Как работают слюнные железы




ВИДЫКОМПРЕССИИ НАУЧНОГО ТЕКСТА.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Цель: прививать студентам коммуникативные умения и навыки, способствующие пониманию, восприятию и продуцированию профессиональных текстов.

 

Задачи обучения:

- совершенствовать знания о научном стиле речи;

- учить определять жанры и подстили научного стиля речи;

- учить определять структуру текста, делить его на микротемы;

- учить определять последовательность изложения информации в научных текстах;

- развивать речь посредством употребления в ней терминов по специальности;

- прививать умение логично и последовательно излагать мысли;

- прививать навык постоянного самосовершенствования;

- совершенствовать навык работы в команде

Основные вопросы темы

План, виды планов. Конспект и правила его составления.

Существует несколько видов планов: вопросный, назывной, тезисный.

Вопросный план представляет собой главные вопросы по тексту, соответствующие подтемам текста; каждое новое предлжение начинается с вопросительного слова и заканчивается вопросительным знаком.

Назывной (номинативный) план называет подтемы текста, строится при помощи существительных в виде повествовательного предложения.

Тезисный план представляет собой ответы на главные вопросы по тексту. По структуре тезис соответствует двусоставному повествовательному предложению.

Образцы разных видов планов

 

Вопросный Назывной Тезисный
Как личность пишущего отражается на почерке? Отражение личности пишущего на почерке Личность пишущего отражается на почерке.
Каковы черты характера, присущие представителям разных медицинских специальностей? Черты характера, присущие представителям разных медицинских специальностей. Представителям разных медицинских специальностей присущи различные специфические черты характера.

 

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

1) цитирование основных положений текста;

2) передача основных мыслей текста «своими словами»

3) смешанный вариант.

Все три варианта предполагают использование сокращений. Выбор формы конспекта зависит от объема и характера информации, а также цели конспектирования. Если конспект создается для дальнейшего использования в курсовой или дипломной работе, обычно выбирается первый или смешанный варианты. Если необходимо законспектировать главу учебника или статью для запоминания и устного ответа на экзамене, используется второй.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность работы:

1) проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

2) выделить из абзацев необходимую, с точки зрения поставленной проблемы, информацию, убрав избыточную;

3) записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

 

ЗАДАНИЯ

Задание 1

ü Прочитайте текст.

Пищеварительная система.

Путь пищи.

Уже в полости рта слюна обильно смачивает пищу, а благодаря согласованной работе жевательных мышц, мышц щек и особенно языка пища удерживается между зубами, размельчается, отчасти перетирается, и, наконец, образуется удобный для глотания комок. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. В момент глотания гортань приподнимается, вдох в нее прикрывается опустившимся надгортанником, дыхательные движения полностью прекращаются, и в результате пищевой комок попадает в пищевод. На все это уходит не более полусекунды.

Если строго согласованный акт глотания внезапно нарушится, например, вследствие испуга, либо при непреодолимой потребности чихнуть или кашлянуть, пища может попасть в открытый дыхательный путь, что далеко не всегда кончается благополучно.

Стенка пищеварительного тракта состоит из трех оболочек. Наружная в основном играет защитную роль. Средняя образована так называемыми гладкими мышечными волокнами - кольцевыми и продольными. Их сокращение обеспечивает перемешивание пищи и ее продвижение вдоль пищеварительного тракта. Внутренняя оболочка называется слизистой. В ней находится огромное количество небольших желез, которые вырабатывают и выделяют слизь, а в большинстве участков тракта – также соки, содержащие пищеварительные ферменты. Такие же соки по особым протокам поступают в полость пищеварительного тракта из крупных желез – слюнных и поджелудочной.

В пищеводе кольцевые мышечные волокна расслабляются впереди проглоченного комка пищи и сокращаются позади него. Медленно, одна за другой проходят волны сокращений от верхней части пищевода к нижней, проталкивая комок, который через несколько секунд попадает в желудок – самую широкую часть пищеварительного тракта. До еды объем желудка очень невелик; между его передней и задней стенками имеется лишь узкая щель. При поступлении пищи желудок растягивается и может вместить у взрослого человека 2-3 л и более. При частом чрезмерном наполнении желудка его стенки становятся дряблыми, что ведет к расширению желудка и нарушению нормального пищеварения. Поэтому очень вредно сразу много есть и пить.

В толще слизистой оболочки желудка находится по меньшей мере несколько миллионов маленьких желез. Одни клетки этих желез вырабатывают ферменты – в основном фермент, расщепляющий белки, другие - слизь, третьи – соляную кислоту. Оставаясь в желудке в течение нескольких часов, пища переходит в полужидкое состояние и становится похожей на кашицу.

Толстое кольцо мышечных волокон запирает выход из желудка. Когда они на короткое время расслабляются, пищевая кашица маленькими порциями попадает в самую длинную часть пищеварительного тракта – кишечник, состоящий из тонкой и толстой кишок.

Ближайший к желудку участок тонкой кишки – двенадцатиперстная кишка. Сюда по особому протоку попадает желчь – вырабатываемый печенью сок, способствующий перевариванию жиров. Избыток желчи скапливается в желчном пузыре, оттуда по мере надобности желчь выделяется в кишку. По другому протоку в двенадцатиперстную кишку попадает богатый ферментами сок поджелудочной железы. Многочисленные мелкие железы находятся и в слизистой оболочке тонкой кишки. На всем ее протяжении под влиянием различных ферментов заканчивается расщепление белков, жиров и углеводов. Здесь же происходит всасывание продуктов переваривания. Последний участок пищеварительного пути – толстая кишка, как бы окаймляющая полость живота.

 

ü Определите тему и стилевую принадлежность текста.

ü Выпишите из текста сложные предложения. Выполните их синтаксический разбор. Подберите к ним синтаксические синонимы.

ü Составьте план текста в форме назывных предложений.

 

Задание 2

ü Прочитайте текст.

Как работают слюнные железы

Чтобы изучить работу слюнных желез, надо было найти способ собирать чистую слюну без примесей пищи.

Как известно, из трех пар больших слюнных желез слюна выделяется в полость рта по выводным протокам. И. П. Павлову вместе с его учеником Д. Л. Глинским удалось направить слюну не в полость рта, а наружу. Для этого конец одного из протоков вместе с небольшим кусочком окружающей слизистой оболочки они отделяли от соседних тканей. Затем через отверстие, проделанное в стенке полости рта, выводили конец протока наружу и прикрепляли его к коже. Уже через несколько дней после операции конец протока хорошо приживался. При кормлении такой собаки у нее слюна выделялась по одному протоку наружу, а по остальным – по-прежнему в полость рта.

Чтобы проследить за работой слюнной железы, собаку ставят в специальной станок. К участку кожи, окружающей выведенный наружу проток, прикрепляют воронку, а к ней подвешивают маленькую пробирку. Убедившись, что из воронки не вытекает ни одной капли слюны, животное начинают кормить. Ровно через минуту кормушку убирают, а пробирку снимают и смотрят, сколько выделилось слюны. Когда отделение слюны полностью прекратится, подвешивают новую пробирку и испытывают действие другой пищи.

Опыты показали, что на различные раздражители выделяется слюна, неодинаковая по количеству и составу. Так, из околоушной железы на мясо выделяется мало слюны, но она густая, богатая слизью; обволакивая мясо, слизь облегчает его проглатывание. Вдвое больше слюны выделяется при кормлении хлебом. Это можно объяснить тем, что, в противоположность мясу, хлеб впитывает в себя жидкость, а потому для его обволакивания нужно больше слюны. Особенно много слюны, и притом водянистой, вызывает порошок из сухарей или высушенного мяса; это способствует хорошему смачиванию порошка.

На жидкую пищу, например на молоко, наоборот, выделяется очень мало слюны, а на воду она почти совсем не выделяется. Если же влить в рот собаки воду, слегка подкисленную соляной кислотой, начинает выделяться очень много водянистой, но более щелочной слюны, которая нейтрализует кислоту. При введении в рот воды, подогретой примерно до 45, выделяется очень густая слюна, обволакивающая слизистую оболочку полости рта и предохраняющая ее от ожога.

Обычно, когда пища попадает в рот, слюна выделяется из всех желез, но работают они по-разному. Так, в ответ на некоторые раздражители слюна выделяется преимущественно из подчелюстной железы, а на другие – из околоушной.

Некоторые раздражители вызывают приблизительно одинаковую работу обеих желез.

Совместная работа всех слюнных желез обеспечивает наиболее точное приспособление к потребностям организма в каждый данный момент.

Столь сложная и разнообразная работа слюнных желез обеспечивается рефлекторно нервной системой. Запах пищи раздражает находящиеся в полости носа окончания обонятельных нервов. Во рту пища раздражает окончания вкусовых, а также осязательных нервных волокон. Возникшие импульсы по соответствующим нервам передаются в центральную нервную систему. Получив необходимую информацию, мозг посылает по другим нервам ответные импульсы к слюнным железам.

Сложность и разнообразие работы слюнных желез усугубляется еще одним обстоятельством.

Каждый из нас с детства знает, что нередко при одном только виде пищи, а иногда даже при мысли о ней «текут слюнки». Попробуйте вспомнить вкус лимона и представьте себе, что отрезаете ломтик лимона и кидаете его в рот. Сразу же почувствуете отделение слюны.

Когда пища попадает в рот, возникает рефлекторное отделение слюны. При виде пищи происходит такой же рефлекс, но только начинается он с нервных окончаний, находящихся не в полости рта, а в глазу.

Есть, однако, весьма существенное различие между этими рефлексами. Рефлекс на введение раздражителя в рот такой же врожденный, как и рефлекс отдергивания руки при уколе. Иное дело рефлекс на вид какого-нибудь вещества или исходящий от него запах. Этот рефлекс не постоянный и не врожденный. Он приобретается в результате жизненного опыта. Подобные рефлексы Павлов назвал условными.

ü Определите адресат и КЗ текста.

ü Прочитайте текст по абзацам. Назовите тему каждого абзаца. Запишите тезис (основную мысль) каждого абзаца.

ü Можно ли изменить последовательность абзацев? Составьте назывной, вопросный и тезисный планы текста.

ü Напишите краткое изложение содержания текста (по памяти).

 

Задание 3

ü Приведите примеры смешанного терминообразования, при котором международные терминоэлементы сочетаются с русскими.

Например, бациллоноситель, ультразвук, саморегуляция.

 

Задание 4

ü На основе справочной литературы уточните значения следующих терминов, входящих в терминологию разных наук. Составьте с ними предложения.

Адаптация – в биологии, в социологии

Операция – в экономике, в медицине, в политологии

Аппарат – в физике, в медицине, в социологии

Блокада – в медицине, в военном искусстве, в экономике

Бюллетень – в медицине, в политологии

Волокно – в медицине, в химии, в легкой промышленности

Диагностика – в медицине, в машиностроении, в экономике

 

Задание 5

ü Подберите глаголы, синонимичные данным словосочетаниям. Составьте с ними предложения.

Вызывать затруднение - …

Оказывать влияние - …

Провести анализ - …

Проводить операцию - …

Провести диагноз - …

Дать заключение - …

Провести лечение - …

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: