Программа теоретического курса




ОСНОВЫСТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Методические указания к выполнению контрольной работы

для студентов факультета заочного обучения специальностей

1-25 01 10, 1-25 01 09, 1-27 01 01

 

 

Могилев 2006


УДК 658.516

Рассмотрены и утверждены

на заседании кафедры

Товароведения и организации

торговли

Протокол № 1 от 02.09.2005

 

Составитель к.т.н., доцент Н.В. Абрамович

 

Рецензент к.т.н., доцент С.Л. Масанский

 

Ó УО «Могилевский государственный университет продовольствия»


Содержание

 

Введение 4

Программа теоретического курса 5

2 Общие положения, рекомендации и требования

к выполнению контрольной работы 7

3 Задания контрольной работы 9

3.1 Задания по теоретической части 9

3.2 Задания по практической части 11

Список рекомендуемой литературы 19

 


Введение

 

Дисциплина «Основы стандартизации и сертификации» является общепрофессиональной дисциплиной для подготовки студентов по специальностям 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность», 1-25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров», 1-27 01 01 «Экономика и организация производства». Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков, обеспечивающих квалифицированное участие в практической работе по техническому нормированию и стандартизации и по оценке соответствия для повышения эффективности производственной, коммерческой и товароведно-экспертной деятельности. Предметом изучения дисциплины являются Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь, Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь, системы общетехнических и организационно-методических стандартов, связанных со стандартизацией и подтверждением соответствия.

Основными задачами при изучении дисциплины являются:

- изучение основных принципов и положений Системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь и вопросов взаимосвязи ее с межгосударственной, региональной и международной стандартизацией;

- изучение порядка разработки, согласования, принятия и применения технических нормативных правовых актов;

- приобретение навыков пользования техническими нормативными правовыми актами;

- освоение основных приемов существующих видов поиска технических нормативных правовых актов;

- изучение основных положений Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;

- освоение основных схем подтверждения соответствия объектов оценки в Беларуси;

- изучение порядка проведения сертификации и декларирования соответствия продукции, сертификации услуг, систем менеджмента качества, компетентности персонала, экологической сертификации;

- получение знаний о государственной системе обеспечения единства измерений;

В результате изучения дисциплины студенты должны

иметь представление:

- об истории и направлениях развития стандартизации и сертификации;

- о Законах «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», «Об обеспечении единства измерений»;

- о целях и принципах технического нормирования и стандартизации;

- об органах, осуществляющих государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации, и их функциях;

- о роли международной стандартизации;

- об основах и принципах метрологии;

- о видах и принципах измерений;

- о рабочих и образцовых средствах измерения;

- о принципах оценки соответствия;

- об органах по сертификации продукции, услуг и систем менеджмента качества;

- об аккредитованных испытательных лабораториях.

иметь навыки:

- работы с классификаторами и каталогами нормативных документов;

- работы с различными видами технических нормативных правовых актов;

- разработки проектов нормативных документов;

- обработки результатов инструментальных измерений;

- оформления документации при проведении сертификации продукции.

знать:

- категории курса, терминологию и понятия;

- цели и задачи технического нормирования и стандартизации;

- правила и положения технического нормирования и стандартизации;

- виды технических нормативных правовых актов, их структуру, содержание и применение;

- правила и порядок разработки и утверждения стандартов, технических регламентов, технических кодексов установившейся практики, технических условий;

- порядок поверки и метрологической аттестации средств измерений;

- цели и задачи аккредитации и подтверждения соответствия;

- формы и схемы подтверждения соответствия;

- порядок признания и копирования сертификатов соответствия;

- методику проведения работ по сертификации продукции и услуг.

Программа теоретического курса

Введение. Предмет и задачи дисциплины. Основные этапы развития метрологии, стандартизации и сертификации, их роль в повышении эффективности производства и результативности коммерческой, товароведно-экспертной и производственной деятельности, совершенствовании технического уровня и улучшении качества продукции и услуг.

Государственный характер метрологической деятельности и работ по техническому нормированию и стандартизации, оценки соответствия.

Структура курса и его связь с другими дисциплинами. Роль и место курса в непрерывной подготовке студентов по сертификации и стандартизации.

Теоретические и методические основы технического нормирования и стандартизации. Цели и задачи технического нормирования и стандартизации. Сущность технического нормирования и стандартизации, их значение в товароведно-экспертной, коммерческой и производственной деятельности. Основные понятия и термины в области технического нормирования и стандартизации.

Принципы и формы стандартизации. Комплексная и межотраслевая стандартизация, их роль в повышении качества продукции.

Международная стандартизация и развитие международной торговли и сотрудничества. Международная организация по стандартизации (ISO), ее цели и структура. Работа по стандартизации в рамках содружества независимых государств.

Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Организация работ по техническому нормированию и стандартизации. Система органов и служб, осуществляющих регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации. Планирование работ по техническому нормированию и стандартизации. Субъекты и объекты технического нормирования и стандартизации.

Классификация и виды технических нормативных правовых актов, их характеристика, содержание, сфера деятельности, применение.

Порядок разработки, согласования, утверждения, издания и отмены технических нормативных правовых актов. Основные требования к построению, содержанию и изложению.

Государственный надзор и ведомственный контроль за внедрением и соблюдением обязательных требований технических нормативных правовых актов.

Информационное обеспечение стандартизации.

Метрологическое обеспечение товароведно-экспертной, коммерческой и производственной деятельности. Понятие о метрологии. Основные термины и определения, применяемые в метрологии. Организационно-правовые основы законодательной метрологии. Значение метрологии для производства и торговли.

Классификация и виды измерений. Основные характеристики измерений. Классификация погрешностей.

Классификация и характеристика средств измерений. Эталоны и образцовые средства измерения. Передача размера единицы от эталонов образцовым и рабочим средствам измерения.

Государственная система обеспечения единства измерений, поверка и метрологическая аттестация средств измерений. Государственный метрологический надзор и метрологический контроль.

Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Актуальность подтверждения соответствия, ее значение для экспертно-товароведной, коммерческой и производственной деятельности.Основные понятия и положения. Цели и принципы подтверждения соответствия. Оценка соответствия как часть системы государственной оценки и контроля качества продукции. Виды деятельности в национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Виды оценки соответствия. Порядок осуществления аккредитации. Формы подтверждения соответствия. Порядок проведения сертификации продукции. Признание зарубежных сертификатов. Особенности сертификации услуг.

Органы по сертификации продукции и услуг, требования к ним, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Подготовка экспертов-аудиторов.

Сертификация систем менеджмента качества.Порядок ее проведения.

Общие положения, рекомендации и требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняются студентами заочной формы обучения в 7-м учебном семестре.

Цель контрольных работ – помочь студентам заочного обучения систематизировать знания по дисциплине. Содержание контрольных заданий базируется на изучаемом в курсе материале.

Контрольная работа является обязательным элементом подготовки к зачету. Студент на зачете должен показать владение материалами выполненной им контрольной работы, уметь раскрывать содержание вопросов по структурно-логическим схемам.

Контрольная работа представляется студентом в установленные сроки в университет, где она рецензируется, и в зависимости от того, как её содержание соответствует предъявляемым требованиям, может быть зачтена или возвращена на доработку.

Контрольная работа может выполняться на листах стандартной писчей бумаги формата А4 или в ученической тетради. Работа должна быть написана аккуратно, иметь поля для замечаний рецензента шириной 2,5 см, страницы должны быть пронумерованы.

В конце контрольной работы приводится список использованной литературы, ставится дата выполнения работы и личная подпись студента.

Контрольная работа, выполненная не по своему варианту или с несоблюдением установленных в данном разделе методических указаний требований, возвращается студенту без проверки!

На отдельной странице тетради, в которой пишется контрольная работа (например, последней), студент ведет Протокол самостоятельной работы. Протокол может быть оформлен в виде таблицы, в которой фиксируется, что делал студент, когда делал (дата), сколько это заняло времени. Протокол позволяет косвенно контролировать самостоятельную работу, оценивать затраты времени.

Задание по контрольной работе состоит из двух блоков: теоретического и практического.

Теоретический блок содержит задание по построению структурно- логических схем по материалам дисциплины и составление тестов по теоретическому курсу. Схемы строятся по вопросам, которые выносятся на зачет.

Структурно-логическая схема связывает ключевые слова в алгоритмическую последовательность, отражающую логику развития материалов по тому или иному вопросу.

Ключевые слова – это слова текста, обобщающие понятия, несущие основную смысловую нагрузку, обозначающие предмет, его признак, состояние или действие.

Например, на вопрос «Признание иностранных сертификатов соответствия на продукцию», может быть составлена такая структурно-логическая схема: з аявка - документы - анализ документов - идентификация продукции - инспекционный контроль производства - дополнительные испытания - решение - переоформление сертификата - регистрация.

После каждой схемы дается ссылка на литературу (№ источника по списку используемой литературы, страницы). Смысловой ряд из ключевых слов по вопросу должен содержать не менее 5 и не более 15 слов. Последовательность изложения слов в ряду должна строго отражать логику и последовательность раскрытия вопроса, а не быть набором слов на заданную тему.

В тесте форма представления вопросов и ответов предполагает четко сформулированный вопрос, после которого идут четыре варианта ответа. Из этих ответов должен быть верен (или не верен, если тест обратный) только один, который при тестировании и предлагается указать. Неправильные ответы составляются по принципам:

1) Похожи на правильные, но содержат неверный тезис.

2) Неверны, но содержат информацию, помогающую найти верный ответ к данному вопросу.

3) Неверны только в контексте вопроса, но содержат информацию, используемую в ответах к другим вопросам по данному предмету.

4) Неверны только в контексте предмета, но содержат информацию, используемую при тестировании по другим дисциплинам.

5) Заведомо неверные факты, даты, имена, формулировки законов и пр.

Пример теста

ВОПРОС: Срок действия сертификата соответствия на партию продукции

ВАРИАНТЫОТВЕТА:

1 – не ограничен;

2 – три года;

3 – зависит от качества продукции;

4 – с учетом срока хранения, но не более одного года.

(Верный ответ следует подчеркнуть).

Практический блок контрольной работы предлагает решить ряд задач по индивидуальному варианту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: