В. Молекулярно-биологический




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По семинарскому занятию для студентов

Тема занятия «МЕНИНГЕАЛЬНЫЙ СИНДРОМ В КЛИНИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ. МЕНИНГОКОККОВА ИНФЕКЦИЯ.»

Курс 5 Факультет медицинский

 

Утверждено

на методическом совещании кафедры

«_____» _______________ 20______г.

Протокол № ___

И.о. зав. кафедрой ____________Т.В.Чабан

 

Одесса - 2015 г.

1. Тема «Менингеальный синдром в клинике инфекционных заболеваний. Менингококковая инфекция» – 4 часа

 

2.Актуальность темы:

Менингококковая инфекция (МИ) в виде спорадических случаев или небольших эпидемических вспышек регистрируется во всех странах мира. Наивысшая заболеваемость остается на Африканском континенте, который в справке ВОЗ в 70-80-ые годы фигурировал как “менингококковый пояс”. В 80 % случаев бактериальный менингит имеет менингококковую этиологию.

МИ болеют преимущественно дети и молодые люди. Высокая степень контагиозности способствует возникновению эпидемии, а следствием этого являются огромные экономические потери.

На сегодня МИ остается не полностью управляемой, поскольку вакцина - типоспецифическая.

Остаются недостаточно изученными вопросы патогенеза, в частности, причина формирования фульминантных и хронических форм.

Генерализованные формы МИ протекают тяжело, с высокой летальностью. Согласно данным МЗ Украины в 1999 г. летальность от МИ составила 9,6 %, а от менингококцемии – 20,1 %. Среди всех случаев менингококцемии 10-20 % классифицируются как фульминантные, сопровождающиеся 80-100% летальностью.

Следовательно, актуальность МИ определяется широким распространением, поражением всех возрастных групп населения, тяжелым течением, развитием неотложных состояний, которые ведут к инвалидности, а в ряде случаев приводять к смерти больного. Своевременная ранняя диагностика и адекватная терапия способствует полному выздоровлению и возобновлению работоспособности. Знания ранней диагностики и тактики ведения больного на догоспитальном этапе необходимы врачу любой профессии.

 

 

3. Цель занятия.

3.1Общие цели

 

· иметь представление: о месте МИ в структуре инфекционных болезней, историю изучения, научный вклад отечественных и зарубежных ученых в историю научных исследований в этой отрасли.

· ознакомиться: со статистическими данными относительно распространенности МИ, летальности, частоты осложнений, бактерионосительства в Украине и в мире.

3.2. Воспитательные цели (цели развития личности):

 

· усвоить навыки деонтологии и врачебной этики по отношению к больному и его семье;

· развить представление о влиянии социально-гигиенических факторов на распространенность менингококковой инфекции;

· на материале темы развить чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.

3.3. Конкретные цели:

 

· этиологию МИ, факторы патогенности возбудителя;

· эпидемиологию МИ, особенности современного эпидемиологического процесса;

· патогенез;

· классификацию;

· основные проявления разных клинических форм МИ;

· патогенез, сроки возникновения и клинические проявления осложнений МИ;

· лабораторную диагностику МИ;

· принципы лечения;

· принципы профилактики;

· тактику ведения больных в случае возникновения неотложных состояний (инфекционно-токсический шок (ИТШ), отек-набухание головного мозга (ОНГМ), острая надпочечниковая недостаточность (ОНН), острая почечная недостаточность (ОПН), синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС-синдром));

· прогноз МИ;

· правила виписки реконвалесцентов из стационара;

правила диспансеризации реконвалесцентов

3.4. На основе теоретических знаний по теме:

· придерживаться основных санитарно противоэпидемических правил работы у постели больного МИ;

· собрать анамнез болезни с оценкой эпидемиологических данных;

· обследовать больного и обнаружить основные симптомы и синдромы МИ, обосновать предварительный диагноз;

· провести дифференциальную диагностику МИ с заболеваниями, которые протекают с похожей клинической картиной;

· на основе клинического обследования своевременно распознать возможные осложнения МИ, неотложные состояния;

· оформить медицинскую документацию по факту установления предварительного диагноза “Менингококковая инфекция” (экстренное извещение в санитарно эпидемиологическую станцию (СЕС);

· составить план лабораторного и дополнительного обследования больного;

· интерпретировать результаты лабораторного обследования, в том числе и специфических методов диагностики;

· составить индивидуальный план лечения с учетом эпидемиологических данных, клинической формы болезни, тяжести течения, наличия осложнений, аллергологического анамнеза, сопутствующей патологии;

· оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе;

· составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции;

дать рекомендацию относительно режима, диеты, обследования, ухода в периоде реконвалесценции.

 

Вопросы для семинарского занятия

 

 

1. Кто из ученых сделал детальное описание клиники болезни?

2. Когда и кем был открытый возбудитель МИ?

3. Состояние заболеваемости на менингококковую инфекцию отныне в Украине, в мире?

4. Назовите возбудителя менингококковой инфекции, охарактерезируйте его морфологические свойства, факторы патогенности.

5. Укажите стойкость возбудителя к действию факторов внешней среды.

6. Охарактеризуйте источник инфекции, назовите механизм инфицирования.

7. Патогенез менингококковой инфекции.

8. Классификация клинических форм менингококковой инфекции.

9. Основные клинические проявления менингококкового назофарингита.

10. Основные проявления и клинические формы менингококцемии.

11. Осложнение менингококцемии.

12. Основные клинические проявления менингококкового менингита и менингоэнцефалита.

13. Осложнение менингококкового менингита и менингоэнцефалита.

14. Основные причины летальности при генерализованных формах менингококковой инфекции.

15. План обследования больного менингококковой инфекцией.

16. Методы специфической диагностики менингококковой инфекции. Интерпретация результатов исследования.

17. Этиотропная терапия разных форм менингококковой инфекции: препараты, дозы, пути введения, длительность лечения.

18. Санация бактерионосителей менингококка.

19. Принципы патогенетической терапии генерализованных форм менингококковой инфекции.

20. Правила выписки реконвалесцентов из стационара.

21. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами.

22. Мероприятия в очаге менингококковой инфекции

 

4. Материалы к аудиторной подготовки (межпредметная интеграция):

Дисциплина Знать Уметь
       
  Предыдущая дисциплина  
Микробиология   Свойства Neіsserіa menіngіtіdіs; методы специфической диагностики менингококковой инфекции.   Интерпретировать результаты специфических методов диагностики менингококковой инфекции.  
Физиология   Параметры физиологичной нормы органов и системы человека; показатели лабораторного обследования в норме (общ. ан. крови, мочи, биохимия крови, параметры КОС, электролитов и т.д.).   Оценить данные лабораторного обследования.  
Патофизиология   Механизм нарушения функции органов и систем при патологических состояниях разного генеза.   Интерпретировать патологические изменения по результатам лабораторного обследования при нарушениях функции органов и систем разного генеза.  
Иммунология и аллергология   Основные понятия предмета, роль системы иммунитета в инфекционном процессе, влияние на срок элиминации возбудителя из организма человека. Иммунологические аспекты носительства менингококка.   Оценить данные иммунологических исследований.  
Эпидемиология   Эпидемический процесс (источник, механизм заражения, путь передачи), распространенность менингококковой инфекции в Украине и в мире.   Собрать эпидемиологический анамнез, провести противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге инфекции.  
Неврология   Патогенез, клинические признаки поражений нервной системы при менингококковой инфекции.   Провести клиническое обследование больного с поражением нервной системы (диагностировать наличие общемозгового, менингеального синдромов, очаговой неврологической симптоматики).  
Дерматология   Патогенез, клиническую характеристику екзантем.   Распознать сыпь у больного менингококцемией.  
Пропедевтика внутренних болезней   Методы и основные этапы клинического обследования больного.   Собрать анамнез, провести клиническое обследование больного, обнаружить патологические симптомы и синдромы. Анализировать полученные данные.  
Клиническая фармакология   Фамакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты пенициллина, ампициллина, левомицетина сукцината, цефотаксима, цефтриаксона, средств патогенетической терапии.   Назначить лечение в зависимости от возраста, индивидуальной особенности больного, выбрать оптимальный режим приема и дозы препаратов, выписать рецепты.  
Реанимация и интенсивная терапия   Неотложные состояния: · ИТШ · ОНГМ · ОНН · ОПН · ДВС-синдром   Своевременно диагностировать и оказать неотложную помощь при неотложных состояниях: · ИТШ · ОНГМ · ОНН · ОПН · ДВС-синдром
  Следующая дисциплина  
  Семейная медицина   Патогенез, эпидемиологию, классификацию, динамику клинических проявлений, осложнения, лабораторную диагностику менингококковой инфекции.   Проводить дифференциальную диагностику менингококковой инфекции с заболеваниями, которые протекают с похожей клинической симптоматикой. Распознать менингококковую инфекцию, ее осложнение, интерпретировать данные лабораторного обследования. Своевременно госпитализировать больного в инфекционный стационар. Заполнить экстренное извещение. В случае возникновения неотложных состояний оказать помощь на догоспитальном этапе.  
  Внутрипредметная интеграция  
  Инфекционные болезни   Особенности инфекционных болезней. Принципы диагностики, лечения, профилактики инфекционных болезней. Патогенез, эпидемиологию, динамику клинических проявлений, осложнения, лабораторную диагностику, лечение и профилактику менингококковой инфекции.   Проводить дифференциальную диагностику менингококковой инфекции с другими инфекционными болезнями. Распознать менингококковую инфекцию, ее осложнения, интерпретировать данные лабораторного обследования. Назначить лечение в случае возникновения неотложных состояний, оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе.  
           

Содержание темы занятия (структурно-логическая схема)


Алгоритм диагностики и лечения менингококковой инфекции

(Morbus menіngococceus)

 

6. Материалы методического обеспечения занятия.

 

6.1. задания для самопроверки исходного уровня знаний-умений - тесты из базы данных лицензионного экзамена Крок-1 (https://kroktest.org.ua/)

 

6.2. Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в учебниках:

ОСНОВНАЯ

1. Инфекционные болезни. Курс лекций: учебное пособие / Е.В. Никитин, К.Л. Сервецкий, Т.В. Чабан [и др.]. - Одесса: ОНМедУ, 2012. - 252 с. - (Серия «библиотека студента-медика»).

2. Инфекционные болезни: учебник / под ред. А.А. Голубовской. - К.: ВСВ «Медицина», 2012. - 728 с. + 12 с. цв.вкл.

3. Практическая инфектология: учебное пособие / Б.М.Дикий, З.М.Митник, О.Я. Пришляк [и др.]. - Ивано-Франковск, 2010. - 250 с.

4. Инфекционные болезни: учебник / А.В. Чорновил, Р.Ю. Грицко. - К.: Медицина, 2010. - 423 с.

II. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ

1. Атлас инфекционных болезней / [М.А. Андрейчин, В.С. Копча, С.А. Крамарев и др.]; за ред. М.А. Андрейчина. - Тернополь: ТГМУ, 2010. - 248 с.

2. Лабораторный справочник «СИНЭВО» [А.В. Небыльцова, Ж.А. Климова, Г.А. Носенко и др. ] / под ред. А.В. Небыльцовой. - К.: ООО «Доктор-Медиа», 2011. - 420 с.

3. Инфекционные болезни: Нормативное производственно-практическое издание. Ч II. - К.: МНІАЦ медицинской статистики; МВЦ «Медінформ», 2011. - 420 с.

4. Компендиум 2010-2011 - лекарственные препараты / под ред. В.Н. Коваленко, А.П. Викторова. - К.: МОРИОН, 2011.- 1456 с.

5. Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред.Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.ГЄОТАР-Медиа, 2009. - 1056 с.

6.3. Ориентирующая карта относительно самостоятельной работы с литературой по теме:

№ п/п Основные задания Указания ответы студентов
1. Изучить материал по теме «менингит» Изучение основной и дополнительной литературы   Ответить на учебные вопросы
2. Уметь поставить и обосновать заключительный диагноз обследованного больного Уметь обследовать больного и составить план лабораторного обследования Письменное обоснования предварительного и окончательного диагнозов, плана обследования и лечения больного
3. Составить план лечения больного   Тестовый письменный контроль
4. Знать осложнения захворюваннята их лечение   Решение ситуационных задач

7. Материалы для самоконтроля качества подготовки

 

Б. Тесты: выбрать правильные ответы

 

1. Специфические методы диагностики менингококковой инфекции:

А. Бактериологический

Б. Вирусологический

В. Молекулярно-биологический

Г. Серологический



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: