Основные требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО к промышленным объектам.




3. РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ И ПЛАНИРОВКА ГОРОДОВ

Общие указания

3.1. Новые промышленные предприятия не должны размещаться в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, в зонах возможного катастрофического затопления, а также в регионах и городах, где строительство и расширение промышленных предприятий запрещены или ограничены, за исключением предприятий, необходимых для непосредственного обслуживания населения, а также для нужд промышленного, коммунального и жилищно-гражданского строительства в городе.

Дальнейшее развитие действующих промышленных предприятий, находящихся в категорированных городах, а также объектов особой важности должно осуществляться за счет их реконструкции и технического перевооружения без увеличения производственных площадей предприятий, численности работников и объема вредных стоков и выбросов.

Группы новых промышленных предприятий и отдельные категорированные объекты следует размещать в экономически перспективных малых и средних городах, поселках и сельских населенных пунктах, расположенных от границ проектной застройки категорированных городов и объектов особой важности на расстоянии:

не менее 60 км — для городов особой и первой групп по гражданской обороне;

не менее 40 км — для городов второй группы по гражданской обороне;

не менее 25 км — для городов третьей группы и объектов особой важности по гражданской обороне (в том числе АС).

 

3.2. При размещении новых промышленных предприятий в малых и средних городах предпочтение следует отдавать групповому размещению промышленных предприятий (промышленным узлам) с общими объектами.

Численность трудящихся групп предприятий (промышленных узлов) с общими объектами, размещаемых в экономически перспективных малых, средних городах, поселках и сельских населенных пунктах, должна быть, как правило, не более 20 тыс. человек.

3.3. Строительство новых портов и судоремонтных заводов осуществляется вне зон возможных разрушений категорированных городов и объектов особой важности на расстоянии от них, равном наибольшей зоне возможных разрушений, вне зон возможного катастрофического затопления от волны прорыва, а также с учетом наименьшего воздействия гравитационных волн подводных ядерных взрывов.

Разработка генеральных планов указанных объектов должна производиться с учетом максимального использования естественных условий, уменьшающих воздействие поражающих факторов современных средств поражения.

3.4. При проектировании новых аэропортов гражданской авиации, приемных и передающих радиоцентров, вычислительных центров, а также животноводческих комплексов и крупных ферм, птицефабрик их размещение следует предусматривать вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. Кроме того, перечисленные объекты должны размещаться на безопасном расстоянии от объектов, которые могут быть источниками вторичных факторов поражения (химические предприятия, АС, хранилища СДЯВ, нефти, нефтепродуктов, газов и т. п.).

Вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления следует размещать базы ГУМР СССР, склады республиканского и областного значения, базисные склады и зональные базы материально-технического снабжения министерств и ведомств, а также склады материалов и оборудования для проведения восстановительных работ.

Размещение атомных станций

3.5. Новые АС должны размещаться с учетом требований, связанных с их влиянием на окружающую среду п радиационную безопасность населения:

а) минимально допустимые расстояния от атомных электрических станций (АЭС) и атомных теплоэлектроцентралей (АТЭЦ) до границ проектной застройки городов, а также до границ зон отдыха союзно-республиканского значения, биосферных и исторических заповедников, государственных природных национальных парков следует принимать по табл. 2;

б) плотность населения, проживающего в зоне радиусом 25 км вокруг АЭС и АТЭЦ (включая строителей и эксплуатационников атомных станций), рассчитанная па весь период до окончания эксплуатации станции, не должна превышать 100 человек на 1 км2. При этом должны быть предусмотрены дорожная сеть и транспортные средства, позволяющие обеспечить в случае необходимости эвакуацию населения из указанной зоны в течение 4 ч;

в) численность населения поселков для работников

АЭС и АТЭЦ не должна превышать 50 тыс. человек и удаленность этих поселков от границы проектной застройки станции должна быть не менее 8 км;

г) в случае размещения АС в прибрежной полосе водных объектов общего пользования расстояние от береговой линии этих объектов до АС должно быть не менее 1 км;

д) размещение АС над источниками водоснабжения с утвержденными запасами подземных вод, используемых или намеченных к использованию для питьевого водоснабжения, не допускается, если не может быть обоснована невозможность их загрязнения радиоактивными веществами;

е) запрещается использование наливных водоемов-охладителей АС для водоснабжения объектов, не имеющих отношения к АС;

ж) расстояние от атомных станций теплоснабжения (ACT) до границ проектной застройки городов с численностью населения не более 1500 тыс. человек должно быть не менее 5 км.

3.6. На существующих, проектируемых и строящихся атомных станциях, предусматривается создание систем автоматизированного контроля за радиационной обстановкой на территории АС и в зоне наблюдения этих станций, оповещения и информации обслуживающего их персонала и населения о радиационной опасности, а также защищенных пунктов управления противоаварийными действиями на территории АС и в поселках этих станций.

Размещение объектов, имеющих СДЯВ, взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся и горючие вещества

3.7. Строительство базисных складов для хранения СДЯВ, взрывчатых веществ и материалов, горючих веществ следует предусматривать в загородной зоне с удалением от городских и сельских поселений и объектов народного хозяйства согласно действующим общесоюзным и ведомственным нормам.

3.8. Базисные склады нефти и нефтепродуктов, возводимые у берегов рек на расстоянии 200 м и менее от уреза воды (при максимальном уровне), должны размещаться ниже (по течению рек) городских и сельских поселений, пристаней, речных вокзалов, крупных рейдов и мест постоянной стоянки флота, гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений, судостроительных и судоремонтных заводов, железнодорожных мостов и водопроводных станций, на расстоянии не менее 100 м.

При невозможности обеспечить такое размещение базисные склады нефти и нефтепродуктов допускается располагать выше (по течению рек) указанных объектов на расстояниях, предусмотренных нормами проектирования складов нефти и нефтепродуктов.

3.9. При проектировании аэропортов склады горючего и смазочных материалов (ГСМ) должны размещаться на участках, расположенных ниже по отметкам местности относительно основных сооружений аэропортов, соседних предприятий, городских и сельских поселений.

В тех случаях, когда расположение складов ГСМ возможно только выше или в одном уровне по отметкам местности относительно указанных объектов, следует предусматривать устройства, исключающие растекание нефтепродуктов при возможном повреждении наземных резервуаров.

3.10. Предприятия по переработке легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также базисные склады указанных жидкостей (наземные склады 1-й группы согласно нормам проектирования складов нефти и нефтепродуктов) следует размещать ниже по уклону местности относительно жилых зон и промышленных предприятий категорированных городов и объектов, автомобильных и железных дорог с учетом возможности отвода горючих жидкостей в безопасные места в случае разрушения емкостей.

На действующих предприятиях, где не обеспечено это условие, необходимо по периметру территории этих предприятий устраивать полотно автомобильных дорог, поднятое над спланированной территорией объекта на высоту, обеспечивающую удержание разлива жидкостей в количестве не менее 50% от емкостей всех резервуаров и технологических установок с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

Подземные хранилища нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов необходимо размещать в соответствии с требованиями норм проектирования указанных хранилищ.

3.11. При размещении в категорированных городах и на объектах особой важности баз и складов для хранения СДЯВ и взрывоопасных веществ запасы указанных веществ на этих базах и складах устанавливаются министерствами и ведомствами СССР, а также государственными объединениями предприятий по согласованию с Советами Министров союзных и автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами, а министерствами и ведомствами союзных республик — в соответствии с решениями Советов Министров союзных республик.

Размещение других народнохозяйственных объектов

3.12. Строительство новых баз, распределительных холодильников и других хранилищ, предназначенных для хранения товаров текущего снабжения населения категорированных городов и объектов, должно осуществляться в объеме, не превышающем потребностей в складских емкостях для хранения запасов этих товаров в соответствии с нормами, устанавливаемыми Советами Министров союзных республик по согласованию с заинтересованными организациями.

Строительство новых баз и складов системы Госснаба СССР в категорированных городах должно осуществляться в объеме, не превышающем потребность в складских емкостях, предназначенных для снабжения материальными ресурсами промышленных предприятий этих городов по нормам, устанавливаемым Госснабом СССР.

Базисные продовольственные склады, предназначенные для текущего снабжения населения категорированных городов продуктами питания, следует размещать на окраинах этих городов. Не допускается концентрация в одном месте продовольственных складов, снабжающих население категорированного города основными видами продуктов питания.

3.13. Продовольственные склады, распределительные холодильники и склады непродовольственных товаров первой необходимости областного и республиканского значения, а также хранилища товаров, предназначенных для снабжения населения категорированных городов, сверх указанных в п. 3.12 настоящих Норм должны размещаться вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.

3.14. В зонах возможного катастрофического затопления существующих, строящихся и намечаемых к строительству крупных водохранилищ, как правило, не допускается строительство новых городских и сельских поселений, а также объектов, имеющих важное народнохозяйственное или оборонное значение. Такое строительство допускается лишь в исключительных случаях и с проведением соответствующих защитных мероприятий.

В существующих городах запрещается размещение новых жилых районов в зонах возможного катастрофического затопления.

3.15. Больницы восстановительного лечения для выздоравливающих, онкологические, туберкулезные и психиатрические больницы, а также пансионаты (за исключением пансионатов для престарелых и профилакториев для трудящихся), дома и базы отдыха, санатории, туристические базы и приюты, пионерские, спортивные и молодежные лагеря круглогодичного и кратковременного функционирования, подсобные хозяйства промышленных предприятий, а также кооперативно-садоводческие товарищества, как правило, должны размещаться в загородной зоне.

Развитие сети указанных хозяйств, учреждении и кооперативно-садоводческих товариществ в загородной зоне должно осуществляться с учетом использования их в военное время для размещения населения, эвакуируемого из категорированных городов, и развертывания лечебных учреждений.

Лечебные учреждения, развертываемые в военное время, также должны размещаться в загородной зоне в приспосабливаемых для них капитальных общественных зданиях и сооружениях круглогодичного функционирования (общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах, школах-интернатах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, туристических базах и кемпингах, гостиницах и мотелях, пионерских лагерях, базах отдыха трудящихся, административных зданиях, дворцах культуры и клубах), имеющих общую площадь не менее 2000 м2.

При размещении эвакуируемого населения в загородной зоне его обеспечение жильем осуществляется из расчета 2,5 м2 общей площади на одного человека.

3.16. В подземных горных выработках, в том числе пройденных по заданным параметрам, при технической возможности и экономической целесообразности следует размешать объекты и производства, имеющие важное оборонное и народнохозяйственное значение, базы государственных материальных и продовольственных резервов, распределительные холодильники, склады жидкого топлива и других стратегических материалов и сырья.

3.17. Размещение объектов народного хозяйства в подземных горных выработках и их проектирование следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.01.55—85.

Планировка и застройка городов

5. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

Электроснабжение

5.1. Энергетические сооружения и электрические сети должны проектироваться с учетом обеспечения устойчивого электроснабжения категорированных городов и объектов (объектов Минобороны СССР, предприятий оборонных отраслей промышленности, а также метрополитенов, пригородных участков железных дорог, газо- и водоснабжения, лечебных учреждений и других особо важных объектов) в условиях мирного и военного времени.

Схема электрических сетей энергосистем при необходимости должна предусматривать возможность автоматического деления энергосистемы на сбалансированные независимо работающие части.

5..2. При проектировании энергетических систем и их объединении категорированные по гражданской обороне тепловые (конденсационные) электростанции следует, как правило, размещать (вне зон возможных разрушении категорированных городов и объектов особой важности, а также вне зон возможного катастрофического затопления, при этом электростанция мощностью свыше 1 млн кВт следует размещать от границ проектной застройки категорированных городов и объектов особой важности на расстоянии, равном сумме их зон возможных слабых разрушений.

В категорированных городах допускается размещение только теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) независимо от их установленной мощности с максимальным удалением их от центров жилищной и промышленной застройки.

Линии электропередачи и подстанции напряжением 500 кВ и выше, выполняющие функции основных межсистемных связей объединенных энергетических систем, а также транзитные линии электропередачи (ЛЭП) и узловые подстанции напряжением 220 и 330 кВ в тех энергосистемах, в которых они образуют сеть высшего напряжения, следует сооружать за пределами зон возможных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, а также вне зон возможного катастрофического затопления.

При проектировании межсистемных связей напряжением 500 кВ и выше их коммутационные узлы, как правило, не должны совмещаться с распределительными устройствами электростанций мощностью 1 млн кВт и более.

5.3. Распределительные линии электропередачи энергетических систем напряжением 110—330 кВ должны быть, как правило, закольцованы и подключены к нескольким источникам электроснабжения с учетом возможного повреждения отдельных источников, а также должны по возможности проходить по разным трассам.

При проектировании систем электроснабжения следует сохранять в качестве резерва мелкие стационарные электростанции, а также учитывать возможность использования передвижных электростанций и подстанций.

5.4. Энергосистемы и их объединения должны иметь запасные защищенные загородные командно-диспетчерские пункты (ЗЗКДП) и защищенные городские командно-диспетчерские пункты (ЗГКДП).

ЗЗКДП должны размещаться за пределами зон возможных сильных разрушении категорированных городов и объектов особой важности, зон возможного катастрофического затопления. ЗЗКДП должны обеспечивать защиту личного состава и оборудования от поражающих факторов ядерного взрыва, а также защиту личного состава от воздействия отравляющих веществ и биологических (бактериальных) средств поражения.

Ограждающие конструкции ЗЗКДП следует рассчитывать на избыточное давление во фронте ударной волны, равное 100 кПа (1кгс/см2).

ЗГКДП должны размещаться в одном из убежищ, предусматриваемых для защиты личного состава энергосистем и энергообъединений Минэнерго СССР.

5.5. При проектировании схем внешнего электроснабжения категорированных городов необходимо предусматривать их электроснабжение от нескольких независимых и территориально разнесенных источников питания (электростанций и подстанций), часть из которых должна располагаться за пределами зон возможных разрушений. При этом указанные источники и их линии электропередачи должны находиться друг от друга на расстоянии, как правило, исключающем возможность их одновременного выхода из строя.

Системы электроснабжения категорированных городов должны учитывать возможность обеспечения транзита электроэнергии в обход разрушенных объектов за счет сооружения коротких перемычек воздушными линиями электропередачи.

5.6. В целях повышения надежности электроснабжения в мирное и военное время объектов Минобороны СССР, предприятий оборонных отраслей промышленности, метрополитенов, пригородных участков электрифицированных железных дорог, объектов газо- и водоснабжения, лечебных учреждений и других особо важных объектов, расположенных в городах, отнесенных к особой группе и к первой группе по гражданской обороне, необходимо предусматривать замену в этих городах воздушных линий электропередачи кабельными линиями. Новые линии электропередачи, питающие указанные потребители, следует проектировать в кабельном исполнении.

5.7. Для обеспечения возможности снижения электрической нагрузки в категорированных городах системы электроснабжения неотключаемых в военное время объектов должны быть отделены от систем электроснабжения прочих объектов.

Неотключаемые объекты должны, как правило, обеспечиваться электроэнергией по двум кабельным линиям от двух независимых и территориально разнесенных центров (источников) питания.

5.8. Электроснабжающие организации категорированных городов по согласованию с соответствующими органами гражданской обороны должны составлять перечни потребителей электроэнергии, не прекращающих работу в условиях военного времени с указанием их нагрузок и устанавливаемых режимах работы.

5.9. Для повышения надежности электроснабжения неотключаемых объектов следует предусматривать установку автономных источников питания. Их количество, вид, мощность, система подключения, конструктивное выполнение должны регламентироваться ведомственными строительными нормами и правилами, а также нормами технологического проектирования соответствующих отраслей. Мощность автономных источников питания следует, как правило, устанавливать из расчета полноты обеспечения электроэнергией приемников 1-й категории (по ПУЭ), продолжающих работу в военное время. Установка автономных источников электропитания большей мощности должна быть обоснована технико-экономическими расчетами.

5.10. В схемах внутриплощадочных электрических сетей предприятий-потребителей должны.быть предусмотрены.меры, допускающие централизованное кратковременное отключение отдельных объектов, периодические и кратковременные перерывы в электроснабжении.

5.11. Электроснабжение проектируемых перекачивающих насосных.и компрессорных станций магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов) должно, как правило, осуществляться от источников электроснабжения и электроподстанций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушении, с установкой в необходимых случаях на них автономных резервных источников.

5.12. Для останова и пуска агрегатов тепловых электростанций (объектов особой важности по гражданской обороне) после отключения их от энергосистемы должен быть предусмотрен резервный источник питания—собственный автономный источник на электростанции или передвижной источник электроэнергии, расположенный за пределами зоны возможных разрушений.

5.13. В категорированных городах, расположенных на берегах морей и рек, следует предусматривать создание двух-трех береговых устройств для приема электроэнергии от судовых энергоустановок.

5.14. В проектах на строительство новых, реконструкцию и расширение существующих атомных станций должны предусматриваться системы сигнализации для передачи сигналов об авариях на станции в местные штабы гражданской обороны, а также локальные системы для выявления уровня радиационного загрязнения окружающей среды, и оповещения рабочего персонала и населения, проживающего в зонах возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения).

5.15. Проектирование зданий, сооружений, оборудования и конструкций атомных станций, выход из строя которых может привести к недопустимому по действующим санитарным нормам уровню облучения населения, следует осуществлять в соответствии с требованиями Общих положений обеспечения безопасности атомных станций при проектировании, сооружении и эксплуатации Минатомэнергопрома СССР.

Гидротехнические сооружения

5.16. При проектировании и строительстве гидроузла и каскаде должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие устойчивость сооружений напорного фронта при прохождении волны прорыва в результате разрушения вышерасположенных гидроузлов, а также условия пропуска указанной волны через фронт этих сооружений с учетом предварительной форсированной сработки водохранилищ.

На существующих и проектируемых гидроузлах необходимо предусматривать при соответствующем обосновании проведение в особый период предварительной форсированной сработки водохранилищ.

5.17. При проектировании гидроузла должны быть определены параметры волны прорыва и граница зоны возможного затопления в нижнем бьефе для случаев разрушения сооружений напорного фронта в условиях нормального и сниженного подпорных уровней водохранилища.

Границы зон возможного затопления, отметки максимальных уровней и другие параметры волны прорыва определяются для расчетного прорана в сооружениях напорного фронта при нормальном подпорном уровне воды в водохранилище и среднемноголетнем меженном уровне реки и нижнем бьефе, а также для условий сниженного подпорного уровня с учетом возможной форсированной сработки водохранилища в особый период.

5.18. Створ напорного фронта гидроузла должен выбираться с учетом минимальных возможных разрушений и потерь в нижнем бьефе от прорывной волны в случае разрушения плотины.

При проектировании и строительстве гидроэлектростанций в горной местности предпочтение следует отдавать при прочих равных условиях подземному расположению их машинного зала.

5.19. В плотинах проектируемых гидроузлов, через которые предусматривается пропуск расходов прорывной волны от вышерасположенного гидроузла, количество кранов для подъема затворов должно определяться исходя из условий открытия расчетного числа отверстий за время добегания прорывной волны.

В плотинах высоконапорных гидроузлов рекомендуется предусматривать глубинные водосбросные отверстия для обеспечения необходимой предварительной сработки водохранилища.

5.20. Судоходные устройства категорированных гидроузлов должны быть решены так, чтобы разрушение шлюзовых затворов не приводило к разрушению сооружений напорного фронта.

5.21. При проектировании шлюзов на магистральных водных путях должна быть предусмотрена возможность подачи к ним электроэнергии от передвижного источника питания.

Управление работой шлюза с центрального пульта должно дублироваться местными постами управления.

При проектировании судоходных шлюзов должна учитываться необходимость проводки через них судов при сниженном в соответствии с п.5.16 настоящих Норм уровне водохранилища за счет сработки его в особый период.

5.22. На существующих, проектируемых и строящихся гидроузлах должны устанавливаться приборы, обеспечивающие выдачу сигналов о катастрофическом повышении уровня воды в их нижних бьефах в случае прорыва сооружений напорного фронта на соответствующие пункты управления республик (краев, областей) или на ближайшие защищенные узлы связи Минсвязи СССР для последующей их передачи в систему оповещения гражданской обороны об опасности затопления.

 

6. ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ И ПРОВОДНОЕ ВЕЩАНИЕ (РАДИОТРАНСЛЯЦИОННЫЕ СЕТИ), РАДИОВЕЩАНИЕ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Электросвязь и проводное вещание (радиотрансляционные сети)

6.1. Магистральные кабельные линии связи (МКЛС) должны прокладываться вне зон возможных сильных разрушений, а магистральные радиорелейные линии связи—вне зон возможных разрушений.

Трассы МКЛС должны проходить также вне зон возможного катастрофического затопления. В случаях вынужденного попадания части МКЛС в зону возможного катастрофического затопления следует предусматривать прокладку подводных кабелей, избегая устройства в этой зоне усилительных (регенерационных) пунктов.

6.2. Все сетевые узлы сети магистральной первичной (СМП) и узлы автоматической коммутации междугородной сети типа УАК-1, УАК-2 и У-1 следует располагать вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления, а также за пределами зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и зон возможного опасного химического заражения. Исключение в отдельных случаях допускается только для сетевых узлов выделения (СУВ).

Сетевые узлы должны обеспечивать организацию транзитных связей в обход категорированных городов, передачу телефонно-телеграфных каналов связи и каналов проводного звукового вещания на конечные станции Минсвязи СССР, а также на узлы и сетевые станции связи других министерств и ведомств.

6.3. Линии передачи, станционные сооружения сетевых узлов первичной сети связи и обслуживающий их персонал должны быть защищены от поражающих факторов ядерного взрыва.

52.Требования норм проектирования ИТМ ГО к планированию, застройке городов и к размещению объектов экономики.

См. выше



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: