ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ




ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа является одним из основных критериев оценки степени подготовленности студента к проведению самостоятельной научной работы. Роль курсовых работ в подготовке специалистов огромна. Благодаря выполнению курсовых работ студенты углубляют и расширяют теоретические знания по специальности, используют их при решении профессиональных задач, готовятся к выполнению дипломной работы.

При защите курсовых работ студенты приобретают навыки публичной речи, учатся не только грамотно формулировать, но и отстаивать свои идеи, отвечать на вопросы. Курсовая работа должна представлять собой самостоятельное исследование и иметь определенную научную ценность. Тема работы должна быть актуальной и важной, методики – соответствовать современному уровню исследований, сбор материала и его обработка – предельно тщательными, анализ полученных данных должен основываться на учете всех фактов, имеющихся в литературе, выводы должны соответствовать полученным данным, которые в свою очередь должны быть статистически обработаны.

По своему содержанию курсовая работа обычно носит учебно-исследовательский характер, но сам процесс выполнения представляет собой творческий характер. Во многом процесс ее подготовки от самых начальных этапов и до окончательного оформления весьма индивидуален. Но, все же, можно выделить единые методологические подходы по подготовке и защите курсовых работ.

В этой связи целью настоящего издания является оказание помощи студентам в подготовке, оформлении и защите курсовых работ естественно-научному направлению. Требования к порядку защиты курсовой работы приведены на основании Порядка проведения курсовых экзаменов и зачетов в УО Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова БГУ, а также требований Положения «О курсовых экзаменах и зачетах в высших учебных заведениях» и Инструкции Министерства образования Республики Беларусь № 356 «По подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях». Кроме того, в основу разработки положен практический опыт авторов по руководству выполнением курсовых работ студентами факультета экологической медицины.


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Общими требованиями к содержанию работы являются следующие:

- точность построения, логическая последовательность изложения материала;

- убедительная аргументация полученных результатов;

- краткость и точность формулировок, исключающая возможность субъективного и неоднозначного понимания;

- конкретность изложения результатов работы, обоснованность рекомендаций и предложений.

Основными этапами выполнения курсовой работы являются:

- выбор темы, определение цели и задач исследования;

- подбор и составление литературного обзора по теме работы;

- разработка программы проведения исследований;

- освоение основных методов исследования;

- выполнение экспериментальных исследований;

- обработка и анализ полученных данных, формулировка выводов;

- оформление курсовой работы;

- подготовка курсовой работы к защите, составление доклада;

- защита курсовой работы.

Курсовая работа должна представлять собой результат теоретического и экспериментального исследования с научно-обоснованным анализом собранного материала. Тематика курсовых работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и практики.При определении тематики учитываются конкретные задачи в данной области подготовки специалистов. Общий перечень тем курсовых работ ежегодно обновляется, утверждается на заседаниях кафедры и доводится до сведения студентов в установленном в вузе порядке.

Студентам предоставляется не только право выбора темы из числа предложенных, но и возможность предложить собственную тему курсовой работы с учетом научного направления кафедры и ее материально-технических возможностей.

Руководителями курсовых работ назначаются лица из профессорско-преподавательского состава данного вуза, как правило, профессора и доценты, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты данного вуза.

Руководитель курсовой работы обязан:

- обеспечить студенту безопасные условия работы в процессе подготовки курсовой работы;

- составить и выдать задание на курсовую работу;

- оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на весь период выполнения курсовой работы;

- рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы, другие источники по теме курсовой работы;

- проводить систематические, предусмотренные планом, консультации со студентом, контролировать и обсуждать экспериментальные результаты;

- контролировать ход выполнения работы и нести ответственность за ее выполнение вплоть до защиты курсовой работы.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

По содержанию курсовая работа должна включать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- задание (пример в приложении А);

- реферат (пример в приложении Е);

- оглавление;

- перечень сокращений и условных обозначений (при необхо-димости);

- введение;

- обзор литературы;

- материалы и методы исследований;

- результаты исследований;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Титульный лист. Титульный лист (приложение Б) должен содержать следующие сведения:

- название министерства (или учредителя);

- название высшего учебного заведения;

- название факультета и кафедры, где выполнялась работа;

- наименование темы;

- вид работы;

- код и название специальности;

- фамилию и инициалы студента-исполнителя;

- фамилию и инициалы научного руководителя, его ученую степень и ученое звание;

- город и год выполнения курсовой работы.

Следует отметить, что никакие сокращения в названии работы, наименовании ВУЗа, факультета, кафедры не допускаются. Название должно быть четко сформулировано и соответствовать содержанию работы. В конце названия работы точка не ставится.

Реферат. В реферате приводится сокращенное изложение содержания курсовой работы с основными полученными результатами и выводами. В начале реферата указываются сведения о полном объеме курсовой работы (в страницах), количество таблиц, рисунков, использованных источников литературы, приложений. Затем дается перечень ключевых слов. Перечень включает от 5 до 15 слов или словосочетаний, в наибольшей мере отражающих содержание курсовой работы. Ключевые слова приводят в именительном падеже и печатают строчными буквами в строку через запятые. После ключевых слов располагают основной текст реферата, отражающий цель работы, методы исследований, полученные результаты и их новизну, степень использования, область применения. Если курсовая работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных частей реферата, то в тексте реферата их опускают, сохраняя последовательность изложения.

Оглавление. Оглавление в работе помещают после реферата с новой страницы. В нем приводят названия всех разделов и подразделов, начиная с введения и заканчивая приложениями, с указанием номера страниц (приложение В).

Перечень сокращений и условных обозначений. Перечень сокращений приводится в алфавитном порядке и не должен включать общепринятые сокращения (например, мг, мм и т.п.). Список оформляется следующим образом: от начала строки с прописной буквы пишется развернутое изложение аббревиатуры или сокращения, а собственно аббревиатура или сокращение помещается у правой границы и перед ним ставится тире:

Макрофаг – МФ

Хлорофилл а – Хл а

Каждое сокращение или аббревиатура помещается в списке на отдельной строке.

Введение. Во введении обосновывается современное состояние изучаемой проблемы с указанием ее актуальности и новизны, теоретическая и практическая значимость вопроса. Особое внимание следует уделить необходимости разработки темы работы, показав ее место в кругу аналогичных работ, посвященных решению данной проблемы. В конце раздела определяется цель и задачи работы.

Обзор литературы. В данном разделе приводят анализ отечественной и зарубежной литературы. При проведении библиогра­фического анализа по выбранной теме курсовой работы целесообразно использовать возможности Интернета. Не допускается подмена анализа литературы сплошным цитированием, поскольку это свидетельствует о неумении автора курсовой работы обобщать литературный материал.

Этот раздел в соответствии с поставленными задачами делят на подразделы (обычно не более 2-3) с указанием их названий.

Ссылки на литературу в тексте работы даются сразу после изложения результатов цитируемой работы путем приведения номера в соответствии с библиографическим списком. Ссылка оформляется следующим образом: в квадратных скобках указывают номер, соответствующий порядковому номеру источника в списке литературы. Например, [3].

Ссылки дают возможность найти соответствующие источники и проверить правильность цитирования, а также необходимую информацию об этом источнике. Не допускается цитирование авторов без ссылок на них.

Материалы и методы исследований. В разделе указываются:

1) характеристика объекта исследований;

2) место, время и условия проведения исследований. При описании условий проведения исследований следует ограничиваться только теми элементами среды, которые являются экологическими факторами для изучаемой группы;

3) использованные методики исследований и технические средства;

4) объем изученного материала и повторность опытов (количество животных или растений каждой опытной группы, количество измерений каждого исследованного параметра и др.);

5) методы обработки цифрового материала.

При необходимости этот раздел иллюстрируют рисунками (карта места сбора материала, схема опыта и другие). Некоторые пункты в зависимости от специфики темы работы могут быть исключены.

Результаты исследований. Данная глава является основной в работе и состоит из текста и графического (табличного) материала, отражающего результаты собственных исследований.

Полученные данные представляют в виде итоговых таблиц и рисунков (графиков, диаграмм, фотографий, схем), которые необходимо проанализировать. План изложения данной главы определяется объемом и характером исследования. Результаты исследований должны основываться на статистически достоверных данных, а их представление в курсовой работе должно быть сжатым, логичным и аргументированным.

Заключение (выводы). Заключение в сжатом виде (до 4-5 крупных обобщающих пунктов) содержит основные теоретические и практические выводы, полученные в результате проведенных исследований. Их нумерация проводится по порядку арабскими цифрами. Содержание заключения не должно противоречить данным, представленным в разделе «Результаты исследований».

Список использованных источников. В список литературных источников включают только источники, использованные при написании работы.Источники в списке литературы располагают в алфавитном порядке. Сведения об источниках печатают с абзацного отступа. Примеры описания источников литературы приведены в приложении Г.

Приложения. В приложения входит дополнительный и вспомогательный материал, который имеет второстепенное значение для понимания сущности работы. В то же время эти материалы необходимы для оценки достоверности полученных данных. Это могут быть промежуточные математические расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, описания приборов и инструкций по их применению, рисунки. Приложения располагают в порядке появления ссылок в тексте курсовой работы, а их число определяется непосредственно студентом. Не допускается включение в приложение материалов, на которые отсутствуют ссылки в тексте курсовой работы. Каждое приложение начинается с новой страницы, а в правом верхнем углу пишут слово ПРИЛОЖЕНИЕ, напечатанное прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы. Если в работе имеется более одного приложения, то их обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ). Например: ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б, ПРИЛОЖЕНИЕ В. Допускается обозначать приложения буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

 

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Требования к тексту курсовой работы. Готовую курсовую работу распечатываютна одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Набор текста работы осуществляют в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом типа Times New Roman кегль 14 пунктов. Количество знаков в строке должно составлять 60-70, межстрочный интервал – 18 пт, количество текстовых строк на странице – 39-40. В случае вставки в строку формул допускается увеличение межстрочного интервала. Текст работы печатают, соблюдая следующие размеры полей: левое – 35 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Абзацный отступ – 1,25 см.

Шрифт печати должен быть прямым, четким, черного цвета, одинаковым по всему тексту курсовой работы. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях с помощью выделения курсивом или полужирным шрифтом.

Требования к объему курсовой работы. Объем курсовой работы без приложений, как правило, должен составлять 25-35 страниц текста, напечатанного в соответствии с приведенными выше требованиями. В работе должно выдерживаться определенное соотношение между отдельными структурными частями. Например, объем курсовой работы без списка литературы и приложений составляет 35 страниц печатного текста. В этом случае примерная структура отдельных частей работы может быть следующая: введение – 1-2 страницы, обзор литературы – 5-7 страниц, мате­риалы и методы исследований – 3-4 страницы, результаты собственных исследований – 15-18 страниц, заключение – 1-2 страницы, список использованных источников – 1-2 страницы.

Нумерация страниц. Страницы курсовой работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая нумерацию по всему тексту работы. Первой страницей является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц курсовой работы. На титульном листе номер страницы не ставят. На последующих листах номер проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.

Рубрикация курсовой работы. Заголовки глав курсовой работы «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ» (может быть название, соответствующие теме работы), «МАТЕРИАЛЫИ МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЙ», «РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЙ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатают прописными буквами в середине строк, используя полужирный шрифт с размером на 1-2 пункта больше, чем шрифт в основном тексте. Каждую главу курсовой работы следует начинать с нового листа.

Заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа полужирным шрифтом с размером на 1-2 пункта больше, чем в основном тексте.

Заголовки подразделов печатают с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом размером шрифта основного текста. В конце заголовков глав, разделов и подразделов точку не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой (точками).

Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно составлять 2 межстрочных интервала. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в 1,5 межстрочных интервала. Расстояние между заголовком и текстом, после которого заголовок следует, может быть больше, чем расстояние между заголовком и текстом, к которому он относится.

Нумерация глав, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, уравнений проводится арабскими цифрами без знака «№». После последней цифры разделов и подразделов точку не ставят.

Таблицы. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Поэтому они должны быть понятными и информативными. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении. Каждую таблицу необходимо проанализировать. Таблица должна иметь содержательный заголовок. Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы. Заголовок таблицы не подчеркивают. В каждой таблице обязательно указывают единицы измерений.

При оформлении таблиц необходимо руководствоваться следующими правилами:

- допускается применять в таблице шрифт на 1-2 пункта меньший, чем в тексте работы, то есть 12-13;

- таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующий лист. При переносе части таблицы на другой лист ее заголовок указывают один раз над первой частью, слева над другими частями пишут слово «Продолжение». Если в курсовой работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы. Например: Продолжение таблицы 2;

- если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк;

- заголовки граф и строк следует писать с большой буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, и с большой, если они имеют самостоятельное значение.

Образец оформления таблицы приведен в приложении Д.

Формулы. Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.Все формулы, если их в работе более одной, нумеруют арабскими цифрами в пределах всей работы. Допускается нумерация формул в пределах раздела. Ссылки в тексте на номер формулы дают в скобках. Например, … в формуле (1). Если в работе только одна формула, то ее не нумеруют.

Иллюстрации. Графический материал (схемы, диаграммы, чертежи, графики, фотоснимки и т. п.) помещают в текст курсовой работы для ее лучшего понимания. На графический материал должна быть дана ссылка в тексте. Например, « как это видно на рисунке 1 » или (рисунок 1). Графический материал должен располагаться после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении. Все иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи и др.) именуются рисунками. Рисунки нумеруются последовательно в пределах всей работы арабскими цифрами. Допускается нумерация в пределах раздела. Не рекомендуется помещать рисунки, размер которых превышает формат бумаги А4. Рисунок при необходимости может сопровождаться содержательной подписью. Размер шрифта подрисуночной надписи кегль12 пунктов. Надпись располагается в середине строки.

 

А - человека. Расширяющийся таз, бедренная кость под углом внутрь, прочный коленный сустав и стопа в виде "платформы" - все это способствует ровной ходьбе на двух ногах. Б - шимпанзе. Удлиненный таз, бедренная кость под углом наружу, форма коленного сустава и оттопыренные большие пальцы позволяют ходить на четвереньках или ковылять вразвалку на полусогнутых задних ногах.
а – таз, б - бедренная кость, в - коленный сустав, г – ступня

Рисунок 1 – Сравнение походки человека и шимпанзе

 

Использование латинского текста. Все организмы имеют как русские, так и латинские названия. При первом упоминании вида обычно используют русское и латинское названия, затем можно использовать только русское. При первом упоминании следует давать полное видовое название организма, при повторном упоминании – сокращенное. Например: Homo sapiens – H. sapiens. При составлении списков видового состава полное родовое название приводят только для первого по списку представителя данного рода. Например: Pseudomonas aeruginosa, P. putida, P. fluorescens, P. cepacia.

Кроме того, при первом упоминании вида необходимо обязательно давать фамилию автора, описавшего вид. Латинские названия организмов необходимо приводить курсивом в соответствие с правилами номенклатуры.

Сокращения. При оформлении работы следует пользоваться по возможности общепринятыми сокращениями и буквенными аббревиатурами. При использовании узкоспециальных аббревиатур первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, а в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки. Например: предельно допустимая концентрация (ПДК). Следует помнить, что сокращение должно оканчиваться на согласную и иметь точку. Например: т.д. – так далее, др. – другие, г. – год, гг. – годы. Исключение составляют сокращения единиц измерения (мг, г, кг, мм, м и др.). При буквенных аббревиатурах, в отличие от сокращений, точки не ставятся. Например: НАНБ – Национальная Академия Наук Беларуси, БОГиС – Белорусское общество генетиков и селекционеров.

Приведение в работе цифровой информации. Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами. Например: результаты пяти экспериментов, десять страниц текста. Многозначные количественные числительные пишутся цифрами. Например: 265 штаммов бактерий. Исключение составляют числительные, с которых начинается абзац, в этом случае многозначные числительные пишутся словами. Количественные числительные не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например: в 10 опытах (не в 10-ти опытах).

При написании порядковых числительных необходимо соблюдать следующие правила. Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами. Например: первый, сотый, двадцать третий и т.д. Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, пишутся цифрами. Например: 3-суточная культура, 10-процентный раствор, 90-кратное увеличение. В случаях, когда контекст не допускает двояких толкований, допускается упрощенная форма записи. Например: в 10 % растворе, при увеличении х90. Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания в виде одной буквы (или двух в случае, когда порядковое числительное заканчивается на согласную и гласную). Например: пятая – 5-я, седьмой – 7-й, в девяностых – в 90-х, но десятого – 10-го. При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз. Например: в 1, 3 и 5-м экспериментах и т.п. Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся. Например: в таблице 2, на рисунке 7. Порядковые числительные при записи римскими цифрами падежных окончаний не имеют, например: ХХ век.

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА
КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Завершенная курсовая работа представляется руководителю. Курсовая работа должна быть допущена кафедрой к защите.

Курсовая работа оценивается как дифференцированный зачет. Оценка курсовой работы выставляется по десятибалльной системе: 10 баллов – десять; 9 баллов – девять; 8 баллов – восемь; 7 баллов – семь; 6 баллов – шесть; 5 баллов – пять; 4 балла – четыре; 3 балла – три (незачтено); 2 балла – два (незачтено); 1 балл – один (незачтено).

К защите курсовой работы студент:

- готовит доклад выступления и презентацию, содержащую наглядную информацию о результатах работы.

Прием защиты курсовых работ проводится комиссией в составе двух-трех и более преподавателей.

На защите студент должен кратко (до 5-7 минут!) изложить содержание работы. В докладе необходимо отразить актуальность, цель, задачи и методы исследований, основные результаты и выводы. Особое внимание необходимо сосредоточить на результатах собственных исследований и конкретных предложениях по разрабатываемой проблеме. Иллюстративный и текстовый материал презентации должен быть выполнен в одном стиле и хорошо читаться на расстоянии.

После доклада студент отвечает на вопросы членов комиссии.

Оценка за выполнение и защиту курсовой работы определяется большинством членов комиссии.

Оценка работы снижается в следующих случаях:

- в процессе защиты студент показал слабое владение материалом работы;

- тема курсовой работы имеет низкую теоретическую и (или) практическую ценность;

- ограничен круг изученной литературы или представлены уже устаревшие сведения;

- не приведены методы исследований;

- заключение не вытекает из содержания работы;

- нарушены правила составления списка использованных источников;

- в тексте встречаются орфографические и грамматические ошибки;

- работа оформлена не по правилам и (или) неаккуратно.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Научные работы: Методика подготовки и оформления / сост. И.Н. Кузнецов. – Минск: Амалфея, 1998. – 272 с.

2. Кузнецов, И.Н. Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы: методические рекомендации по подготовке и оформлению / И.Н. Кузнецов, Л.В. Лойко; под ред. А.В. Макарова. – Минск: Завигар, 1998. – 146 с.

3. Выполнение дипломной работы (проекта): методические указания / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; сост. В.И. Караба. – Горки, 2001. – 32 с.

4. Инструкция по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях // Бюллетень нормативно-правовой информации. – № 16. – 01.01.1997.

5. Инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации Постановление президиума государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь 24.12.1997 № 178 (в редакции постановления Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь 22.02.2006 № 2).

6. Оформление курсовых и дипломных работ: метод. указания / сост. Р.А.Желдакова [и др.].– Мн.: БГУ, 2002. – 24 с.

 


Приложение А

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Учреждение образования

«Международный государственный экологический институт
имени А. Д. Сахарова»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: