В результате освоения дисциплины обучающийся должен




Рабочая программа по дисциплине

«Фольклор и русская традиционная культура»

 

Направление подготовки – 050100 Педагогическое образование

Профиль – Русский язык и литература

Курс – 1

Семестр – 1

Всего часов – 72 часа

Лекции – 14 часов

Лабораторные –

Практические и семинарские занятия – 22 часа

Самостоятельная работа – 36 часов

Форма отчетности: зачёт – 1 семестр

 

 

Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

 

Программу разработал:

кандидат филологических наук, доцент А.В. Максимов

 

 

Программа утверждена на заседании кафедры литературы и методики её преподавания СмолГУ

Протокол № 1 от «5» сентября 2011 г.

 

 

Завкафедрой, проф. Г.Н. Ермоленко __________________

 

 

Смоленск

2011 г.


Пояснительная записка

Место дисциплины в структуре ООП

Курс фольклора входит в вариативную часть профессионального цикла учебного плана и является одной из ключевых дисциплин в системе подготовки учителя-филолога.

Фольклористика – особая область филологической науки, имеющая точки соприкосновения с литературоведением и лингвистикой. Изучение курса строится с опорой на имеющиеся у студентов знания по фольклору, полученные в средней школе, с учетом параллельного освоения ими курса «История русской литературы», продолжающегося на последующих этапах вузовской подготовки. В рамках курса рассматриваются вопросы теории фольклора, исторического развития устного народного творчества, в ходе практических занятий изучается поэтика произведений русского фольклора, происходит знакомство с трудами крупнейших отечественных фольклористов.

Дисциплина «Фольклор» готовит студентов к прохождению музейной и производственной (педагогической) практик, написанию курсовых и дипломных работ, к занятиям на курсах по выбору, связан с изучением литературоведческих, лингвистических и культурологических дисциплин. Знания и умения, приобретенные во время изучения курса, необходимы в профессиональной деятельности учителя-словесника и филолога-исследователя.

Темы курса, в центре которых находятся жанры как важнейшая категория фольклора, равномерно распределены между лекциями и практическими и семинарскими занятиями. Самостоятельная работа подразумевает внеаудиторную подготовку студентов к практическим занятиям и семинарам, а также знакомство с темами, не включенными в аудиторные занятия.

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины: формирование компетентности студента, позволяющей получить необходимые для успешной профессиональной деятельности представления об основах филологической фольклористики, истории жанров и поэтике фольклора, о роли устного творчества в развитии литературы.

Задачи освоения дисциплины

Познавательная: формирование системного представления об историческом развитии русского фольклора, раскрытие содержания и художественной специфики его жанров, знакомство с историей фольклористики.

Воспитательная: формирование способности понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

Развивающая: осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

Требования к уровню освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): в ладение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

1) содержание и художественную специфику основных жанров русского устного народного творчества;

2) наиболее важные исследования по устному народному творчеству и сборники текстов фольклорных произведений;

3) идеи крупнейших русских фольклористов XIX – ХХ веков;

4) правила собирания произведений фольклора;

Уметь:

1) анализировать фольклорные произведения различных жанров с филологической и историко-этнографической точек зрения;

2) объяснять сущность обрядовых действий, их мифологическую основу;

3) производить запись фольклорных произведений разных жанров;

4) выявлять фольклорные элементы в произведениях художественной литературы и определять их роль в раскрытии авторской идеи текста.

 

Владеть:

1) фольклористической терминологией;

2) приемами работы с научной литературой по предмету.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: