Лабиринт с многомиллионными ходами.




СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА НАУЧНОГО ТЕКСТА.

ОРГАНЫДЫХАНИЯ.

ТИПЫНАУЧНЫХ ТЕКСТОВ

Цель: прививать студентам коммуникативные умения и навыки, способствующие пониманию, восприятию и продуцированию профессиональных текстов.

Задачи обучения:

- совершенствовать знания о научном стиле речи;

- учить определять жанры и подстили научного стиля речи;

- учить определять структуру текста, делить его на микротемы;

- учить определять последовательность изложения информации в научных текстах;

- развивать речь посредством употребления в ней терминов по специальности;

- прививать умение логично и последовательно излагать мысли;

- прививать навык постоянного самосовершенствования;

- совершенствовать навык работы в команде.

 

Основные вопросы темы

Текст-характеристика

В текстах-характеристиках обычно первый абзац – это определение, первое слово каждого следующего абзаца называет подтему. Глагол в текстах-характеристиках всегда употребляется в настоящем времени, которое называется presence constantum, т.е. настоящее постоянное. В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определенным принципам систематизации, опирающимся на традицию и логику.

Текст-определение. Особую группу текстов-характеристик составляют тексты, в которых определяется научное понятие в какой-либо области знаний. Понятие – логически оформленная общая мысль об объекте, явлении, идея о чем-либо. В тексте устанавливается содержание, наполнение понятия, если предполагается, что одного только определения недостаточно.

Текст-классификация относится к типу текстов-характеристик. Для любой классификации важно не только выделение групп исследуемого класса объектов, но и определение признаков или критериев, по которым данная классификация составлена.

Текст-повествование как способ изложения используется для передачи информации о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последовательности. В научной литературе повествование представлено в текстах биографических справок, об истории научных открытий или изучения какой-либо научной проблемы и в характерных для науки текстах о процессах, т.е. о последовательной смене этапов, стадий какого-либо явления; изменениях или развитии какого-либо объекта; последовательности работы механизма, проведении эксперимента.

Рассуждение и доказательство

Оба типа текста имеют одну схему построения: посылка (тезис) – аргументы – вывод. Различие между рассуждением и доказательством состоит в том, что в рассуждении в качестве вывода может появиться новое умозаключение, которое не было в посылке, а в доказательстве подтверждается или отрицается с помощью аргументов то умозаключение, которое вынесено в качестве вывода, т.е. вывод отрицает или подтверждает тезис.

Сегментация текста

Сегментация – важный смысловой параметр текста. Она отражает представления автора не только о содержании исследования, но и о соотношении масштаба рассматриваемых проблем.

Сегментация микротекста, именуемая рубрикацией, и абзацная сегментация проводятся на разных основаниях. Основной принцип рубрикации – дедуктивный (от общих вопросов к более частным).

Принципы абзацной сегментации определяются содержанием, размерами текста; принадлежностью текста к определенному научному подстилю, жанрам научной работы и др.

Деление на абзацы в научном стиле подчинено достаточно строгим правилам:

1. как правило, абзац в научном тексте содержит относительно законченную развернутую мысль

2. в качестве абзацев выделяются также пронумерованные элементы текста (в таких случаях предложения начинаются с цифры)

3. В научном тексте абзацы должны быть соразмерны; в том случае, когда «разворачивание» одной из мыслей не совпадает по объему с другими, целесообразно либо объединить более частные абзацы в один, либо разбить на фрагменты абзац большого объема.

Таким образом, абзац в научном тексте можно определить как относительно самостоятельный, графически выделенный элемент текста, содержащий «развертку» одной частной мысли или ее фрагмента.

ЗАДАНИЯ

Задание 1

ü Прочитайте текст.

Органы дыхания.

О человеческом носе.

При нормальном дыхании человек дышит через нос. Ртом он начинает дышать только в том случае, если дыхание через нос затруднено, например, при насморке.

Строение носа сложно. Его костный остов образуется из 14 костей: двух верхнечелюстных, двух небных, лобной, решетчатой, двух слезных, двух носовых, двух носовых раковин, сошника и клиновидной кости. К костному остову примыкает хрящевая часть носа, выделяющаяся на лице. Внутренняя поверхность носа покрыта слизистой оболочкой, всегда влажной, теплой и богато снабженной кровеносными сосудами. Ноздри изнутри, начиная почти от их края, покрыты волосками. Они задерживают крупные частицы пыли и других веществ, попадающих в нос при вдохе.

Слизистая оболочка носа обильно снабжена железами, выделяющими слизь. Их насчитывается 150 на 1 см. кв. Выделенная слизь липкая и покрывает всю слизистую носа. Волосками задерживается не вся пыль. Часть пылинок и бактерий пробивается через эту защитную преграду и вместе с воздухом устремляется в извилистые носовые ходы. Но там они встречают новую преграду – липкую слизь и прилипают к ней, как мухи к липкой бумаге.

На этом борьба организма за чистоту воздуха не прекращается. Носовая слизь борется не только пассивно, но и активно. От веществ, содержащихся в ней, бактерии погибают. Более того, в слизистой оболочке много лимфатических узлов, откуда в носовую слизь поступают белые кровяные тельца – лейкоциты. Они вступают в борьбу с бактериями и уничтожают их.

Ученые проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух с бактериями, поместили кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе были болезнетворные бактерии, он не заболел. Под другой такой же колпак посадили второго кролика, но в нос ему вставили стеклянные трубочки. При дыхании воздух в дыхательное горло поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел и погиб.

Однако все же часть пыли и других веществ, прорвавшись через преграды, попадает в легкие. Но природа позаботилась об удалении их из организма. Почти вся слизистая оболочка дыхательных путей покрыта крохотными колеблющимися ресничками, так называемым мерцательным эпителием. Эти реснички колеблются ритмически волнообразно; каждая из них совершает 40 тыс. колебаний в час. Они напоминает пшеничное поле, колышущееся при слабом ветре. Движение ресничек направлено от легких к дыхательным путям и от внутренних отделов носа к наружным. Безостановочные колебания мерцательного эпителия выводят из самых глубоких уголков легких и из дыхательных путей слизь, а с ней и все инородные тела. Если бы мерцательный эпителий прекратил свою ритмическую работу и не удалял из легких попавшую туда пыль, то в течение жизни человека в них накопилось бы не менее 5 кг пыли!

Итак, первая важнейшая функция носа – защитная. Слизистая оболочка носа богато снабжена кровеносными сосудами, по которым обильно протекает кровь. Поэтому она очень теплая, и холодный воздух, проходя через носовые ходы, согревается ее теплом. Так в легкие поступает согретый, а не холодный воздух, Это вторая функция носа. Третья функция – увлажнение вдыхаемого воздуха. Слизистая оболочка влажная. Она отдает проходящему воздуху много водяных паров. Если воздух очень сухой, он раздражает окончания нервных волокон, находящихся в передней части носа. Возбуждение, возникающее в них, идет в центральную нервную систему и оттуда к слезной железе, которая, получив нервный импульс, начинает усилено функционировать. По слезно - носовому каналу слезная жидкость втекает в нос, попадает на слизистую оболочку носа и увлажняет вдыхаемый сухой воздух.

Особенно сильно воздух увлажняется лимфатическими узелками, или миндалинами, носоглотки. В носоглотке есть еще и небные миндалины, расположенные по обе стороны корня языка. Они обычно краснеют и набухают при ангине. Миндалины на носоглотке находятся у заднего носового отверстия на стенке глотки. По разным причинам они иногда разрастаются, и развиваются аденоиды. Это чаще бывает у детей 7 – 8 лет. При таком заболевании затрудняется дыхание носом. Больные дети дышат ртом, как при насморке. Обоняние у них притупляется, рот приоткрыт, нижняя челюсть отвисает – возникает так называемое аденоидное выражение лица. Кроме того, нарушается речь: появляются гнусавость и косноязычие. Общее развитие таких детей задерживается, в школе они учатся плохо. Избавиться от этого заболевания несложно. Врач безболезненно удаляет увеличенные миндалины.

Четвертая функция нашего носа также защитная и связана с предохранением организма от поступления в легкие воздуха, загрязненного парами вредных веществ.

Слизистая оболочка, богато снабженная артериями и венами, может значительно изменяться в своем объеме. Когда стенки ее сосудов сокращаются, слизистая оболочка сжимается, носовые ходы широко раскрываются и человек легко и свободно дышит носом. Когда вы рано утром выходите в поле, в лес или на берег моря, то чувствуете, как легко дышится. Это происходит потому, что слизистая носа спадается и широко раскрывает носовые ходы, дыхательные пути расширяются и чистый воздух заполняет легкие.

Но бывает, что сосуды расширяются, слизистая оболочка набухает и закрывает носовые ходы. Дыхание резко затрудняется. Это происходит обычно, когда человек входит в помещение с загрязненным, удушливым воздухом. Организм, ограничивая дыхание, успешно защищается от загрязненного воздуха.

Все это связано с нервной системой. Допустим, что к носу поднесли флакон с нашатырным спиртом. Пары нашатырного спирта раздражают нервные окончания в слизистой оболочке носа. Возникает возбуждение, которое идет в центральную нервную систему и сигнализирует об угрозе - о том, что в легкие могут поступить пары нашатырного спирта. Из головного мозга возбуждение немедленно передается определенным мышцам и внутренним органам. Слизистая оболочка носа набухает, и носовые ходы суживаются, а иногда и полностью закрываются; суживаются и воздухоносные пути; легкие спадаются; диафрагма становится куполообразной и этим уменьшает объем грудной клетки; деятельность сердца замедляется.

Если же на нервные окончания действует чистый утренний воздух, то, опять-таки рефлекторно, под влиянием возбуждения, поступающего из центральной нервной системы, набухание слизистой носа уменьшается, воздухоносные пути расширяются, диафрагма становится более плоской, объем грудной клетки увеличивается, сердце начинает работать быстрее – все органы как бы говорят: «Добро пожаловать!»

Итак, воздух, проходя через нос, действует на нервные окончания, которые находятся в разных участках слизистой оболочки носа. Раздражение этих окончаний влияет не только на дыхательные пути, но и на деятельность многих органов: изменяются частота сердечных сокращений, уровень кровяного давления, деятельность дыхательных мышц и т. д.

Теперь вы видите, как важно дышать через нос.

Нос имеет и обонятельную функцию. Он устроен так, что вдыхаемый воздух почти вертикально поднимается вверх и достигает окончаний обонятельного нерва. При этом левая половина носа обладает более высокой остротой обоняния, чем правая. Это связано с естественной кривизной перегородки, отделяющей правую половину носа от левой. У большинства людей она искривлена вправо.

Обоняние у человека очень развито. Например, если в 50 мл воздуха содержится 0,000000000025 г ванилина, то человек уже чувствует его запах. Некоторые другие вещества ощущаются при концентрации в 10 или даже в 100 раз меньше, чем концентрация ванилина.

У собак и у диких животных обоняние развито еще сильнее, чем у человека. Поэтому собак используют на охоте и при розысках.

Кроме непосредственного ощущения запахов у людей бывают обонятельные иллюзии и галлюцинации. Обонятельные галлюцинации могут быть и следствием заболевания.

Обонятельная функция носа связана с дыханием и имеет большое значение; таким образом, происходит как бы проверка воздуха и решается вопрос, разрешить ему вход в легкие или нет. Если «ответ» отрицательный, то кроме всех описанных воздвигается еще одна очень существенная преграда, препятствующая поступлению воздуха в легкие. Как только окончания обонятельного нерва поднимут тревогу, немедленно закрывается голосовая щель, и настолько плотно, что доступ воздуха в легкие полностью прекращается.

Итак, нос – это орган дыхания и обоняния. Он имеет большое значение в речи и в мимике.

 

ü Определите стиль текста.

ü Определите адресата и КЗ текста.

ü Определите основную мысль текста.

ü Обратите внимание на временные формы глаголов. Объясните использование временных форм.

ü Найдите в тексте причастные и деепричастные обороты, определите их роль в тексте.

ü Найдите и выпишите из текста отглагольные существительные.

Задание 2

ü Прочитайте текст.

Лабиринт с многомиллионными ходами.

Воздух, пройдя через носовые ходы, очищенный от пыли и бактерий, увлажненный, подогретый, поступает в глотку, гортань, а затем в дыхательное горло или трахею. Дыхательное горло состоит из хрящевых полуколец. К ним сзади примыкает пищевод. То, что хрящи трахеи представляют собой не полное кольцо, а полукольцо, имеет большое приспособительное значение. Когда человек глотает пищу, пищевод, по которому проходит пищевой комок, несколько растягивается. Это возможно благодаря вырезкам в хрящах трахеи, куда вдается растягивающийся пищевод.

Длина трахеи примерно 15 см. На уровне 4 – 5-го грудных позвонков трахея делится на два бронха – правый и левый. Каждый бронх входит в легкое, где ветвится на мелкие бронхи, которые, в свою очередь, разветвляются на бронхиолы толщиной 0,5 мм. Таких бронхиол около 25 млн. Каждая из них оканчивается ходами с группой воздушных мешочков, или альвеол.

Легкие можно сравнить с виноградной кистью, где веточки представляют собой бронхи и бронхиолы, а ягоды – альвеолы. Их насчитывается почти 300 млн. Сюда по многомиллионным ходам поступает вдыхаемый воздух. Альвеолы увеличивают дыхательную поверхность легкого. При сильном вдохе альвеолы растягиваются и могут покрыть площадь 150 м кв. Это в 75 раз больше, чем поверхность тела человека, которая равна 2 м кв.

Легкие покрыты тончайшей оболочкой - плеврой. Она покрывает все легкое, переходит на грудную клетку и плотно облегает ее внутреннюю поверхность.

Таким образом, плевра двумя листками покрывает и легкое и внутреннюю стенку грудной клетки. Между этими листками остается плевральная щель. О ее значении мы расскажем дальше.

Альвеолы густо оплетены капиллярами. Стенки альвеол очень тонкие: они состоят только из одного слоя клеток. Стенки капилляров тоже состоят из одного слоя клеток. Следовательно, находящийся в альвеолах воздух и протекающая по капиллярам кровь отделяются друг от друга только двумя слоями клеток. Вот через эту тоненькую стенку и происходит газообмен. О характере газообмена, происходящего в легких, можно судить, если сравнить состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Мы вдыхаем атмосферный воздух. Он содержит 20,94% кислорода, 79,03% азота и разных инертных газов (аргон, неон, гелий и др.) и 0,03% углекислого газа. Состав выдыхаемого воздуха уже иной: кислорода в нем 16,3%, углекислого газа – 4%, азота и других инертных газов – 79,7%. Сопоставьте эти цифры. Вы видите, что в легких количество кислорода уменьшается, а углекислоты – увеличивается. Кислород из воздуха, находящегося в альвеолах, переходит в альвеолярный воздух.

Почему же происходит переход газов? Переход газов из окружающей среды в жидкость и из жидкости в воздух подчиняется определенным физическим законам.

Каждый газ растворяется в жидкости в зависимости от своего парциального давления (от латинского «парц» - часть).

Атмосферное давление равно 760 мм рт.ст. Следовательно, если воздух оказывает давление, равное 760 мм рт.ст., то парциальное давление кислорода составит 20,94% от общего давления и будет равно 159 мм рт.ст. Парциальное давление азота и других инертных газов составит 79,03% атмосферного давления и будет равно 600,6 мм рт.ст. Углекислого газа содержится очень мало – всего 0,03%. Поэтому и его парциальное давление будет приблизительно 0,2 мм рт.ст. Если парциальное давление газа в окружающей среде выше, чем давление этого же газа в жидкости, то газ будет растворяться в жидкости, пока не установится определенное равновесие. Если, например, парциальное давление кислорода в альвеолах будет выше, чем в протекающей венозной крови, то кислород из альвеолярного воздуха будет переходить в кровь.

В силу того же закона, когда напряжение газа в жидкости выше, чем его парциальное давление в воздухе, газ из жидкости будет выходить в окружающий воздух, пока не установится относительное равновесие. Поэтому, когда напряжение углекислого газа в венозной крови будет выше, чем в альвеолярном воздухе, углекислый газ будет переходить из венозной крови в альвеолярный воздух. Парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе составляет 110 мм рт.ст., а венозной крови – 44 мм рт.ст. Таким образом, имеется разность давления в 70 мм рт.ст.; этого вполне достаточно, чтобы кислород мог переходить из альвеолярного воздуха в кровь.

Потребность человека в кислороде равна 350 мл/мин; при физической работе она доходит до 5000 мл/мин. Ее можно полностью удовлетворить, если учесть, что разности в парциальном давлении в 1 мм. рт.ст. достаточно, чтобы в кровь перешло 250 мл. кислорода.

Между тем разность между величиной парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе и его напряжении в крови составляет 70 мм.рт.ст. Это вполне удовлетворяет максимальные потребности организма.

В напряжении углекислого газа в крови и его парциальном давлении в альвеолярном воздухе тоже есть достаточная разность. Она составляет 6-7 мм рт.ст., что обеспечивает переход углекислого газа из крови в альвеолярный воздух.

Кровь, поступив через легочную артерию в легкие, растекается в капиллярах по огромной площади альвеол тонким слоем, способствуя газообмену.

Кислород, переходя из альвеолярного воздуха в кровь, вступает в химическую связь с гемоглобином. Насыщенная кислородом кровь разносится по всему организму и в капиллярах тканей отдает кислород. Здесь же в кровь поступает углекислота. Кислород, который кровь отдает тканям, идет в клетки и вступает в химические процессы обмена веществ.

В химическую связь с гемоглобином входит не только кислород, но и другие газы. Химическая связь гемоглобина с кислородом очень непрочная. Она легко образуется и легко разрушается. Исключительно прочна связь гемоглобина с окисью углерода - угарным газом. Этой прочностью и объясняется отравляющее действие угарного газа. Окись углерода так прочно соединяется с гемоглобином, что кислород уже не может вступить с ним в связь и не поступает к клеткам и тканям; пострадавший погибает от удушья, если не вынести его на свежий воздух.

 

ü Определите тему и основные тезисы текста, его жанр.

ü Произведите синтаксический анализ трёх последних предложений.

Задание 3

ü Прочитайте текст

Дыхательный центр

Человек дышит ритмично. С первого и до последнего часа жизни ритм дыхания у него не нарушается, изменяется лишь его частота. Новорожденный ребенок 60 раз в минуту совершает дыхательное движение, пятилетний - 25; с 15-16 лет частота дыхания устанавливается 16-18 раз в минуту и сохраняется такой до старости, а в старости вновь учащается.

Чем же определяется ритм дыхания? От чего он зависит?

Еще в прошлом веке ученые обнаружили в продолговатом мозгу участок, разрушение которого вызывало остановку дыхания и смерть. Этот участок назвали дыхательным центром. Сначала его именовали даже «жизненным узлом», потому что от его нормальной деятельности зависит жизнь организма. Из дыхательного центра возбуждение регулярно поступает к дыхательным мышцам, они сокращаются, и человек совершает вдох. Затем возбуждение перестает поступать к мышцам, они расслабляются - совершается выдох. Такая ритмичность в деятельности дыхательного центра определяется в первую очередь самим процессом дыхания. Дело в том, что когда легкие растягиваются, то находящиеся в них нервные окончания раздражаются, в них возникает возбуждение. Оно идет по нервам к дыхательному центру и тормозит его. Тогда из дыхательного центра возбуждение перестает поступать к дыхательным мышцам, и они расслабляются: наступает выдох, легкие спадаются. Раздражение нервных окончаний прекращается. К дыхательному центру возбуждение из легких больше не идет: его торможение проходит и вновь наступает вдох.

На дыхание сильно влияет кора головного мозга. Человек может по своему желанию изменять ритм, частоту и глубину дыхания.

Однако кроме нервной системы на деятельность дыхательного центра влияет и содержание углекислоты крови. Попробуйте задержать дыхание. Это может продолжаться секунд 30-40, а затем, несмотря на все усилия, вы неизбежно сделаете вдох. Так происходит потому, что при задержке дыхания углекислота не удаляется и ее количество в крови повышается. А это возбуждает дыхательный центр, и дыхание неизбежно возобновляется. Совершенно иное явление наблюдается, если добиться понижения концентрации углекислоты в крови. Этого можно достичь учащенным и усиленным дыханием. Углекислота будет усиленно выдыхаться, и ее количество в крови резко уменьшится. Тогда дыхательный центр долгое время не будет возбуждаться, и дыхание прекратится, пока концентрация углекислоты вновь не повысится. Подобным приемом пользуются ныряльщики. Опытные ловцы жемчуга остаются под водой до 5-7 мин. Этого времени достаточно для того, чтобы найти жемчужные раковины.

 

ü Определите его тему и основные мысли.

ü Сформулируйте 5 вопросов к тексту.

ü Перескажите текст.

 

Задание 4.

ü Составьте подходящие к данным дефинициям термины. Используйте словари.

Отдел пищеварительной системы, состоящий из кишок. Распределение по группам, разрядам, классам. Потеря, излияние крови. Жидкость, применяемая для внутривенных вливаний вместо переливания цельной консервированной крови. Принятие мер и применение медицинских средств для избавления кого-нибудь от болезни.

Задание 5.

ü Исправьте ошибки в формулировке данных определений

Зрачок – оболочка глаза.

Зуд – это когда чешется кожа.

Ингаляция – вдыхание пара.

Интоксикация – выделение ядов наружу.

Кариес – это если в зубе образуется дырочка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: