Технологии:; деятельностный подход, личностный, информационные (ИКТ); здоровьесберегающие.
Методы:
Ведущими методами освоения учебной программы являются:
метод музыкально-педагогической драматургии (естественность и логичность «погружения» в искусство);
метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий-патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоритической, композиторской, исполнительской);
метод проблемно-поисковых ситуаций (принцип увлечённости, принцип триединства деятельности композитора- исполнителя – слушателя, принцип сходства и различия, принцип диалога культур)).
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод игры.
Формы: парная; групповая; индивидуальная.
Виды контроля: фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля: анализ музыкальных произведений, проверочная работа, тестирование, вокально-хоровое пение.
Практическая работа: пение, слушание музыкального произведения, работа в парах и группах, работа в тетради для нот и творческой тетради, выполнение творческих заданий по просмотренным призентациям и фильмам.
Предмет «Музыка» в 5 классе изучается в обьёме 35 часов.
Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
ПЛВНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучения курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношене к учёбе, готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
- коммункативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
умене самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей;
умение анализировать собственную учебную деятельность, вносить коррективы для достижения запланированных результатов;
умеиие организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использованя ИКТ, стремление к самостоятельному общеню с искусством и художественному самообразованию;
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают;
- понимание значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
- умение анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
- умение определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
- умение выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений
- умение понимать основной принцип построения и развития музыки;
- умение размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
- умение определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
- умение понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
- умение различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
- называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
- определять тембры музыкальных инструментов;
- называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
- определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов;
- владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- определять характерные особенности музыкального языка;
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
- определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
- владеть навыками вокально-хорового музицирования;
- применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
5 класс (вариант: 1 ч в неделю; 35 учебных недель – 35 ч.)
№ урока | № п.п темы | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Формы контроля | ЭОР | ||
I Тема «Музыка и литература» | 17часов | ||||||
1:1 | «Что роднит музыку с лиитературой. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей» | Выразительное пение | Диск с музыкальными произведениями | ||||
1:2 | «Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…» | Анализ музыкальных произведений | Презентация | ||||
1:3 | «Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» | Выразительное пение | Диск с музыкальными произведениями | ||||
1:4 | «Фольклор в музыке русских композиторов» | Проверочная работа | Презентация | ||||
1:5 | «Стучит, гремит Кикимора…. Что за прелесть эти сказки» | Анализ музыкальных произведений | Диск с музыкальными произведениями | ||||
1:6 | «Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость…. Песнь моя летит с мольбою» | Выразительное пение | Презентация | ||||
1:7 | «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества » | Выразительное пение | Диск с музыкальными произведениями | ||||
1:8 | «Обобщение материала 1 четверти» | Тестирование | Диск с музыкальными произведениями | ||||
1:9 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…. Перезвоны. Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота? » | Анализ музыкальных произведений | Презентация | ||||
1:10 | «Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт» | Выразительное пение | Презентация | ||||
1:11 | «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…. Был он весь окутан тайной- чёрный гость…» | Анализ музыкальных произведений | Диск с музыкальными произведениями | ||||
1:12 | «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозайка. Опера-былина «Садко». Звучащие картны. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!» | Проверочная работа | Просмотр видиофильма | ||||
1:13 | «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозайка. Балет- сказка «Щелкунчик» | Анализ музыкальных произведений | Диск с музыкальными произведениями | ||||
1:14 | «Музыка в театре, в кино, на телевидении» | Выразительное пение | Просмотр видиофильма | ||||
1:15 | «Третье путешествие в музыкальный театр..Мюзикл» | Анализ музыкальных произведений | Диск с музыкальными произведениями | ||||
1:16 | «Мир композитора» | Проверочная работа | Презентация | ||||
1:17 | «Обобщение материала 2 четверти» | Выразительное пение | Диск с музыкальными произведениями | ||||
2 Тема: «Музыка и изобразительное искусство» | 18 часов | ||||||
2:1 | «Что роднит музыку с изобразительным искусством» | Выразительное пение | Диск с музыкальными произведениями | ||||
2:2 | «Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье. В минуты музыки печальной…. Есть сила благодатная в созвучье слов живых…» | Выразительное пение | Презентация | ||||
2:3 | «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край…» | Анализ музыкальных произведений | Презентация | ||||
2:4 | «Ледовое побоище. После побоища» | Анализ музыкальных произведений | Диск с музыкальными произведениями | ||||
2:5 | «Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, обьятья…» | Проверочная работа | Диск с музыкальными произведениями | ||||
2:6 | «Мои помыслы- краски, мои краски- напевы…. И это всё- весенних дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыханье русской песенности» | Выразительное пение | Презентация | ||||
2:7 | «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» | Выразительное пение | Диск с музыкальными произведениями | ||||
2:8 | «Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко…» | Анализ музыкальных произведений | Презентация | ||||
2:9 | «Портрет в музыке и изобразительном икусстве. Звуки скрипки так дивно звучали… Неукротимым духом своим он побеждал зло» | Анализ музыкальных произведений | Диск с музыкальными произведениями | ||||
2:10 | «Волшебная палочка дирижёра. Дирижёры мира. Образы борьбы и победы в искусстве» | Выразительное пение | Просмотр видиоролика | ||||
2:11 | «Обобщение материала 3 четверти» | Тестирование | Диск с музыкальными произведениями | ||||
2:12 | «Застывшая музыка. Содружество муз в храме» | Анализ музыкальных произведений | Презентация | ||||
2:13 | «Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса» | Анализ музыкальных произведений | Диск с музыкальными произведениями | ||||
2:14 | «Музыка на мольберте. Композитор- художник. Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…. Вселенная представляется мне большой симфонией…» | Выразительное пение | Презентация | ||||
2:15 | «Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе…. Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», «О подвигах, о доблести, о славе…. О тех, кто уже не придёт никогда,- помните! Звучащие картины» | Выразительное пение | Диск с музыкальными произведениями | ||||
2:16 | «О подвигах, о доблести, о славе…. О тех, кто уже не придёт никогда,- помните! Звучащие картины» | Анализ музыкальных произведений | Презентация | ||||
2:17 | «В каждой мимолётности вижу я миры…. Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…. Музыкальная живопись Мусоргского» | Проверочная работа | Диск с музыкальными произведениями | ||||
2:18 | «Мир композитора. Исследовательский проект. С веком наравне». | Выразительное пение | Диск с музыкальными произведениями | ||||
Всего | 35 часов | ||||||