ВЕСЁЛЫЕ ДНИ СОВЕТСКОГО КИНО




Над созданием звукового кино работали ещё в конце 20х гг. В 1929 г. были показаны первые звуковые киноконцерты популярных певцов, а специальные кинотеатры оборудованы отечественной аппаратурой.Однако в среде профессионалов кинематографистов возникло сопротивление. Поэтика Великого немого была так прекрасна, а язык столь изыскан и богат, что отказываться от него было жаль. Получил хождение афоризм: "Говорящее кино нужно так же, как поющая книга". Однако в 1928 г. режиссёрыноваторы С. Эйзенштейн, В. Пудовкин и Г. Александров выступили со статьёй "Будущее звуковой фильмы. Заявка".

В заявке содержалась программа "контрапунктического сочетания звука и изображения". Звук (речь, музыка, шумы) должен включаться в фильм органически - как самостоятельный художественный элемент, а не подсобное средство, которое дублирует изображение. В то же время кино не должно слишком доверяться слову и забывать о пластике. Успех первого полнометражного игрового звукового фильма "Путёвка в жизнь" (1931 г.) режиссёра Николая Экка (настоящие имя и фамилия Николай Владимирович Ивакин, 1902 - 1976) превзошёл все ожидания.

"ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ"

Фильм поражал не только тем, что герои заговорили. Волновала тема кинокартины. Речь шла о беспризорничестве. В результате Первой мировой и Гражданской войн, интервенции миллионы детей остались сиротами. Оборванные, голодные, они ютились в подвалах, промышляли воровством, грелись у котлов с асфальтом на улицах города. Таков был бытовой фон "Путёвки в жизнь", проступавший уже в первых кадрах фильма.

Йыван Кырла и Николай Баталов в фильме "Путёвка в жизнь".

Сюжет картины был подсказан опытами А. С. Макаренко - автора системы трудового перевоспитания юных правонарушителей в исправительных коммунах. О такой коммуне и рассказывалось в картине. В роли заведующего коммуной - Сергеева снялся артист МХАТа Н. Баталов. Актёр уже был известен по ролям в немом кино ("Аэлита" Я. Протазанова, "Мать" В. Пудовкина). Но сейчас к обаянию артиста, его располагающей улыбке прибавилась великолепная русская речь. Баталову довелось первым создать в кино новый тип героя современности - бескорыстного, доброго и умного борца за светлое будущее. Его Сергеев отважно вручал общие деньги отъявленному воришке Мустафе (Йыван Кырла) по кличке Ферт, поручив ему купить продукты. Педагогический приём сработал: Мустафа меняется и становится помощником Сергеева.

В роли противника коммуны, главы бандитской шайки и хозяина воровской "малины", снялся Михаил Жаров. Это первая роль артиста, который прошёл в кино долгий путь, играл и "обаятельных злодеев" (Алексашка Меншиков из фильма "Пётр I", 1937 г.) и положительных героев (знаменитый участковый Анискин в фильмах "Деревенский детектив", 1969 г.; "Анискин и Фантомас", 1974 г.; "И снова Анискин", 1978 г.). Его уголовник Жиган был посвоему неотразим, завораживающе действовал на подростков с их недавним тёмным прошлым.

В 1932 г. на острове Лидо близ Венеции состоялся первый в истории Европы киносмотр, который вскоре стал международным Венецианским кинофестивалем. Среди других картин сюда привезли и "Путёвку в жизнь". Призы тогда не вручались, но собравшиеся участники, киноэлита, признали Н. Экка лучшим режиссёром кинофорума.

Михаил Иванович Жаров.

 

ИСТОРИКО РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ФИЛЬМ. ЛЕГЕНДЫИ МИФЫОБ ОКТЯБРЕ

Изменения в киноискусстве 30х гг., связанные с приходом звука, захватили не только сферу техники. Изменились способы повествования, сюжеты, содержание фильмов. Особенно ясно видны новизна и продолжеие традиций советского авангарда 20-х гг. в картинах о революции и Гражданской войне. Историко-революционная тема становилась главной в преддверии двадцатой годовщины Октября. К 1937 г. появился большой цикл фильмов о героях революции. Если в немых кинокартинах ("Броненосец „Потёмкин"" и "Октябрь" Эйзенштейна) героем была революционная масса, то теперь кинокамера выделяла из толпы отдельного героя.

Фильм "Чапаев" (1934 г.) Георгия Николаевича (1899-1946) и Сергея Дмитриевича (1900-1959) Васильевых - один из ключевых фильмов отечественного кино, его эмблема. Картина сразу завоевала всенародную любовь. Сохранились кадры хроники: колонны демонстрантов несут плакаты: "Мы идём смотреть „Чапаева"". "Этот фильм смотрели все!" - гласили газетные заголовки. Чем же можно объяснить такой эффект?

Афиша фильма "Чапаев".

В советском кино не раз бывало, что картины, запущенные в производство по пропагандистскому "заказу сверху", становились произведениями подлинного искусства благодаря таланту режиссёров, актёров, операторов. Так и "Чапаев" - фильм "о руководящей роли большевистской партии в эпоху становления Красной армии" превратился в героическую эпопею о партизанской вольнице, напоминающей разбойничью ватагу, и о командире дивизии - Чапаеве. Удаль, недюжинный талант полководца, хитрость и наивность, покоряющее обаяние - Чапаев в исполнении великого артиста Бориса Андреевича Бабочкина (1904-1975) стал поистине национальным героем.

В образе Чапаева и его экранной судьбе реальность сочеталась с мифологичностью. Это одновременно и командир красных частей, сражаюшихся на Урале, и воплощение народного идеала - непобедимого воина. Каждая актёрская работа в картине была совершенством. Отчаянный Чапаев - Борис Бабочкин, белокурый ординареи Петька - Леонид Кмит, красивая пулемётчица Анка - Варвара Мясникова, улыбчивый Фурманов - Борис Блинов, "офицер последнейшей выточки" полковник Бороздин - Илларион Петров. На просмотр фильма братьев Васильевых.

Одним из секретов фильма и было замечательное режиссёрское умение вызвать сердечное сочувствие, сопереживание.Недаром десятилетия спустя мальчишки увлечённо играли в "Чапая". Не случайно шуточки и реплики из фильма вошли в русский разговорный язык, а Василий Иванович стал героем бесчисленных анекдотов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: