Наука, ремёсла и быт в древнем Египте




 

Первоначальные научные знания др. египтян были тесно связаны с необходимостью, т.е. науки развивались как прикладные.

Астрономия

Главным занятием египтян было сельское хозяйство, поэтому одной из первых начала развиваться астрономия.

О древнеегипетских астрономах до настоящего времени дошли очень скудные сведения. Египтяне считали, что календарь, ориентированный на звезду Исиды, был изобретен знаменитым мудрецом и создателем пирамиды Джосера Имхотепом. Кроме того, сохранились надписи. Датированные 28 в. до н.э., сообщающие о Хенту – наблюдателе за звездами храма Себека. Тогда же в эпоху Птолемеев в храме Исиды на острове Филе жил «пророк Сириуса в движении Луны. Жрец 5 живущих звезд, знающий время затмения солнца и луны».

В 1906 году в местечке Телль Фараин учеными была обнаружена статуя египетского астронома Хархеби, жившего в 3 в. До н.э. на статуе высечена надпись: «наследный принц и князь, единственный спутник царя, посвященный в тайные писания». Надписи, прославляющие его деяния, говорят о высоком престиже профессии астронома, фактически приравненной к жрецу. Он наблюдал «за всем. Что в небесах, За всем, что на земле. Был чист взором в наблюдении звёзд, среди которых нет потерявшихся, кто объявляет о восходе и закате в их время, с богами, которые предсказывают будущее, для чего он очистил себя в их дни, когда Ах (декан), взошел за Бену (Венеру) с земли и он удовлетворил земли своими изречениями». Он также знал кульминацию каждой звезды на небе и предсказывал «выход» Сириуса в начале года.

Самым известным астрономическим памятником др. Ег. Является «Книга описания движения звёзд». В храмовом комплексе Абидоса, посвященном культу Осириса и обожествленного царя Сети 1 на потолке одного из подземных помещений нанесен текст этой книги с рельефными иллюстрациями к ней.

Подобные иероглифические тексты, несущие информацию об астрономических достижениях древних египтян встречаются также в Дейр эль-Бахри на потолках заупокойного храма царицы Хатшепсут, возведенного в 16 в. До н.э. Изображения созвездий и планет, духов небесных богов вырезаны на стенах поминального комплекса Рамсеса 2, построенного в 13 в до н.э. в Фивах. Там же в эпоху Нового царства были возведены гробницы фараонов. На потолках, которых мастерски прорисованы карты ночного звездного неба.

Храмы Хнума в Эсне, Мина и Исиды в Коптосе, Хатхор в Дендерн и Хора в Эдфу знамениты изображениями зодиакальных символов, ставших объединяющей силой астрономической науки Др. Ег., Греции и Вавилона. Все эти храмы были возведены настоящими мастерами и учеными. Жившими в эпоху Птолемеев.

Особого внимания заслуживают зодиаки на потолке гробницы Сененмута – египетского вельможи. Это погребальное сооружение было возведено на территории Дэйр эль-Бахри в 16 в. до н.э. (18 династия) архитектором дочери Тутмоса 1, царицы Хатшепсут. Здесь также как и в гробнице фараона Сети 1 (13 в. До н.э.) на звездной карте показаны северная южная стороны небосвода, звезды, по которым можно определить ночное время, северные околополюсные созвездия, а также нанесена линия небесного меридиана, проходящая на широте Фив.

В северной части звездной карты древние египтяне располагали 12 кругов. Каждый круг, представляющий определенный месяц, был разделен на 24 части, соответствующие суточному течению времени. Предполагается, что использование таких кругов оказало большое влияние на развитие астрономии в Др. Ег.

Самой важной на небосклоне древние египтяне считали группу северных созвездий. На всех изображениях звездного неба всегда присутствует Большая медведица – «Бычья нога». Созвездие Лебедя на звездной карте представлял сокологоловый бог Ан, увенчанный солнечным диском и держащий в руках канат.

В большинстве своем, созвездия северного полушария, описанные древними египтянами, не соответствуют современным представлениям о звездном небе и не могут быть идентифицированы.

Одним из важнейших источников по египетской астрономии является Папирус Карлсберг 1, который включает в себя справочник и сборник комментариев к небесным картам, изображенным на потолках храмов.

Этот папирус состоит из 13 разделов, содержащих информацию о пространстве, течении времени, движении солнца и закономерностях Вселенной.

Астрономические представления древних египтян были тесно связаны с религиозными, каждое небесное светило ассоциировалось с божеством. Само небо представлялось им как богиня Нут, луна была связана с богом мудрости Тотом. Венера – возрождающийся из пепла феникс Бену (Душа Осириса), её также именовали Себа Джа (Пересекающая звезда) и Па Нечер Дуауи (Утренняя звезда). Сириус почитался как повелитель остальных звезд и ассоциировался с 2 богинями Исидой и Хатхор-Сехмет (супругой Хора), дарящей разливы Нилу.

Календарь

Современные ученые не могут сказать точно, когда появился первый египетский календарь. В основе древнеегипетского календаря в целом лежало согласование восхода и захода звезд. В жизни Др. Ег. Огромную роль играли разливы Нила. Во время таяния снегов на вершине гор Судана, когда уровень воды в реке значительно повышался, начинался новый с/х сезон. Исходя из этого, начало года было закреплено за 19 июля, днем, когда на небосклоне начинала сиять звезда Исиды (Сириус, самая яркая из звезд на небосклоне), а в Ниле начинался подъем воды.

С астрономическим циклом Сириуса также была тесно связана религиозная жизнь египтян. День совпадения подъёма Сириуса с восходом солнца считался первым днем религиозного календаря (религиозным Нов. годом). Такой день во времена Древнего царства наступал ч/з 5-7 суток после летнего солнцестояния (22 июня). Однако в такой форме летоисчисления существовали свои неудобства. В ней не учитывалась ¼ суток (которая компенсировалась в гражданском календаре с помощью добавления 1 дополнительного дня раз в 4 года). Это приводило к тому, что начало религиозного нового года постоянно смещалось и совпадало с общепринятым календарем лишь раз в 1461 год этот почти полутора вековой период времени получил у египтян название цикл «Сотис». Общепринятый год состоял из 3 сезонов по 4 месяца каждый:

1. «Половодье» («Ахет») – Тот, Паофи, Атир, Хойак;

2. «Посев и созревание хлебов» («Перет») – Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути;

3. «Засуха» («Шему») – Пахонс, Паини, Эпифи, Месоре.

Месяц состоял из 3 декад (десятидневий), а весь год делился на 36 декад, названных в честь богов, олицетворявших соответствующие созвездия. Небесный свод египтяне делили на 360 частей, что позволяло им связать восход солнца с конкретным местом и обозначать каждый день. По мнению некоторых ученых именно это представление легло в основу традиции делить круг на 360°. Недостающие для солнечного года 5 дней добавлялись к последнему месяцу, именно в эти дни, по мнению египтян родились боги Сет, Нефтида, Осирис, Исида и Хор. Т.о. древнеегипетский календарь составлял 365 суток. Считается, что именно древнеегипетский календар лег в основу грегорианского календаря.

Математика

О математических знаниях египтян можно судить по сохранившимся математическим папирусам конца среднего царства (21-18 вв. до н.э.). Система счета в Ег. была десятичная, однако запись чисел производилась более усложненным путем, т.к. у египтян не было знака нуля. Египтяне знали 4 арифметических действия. Сложение и вычитание производились обычным способом, для умножения 2 чисел 1 из них представляли в виде суммы чисел ряда 1,2,4,8.16 и т.д., затем пользуясь таблицами. Находили производное др. числа на числа этого ряда и т.о. сводили умножение данных 2 чисел к сложению этих производных. При делении старались найти число, на которое надо умножить делитель, чтобы получить делимое. Египтяне знали арифметическую прогрессию, а возможно и геометрическую. Дробные числа выражались в виде дробей с единицей в числителе. Так папирус Ринда, который составлен писцом Ахмесом (ок. 2000 г. до н.э.) 2/3 изображаются как 1/3 и 1/15, поставленные рядом без знаков сложения. Исключением были 2/3 и изредка встречающаяся ¾. С дробями также производились все арифметические действия. Расцвет математических знаний можно отнести к периоду Среднего царства, когда Ег. Переживал Экономический подъем, что сказалось на росте всей культуры. В математических папирусах видны начатки алгебры – решение уравнений с 2 неизвестными, причем для обозначения неизвестной египтяне пользовались термином «аха» (букв. куча). Значительными были достижения в области геометрии, теснейшим образом связанной с земледелием и строительными работами. Египтяне умели вычислять площади геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, трапеции и круга; для соотношения окружности и диаметра было найдено число 3,16 (пи). Ода из задач московского математического папируса свидетельствует об умении вычислять объем усеченной пирамиды. Однако решение этой задачи чисто практическое, никаких формул и обобщающих теорем не существовало. Таким же путем решалась и задача на вычисление площади поверхности шара.

Система мер

С математическими знаниями тесно связана система мер. В Др. Ег. Существовало только 3 меры длины: локоть (466 мм.), ладонь (66, 5 мм.), палец (16,6 мм.). Локоть состоял из 7 ладоней, а ладонь из 4 пальцев. Практически все сооружения построенные древними египтянами имеют строго рассчитанные размеры:

Высота пирамиды Хуфу – 146,6 м = 442 локтя 100 ладоней. А каждая сторона основания – 230 м. = 500 локтей, длина главной галереи 46,6 м = 100 локтей. Высота пирамиды Снофру – 93,2м. = 200 локтей. Размеры храма фараона Хафра равны 100 локтям в длину и 100 в ририну. Мемфисский Сфинкс достигает 40 локтей в высоту и 120 локтей в длину (18,64 и почти 56 м. соответственно).

Во всех направлениях культуры и науки Др. Ег. Прослеживается определенный. Можно сказать математический, порядок. Даже длина папирусов, которые для письма школьниками была строго определена и составляла 10 пальцев (16,6 см.).

Египтяне были первыми изобретателями способов исчисления времени.

Днем египтяне узнавали время по солнечным часам. «бруска горизонтальный с востока на запад с нанесенными делениями, второй вертикальный с севера на юг устанавливался строго перпендикулярно.

Пари раскопках гробниц Фараонов Рамсесов 6,7 и 9 построенных в период нового царства, исследователями были обнаружены изображения уникальных «Звездных часов», состоящих из полумесячных интервалов. Они имели 24 деления. Каждое изображение сопровождалось текстом, объясняющим каким образом можно определять время в темноте ночи. Рисунок представлял собой таблицу из 9 вертикальных и 13 горизонтальных линий, которые означали ночные часы. Рядом с таблицей было помещено изображение сидящего жреца. Следуя описанным объяснениям 2 жреца в ночное время садились на вершину храма с севера на юг лицом др. к др. Один из них смотрел на лицо другого ч/з отверстие в специальном приспособлении и отмечал на карте положение нужной звезды (пр. у левого глаза, у правого глаза. Напротив сердца и т. д.). Т.о., с помощью таблицы и описания жрецы довольно точно могли определять ночное время.

Большой популярностью в храмах Др. Ег. Пользовались водяные часы, применяемые для определения ночного времени. Механизм представлял собой круглый сосуд с небольшим отверстием в нижней части. На внутренней поверхности сосуда было нанесено 12 делений и высечено 12 колонок текста. Метки наносились с учетом продолжительности ночи, изменяющейся в зависимости от времени года. С наступлением ночи сосуд наполнялся водой. Час за часом вода медленно вытекала ч/з отверстие, и к утру сосуд становился абсолютно пустым.

За течением времени следили специально подготовленные жрецы. Они носили почётное звание Унуит и сменяли друг друга на посту каждый час. Т.о. божественная служба не прекращалась ни днём ни ночью. Грека дали водяным часам название «Клепсидра». До нашего времени дошли документы, повествующие об изобретателе несколько усовершенствованных водных часов – Аменмесе. Этот ученый жил в 16 в. До н.э. и был «Хранителем печати» при дворе Аменхотепа 1.

В египетском государственном музее хранится клепсидра, датированная 14 в. До н.э. Это алебастровый сосуд украшенный великолепной инкрустацией, рядом с отверстием на поверхности часов расположена небольшая фигурка павиана, олицетворяющего бога мудрости Тота. На внешней стороне изображен правящий фараон (Аменхотеп 3), поклоняющийся 3 богам: Ра, Тоту, Птаху и 12 богам каждого месяца года.

Медицина

Египетское искусство врачевания считается предшественником медицины Древней Греции, в которой были заложены основы современной медицины. По свидетельству древнеегипетского историка Менефона, больниц в Египте не существовало, поэтому жрецы – врачеватели ходили по домам больных. (дальше копии).

Химия

Возникновение химических знаний в Египте было связано не только с техникой изготовления лекарств, но и с искусством лить металлы. В Ег. как и вообще в древности большую роль играл «электрон» (по египетски «азем»)– часто встречающийся в природе спав золота с серебром. Из этого сплава можно было выделить как чистое серебро, так и чистое золото, поэтому египтяне вообще считали возможным 1 металл превращать в другой. Для изготовления сплавов применялись медь, олово, ртуть, свинец, латунь, мышьяковые руды, иногда чистое серебро. Составлялись рецепты получения различных сплавов и красящих веществ, которые были тайной жрецов и хранились в храмах.

Развитие и накопление географических знаний связано с дальними морскими плаваниями и экспедициями вверх по течению Нила в глубь Африки. Еще в период Древнего царства египтяне плавали вдоль восточного азиатского берега Средиземного моря, вывозили из Ливана кедровые стволы, плавали

Вдоль берегов Красного моря на юг в страну Пунт (Эфиопия). В начале 3 т/л до н.э. одну из таких экспедиций возглавил египтянин Хану, в задачи экспедиции входили поиски слоновой кости, драгоценных камней, благовонных смол и растений. Ок. 2000 г. до н.э. некий Сенухет предпринял большое путешествие в страну Кедем, т.е. на восток. За 1500 л. до н.э. о распоряжению правительницы Египта Хатшепсут была организована экспедиция на побережье Красного моря.

Знания в области общественных явлений не получили в Египте такого развития, как математика, астрономия и медицина. Краткие летописи Древнего царства, записанные на Палермском камне, получившие дальнейшее развитие в период Нового царства (16-11 вв. до н.э.), и подробное описание походов царей 18 и 19 династий (Тутмоса 1, Тутмоса 3 и Рамсеса 2) являются примерами зарождения историографии, именно благодаря этим сочинениям в эпоху Птолемеев появляется труд Менефона.

Письменность

Для передачи различной информации. Накопленного опыта. Необычайных явлений хозяйственной жизни египтяне создали особую систему письменности, получившую название иероглифической (от греч. Иероглиф-знак). Все данные говорят о том, что египетское письмо зародилось именно на территории долины Нила. Рисуночные знаки египтян довольно точно отображают местную флору и фауну, черты культуры и быта египтян, образы египетских богов.

Прототипом иероглифов были рисунки т.н. идеографическое письмо – 1 рисунок отображает предложение или целое событие (палетка царя Нар-Мера). Позднее рисунки стали упрощаются, возникает иероглиф – знак, означающий какое-либо понятие, а со временем и слоги (т.о. приближаясь к алфавитному письму), в отличие от китайских иероглифов, например.

В отличие от письменности Междуречья и Китая, по неизвестным причинам нет памятников позволяющих проследить плавный переход от рисунка к иероглифу.

Памятниками Додинастического периода являются керамические пластинки с рисуночными знаками. Тексты более позднего времени представлены уже полностью сформировавшимся письмом, просуществовавшим более 3000 лет.

Иероглифическое письмо развивалось, известный ученый В. Шпильбельгер писал: «Иероглифы развивались в тесной связи с искусством, расцвети упадок которого они отражали» «Неуклюжие знаки архаического периода, уверенные, пространно начертанные знаки Древнего царства, чеканные иероглифические знаки Среднего царства, изысканные формы Нового царства, несколько сухие, но тонко выполненные знаки саиссской эпохи, тесно сжатые, скрученные знаки птолемеевского и римского времени стилистически отличаются друг от друга так же как искусство этих времен». Связано это прежде всего с религиозным мироощущением, изобразить кого-нибудь или написать его имя – увековечить и наоборот, поэтому ИЗО и письменность имели одинаково сакральное значение.

Первоначально иероглифы только высекали на камне, а затем начали использовать для письма на папирусе. Принципиально отличный материал вызвал рождение, на первый взгляд, совершенно «новой» письменности. На самом же деле это было курсивное письмо, основанное на упрощенном написании иероглифа, существовали также специальные упрощенные знаки для печатей. Такая египетская скоропись называется иератическое письмо. С развитием языка, староегипетский (классический) язык сменяется новоегипетским, довольно отличным от прежнего, появляется новый вид скорописи Демотическое письмо (часть которого легла в основу современного коптского алфавита).

Ко времени Нового царства египетская письменность представляла собой сложную систему знаков, поясняющих рисунков (детерминативов), которая могла бы точно передавать различные понятия, выражавшие не только простые факты жизни, но и отвлеченные мысли, литературные образы. Обучение различным видам иероглифического письма проходило в специальных школах на платной основе и было доступно лишь достаточно состоятельным людям.

Ремёсла

Древние египтяне владели множеством ремесел:

Гончарное, кожевенное, столярное, ювелирное, были скульпторы, художники резчики по камню. Рассмотрим некоторые из них: (копия)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: