КИНЕМАТОГРАФ ТУМАННОГО АЛЬБИОНА




Всемирной известностью с конца 20х гг. XX столетия пользовалось английское документальное кино. Джон Грирсон (1898-1972), признанный его лидер, считал, что документальный фильм - это творческая интерпретация действительности, а потому единственная разница между игровой и документальной картиной состоит в том, что в документальном фильме мы пользуемся "действительным" материалом, а не вымышленными ситуациями и актёрами, играющими свои роли

АЛЕКСАНДР КОРДА

В английском кино в 1932 г. начался период расцвета, продлившийся недолго - около пяти лет. Его вызвал выдающийся английский продюсер, режиссёр, сценарист, венгр по рождению, Александр (Шандор) Корда (1893-1956) благодаря феноменальному успеху его фильма "Частная жизнь Генриха VIII" (1933 г.).

Афиша фильма"Частная жизнь Генриха VIII". Английского короля сыграл англо-американский актёр Чарлз Лоутон (1899-1962), которому эта роль принесла широкую известность.

Школа Грирсона стремилась показать подлинных людей в жизненных обстоятельствах - их повседневный труд и реальные проблемы. Игровые же ленты, напротив, не отличались пристрастием к подлинности. Англичане слыли чопорными и приверженными своим традициям. В полной мере эти черты присущи игровым фильмам тех лет - довольно холодным, не нарушающим законов жанра. За границей они не пользовались успехом. Иностранные компании, прокатывая свои фильмы на Британских островах, собирали четыре-пять миллионов фунтов стерлингов ежегодно; доходы же английских кинофирм от экспорта составляли около двухсот тысяч фунтов. Чтобы уменьшить поток денег, уходящих из страны, закон о кино, принятый в 1927 г., ввёл понятие квоты. Иностранные фирмы должны были часть своих доходов вкладывать в английское кинопроизводство. Но квота не повысила художественный уровень выпускавшихся фильмов.

Заслуга Корды состояла в том, что он прервал практику "выпечки" недорогих и незначительных лент. Покинув родину в 1919г., после падения Венгерской советской республики, он, прежде чем обосноваться в Англии, успел поработать в Австрии, Германии, США и во Франции. Вскоре после того как Корда приехал на Британские острова, он основал компанию "Лондон филмз"; сначала она тоже выпускала фильмы по квоте. "Частная жизнь Генриха VIII", принёсшая успех режиссёру, отличалась от подобной продукции и большим бюджетом, и постановочным размахом, но главное - нотой человечности, которую Корда внёс в трактовку судьбы английского монарха.

Киностудия Александра Корды.

Фильм начинается с подготовки казни второй жены Генриха VIII, Анны Болейн (около 1507-1536), обвинённой в супружеской измене. Брак короля с ней не был признан католической церковью, что и послужило официальной причиной разрыва между королём и Церковью. Корду не интересовали исторические события, их социальные причины и следствия. Сюжет картины целиком сосредоточен на взаимоотношениях короля с его жёнами, на хитрости, обмане и сердечных привязанностях. Последнее увлечение Генриха VIII - воспитательница его детей проявила себя доброй, заботливой хозяйкой; с ней, после бурь, сопровождавших его правление, король доживает свою старость.

Кадры из фильма "Частная жизнь Генриха VIII".

Успех фильма в стране и за рубежом привлёк внимание финансовых кругов к кинопроизводству. Для английских студий начались "урожайные годы": если в 1932 г. было поставлено сто пятьдесят два фильма, то в 1936 г. их количество возросло до двухсот двадцати двух. И кинематографисты, и финансисты надеялись на завоевание зарубежных рынков. Сам Корда тоже надеялся на это, продолжая ставить исторические фильмы. Его творческая программа полностью противоречила устремлениям документалистов: героями Корды и режиссёров, работавших в "Лондон филмз" под его художественным руководством, становились исключительно верхи общества - царству ющие особы (кроме Генриха VIII также российская императрица в фильме "Екатерина Великая", 1934 г.), гениальный художник ("Рембрандт", 1936 г.), знаменитый флотоводец адмирал Нельсон ("Эта женщина Гамильтон", 1941 г.; в советском прокате "Леди Гамильтон"). Корда, рассчитывая на международный успех, привлекал знаменитых звёзд (в его фильме "Частная жизнь Дон Жуана", снятом в 1934 г., последний раз появился на экране стареющий Дуглас Фэрбенкс). Однако его экранизации романов английского писателя-фантаста Герберта Уэллса, в том числе "Облик грядущего" (1936 г.), и приключенческие картины не имели кассового успеха. Тем не менее, в знак признания заслуг перед английским кино и Великобританией Александр Корда был посвящён в рыцари.

Вивьен Ли в роли леди Гамильтон.

Надежды на завоевание мирового кинорынка не сбылись. Начиная с 1936 г. количество постановок снижается.

АЛФРЕД ХИЧКОК

Александр Корда не только ставил фильмы, но также был продюсером картин, снятых другими режиссёрами. Майкл Бэлкон, другой известный продюсер, сам фильмы не ставил, зато он привёл в кино Алфреда Хичкока (1899-1980), величайшего художника из тех, что посвятили себя детективному жанру.

Первую картину, которую Хичкок считал "своей", так как смог выразить "лежавшее на душе", - криминальную драму "Жилец" он поставил в 1926 г. Одним из самых знаменитых и загадочных английских преступников был Джек Потрошитель, убивавший по ночам одиноких женщин. Преступник не был пойман, и личность его до сих пор не раскрыта. В фильме Хичкока незнакомец снимает комнату в доме скромной английской семьи. Вскоре домочадцы и соседи начинают подозревать, что новый жилец - скрывающийся от правосудия Джек Потрошитель. Подозрения оказываются напрасными. Так невинный квартиросъёмщик стал первым среди героев Хичкока, невольно замешанных в преступлении и попавших в трагическую ситуацию.

Алфред Хичкок на съёмках.

Хичкок начинал свой творческий путь в то же время, что и "королева детектива" Агата Кристи. Расцвет этого популярного жанра в Англии пришёлся на 20-30-е гг. В детективных романах гениальные сыщики, мобилизовав умственные способности, разгадывают запутанные и хитроумные загадки. Хичкок не любил сюжеты "с загадками", считая, что они оставляют зрителя равнодушным, поскольку не дают возможности поволноваться: зритель просто ждёт, когда сыщик поднесёт ему разгадку "на блюдечке". Режиссёр называл свои картины "мелодрамами" - они были особенными, ничуть не похожими на классические образцы, в которых обстоятельства препятствуют соединению любящих сердец, отчего у зрителей наворачиваются слезы на глаза.

Кадр из фильма "Подозрение". Режиссёр А. Хичкок. 1941 г.

"Мелодрама" Хичкока - это не рассказ о бедных влюблённых, а история преступления, создающего атмосферу страха, напряжённости и втягивающего в эту атмосферу героя - по большей части невиновного. Такие ощущуния назвали саспенс (англ, "нарастание напряжённого ожидания"). Хичкок конкретно объяснял, в чём заключается суть саспенса. Если, например, за столом разговаривают два человека и взрывается подложенная злоумышленником бомба, зритель воспримет взрыв как простую неожиданность. Но если он знает о бомбе, то волнение будет нарастать, усиливаясь от того, что ничего не подозревающие собеседники обмениваются пустячными фразами. Только зная все обстоятельства, зритель испытает саспенс.

Сэр Алфред Хичкок в окружении своих необычных персонажей.

Удивительным образом режиссёру удавалось примешивать к саспенсу иронию и юмор - как, например, в "39 ступенях" (1935 г.). Герой фильма - всё та же типичная для Хичкока жертва преступления, не им совершённого. Скромный канадец, приехавший в Лондон погостить, приютил на ночь женщину, которой вроде бы кто-то угрожает. Наутро женщина оказывается убитой. Канадец вынужден спасаться и от полиции, и от шпионской организации, преследовавшей убитую. Избегая ловушек, он мчится в Шотландию, где, по некоторым сведениям, находится главарь шпионов, попадает в тихое, спокойное поместье, с облегчением вздыхает и рассказывает его владельцу, что опасается человека, у которого не хватает фаланги на мизинце одной руки. Хозяин показывает руку с покалеченным мизинцем и спрашивает: "На этой?". Здесь в героя стреляют, но пуля попадает в Библию, хранящуюся в нагрудном кармане пальто, и не причиняет герою вреда. Трагикомические повороты событий следуют в таком стремительном темпе, что зритель не успевает проникнуться саспенсом - напротив, стремительность кажется ему забавной. Сам режиссёр тоже любил картину за это её качество.

Мумифицированная "Мамочка" из фильма "Психо", "от имени" которой герой (актёр Энтони Перкинс) совершал зверские убийства.

В 1939 г. Хичкок перебрался в США. Голливудский период - вершина его творчества. В начале 60-х гг. мастер саспенса поставил чуть ли не самые известные свои картины: "Психо" (I960 г.), дождавшийся двух продолжений, снятых, правда, другими режиссёрами, и "Птицы" (19бЗ г.). Героиня фильма приезжает в маленький калифорнийский городок на именины сестры своего возлюбленного. С собой она привозит клетку с двумя попугайчиками-неразлучниками. Неожиданно самые безобидные птицы - воробьи, галки, вороны - приходят в неистовство, становятся агрессивными, начинают нападать на людей. В сущности, птицы "играют" вражду матери героя к будущей невестке. Зрители всех стран, где показывали "Птиц", особенно поражались неистовству пернатых, изнывая от любопытства, как режиссёр смог подчинить их своей воле, но Хичкок упорно хранил "производственный секрет". В конце жизни он жаловался, что ни разу не получил премию "Оскар" за режиссуру. И, тем не менее, Хичкок до сих пор остаётся любимцем тех, кто видел его фильмы.

Кадр из фильма "Птицы". Герои в исполнении Рода Тейлора и Типпи Хедрен отбиваются от нашествия взбесившихся птиц


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: