физическому развитию личности. Попытайтесь выявить потенциальные возможности уроков биологии и валеологии, литературы, истории, МХК, химии и др. для решения задач физического развития школьников. Сформулируйте эти задачи.

 

МАССОВЫЕ формы физкультурной работы – спортивные соревнования, праздники, дни здоровья и спорта (в школе и на стадионах, на природе). Задача – проверка физической подготовленности школьников; пропаганда здорового образа жизни и занятий физкультурой; полезного досуга. Эти формы работы привлекают школьников своей зрелищностью, эмоциональной приподнятостью, праздничностью. Эти формы работы носят внеурочный и внешкольный характер. Все названные формы работы проводятся в масштабах района или города. Как правило, она осуществляется в домах творчества, парках, клубах и кружках по месту жительства, летних и зимних оздоровительных лагерях, на стадионах, в детских и юношеских спортивных школах.

ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ. Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли, высокая дисциплинированность, выносливость.

Наибольшую пользу здоровью и физическому развитию приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения. К их числу относятся пешие и лыжные походы и путешествия. Они способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Кроме того, пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, а также разнообразие впечатлений во время путешествия, общение со сверстниками, как показывает опыт, нормализуют деятельность нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.

В туристических походах (в отличие, например, от экскурсии или прогулки на природу) маршруты, как правило, разбиты на пять категорий сложности. Категорию сложности определяют: протяженность маршрута, движение по малонаселенной местности, число ночлегов в полевых условиях, преодоление препятствий.

Чем выше категория сложности, тем тщательнее должно проводиться комплектование группы. Важно, чтобы все члены группы имели одинаковую подготовку, так как от этого зависят темп движения, успешное и безаварийное прохождение сложных участков маршрута. Оптимальная численность туристской группы – от 4 до 12 человек, такие группы наиболее подвижны на маршруте. Когда же группа принимается на туристских или экскурсионных базах, ее состав может быть увеличен до 25 человек.

Туристские путешествия делятся на самодеятельные и плановые. Самодеятельные путешествия организуются и проводятся отдельными группами туристов учебных заведений, туристских клубов. В этом случае группа самостоятельно разрабатывает маршрут, готовит снаряжение и питание. Плановый туризм – это путешествие по путевкам, когда туристы идут по заранее разработанному маршруту под руководством опытного инструктора. Весь маршрут проходит через туристские базы, где участники похода обеспечиваются всем необходимым.

По продолжительности туристские походы делятся на походы выходного дня и многодневные. Походы выходного дня – начальная школа туриста. В этих путешествиях турист получает первые навыки походной жизни, совершенствует технические навыки и общефизическую подготовку.

Продолжительность многодневного похода для учащихся 11-12 лет – 10 дней, для учащихся 13-14 лет – может быть до 20 дней, для учащихся 15-17 лет – до 30 дней (см. подробнее 78, с. 394-395).

К формам совместной работы с СЕМЬЕЙ может быть отнесена, ставшая уже традиционной, «Мама, папа, я – спортивная семья». Некоторые варианты проведения этого спортивного конкурса демонстрировались по Центральному телевидению. В настоящее время этот конкурс вновь становится популярным среди детей и их родителей. Инициатором этого конкурса должна стать школа и, в первую очередь, учитель физической культуры. Именно он продумывает конкурсы-состязания, решает все организационные вопросы. Естественно, его помощниками становятся и родители, и активисты среди школьников.

Какие другие формы физического воспитания и образования Вам известны? Какие из них Вам запомнились из собственной практики?

__________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Каким, на Ваш взгляд, должен быть урок физической культуры?

Что для Вас является целью уроков физической культуры? Выберите ту, которая соответствует Вашему пониманию процесса физического воспитания:

¨ организация деятельности учащихся, направленной на поддержание здоровья и их физического развития;

¨ достижение высоких спортивных результатов;

¨ разностороннее развитие личности, которое предполагает овладение основами физической культуры (крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы на двигательную активность);

¨ развитие у школьников мотивации к двигательной активности;

¨ …………………………………………. У Вас есть свой вариант?

ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ

Насколько Вы можете согласиться с точкой зрения относительно того, что для совершенствования системы физического воспитания и образования достаточно ввести дополнительный, третий, урок физкультуры в неделю? А возможно, необходимы ежедневные занятия? Проанализируйте точку зрения Г. ЯГОДИНА (бывшего председателя Государственного комитета по народному образованию, 1988): «Я считаю, что мы должны в школе обеспечить ежедневные физкультурные занятия, не требующие стадионов и бассейнов…»

Прокомментируйте суждение: «… Вижу как класс…ожидает очереди, чтобы прыгнуть в высоту, и возмущаюсь: зачем? Зачем выпускнику школы тренироваться, чтобы получить «отлично» за прыжок в высоту на 140 см? Да, окончив школу, он должен грамотно писать, считать до миллиона, мыслить абстрактно, трудиться конкретно, при встрече с иностранцем сказать: «Гутен таг», по команде военрука: «Налево» повернуться в нужную сторону, но зачем прыжки, если в армии не прыгают, в народном хозяйстве это никому не нужно?

Но если мне скажут, что прыжки развивают силу, отвечу: да полноте, во время двух уроков в неделю и трех-пяти прыжков во время урока…Но эта программа создавалась, уточнялась, утверждалась и исполняется. А эффект, как при сбивании ведра воды в надежде получить грамм масла. Но годами сбивают и толкут физкультурную воду в наробразовском ведре… Программы существуют, а эффект минимальный…» (Цит. по 15).

__________________________________________________________________

 

В системе физического воспитания и образования используются все известные в педагогической науке и практике МЕТОДЫ - наглядные, словесные, практические; объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые. С их помощью становится возможной организация двигательной деятельности, ее осмысление, выработка практических умений и навыков. Так, на всех занятиях физической культурой используются различные методы обучения: словесные - рассказ, описание, объяснение, разбор, задание и т.п.; наглядные - показ, демонстрация рисунков, схем, кинофильмов и т.п.; практические - строго или частично регламентированные упражнения, соревновательные формы.

Мы предлагаем Вам рассмотреть возможности использования некоторых методов в практике организации двигательной деятельности учащихся.

Метод УБЕЖДЕНИЯ предполагает воздействие на сознание и чувства учащихся ценностных ориентаций; происходит осмысление определенных идей и их превращение в принципы деятельности. Особенность использования данного метода в физкультурно-спортивной деятельности – необходимость поставить ученика в положение субъекта, активно овладевающего информацией и применяющего ее на практике (105, с.185). Как это используется на уроках физкультуры? Проявляется в информационной, поисковой, дискуссионной и просветительской формах.

Метод УПРАЖНЕНИЯ. В практике физического воспитания и обучения данный метод считается основным, так как физическое развитие происходит в процессе двигательной деятельности, с его помощью возможно воздействие на организм, обучение движениям, развитию двигательных качеств.

В основе методов упражнения лежат обычные действия человека, однако они становятся методами воспитания, когда строго регламентированы со стороны учителя (тренера) – форма движений, порядок их чередования, количество повторений, темп, дозы нагрузки задаются в соответствии с поставленными задачами. Для учащегося важна степень точности выполнения упражнений. Их выполнение приносит пользу, если осуществляются не просто механические действия, а осознанно цели и способу действия, если сопровождаются эмоциональными и волевыми проявлениями личности (т.е. направлены на преодоление трудностей). Метод упражнения направлен на отработку навыков действий до высокой степени автоматизма, когда роль сознания понижается. В практике применяются три типа упражнений:

- упражнения в деятельности (трудовые навыки, спортивные);

- режимные упражнения (распорядок дня, спортивный режим и т.д.);

- специальные упражнения (культура поведения, навыки этикета).

Методисты в области физической культуры выделяют три компонента в методе упражнения: информационная, исполнительская и контролирующая. Информационная часть объясняет: зачем, в чем и как упражняться? Исполнительская часть отражает содержание действия, способы их повторения. Контролирующая часть предусматривает критическое оценивание результатов выполнения упражнения как со стороны учителя, так и самим учеником.

Составной частью метода упражнения является метод ПРИУЧЕНИЯ – отработка определенной последовательности действий (формулировка правил, их разъяснение, напоминание), а также метод ПОКАЗА правильности выполнения определенных действий.

В практике физического воспитания и образования используется метод ПРИНУЖДЕНИЯ, который позволяет добиваться соблюдения последовательности, точности выполнения заданий, подчинение правилам, необходимости его выполнения, доведение действия до конца. Педагогически целесообразное требование – прежде всего осмысленное, разумное требование, которое отличается своей подготовленностью и системностью, гуманизмом; важно наличие реальных условий и возможностей для его выполнения.

В процессе физического развития личности достаточно эффективным является метод воспитания НАПРИМЕРЕ - личном и известных людей (оказывающих влияние на формирование идеалов и эталонов физического совершенства). На практике используются: и личный пример учителя (его личность как воплощение здорового образа жизни), примеры из жизни других людей (выдающихся спортсменов, известных людей, чьи достижения вызывают восхищение), а также примеры из произведений художественного творчества (воплощение эталонов красоты в живописи и скульптуре). При этом возможно использование как положительного примера, так и негативного (т.е. антиидеала).

Идеал, которым восхищается личность, вызывает желание быть похожим, а дети и подростки подражают внешнему облику, манерам поведения, движениям. Идеал (антиидеал) оказывает влияние на развитие сознания и чувств, развивает способность сравнивать, делать выбор, предвидеть последствия многих действий (например вредных привычек, игнорирование правил рационального питания и движения, режима дня как здорового образа жизни).

Особое значение имеет метод ИГРЫ. Это своеобразная форма деятельности и досуга. Воздействие игры на школьника оказывается комплексным, так как «задействованы» различные психологические качества, способности, эмоционально-чувственная сфера. Источник педагогической силы игры, как отмечают психологи, - в настроении людей играть, в их мотивах, которые заключены не в ее результатах, а в самом процессе.

Дети любят играть, причем в каждом возрасте проявляются свои мотивы, и можно говорить о разных возможностях игры в процессе физического развития личности. В дошкольном и младшем школьном возрасте на развитие физических качеств и в оздоровительно-профилактических целях целесообразнее использовать подвижные игры. Это тот вид физических упражнений, который характеризуется своей привлекательностью и разнообразием. Подвижные игры ценны тем, что ими можно одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы школьников. Сложные и многообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу практически все мышечные группы, что способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту и развитию, укреплению различных функций и систем, а также формированию правильной осанки. Переменный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям растущего организма и поэтому оказывает благотворное влияние на совершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхания. Использование специально подобранных игр и упражнений способствует формированию различных психологических качеств, свойств и состояний, необходимых для успешного обучения, к которым относятся: собственная активность детей, произвольность познавательных функций (памяти, внимания, мышления), развитие воображения, коммуникативные умения (способность к установлению контакта со взрослыми и отношений с детьми). Играя, человек любого возраста получает эмоциональный подъем. В игре возможно сотрудничество и соперничество, есть правила, регламентирующие деятельность игроков. Игра стимулирует развитие активности, смекалки, инициативы.

Особое значение для физического развития приобретает игровая спортивная деятельность (см. литературу об организации спортивных игр).

Методы ГРУППОВОГО (КОЛЛЕКТИВНОГО) ВЛИЯНИЯ. Опыт показывает, что групповые занятия в ряде случаев дают более высокие результаты. Педагог организует отношения в совместной деятельности, значение имеет психологический климат группы.

На занятиях физической культурой возникает возможность формирования коллектива в рамках спортивных секций, школьных команд по разным видам спортивной деятельности для участия в районных и городских соревнованиях (сборная школы). Возможно также создание групп школьников в классе – «сборные класса» по футболу, баскетболу, лыжам, легкой атлетике и др. Всё это способствует формированию общешкольного коллектива, престижа физической культуры, здорового образа жизни. В детском коллективе создаются условия для самоутверждения красоты, силы, ловкости. Это те черты, которые ценятся в подростковой и юношеской среде.

Организация спортивной команды происходит не без участия учителя (тренера). От него зависит и постановка (принятие) цели, и организация совместной деятельности, и поддержание отношений взаимной ответственности, выявление лидеров. Задача учителя (тренера) - поддерживать те явления в группе, которые ведут к ее сплочению, - ценности, установки, цели (перспективы), интересы, мотивы, традиции, взаимопонимание, стиль, «мажорный» тон, а также - пресекать проявление унижения, оскорбления, тревожности и другие негативные явления в межличностном общении школьников.

Метод КРИТИКИ (САМОКРИТИКИ) используется в системе физического воспитания и образования как метод, развивающий в личности требовательное отношение к себе, своим возможностям и достижениям (105, с.193). Этот метод проявляется как процесс обсуждения (анализа) человеческих действий и деятельности с целью выявления достоинств, обнаружения и исправления недостатков, как – «искусство разбирать и судить» (перевод с греч.). Умение развить и оценивать свои действия и поведение – признак высокого уровня развития личности и фактор ее самовоспитания, который проявляется в умении личности предъявлять к себе требования, соотносить результат с действием.

В основе этого метода - информационное воздействиесведения о самоконтроле, об изменениях, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, о рациональном питании, закаливании, режиме труда и отдыха. Педагогически организованное информационное воздействие на школьников должно включать методы словесного убеждения, личный пример. Метод эффективен при условии, если школьник имеет знания о значении физической культуры и спорта, владеет биологическими знаниями (ему известны законы развития организма, его взаимодействие с окружающей средой, механизмы влияния физических упражнений на различные системы и функции организма). Важно донести до школьника суть физической культуры, сформировать привлекательный образ физически развитого человека, развить у него стремление к достижению поставленных целей. Использование данного метода позволяет личности достигать уровня самовоспитания.

Методы СТИМУЛИРОВАНИЯ широко используются в системе физического воспитания и образования. В частности, поощрение позволяет дать объективную оценку достигнутых результатов, однако захваливание порождает так называемую «звездную болезнь», что нередко случается с наиболее одаренными детьми и подростками.

Педагогу важно ответить на вопрос: "Что поощряем?" – честолюбие, тщеславие, стремление к самоутверждению, самоуверенность, заносчивость или трудолюбие, волевые усилия, целеустремленность. В педагогике спорта существует правило – хвалить не самого ученика (спортсмена), а выполненное им задание, оценивать затраченные им усилия, учитывая его физические возможности, при этом приучать его испытывать удовлетворение не ради поощрения, а во имя результатов, победы.

Наказание – это внушение (порицание, замечание, выговор). В спортивной педагогике применяются разнообразные формы наказаний - наказание-ограничение (удаление с занятий, исключение из учебного заведения, спортивная дисквалификация), наказание-привлечение (уборка помещения, ремонт испорченного имущества и инвентаря), осуждение коллективом. Как правило, поводом для наказания является нарушение дисциплины и правил, проявление грубости и безответственности.

Особое значение в системе физического воспитания и образованияприобретает метод СОРЕВНОВАНИЯ. Практика показывает, что это один из наиболее эффективных методов воспитания, особенно значим он в подростковом возрасте. В методической литературе термин «соревнование» – синоним термина «состязание». Проявляется как стремление человека добиваться лучших результатов, оказаться лучше других, демонстрировать более высокие достижения. Для развития личности особое значение имеет не только победа, но и умение достойно перенести поражение.

Опыт показывает, что для усиления воспитательной эффективности соревнования его организаторами и судьями должны стать сами школьники.

Существует несколько взглядов на воспитательную сущность соревнований, которые организуются как в системе спортивных школ, так и общеобразовательных.

В настоящее время применяется так называемая классическая ( иначе, "технократическая") модель спорта, которая традиционно используется в образовательных учреждениях, однако в последнее время обосновывается необходимость практического использования "неклассической" ( иначе "гуманистической") модели юношеского спорта (см. подробнее 107-109).

В. И. СТОЛЯРОВ выделяет и так характеризует несколько моделей спортивного соревнования (Цит. по 107, с. 442-444). Какая из них, на Ваш взгляд, возможна для использования в современных общеобразовательных и спортивных школах? Какая из них в большей степени будет содействовать общему и физическому развитию личности?

Классическая модель спорта. Спортивное соревнование предполагает соперничество, конкуренцию участников, сравнение результатов на основе точных измерений, выявляются победители. При такой системе соревнований учитывается соблюдение правил, принятых в данном виде спорта, и не принимаются во внимание нравственные или иные аспекты поведения участников соревнований. Программа соревнований строится таким образом, что предполагает узкую специализацию участников в каком-то одном виде игровой деятельности (например в беге, плавании и т.п.) или нескольких ее видах, но требующих проявления "односторонних" способностей (например физических - в легкоатлетическом десятиборье, или интеллектуальных - в шахматах). Для участников создаются равные условия (группы с учетом пола, возраста, уровня подготовки и т.д.).

Такая модель спортивного соревнования стимулирует активность участников, вырабатывает у них стремление к постоянному повышению результатов, позволяет создать яркое зрелище. Однако, как отмечают спортивные педагоги, такая модель соревнования нацеливает на узко- специализированную подготовку в определенном виде спорта и достижение в нем максимально высоких результатов, при этом она стимулирует в личности агрессивное поведение, у спортсмена развивается желание любой ценой - даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов - добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими. Существует мнение, что такие формы соревнований эффективно содействуют физическому развитию детей и подростков, но приводят к обеднению их духовного мира, к разрыву между духовным и физическим развитием.

Неклассическая модель спорта. Сторонники нового типа соревнований пытаются спланировать " новую модель игр, которая обеспечивала бы демократизацию в достижении цели". В связи с этим предлагается ориентироваться на использование новых форм соревновательности:

¨ строить спортивные соревнования и подготовку к ним на основе принципов гуманистической педагогики; больше внимания уделять "тем видам спорта, в которых нет непосредственной борьбы человека с человеком или команды с командой";

¨ максимально использовать народные игры, национальные виды спорта, сюжетные, приключенческие, спортивно-динамические и интеллектуальные игры, игры-эстафеты; адаптировать традиционные виды спорта к особенностям физического и психического состояния детей и подростков (например программа "Киви-спорт" в Новой Зеландии);

¨ включить в программу соревнований физические упражнения и тесты, позволяющие организовывать очные и заочные соревнования друг с другом лиц различного возраста, включая детей (например программа "Вызов президента" США, аналогичные российские программы: "Президентские состязания", "Тест-программа мэра Москвы");

¨ перейти от спорта, ориентирующего юных спортсменов на узкую специализацию, развитие узкого круга способностей, к такой модели, которая требует многосторонних способностей (например: российские программы молодежного многоборье, культурно-спортивные фестивали; польская программа "Игры многосторонности"; американская программа "Всемирные игры школьников-спортсменов"; германская программа "Фамилиада" и др.);

¨ использовать иную систему определения победителей (учитывать поведение, поощрять юных спортсменов в духе "фэйр плэй"; выявлять и поощрять улучшение участником своих предыдущих результатов, а не превышение им результатов других или какой-то нормы; учитывать не личные достижения отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а достижения всех участников в целом, объединенных в единую команду - "кооперативные игры").

Существует еще один подход в спортивной педагогике - отказ от соревновательного характера спорта, переход к "несоревновательной" его модели, в которой нет разделения участников на победителей и побежденных, основной акцент смещен на сотрудничество, юмор, совместное творчество его участников ("новые игры", "творческие игры", "playfair", "TROPS" в США, Канаде, Германии, Японии и других странах).

Как Вы оцениваете метод соревнования? Насколько, на Ваш взгляд, необходимы те изменения, которые происходят в спортивной педагогике как в нашей стране, так и за рубежом?

 

Можно выделить еще несколько методов физического воспитания и образования, которые были разработаны на факультете физического воспитания Кузбасской государственной педагогической академии (см. 91) - эйдетические, рефлексивно-двигательные, идеомоторные, музыкально-ритмические.

ЭЙДЕТИЧЕСКИЕ методы («эйдетизм» – образ, наружный вид) направлены на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: