На что тратил деньги с выигрыша главный герой?




Ход урока

Организационный момент

У: Здравствуйте, садитесь! Начнём наш урок. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Актуализация знаний

а) На доске эпиграф: Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н. Толстой)

У: Прочитайте, пожалуйста.

Д: (1 ученик читает вслух)

У: Как вы понимаете данную фразу? О чем она?

Д: Добрый и умный замечает в других только добро, а зла не видит.

У: (обобщает ответы) Сегодня на у нас будет урок доброты.

б) Игра в пословицы:

У: Какие пословицы о доброте вы знаете?

Д: (Примеры: Добро поощряй, а зло порицай.

Добро что клад ищут, а худо – под рукой.

Доброго человека в красный угол сажают.

Доброе дело два века живет.

Доброе дело и в воде не тонет.

Доброе дело скрытности не любит)

(Если дети затрудняются, можно самой прочитать пословицы и анализировать их).

Введение в тему

У: Сегодня мы познакомимся с новым писателем для вас. Это В.Г. Распутин (портрет). Его самое знаменитое произведение «Уроки французского»

Чтение рассказа «Уроки доброты» (стр. 85-86)

Определение темы и целей урока

У: Что такое духовная память, духовный опыт человека? Как вы это понимаете?

Д:

У: Что заставила В.Г. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?

Д:

У: Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему и цели урока?

Д: (Формулируют тему и цель урока)

Открытие нового знания

а) слово учителя о писателе

В.Г. Распутин – выдающийся русский писатель, публицист, общественный деятель. Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска.

Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина. Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовал: рассказ «Уроки французского».

в) подготовка к восприятию рассказа

У: рассказывает из учебника (стр 86-87) о рассказе «Уроке французского»

г) чтение рассказа: до 99 стр.

У: А теперь давайте перейдем непосредственно к самому произведению. Ребята, скажите, пожалуйста, к какому жанру относится рассказ? Почему?

Д: Эпосу. Эпические произведения повествуют о событиях, которые произошли с героями.

(Учитель читает отрывок: от начала до слов … Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня)

1. Словарная работа

Итак, дети, какие слова вам не понятны: облигация – ценная бумага, полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т., чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски, пошвыркать — похлебать, гольный кипяточек — чистый, без примесей.

2. Анализ текста

Вопросы:

О чем этот рассказ?

Кто главный герой?

Как автор относится к главному герою?

Назовите других героев, которые описаны в отрывке.

Почему его семья так бедно живет? Какие это годы?

Чем это рассказ для вас интересен?

Когда и как началась самостоятельная жизнь главного героя?

Какие испытания ожидали его?

Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы?

Почему герой рассказа начал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

Кого из героев вы можете назвать добрым и почему? Запомните ваши ответы. Мы вернемся еще раз к этому вопросу после прочтения рассказа полностью.

3. Работа с карточками:

На доске карточки со словами. Надо соединить их с правильными синонимами:

Снаряжаться из дому (уезжать), квартировать (жить), башковитый (умный), спустя рукава (безответственно), шпарить (говорить), раздобреть (насытиться).

4. Составление цитатного плана:

1) «Чтобы учиться дальше... и мне пришлось снаряжаться в райцентр».

2) «Учился я и тут хорошо... по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».

3) «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни».

4) «Получив его (рубль),... я покупал на базаре баночку молока».

5)«Они били меня по очереди... не было в тот день человека несчастнее меня».

5. Пересказ отрывок детьми. (пересказывать от разного лица: я, он)

Устный тест

Учитель читает вопросы и показывает варианты ответы. Дети поднимают карточки с буквами, обозначающими рядом с правильными ответами.

Уроки французского» - это

а) рассказ

б) повесть

в) сказка

2. Кто главный герой произведения:

а) Вадик

б) автор

в) Федька

В каком классе учился главный герой?

а) в 6

б) в 7

в) в 5

Какой предмет ему давался тяжело?

а) английский

б) французский

в) математика

Почему похудел главный герой?

а) тосковал по дому

б) голодал

в) болел

Как называется игра, в которую играли ребята на деньги?

а) чиж

б) чика

в) пика

На что тратил деньги с выигрыша главный герой?

а) на молоко

б) на картошку

в) на мясо

Подведение итогов

У: Обратите внимание на иллюстрации к рассказу. Какие эпизоды выбрал художник? Озаглавьте их?

Д:

У: Смотрели ли вы фильм, снятый по произведению «Уроки французского»?

У: Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность. Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание

- прочитать рассказ до конца

- составить словесный рисунок любимого эпизода

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: