Тема 5. Социальная ответственность и этика – 1ч.
5.1. Роль бизнеса в обществе и его социальная ответственность.
5.2. Этика и современное управление.
Существует две различные точки на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, что бы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели. Согласно другой точки зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых происходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом. Сторонники этой точки зрения считают, что общественность ожидает от современных организаций существенных достижений с точки зрения социальных целей общества. В данной теме мы рассмотрим два этих подхода к вопросу о социальной ответственности.
Роль бизнеса в обществе и его социальная ответственность
Противоположные мнения по поводу социальной ответственности порождены спорами о целях организации. С одной стороны, организация рассматривается как экономическая целостность, обязанная заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Поступая, таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.
Согласно этой точке зрения, истинная роль бизнеса состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману.
С другой стороны, организация - это нечто большее, чем экономическая целостность. Она является сложной частью окружения, от которого зависит само существование организации. К таким составляющим относятся местные общины со сферой социокульбыта быта (школы, детские учреждения, дома культуры), потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Эта многослойная среда может сильно влиять на достижение организацией ее целей, потому что организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.
Согласно этой точке зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и нарушения закона. Организации должны, поэтому направлять часть ресурсов и усилий по социальным каналам. Поэтому бизнес обязан быть социально ответственным по причине "закона ответственности за то, что вокруг нас" и вдолговременной перспективе те, кто не пользуется власть в таком направлении, не поддерживает окружающую среду, может быть, отторгнут самим обществом.
Здесь уместно сказать, что кроме социальной есть и юридическая ответственность. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам госрегулирования, определяющим, что может, а что не должна сделать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов, - к примеру, сколько токсичных веществ может содержаться в промышленных стоках; сколько нитратов и нитритов может содержаться в овощах и фруктах; каковы минимальные требования ибезопасность продукции. Организация подчиняется всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако, она не обязательно будет также считаться и социально ответственной.
Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определённый уровень добровольности отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований.
Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы "за" и "против" социальной ответственности.
Аргументы в пользу социальной ответственности
1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий могут быть в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества, они могут стимулировать и прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.
2.Изменение потребностей и ожиданий широкой публики.
3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем.
4. Моральные обязательства вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением.