В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ. ИТАЛЬЯНСКИЙ НЕОРЕАЛИЗМ




Картиной, возвестившей на весь миро рождении нового итальянского кино, стал фильм режиссёра Роберто Росселлини (1906-1977) "Рим -открытый город". Работа над лентой была начата в 1943 г., в разгар военных действий, а закончена в 1945-м. В конце Второй мировой войны в Италии развернулось мощное антифашистское движение. Падение режима Муссолини, высадка на юге Апеннинского полуострова войск антигитлеровской коалиции вызвали подъем антифашистского движения, который и привёл к возникновению нового направления в кино - неореализма. Его целью было, как можно достовернее показывать в фильмах окружающую жизнь. Один из основоположников неореализма - Чезаре Дзаваттини призвал режиссёров снимать реальные события, драмы из жизни обычных людей. Он советовал выбирать на главные роли непрофессиональных актеров - типажей, снимать филь мы на натуре, при естественном освещении.

"РИМ - ОТКРЫТЫЙ ГОРОД"

В 1943 г. Рим стал открытым городом, т. е. городом, который одно из воюющих государств объявляет незащищенным. Поэтому такой город не может быть театром военных действий. Чем это оказалось в действительности, режиссёр показал в своем фильме. Немецкие войска устраивают облавы на партизан, в гестапо пытают схваченных участников движения Сопротивления. Посереди нелюдной улицы под пулями немцев погибают мирные граждане. Смерть настигает героиню, бросившуюся вслед за арестованным мужем, и католического священника, расстрелянного фашистами за помощь партизанам. События в картине основаны на документальных фактах, а действующие лица имеют прототипов. Фильм снимался прямо на улицах Рима, так как многие киностудии были повреждены во время войны. В итоге картина очень напоминает документальный фильм.

Стремление к документальности, достоверности, подлинности художественного свидетельства проявляется и в драматургии фильма, и в диалогах (немцы говорят по-немецки), и в изобразительном решении (многие кадры напоминают документальный репортаж), и в не обычай но правдивой игре актёров, среди которых выделяются Анна Маньяни в роли Пины, женщины, убитой немцами, и Альдо Фабрици, комический актёр, сыгравший здесь казненного священника. В судьбах героев отразилась судьба целого на рода, переживающего переломный момент своей истории.

АННА МАНЬЯНИ

Анна Маньяни (1908-1973) родилась в египетском городе Александрия (её мать была итальянкой, а отец - египтянином), но с пяти лет жила в Италии. Главный успех пришёл в 1945 г., после работы в фильме Роберто Росселлини "Рим - открытый город".

Анна Маньяни в фильмеЛукино Висконти «Самая красивая».Жительница римского рабочего предместья хочет во что бы то нистало сделать из своей пятилетней дочки кинозвезду. Однако в последний момент материнская любовь и жалость к ребёнку берут верх над жаждой славы и социального благополучия.

Актриса могла создавать образы большой силы и глубины, не отрываясь от бытовой достоверности. Перед зрителем проходит целая вереница образов женщин из народа ("Мечты на дорогах", 1948 г.; "Депутатка Анджелина", 1947 г.; "Самая красивая", 1951 г.; "Мама Рома",1962 г.). Анна Маньяни не идеализирует своих героинь, она просто любит и понимает их. Это, как правило, самостоятельные женщины, отстаивающие своё человеческое достоинство и право на счастье.

ВИТТОРИО ДЕ СИКА "ПОХИТИТЕЛИВЕЛОСИПЕДОВ"

Режиссёр и популярный актёр Витторио Де Сика (1901 - 1974) большинство своих неореалистических фильмов снял по сценариям Чезаре Дзаваттини (1902-1989). Из совместных работ Де Сика и Дзаваттини наибольшим признанием пользовался фильм "Похитители велосипедов" (1948 г.) Это трогательная история о безработном Риччи, которому чудом удалось по лучить место расклейщика афиш. Но у него украли велосипед, его "орудие производства". Для героя это равносильно катастрофе - ведь чтобы купить велосипед, Риччи и его жена продали и заложили всё, что было в их жалкой лачуге. Сначала Герой вместе с маленьким сыном тщетно пытается разыскать вора, а затем в порыве отчаяния крадёт велосипед. Риччи хватают, избивают на глазах у сына, но потом, сжалившись, отпускают. Кажется, что Риччи окончательно сломлен. Но фильм не заканчивается на безнадёжной ноте. Когда герой, страдая от унижения, уходит прочь, маленькая рука сына ложится в его ладонь.

"РИМ, 11 ЧАСОВ"

Тема безработицы оказалась главной и в фильме режиссёра Джузеппе Де Сантиса (1917-1997) "Рим,11 часов" (1952 г.). В основу сюжета положен реальный факт: некий римский адвокат дал в газете объявление о том, что требуется опытная машинистка. По объявлению явилось столько женщин, что лестница старого дома рухнула под их тяжестью. Режиссёр воспользовался драматическими и изобразительными эффектами, которые содержал этот сюжет. Сосредоточивая внимание то на одной, то на другой женщине, он превратил их в героинь отдельных новелл и рассказал историю жизни каждой из них. Огромное впечатление остаётся от самой ката строфы (снятой, конечно, на студии), когда в клубах пыли, под истошные крики рушится лестница, и среди искорёженных конструкций зритель видит безжизненные или корчащиеся от боли тела.

Де Сантис обращался в своих фильмах к темам, характерным для неореализма: тяжёлая жизнь народа, безработица, контрасты бедности и богатства...

Неореализм сыграл большую роль в развитии не только итальянского, но и мирового кино. Он выразил общую потребность в искусстве, которое бы с достоверностью отражало правду жизни. Неореализм явился импульсом для возникновения "новых волн", прокатившихся по Европе в 50=х и начале 60-х гг.

Безработные женщины собрались на лестнице старого дома. Только одну из них возьмут на должность машинистки. Кадр из фильма«Рим, 11 часов».


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: