Из программного документа бабувистов «Анализ доктрины Бабефа, преследуемого исполнительной Директорией за то, что он высказывает правду» (1796 г.)




 

Ст. 1. Природа дала каждому человеку равное право на пользование всеми благами.

Ст. 2. Цель общества – защищать это равенство, часто подвергающееся неприкрытому нападению со стороны сильных и злых, и увеличивать при всеобщем содействии общественное благосостояние.

Ст. 3. Природа возложила на каждого человека обязанность трудиться; никто не мог уклониться от труда, не совершив тем самым преступления.

Ст. 4. Производство и потребление должны быть общественными.

Разъяснение: это означает, что все должны нести одинаковую долю труда и одинаково пользоваться его плодами.

Ст. 5. Угнетение имеет место тогда, когда один истощает себя в труде и испытывает нужду во всем, в то время как другой, ничего не делая, утопает в изобилии.

Ст. 6. Никто не мог присвоить в свое исключительное пользование земельную или промышленную собственность, не совершая тем самым преступления.

Ст. 7. В истинном обществе не должно быть ни богатых, ни бедных.

Ст. 8. Богачи, не желающие отказаться от своего избытка в пользу неимущих, являются врагами народа.

Ст. 9. Никто не вправе путем накопления материальных средств лишать другого просвещения, необходимого для его счастья, образование должно быть общим для всех.

Ст. 10. Цель революции – уничтожить неравенство и восстановить всеобщее счастье.

Ст. 11. Революция еще не завершена, так как богачи захватывают все блага и одни пользуются властью, в то время как бедняки трудятся как настоящие рабы, изнемогают в нищете и не пользуются в государстве никаким значением.

Ст. 12. Конституция 1793 года является для французов подлинным законом, ибо народ ее торжественно утвердил...

Ст. 14. Все органы власти, ведущие свое происхождение от мнимой конституции 1795 года, противозаконны и контрреволюционны...

...В эпоху, когда пагубные последствия достигли крайних пределов, нельзя говорить, что этот роковой институт пустил слишком глубокие корни, напротив, как мне кажется, корни его по большей части уже сгнили и все дерево готово рухнуть от первого серьезного толчка... большинство граждан, оставаясь рабами и жертвами угнетающего меньшинства, поступает бессмысленно,...более чем смешно примириться с этим игом и не стремиться к установлению коммунистического строя, единственно справедливого, единственно нормального, единственно согласного с непорочными велениями природы, – строя, вне которого немыслимо существование мирных и счастливых Обществ.

«Манифест плебеев»

 

…Мы дадим ясное объяснение того, что такое всеобщее счастье, эта цель общества…

Мы докажем, что земля ничья, что она принадлежит всем.

Мы докажем, что все, что отдельный человек захватывает сверх необходимого для его пропитания, является воровством у общества.

Мы докажем, что пресловутое право отчуждения есть гнусное, человекоубийственное преступление.

Мы докажем, что наследование по семейному праву является не меньшим злодеянием…

Мы докажем, что, когда имущество члена общества недостаточно для удовлетворения всех его повседневных потребностей, это есть результат похищения его природной личной собственности захватчиками общих благ…

Что превосходство таланта и предприимчивости является лишь химерой и благовидным обманом, который всегда служил заговорщикам в их кознях против равенства.

Что различия в оценке и значении произведений человеческого труда покоятся лишь на представлениях о них некоторых людей, сумевших навязать эти представления другим.

Что совершенно ошибочно на основе этих представлений рабочий день того, кто делает часы, оценивается в 20 раз выше рабочего дня того, кто пашет землю…

Что нелепо и несправедливо притязать на большее вознаграждение тому, чья работа требует более высокого уровня умственного развития, большего прилежания и напряжения ума; что это нисколько не увеличивает вместимости его желудка.

Что нет никаких оснований притязать на вознаграждение, превышающее удовлетворение личных потребностей.

Что только общественный предрассудок придает особую ценность умственному развитию; нужно еще, возможно, выяснить не заслуживает ли ее в той же мере природная сила, физический труд…

Что без этого необходимого уравнения более смышленным, более предприимчивым дается патент на ограбление, право беспрепятственно обирать тех, кто менее одарен этими качествами.

Что именно таким образом в общественном состоянии было разрушено, опрокинуто имущественное равновесие, ибо убедительно доказано наше великое положение: добиться обладания излишком можно, только сделав так, чтобы у других не было достатка…

Что из всего сказанного ясно: все, чем владеют те, чья собственность превышает их индивидуальную долю в общественном имуществе, является кражей и узурпацией.

Что, следовательно, справедливо отобрать у них это.

Что даже тот, кто доказал бы, что в состоянии благодаря своим природным способностям сделать столько же, сколько делают четверо, был бы все же заговорщиком против общества, ибо уже одним этим поколебал бы его равновесие и разрушил бы драгоценное равенство…

Что, поскольку приобретенные знания являются общим достоянием, они должны в одинаковой мере распределяться между всеми…

Что образование противоестественно, когда оно основано на неравенстве и является исключительным достоянием только части общества; ибо тогда оно становится в руках этой части машиной, оружием, с помощью которого она сражается против другой части, безоружной…

Что, следовательно, общественные учреждения… должны навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из своих сограждан.

Что, точнее говоря, надлежит обуздать судьбу; сделать каждого из членов общества независимым от удачи, от счастливого или неблагоприятного стечения обстоятельств; обеспечить каждому человеку и его потомству, сколь бы многочисленно оно ни было, достаток и ничего, кроме достатка; и навсегда уничтожить все возможности для того, чтобы кто-либо мог получить свыше положенной ему доли в произведениях природы и труда.

Что единственный способ достигнуть этой цели состоит в том, чтобы установить общее управление; уничтожить частную собственность, прикрепить каждого человека соответственно его дарованию к мастерству, которое он знает; обязать его сдавать в натуре плоды своего труда на общий склад и создать простую администрацию распределения, администрацию продовольствия, которая, ведя учет всех сограждан и всех изделий, распределит последние на основе строжайшего равенства и распорядится доставить их по месту жительства каждого гражданина.

Что такое правление, осуществимость которого доказана на опыте, поскольку оно применяется к 1 млн 200 тыс. человек в наших 12 армиях (что возможно в малых размерах, возможно и в больших), что такое правление есть единственное, которое может обеспечить счастье для всех, неизменное, безоблачное, всеобщее счастье, цель общества…

 

3.6.

БРЮМЕР (с 1799 г.)

Запись беседы Марка-Антуана Жюльена с первым консулом Наполеоном Бонапартом о причинах государственного переворота 18 брюмера VIII г., 19 жерминаля VIII г. (9 апреля 1800 г.)

1. Общественное мнение подсказывает мне, что не следует кого-либо высылать, ни искать под предлогом Заговора, ни прислушиваться к партий­ным предрассудкам.

2. Я хочу укрепить Республику, без нее, я знаю, для меня нет ни спа­сения, ни славы. Но я думаю республиканскую идею немного умерить, по крайней мере, уравновесить народные и аристократические тенденции, я бы даже сказал, монархические. В этой связи нынешняя конституция мне представляется наиболее подходящей для Франции, учитывая к тому же, что она допускает различные изменения, к которым могут привести обстоятельства.

3. Общественное мнение в наше время и нашей среды отвергает всякую идею о реабилитации знати, наследственности, привилегированных кастах, абсолютном неравенстве... Все хотят равенства, сменяемости высших слу­жащих. Так считал я вчера и считаю сейчас, будучи представителем власти, а завтра опять смешаюсь с толпой.

4. Мнение – это лошадь, иногда капризная, которую я пытаюсь обуз­дать.

5. Когда правительство не считается с мнением, оно погибает. Это как раз привело Исполнительную Директорию к 30 прериаля и к 18 брюмера.

6. Я был выбран в качестве врача, но нашел уже труп... который нужно было возвращать к жизни.

7. Я должен был найти в себе силы говорить и действовать как государственный муж. Также я вынужден вести суровую жизнь, имея часто в своем окружении людей, которых я не люблю и не уважаю, и использовать их...

К.О.С. имел грандиозный план. Он хотел обновить свой век, свою страну, дать новые институты, изменить нравы. Но он слишком затянул расправы, делал казни публичными, этим он убил самого себя, возмутил нацию...

Наши цели и наши средства расходятся с К.О.С. Общественное мнение требует иного. Мы хотим создать смешанную Республику...

15. Прежде, чем действовать, нужно взвесить возможные результаты. Тот, кто объявит себя моим врагом, должен подумать, может ли он победить, – народ не так легко поднять. Но уже есть симптомы. Я приглядываюсь, я прислушиваюсь, я даже даю возможность говорить – и в одно мгновение всему, что может оказаться опасным, будет нанесен удар. Мое ремесло — побеждать. Когда мой час придет или когда я лишусь общественного доверия, то паду, как многие другие...

17. Доказательством того, что я не хотел уничтожения Республики, является то, что она существует. 18 брюмера я мог бы прислушаться к англичанам, предлагавшим мне мир, если я не соглашусь на восстановление трона. Я мог вести переговоры с ван-дейцами, однако я отверг с презрением их вождей и вынудил к миру силой оружия. Я мог срубить головы самых выдающихся республиканцев, у меня были для этого тысячи предлогов... Я не захотел даже выслать их...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: