Методика саморегуляции состояний сознания офицеров спецназа в процессе выполнения боевых задач




Применение разработанной нами методики предусматривает предварительное усвоение обучаемыми базовых навыков методики ПССС, изложенной нами в предыдущей НИР. Прохождение этого 6-дневного курса позволяет:

· приобрести навыки управления вниманием, воображением, мышечным тонусом;

· освоить начальные упражнения дыхательной гимнастики, идеомоторной тренировки;

· получить личный опыт переживания измененных состояний сознания и их использования в практических целях;

· ознакомиться с практикой внутренней работы с символами и архетипами;

· расширить свой «Я-образ» и скорректировать самооценку;

· убедиться в возможности переориентации в психологическом времени и важности концентрации на принципе «здесь и теперь»;

· переработать отношение к своему прошлому и получить ориентиры личностного роста;

· соотнести понятия и выработать единый категориальный аппарат для дальнейшей работы.

Разработанная методика предназначена для психологического обеспечения профессиональной деятельности офицеров спецназа в процессе выполнения ими боевых и учебно-боевых задач. Апробация методики проводилась в ходе подготовки и выполнения специальной правительственной задачи офицерами 16-й бригады специального назначения ГРУ ГШ в Королевстве Иордания. В качестве базовой модели была взята типовая задача, содержащая следующие элементы:

· десантирование с вертолета;

· сбор группы;

· выдвижение в боевом порядке;

· штурм объекта;

· огневой бой;

· рукопашный бой;

· отход.

Использование методики подразумевало следующую логическую последовательность применения:

а) ведение дневника и составление личного плана психологического обеспечения дня;

б) индивидуальный подбор элементов методики для разрешения конкретных проблем в предстоящей задаче;

в) использование выбранных технологий при подготовке к выполнению задачи, в ходе ее выполнения и после завершения задачи или ее этапа для восстановления и подготовки к следующей задаче (этапу).

Личный план составлялся после получения задачи следующего дня и имел своей целью конкретизацию ее для себя, рационализацию своего отношения к ней и выработку стратегии по купированию факторов, угрожающих ее успешному выполнению.

Примерный вариант плана включал в себя следующие разделы:

1. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДНЯ.

Здесь офицер старался не только описать содержание и последовательность выполнения задачи, но и выделить основные ее элементы, прежде всего вызывающие личностные затруднения и опасения. Именно на них концентрируется основное внимание при планировании психологического обеспечения и выборе методических средств.

2. МОИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗАДАЧЕ.

На основании рефлексии сюда вносятся все ощущения, мысли, чувства, вызывающие дискомфорт и снижающие внутреннюю уверенность в успешном исходе. В первую очередь выделяются наиболее сильные, подлежащие снижению или полному вытеснению. Ряд офицеров в этом разделе записывали желаемые позитивные чувства и ощущения, которые желательно иметь при выполнении задачи, что являлось для них своеобразной целью достижения в будущей внутренней работе.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ.

В последних трех разделах офицер выбирает из меню методических приемов именно те, которые способны оказать ему действенную помощь в достижении поставленных целей его точки зрения наиболее эффективны. В зависимости от условий прохождения каждого этапа каждый раз подбирается новый набор приемов. Примерное распределение приемов по указанным трем разделам будет приведено ниже.

В предлагаемую методику входят следующие основные психологические средства:

· ребефинг;

· символическая постановка цели;

· пред и послесонное самовнушение;

· идеомоторная тренировка;

· самоконтроль функционального состояния;

· растяжки по БЭСТу;

· временной внушенный сон-отдых;

· точечный массаж.

Основным содержанием предлагаемых средств являются следующие характерологические черты:

РЕБЕФИНГ.

Данный метод разработан сравнительно недавно по сравнению с большинством других психологических методов, в последнее время ведутся активные разработки по изучению его возможностей. Он был разработан в рамках теории Свободного дыхания Леонардом Орром в 1975 году. Изначально ребефинг был направлен на преодоление последствий родовой травмы. Однако дальнейшие исследования, в том числе и наших специалистов (В. Козлов, С. Всехсвятских и др.) доказали гораздо более широкие возможности данного метода.

Авторы метода считают, что жизнь человека начинается с оценки «орошо-плохо» в утробе матери комфортно, хорошо, а здесь, в этом мире – страшно и дискомфортно. С этого момента весь мир перестает восприниматься в его единстве и начинает делиться на части. Результатом этого деления является ряд следствий, разрешить которые, и призван данный метод:

· первое раздробленность сознания. Мы не можем реально разделить мир на "правильное" и "неправильное" (мир как был, так и остается единым), мы производим это деление в своем сознании, результате делим и дробим само сознание. Вокруг области "неправильного" возникает энергетическая структура, которая подавляет доступ к соответствующей области сознания, что соответствует нашему желанию освободиться от ощущения любых негативных эмоций (страх, стыд, боль, неприязнь, гнев, горе и т.д.). Подавление этих эмоций с помощью механизма психологической защиты (вытеснения) представляет собой процесс, в результате которого неприемлемые для человека мысли и переживания "изгоняются" и переводятся в сферу бессознательного.

· второе – каждую секунду такая структура требует для поддержания подавления непрерывного поступления энергии, так как ничего не забывается, а только вытесняется. В результате – огромная затрата энергии на поддержание самим же созданных энергетических структур, работающих на подавление.

· третье – это сужение, ограничение поля выбора. Чем сильнее раздроблено сознание, тем сильнее человек ограничивает поле своего выбора в той или иной ситуации. То есть, негативная структура, активизировавшись, подталкивает человека к использованию привычного поведенческого клише, хотя существует бесконечное разнообразие выбора. В результате, люди начинают действовать почти автоматически, алгоритмизированно.

· четвертое – все эти процессы отражаются в тканях мозга и, буквально, в каждой клетке нашего тела, из-за чего клетки перестают нормально функционировать, что является причиной появления раз личных болезней.

· пятое – вытесненные мысли, воспоминания, переживания, находясь в бессознательном, продолжают оказывать влияние на поведение и деятельность людей в форме тревоги, страха, неуверенности, вплоть до срыва деятельности.

Ребефинг направлен на устранение раздробленности сознания, он делает его цельным, дает человеку воспринимать мир в его единстве. Его конечная цель – полная интеграция личности (интеграция – слияние части с целым). В процессе ребефинга убираются блоки, разделяющие единое сознание на дробные части, и та часть, которая была заблокирована и находилась в бессознательном, присоединяется к осознаваемой части, делается доступной. Теперь энергию этого блока можно использовать в качестве РЕСУРСА в конкретных практических ситуациях.

Таким образом, при расширении сознания структура, блокирующая негативную ситуацию, распадается, и вместе с ней уходит и стресс, связанный с данной ситуацией.

С точки зрения психофизиологии следует учитывать, что дыхание участвует не только в процессе получения кислорода, но процессе вывода продуктов метаболизма из тела. Только 3% из всех отходов тела выводятся через дефекацию, 7% через уринацию (мочу), через кожу – еще 20%, а оставшиеся 70% просто выдыхаются наружу, через дыхание.

Особенностью метода является то, что при связном дыхании (без пауз) не наступает явления гипервентиляции как в методике холотропной терапии Станислофа Грофа из-за отсутствия форсированного выдоха.

Техника ребефинга основана на соблюдении пяти элементов. Каждый из них – это умение, в котором можно неограниченно совершенствоваться. Этими элементами являются:

1. СВЯЗНОЕ ДЫХАНИЕ.

Структура дыхания определяется тремя основными параметрами – глубиной, частотой и соотношением между вдохом и выдохом. Ребефинг – это, прежде всего дыхание без пауз между вдохом и выдохом.

Глубина дыхания задает интенсивность переживаемой ситуации, степень эмоционального вовлечения в нее и уровень физических ощущений. Частота дыхания задает скорость процесса, скорость трансформируемой ситуации, над которой человек работает. Вдох должен происходить активно, на мышечном усилии, выдох – пассивно, при расслаблении мышц.

В ходе полного цикла ребефер проходит через четыре класса дыхания.

1-й класс: медленное и глубокое дыхание с акцентом на вдох. Это дает возможность сохранять достаточную глубину погружения в процесс при относительно небольшой его скорости. При этом можно рассмотреть и проработать отдельные детали переживаемой ситуации. Этот класс дыхания используется в начале процесса, а самостоятельно при желании отдохнуть.

2-й класс: быстрое и глубокое дыхание с акцентом на вдох, предназначенное для того, чтобы увеличить осознание физического тела или специфической энергетической структуры. Работая с этим классом, человек получает доступ к ситуациям из различных слоев памяти (например, страх высоты). Этот класс применяется при отключении сознания, сонливости, скуке, для большей интенсивности ощущений в данный момент, для поддержания связи с телом и эмоциями.

3-й класс: быстрое и поверхностное дыхание («собачье дыхание»). Предназначено для трансформации и рассеивания энергетических структур. Применяется при чрезмерном дискомфорте, беспокойстве, аффективных реакциях, острой активизации, переполнении чувствами. Этот класс снимает чрезмерную интенсивность ощущений, не снижая эффективности самого процесса.

4-й класс: медленное и поверхностное дыхание. Применяется только после наступления интеграции, за 8-10 минут до выхода из процесса или в промежутке между двумя циклами.

Овладение четырьмя классами дыхания позволяет дышащему самостоятельно проводить процессы связного осознанного дыхания.

2. ПОЛНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ.

Полнота расслабления определяется легкостью доступа к подавленным ситуациям и эмоциям. Чем больше расслабление, тем плодотворней процесс. Один из хороших способов расслабления направлении от ступней ног, расслабляя участок за участком, пока все тело не будет расслаблено. Особое внимание уделяется мышцам лица, мышцам вокруг рта, голосовым связкам и плечевому поясу. Если в ходе процесса чело век ощущает напряжение, то он может установить с этим участком внутренний контакт, мысленно обратившись к нему: «Тебе безопасно расслабиться. Я не хочу бороться с тобой и принимаю тебя таким, какой ты есть, независимо от того, расслабишься ты или нет».

3. ТОТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Направленность действия рационального сознания может сильно влиять на эффективность процесса. Чем больше времени и усилий тратится на анализ процесса, тем сильнее он искажается. Сознание человека многомерно, одна и та же ситуация может проявиться на разных планах: физическом, эмоциональном, образном, символическом, ментальном и др. Обычно, сознание выбирает один, более привычный ему план восприятия переживаемой ситуации. Поэтому внимание должно быть одновременно и глубоким, и полным, то есть, необходимо выбрать из многообразия сигналов и планов восприятия самый сильный и сосредоточить на нем все свое внимание, то же время, как бы боковым зрением, воспринимать всю динамику происходящего.

4. ИНТЕГРАЦИЯ В РАДОСТИ.

Суть этого элемента в том, чтобы, безусловно, принимать любое ощущение, приходящее в поле осознания и быть благодарным за то, что оно больше не отвержено и не подавлено. Искусство безусловного принятия – основа любого пути самосовершенствования. Какими бы не были ощущения, их нужно принять с любовью и радостью – это часть собственного сознания и опыта.

5. АКТИВНОЕ ДОВЕРИЕ.

Нет идеального рецепта проведения ребефинга. Поэтому лучший вариант – доверять тому, что процесс идет правильно. Доверять себе, инструктору, самой жизни. Вместе с тем, желательно быть активным в процессе – экспериментировать со всеми элементами, особенно с дыханием, режимами работы, позволяющими добиваться легкости и эффективности.

В ходе апробации методики офицерам предлагалось после уяснения задачи в ходе психологической подготовки к ее выполнению выделить именно те элементы, которые вызывают чувства неуверенности в успехе, страх и другие негативные реакции. После этого взять каждый из них по очереди (обычно не более трех) и попытаться разблокировать его отрицательный энергетический заряд с помощью ребефинга. Было разъяснено, что все мысли и эмоции относительно этого элемента имеют свое представительство не только в психике, но теле, которое более явно сигнализирует о наличии блока. Выявив с помощью ребефинга заблокированную зону, необходимо ее максимально расслабить и тем самым без сожаления распроститься со всем негативным комплексом относительно данного элемента. Тогда подсознание в ходе выполнения задачи не будет препятствовать ее успешному завершению. Заканчивать цикл необходимо после наступления интеграции. Субъективно это определяется по моменту, когда достигнуто максимальное расслабление и процесс дыхания начинает приносить удовольствие (хочется дышать еще и еще). После этого можно переходить к следующему циклу. По опыту один цикл занимает в среднем 20-25 минут.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

Данный элемент является развитием психологического приема, ос военного офицерами в ходе прохождения базового курса методики ПССС. Технология его применения предполагает, что человек, уже имеющий понятия о символах и архетипах, их роли в психической жизни, а также убедившийся на собственном опыте в эффективности их влияния, способен четко представить желаемую будущую ситуацию и закрепить ее в психике с помощью данной процедуры.

Офицер, используя навык выполнения упражнения «Портрет» из базового курса, должен как можно ярче и объемней (желательно с задействованием всех субмодальностей) представить себе желаемый результат будущей ситуации, а, главное, свое поведение, степень проявления необходимых для нее качеств и состояний и после этого приступить к символической постановке цели. Этот процесс заключается в мысленном рисовании картины представляемой ситуации, сопровождаемой идеомоторными движениями. Некоторые офицеры сопровождали этот процесс представлением изготовления фотоснимка (экспозиция, проявка, промывка и т. д.), что тоже приемлемо, ибо главное, чтобы это был продукт каких-то реально-материальных действий, совершенных лично. Процесс продолжается до тех пор, пока не будут прорисованы все детали будущей ситуации на уровне субъективной достаточности. После этого «созданная» картина (фотография), выступающая теперь в качестве символа цели, уменьшается до миниатюрных размеров и мысленно помещается в сердце. Этот шаг сопровождается фразой самовнушения, например: «Теперь символ постоянно будет направлять меня к цели, независимо от того, буду я об этом помнить или нет». Важное значение имеет и степень внутренней уверенности в действенности данного процесса.

ПРЕД и ПОСЛЕСОННОЕ САМОВНУШЕНИЕ

Данный прием может быть использован как в дополнение к символической постановке цели, так и самостоятельно. Его особенностью является по сравнению с обычным самовнушением использование не специально вызванного состояния аутогенного погружения, а естественно возникающих состояний сомнолентности, сопровождающих физиологический сон на его начальном и завершающем участках. Перед сном офицер формулирует в соответствии с правилами построения формул самовнушения одну из наиболее актуальных предстоящих проблем (например, чувство чрезмерного волнения перед ответственным этапом), а затем, по мере погружения в сон на фоне возникающего дремотного состояния вводит в подсознание формулами самовнушения информацию о том, что и сам сон и возможные сновидения будут способствовать разрешению сформулированной проблемы. После пробуждения, не выходя из просоночного состояния, он закрепляет эту установку в утвердительной форме. Данный прием позволяет повысить субъективную уверенность в успехе ощущением того, что внутренняя работа в направлении цели идет непрерывно, в том числе период сна.

ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА.

Идеомоторная тренировка – это мысленное «проигрывание» предстоящей деятельности. Установлено, что представление движений вызывают в соответствующих мышечных группах, которые реально выполняют эти движения, повышение их биоэлектрической активности. Одновременно проявляется эффект, сходный с реальной деятельностью корковом отделе двигательного анализатора. Как правило, двигательные представления сочетаются с вегетативными изменениями. Поэтому способность двигательных представлений в ослабленном виде вызывать все те реакции, которые имеют место при выполнении реальных действий, позволяет значительно быстрее и эффективней осваивать новые или сложные элементы деятельности. В ходе апробации методики идеомоторная тренировка довольно широко использовалась офицерами, особенно в период подготовки к упражнениям на стрельбище и при освоении нового стиля рукопашного боя.

САМОКОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ.

Данный прием используется в основном в ходе выполнения задачи и основывается на использовании навыка постановки самому себе ряда вопросов относящихся к основным параметрам функционального состояния в целях оказания влияния на него. Первая группа вопросов касается само контроля мышечного тонуса. Такими вопросами могут быть: "Не скован ли? Где мышечные зажимы? Не сильно ли сжимаю оружие После обнаружения проявлений данного характера принимаются меры по релаксации соответствующих групп мышц. Вторая группа вопросов относиться к контролю мимики и пантомимики: "Не сжал ли челюсти? Не втянул ли голову в плечи? Естественна ли поза После чего осуществляется соответствующее самовоздействие. Третья группа вопросов касается контроля ритма дыхания и частоты сердечных сокращений: "Нет ли прерывистого, учащенного, поверхностного дыхания? Не колотиться ли сердце После этого рекомендуется сделать два-три глубоких вдоха с продолжительным выдохом и перейти на ритмичное брюшное дыхание.

Для влияния на мышечный тонус офицеры использовали навык активной мышечной релаксации, освоенный ими в ходе прохождения базового курса методики ПССС (примерный вариант сеанса релаксации смотри в приложении).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: