Обновление художественного языка киноискусства в период «оттепели» 50–60-х годов, борьба против схематизма, парадности, бесконфликтности.




Это уникальный этап в развитии страны, народа. Период обретения внутренней свободы, огромного творческого всплеска. Пора надежд на полное освобождение и духовных исканий сыграло роль в развитии культуры.

Все понимали, что кино должно зарабатывать, партийное решение пришло к выводу, что надо наращивать объем национального производства. Вышел документ о том, что надо использовать новую технику в кино. Это предусматривало создание новых студий, новое оснащение павильонов и т.д. Появились новые форматы – широкий экран. Стали демонстрировать широкоформатики – «Широка страна моя родная». Затем вышло распоряжени «о мерах по улучшению художественного воздействия в кино». Студии приобретают возможность формировать сценарный портфель. Встала задача активизации творческой общественности и привлечения их в творческий совет на киностудии. Они формировали план, обсуждали сценарии, принимали фильмы, делали поправки.

Придается значение развитие кино в республиках. В каждой из них кино имело свое лицо благодаря традициям, культуре, характером профессиональных кадров. Советское кино вбирало в себя эти традиции. Создавались поэтические картины.

Стали обращаться к детскому воприятию. Ребенок видит то, чего взрослый в повседневности не замечает. «Сережа, «Добро пожаловать…». «Друг мой, Колька», «А если это любовь» - психологический фильм о плодах советской идологии.

В 60-е года приходит новое поколение – Данелия, ШУкшин, Тарковский, Митта, Михалков и т.д. Снималось много дебютных фильмов, все они были значимы.

Кино в этот период развивалось между двумя полюсами. Между поэзией, как преобладание образов над фактами, и прозой, где особое внимание придается характерам.

Сложилась тенденция осмысления нравственных проблем, обсуждались принципы сюжетосложения. Теперь сюжетом движут чувства героя. Режиссеры стремились понять сущность человека.

Фильм – представитель эпохи «Мне 20 лет» Хуциева. Обсуждается вопрос о безидейности молодого поколения, они утратили традиции родителей, революции. Тема революции – пафос оттепели, ей хотели придать человеческое лицо. Молодые люди в фильме четко ощущают пульс времени, картина наполнена живой реальностью.

В 1967 году выпустили 140 фильмов, растет киносеть, число киноустановок – 150000, вырастает посещаемость.

Интерпретация военной темы в киноискусстве второй половины 50-х – начала 60-х годов. («Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Иваново детство»).

«Летят журавли»: в содержательном аспекте, по трактовке военной темы, были достигнуты большие успехи. С героических военных подвигов тема перемещается в бытовые ситуации судеб людей. Военных кадров очень мало, и даже нельзя сказать, что они героические, они просто человечные (Борис тащит на себе раненого боевого товарища и в него попадает пуля). Это история скорее не об истории подвига, а о вине и искуплении этой вины через страдания. Вероника – ни положительна, ни отрицательна. Авторы не позволяют ее осуждать за такой предательский поступок. Она единственна, авторы оберегают ее. Все это, все сложные, противоречивые чувства достигаются изобразительными средствами – игра света и тени, ракурсы, возможности ручной камеры Урусевского. Все это вместе дает новый художественный результат из-под дуэта Калатозова и Урусевского. Здесь же виден романтический порыв. Сцена проводов и приезда победного поезда – это сцены, где частная жизнь Вероники и Бориса вливаются в общечеловеческое горе или радость, надежду на возвращение. В этих полных живого движения и экспрессии кадрах возникает тревожный, щемяще горький образ всенародного бедствия. Человек – не незначительная часть мира, а индивидуальность.

«Судьба человека» - дебют режиссера. Значение фильма в подходе к национальному русскому характеру. Соколов потерял в жизни все, через все прошел. Сила не в духовных исканиях, не в смирении, а в несгибаемой стойкости. В фильме резкие выразительные средства. Война показана страшная, сплошная чернота, безмолвность, искореженность. А в противовес – островок другого мира – березовая роща как символ настоящей жизни. Все остальное – чужое, неестественное. Сквозь лающую речь немца, их песни, пробивается мелодия русской частушки.

«Баллада о солдате». История – путьЛеши Скворцова домой.Истекает отпуск – истекает жизнь. Он – обыкновенный русский солдат, в картине раскрывается ценность отдельной человеческой жизни. Фильм изумителен своей простотой. Есть только один метафорический кадр перевернутый, символизирует перевернутый войной мир. Чухрай не особо заботится о кадрах, картина в сущности очень точна по разработке персонажей, по деталям, но непонятно, откуда в ней берутся поэзия. Природа картина гармоничта, естественна, атмосфера – единична. Чухрай не боится элементарности. Персонаж живой, чувственно ощущаемый.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: