Структура урока (этапы).




Общие сведения.

 

Преподаватель: Коковина Вера Анатольевна.

Место проведения: класс специального фортепиано№1 инструментального отделения

Предмет по выбору: фортепианный ансамбль

Возраст детей:10-11лет, 4-5 класс.

Количество учащихся: 2

 

2.Тип занятия: урок закрепления изучаемого материала

3. Степень сложности: средняя

4. Форма работы с учащимися: парная - фортепианный дуэт

 

5. Место в образовательной программе:

занятие проводится по образовательной программе учебного предмета по выбору Фортепианный ансамбль (7е занятие, 1ая четверть)

Соответствует 4-5 году обучения.

6. Методическое обеспечение урока:

- Учебная программа по предмету по выбору Фортепианный ансамбль. (Составитель Коковина В.А.)

- Фортепианно-педагогический альманах «От урока до концерта» В.1

- Морозов С. ЖЗЛ С.Прокофьев.

- С.Прокофьев «Детская музыка». 12 лёгких пьес для фортепиано.

- Интернет-ресурсы

Http.//ru.wikipedia./org/wiki

Http.(muzposvetitel./ru

Http.//xreferat.ru

7. Тема урока: «Работа над пьесами С.Прокофьева из альбома «Детская музыка» в переложении Э.Аптекмана.

8. Цели: Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка»

 

Сопутствующая – повышение качества владения техникой совместного исполнительства (синхронности звучания, ритмической согласованности и метрической устойчивости, динамического равновесия, единства фразировки).

9. Задачи:

ü Образовательные:

 

- совершенствование исполнительского мастерства

- выявление погрешностей в исполнении и их преодоление

- формирование навыков концертных выступлений

ü Развивающие:

 

- развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков

- развитие творческих способностей

- развитие художественно-образного мышления

ü Воспитательные:

 

- воспитание любви к музыке С.Прокофьева.

- воспитание способности к решению учебно-практических задач.

- воспитание чувства партнёрства, сопереживания, ответственности за творческий процесс.

 

Обучающиеся должны

ü Знать: стилистические особенности и особенности музыкальной

эстетики композитора С.Прокофьева.

ü Уметь: воспринимать и исполнять партитурную запись

фортепианных сочинений С.Прокофьева.

 

ü Иметь представления: о жизни и творчестве композитора и особенностях работы над его сочинениями.

11. Прогнозируемый результат:

ü Обучающие будут знать: стилистические особенности и особенности музыкальной эстетики композитора С.Прокофьева.

ü Обучающие будут уметь: воспринимать и исполнять партитурную запись, а также находить способы совершенствования качества исполняемого материала

ü Обучающие будут обладать: навыками коллективного музицирования и подготовки к концертным выступлениям

12. Педагогические технологии:

- обучение в сотрудничестве

- технология проблемного диалога

- личностно-ориентированная технология

Методы реализации поставленных задач

-словесный, наглядный, практический

14. Материально - техническое обеспечение:

- учебный класс (12к.м.), стол, стулья, 2 музыкальных инструмента (фортепиано), книжный шкаф с нотной и художественной литературой, канцелярские принадлежности, пульт.

ü Дидактические средства:

-ноты, шумовые инструменты, карточки.

 

ü Технические средства:

-персональный компьютер, аудиосистема.

ü Наглядные пособия:

- стенд с рисунками учащихся.

- портрет композитора.

ü Учебные пособия

- сборник фортепианных пьес «Детская музыка» С.Прокофьева.

-сборник пьес и ансамблей для средних классов «Музыкальные жемчужинки»

Предварительная работа

-заранее были приготовлены ноты, пульт, шумовые инструменты

-оформлен стенд с рисунками учащихся

-обучающиеся были предупреждены о фотосъёмке

Структура урока (этапы).

 

 

1. Организационный этап: (3 минуты)

- приветствие

- введение в тему

 

 

Задача: Эмоционально и психологически настроить к общению и предстоящему занятию

Критерии усвоения: высокая степень внимания и готовность к работе.

 

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний: (7 минут.)

 

 

Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к активному усвоению материала

Критерии усвоения: активность познавательной деятельности, эффективность восприятия и осмысление материала.

 

3.Этап закрепления знаний: (30 минут)

 

Задача: добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания. Повысить качество исполнения пьес, свободы выражения своего отношения к данной музыке, стабильности, выразительности и артистизма.

 

Критерии усвоения: повышение качества исполнения, активность и увлечённость, способность осмысленно давать оценку исполнению музыкального произведения.

3.Заключительный этап (5 минут.)

 

- подведение итогов

- домашнее задание

- рефлексия

 

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели, сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методы его реализации, мотивировать необходимость и обязательность акта.

 

 

Критерии усвоения: адекватность оценки обучающихся и оценки учителя, умение обучающихся сформулировать цели и задачи домашнего задания и их реализации.

 

Ход урока

 

 

П. - Добрый день Даша! Добрый день, Наташа! Рада видеть вас бодрыми, весёлыми и здоровыми.

У. -Здравствуйте!

Давайте поздороваемся с нашими гостями и начнём урок, посвящённый сочинению замечательного русского композитора С.С.Прокофьева фортепианному циклу «Детская музыка»

 

-Хочу напомнить, что С.Прокофьева нарекли «светлым гением, весёлым гением русской музыки». Его творчество отличается удивительным жизнелюбием и оптимизмом. А фортепианный цикл «Детская музыка», захватывает «восторженным чувством счастья, головокружительным упоением жизни».

На прошлых занятиях мы познакомились с этим циклом и вы имеете представление об этой удивительной музыке. Интересно, какие же пьесы произвели на вас наибольшее впечатление?

 

 

У. – «Шествие кузнечиков» и «Вальс»,

- «Утро» и «Тарантелла»,

 

П.-А что именно понравилось вам в этих пьесах?

 

У. – юмор, острый ритм, театральность,

- нежность, прозрачность звучания, широкий диапозон, включающий самые отдалённые регистры клавиатуры,

 

П. – как метко подмечено, а ведь это как раз и характерно для письма композитора. Я бы ещё добавила особенную акцентировку, полифоничность и, как выражаются художники: «графическую чёткость мелодических очертаний наряду с размытостью контуров, тончайшей акварельной звукописи».

 

- А теперь объявите название пьес, которые прозвучат сегодня на нашем уроке

 

У. – «Сказочка» и «Прогулка».

 

П. -Хорошо, но прежде давайте выполним упражнения, которые помогут настроить ваш слуховой и пианистический аппарат на совместное музицирование, так как пьесы звучат в ансамбле.

 

Обучающиеся выполняют упражнения на ритмическую согласованность (карточки с ритмическими рисунками) и на синхронность звучания (совместное исполнение гаммы Ре мажор, аккордов, арпеджио, хроматической гаммы)

 

П.- Молодцы. Я вижу, что вы готовы и прошу сесть за один инструмент для первого исполнения пьесы «Сказочка» - тихой, нежной и очень русской по мелодике и характеру -именно такого звучания хотелось бы услышать в вашем исполнении.

 

Звучит пьеса С.Прокофьева (переложение Э.Аптекмана) «Сказочка»

 

П. - Я внимательно выслушала вашу игру и многое в ней мне понравилось. Особенно то, что вы постарались передать настроение пьесы, её лирико-повествовательный характер. Также хочу похвалить вас за то, что даже при наличии небольших текстовых и ритмических ошибок вы не останавливались во время игры и тем самым сохранили форму. Но всё же назвать это исполнение самым удачным не могу.

 

У.- Почему?

 

П. – Во-первых - текстовые неточности (в кульминации и в окончании пьесы), во вторых не везде соблюдался динамический баланс между партиями, особенно в тех эпизодах, где мелодия переходит из одной партии в другую. Именно в этих фразах аккомпанемент «перекрывал» мелодию. И в - третьих - ритмические ошибки в окончании пьесы.

 

-Давайте откроем ноты, проверим нотный текст по партиям и устраним досадные ошибки.

Учащиеся вместе с педагогом работают над устранением звуковысотных и ритмических ошибок.

 

- Для достижения динамического равновесия между партиями предлагаю поменяться местами и сыграть партию своего партнёра.

 

Обучающиеся меняются местами играют партию своего партнёра. Звучит повторное исполнение всей пьесы.

 

П.- Безусловно это исполнение пошло вам на пользу, я заметила как вы старались контролировать звуковой баланс и «высвечивать» мелодию даже при игре партии своего

партнёра.

 

 

-А сейчас небольшая игра. Даша выступит в роли ученицы. Наташа в роли учителя и её задача оценить игру своей «подопечной». Согласны?

 

У.- Да, конечно.

Даша Закордонская исполняет пьесу «Сказочка» в оригинале.

 

П.- Слово Наташе.

Н.- Очень необычно было слышать как Даша играет нашу пьесу одна. Мне понравилось, что Даша не «потеряла» мелодию на протяжении всей пьесы, использовала динамику в пределах пиано-меццефорте и получилось так таинственно… Мне понравилось. Я хочу поставить Даше 5 с минусом.

 

П.- А за что же минус?

Н.- А вы разве не заметили, что Даша забыла про педаль?

П.- Я-то как раз заметила. А вот заметила ли сама Даша? Д.- Нет, не заметила, но хочу скорее исправить эту ошибку.

П.- Уверена, что этого больше не произойдёт. Ещё один вопрос к Наташе: «Не допустила ли Даша ритмических неточностей во время исполнения?

Н.- Нет. На этот раз не ошибалась. Наверное ей было легче играть одной и она лучше себя контролировала. П.- Я довольна твоим ответом. Именно это я хотела услышать. А теперь давайте представим, что мы на концерте. Объявите свой номер, поклонитесь и исполните пьесу «Сказочка». Тихо и нежно, вслушиваясь в общее звучание ансамбля.

 

Звучит пьеса С.Прокофьева (переложение П.Аптекмана) «Сказочка» в третий, заключительный раз.

 

П.- Спасибо. Очень приятно отметить качественный сдвиг в лучшую сторону. Мне думается, что через 2-3 репетиции можно выставлять пьесу на суд зрителей.

-А сейчас мы немного отдохнём, развлечёмся и покажем нашим гостям результат совместной творческой работы - переложение одной из самых радостных страниц цикла - пьесы «Прогулка».

- Девочки, вы готовы? Тогда возьмите в руки те инструменты, на которых вы будите играть.

 

Звучит пьеса С.Прокофьева «Прогулка», переложенная для шумовых инструментов и фортепиано в исполнении учениц и педагога.

 

П.- Очень весело и остроумно у нас получилось. Именно так и задумал автор. Как будто «идёшь бесцельно, но чувствуешь себя хорошо, бодро,… можешь и побежать, но никуда не спешишь, потому, что никуда не стараешься попасть раньше того момента, когда до этого места дойдёшь.

 

У.- И нам тоже понравилось, а можно ещё раз проиграть?

П – Можно, но теперь на фортепиано, отдельно по партиям. Ваша задача повторить и закрепить знание каждой партии, выявить погрешности в исполнении, затем соединить вместе и добиться ритмической соглосованности. Это очень важно, так как композитор использует необычный ритмический рисунок…

У. -триоль

Учащиеся по очереди проигрывают свою партию в паре с педагогом со счётом вслух, устроняя по ходу игры погрешности

 

П.- Я вполне довольна вашим исполнением на данном этапе и считаю, что начало работы над пьесой «Прогулка» не только положено, но и постепенно приближается к конечному результату.

 

- Пора подвести итоги нашей работы и я хочу задать вам вопрос: «Как вы считаете, с какими задачами вы справились хорошо, а с какими не очень?

 

Учащиеся вместе с преподавателем проводят анализ выполненной работы и оценивают её.

 

 

П.- Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке вы достойно справились. На следующем занятии мы продолжим работать над пьесами «Прогулка» и «Сказочка», с целью подготовки к концертному исполнению в рамках проекта «Музыкальная шкатулка».

 

Домашнее задание будет следующим:

 

а) выучить наизусть свою партию в пьесе «Прогулка», соблюдая точный ритм, звуковысотность, штрихи, динамические оттенки,

 

б) отметить карандашом эпизоды, где встречается полифония, а также случайные знаки альтерации (результат модуляций).

 

в) выучить наизусть партию партнёра в пьесе «Сказочка».

 

г) сочинить небольшой рассказ к этой пьесе.

 

 

Прежде чем попрощаться я прошу вас поделиться впечатлением о нашем уроке?

 

Н - мне было легко, интересно и очень понравилось быть в роли учителя.

Д. - а мне было немного труднее, но тоже интересно. Особенно играть на шумовых инструментах. Так весело…

П.- я рада, что у вас хорошее настроение и совсем не чувствуется усталости, а ведь мы с вами очень много сделали: повторили пьесу «Сказочка» в разных вариантах, добились динамического равновесия между партиями, устранили ритмические ошибки, использовали ролевую игру «Учитель-ученик» и приблизили пьесу к уровню концертного исполнения. Замечательно пошутили вместе с композитором и его пьесой «Прогулка», закрепили знание партий в отдельности, а затем их соединили.

 

-Безусловно, я оцениваю вашу работу на отлично!

 

-Спасибо за сотрудничество. Мне всегда интересно и приятно с вами общаться. До новых встреч.

 

 

18. Используемая литература

 

 

- Фортепианно-педагогический альманах «От урока до концерта» КлассикаXXI. Москва 2009.

- С. Морозов ЖЗЛ С.Прокофьев.

-История русской музыки. Том 10 А. Москва 1997.

-Из золотого фонда педагогического репертуара. М.Смирнова. «Композитор» С.Петербург 2009.-Как исполнять русскую музыку. Классика-XXI. Москва 2008

-Фортепианная музыка XX века. Л. Гаккель. «Советский композитор». Ленинградское отделение 1990.

 

- Интернет-ресурсы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: