Итак, перейдем к выводам.




Цикл проповедей по заповедям блаженства: НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ по Матфею, глава 5

Проповедь 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПРОПОВЕДЬ О ЗАПОВЕДЯХ БЛАЖЕНСТВА: часть 1. 13 сентября 2015 года

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Когда мы смотрим на какой-либо большой предмет вблизи, например, на большое здание, скажем, на собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, подойдя к нему метров на 5-10, то мы не обнаружим ни величия его архитектуры, ни великолепия общего замысла его архитекторов. Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи… Такое случается и с нашим рассмотрением многих вопросов Священного Писания. Исследуя какие-то конкретные тексты, мы обращаем внимание на детали. Но такое изучение нередко не позволяет нам обнаружить общий замысел того – о чем же нам хотел сказать Господь не только конкретными указаниями, заповедями, но и какую общую картину Он хотел раскрыть для нас.

Тут два подхода. Можно углубиться в детали и – в конце концов – свести все к правилам на каждый день. Есть такие попытки – открывать Библию на случайном месте и считать, что именно там и именно для сегодня Бог проговаривает нам. Так Писание можно разобрать на цитаты и руководствоваться ими на каждый день жизни. Так случилось с древним Израилем: учителя, законники и фарисеи сделали попытку уточнить и перевести на язык детальных предписаний все отношения человека с Богом и между собой. Мы знаем, что такой подход не привел к тому, чего на самом деле хотел Бог от Израиля. В народе про такое говорят: за деревьями не видят леса. Но детали тоже важны, особенно для специалистов. Чтобы собрать из пазлов картину, надо внимательно рассматривать каждый пазл. Так что такой подход тоже важен и нужен.

Есть другой подход. Не обращая внимания на детали, мы схватываем общую картину и считаем, что этого вполне достаточно, чтобы иметь представление о чем-либо. Имея такое общее представление, мы не обращаем внимания на детали. Но без них тот же собор Василия Блаженного предстанет перед нами как рисунок ребенка: вроде бы похож на какой-то собор, но многие храмы такие, потому что по одной схеме сделаны. Про тех, кто увлекается таким подходом, в народе говорят: слышит звон, да не знает, где он. Знакомое такие люди принимают за знаемое, а это вещи очень далекие друг от друга.

Так что оба подхода – это крайности. Попытаемся в нашей проповеди, одной из двух заключительных в цикле проповедей о заповедях блаженства, избежать таких крайностей.

В предыдущих проповедях мы с вами размышляли о каждой из восьми заповедей блаженства, то есть рассматривали как бы не весь лес, а отдельные деревья в лесу, если брать образ поговорки. Потому самое разумное − обратиться ко всей картине. Но быть внимательным и к деталям.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Матф.5:1-17: «1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

 

Итак, перед нами начало Нагорной проповеди. Проповеди, в которой Свое учение Иисус излагал лично. Но мы взяли не только текст о заповедях блаженства, но и известное место о том, что ученики Христа в этом мире – как соль, как свет мира. Это – целостный текст: слова о том, что мы должны стать солью и светом мира, говорят нам о том, каких возможностей мы можем достичь, если овладеем всеми заповедями блаженства. Но об этом нашем предназначении мы поговорим в следующий раз. Сегодня же пройдемся вновь по всем заповедям и сделаем выводы, извлечем уроки. Ведь учатся на уроках учителей не те, кто сидит в классе и слушает их, как в нашем собрании сегодня, а те, кто извлекает уроки для себя.

Итак, перейдем к выводам.

ПЕРВЫЙ ВЫВОД: в Нагорной проповеди Иисус обращается к Своим ученикам и народу не с призывом к покаянию, как это Он делал в самом начале Своего служения. Он обращался к людям, которые этот акт покаяния, скорее всего, уже совершили. Потому Иисус говорит им о том поведении человека, которого Он ждет. Если мы признаём, что мы – члены церкви Христовой, что мы – ученики Христа, то в таком случае все, что говорил Иисус в Нагорной проповеди Своим ученикам, относится в полной мере и к нам. Но требования Иисуса, изложенные Им в Нагорной проповеди, настолько высоки, что многие люди отказались от нее, сочтя все, что сказал Христос, красивой, но не достижимой картиной идеальной нравственности. Что мы с вами сделаем: откажемся так же, как эти люди, или же будем стремиться выполнять эти требования?

 

ВТОРОЙ ВЫВОД: помните − Иисус Христос в ответ на вопрос, какая заповедь важнейшая, ответил, что все заповеди сводятся к заповеди любить Бога и любить своего ближнего как самого себя. Этот принцип красной нитью проходит как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете. Именно по этому принципу выстроены Самим Иисусом все восемь заповедей блаженства: одни из них связаны с отношениями человека с Богом, другие – с отношениями человека с другими людьми. К первым заповедям относятся заповеди блаженства нищих духом, плачущих, кротких и ищущих праведности, чистых сердцем и преследуемых за праведность во имя Господа. Ко второй группе – отношениям с людьми – относятся блаженства ищущих праведности, милостивых и блаженства миротворцев. Такое деление весьма условно, так как все заповеди тесно переплетены друг с другом. Иначе и быть не может: если человек искренне любит Бога, то он не может не любить и людей. Но если человек по-настоящему любит других, то это является очень точным показателем, что и с его любовью к Богу все нормально. На это указывал Иоанн в своем первом послании, когда называл лжецом того, кто говорит, что Бога любит, которого не видит, а человека, находящегося рядом, − ненавидит. Так и с заповедями блаженства: выполнение одних (связанных с отношениями с Богом) является условием выполнения других заповедей – связанных с отношениями к другим людям.

ТРЕТИЙ ВЫВОД: мы обнаружили, что все заповеди блаженства (по их очередности) выстроены по принципу духовной лестницы: каждая последующая непременно опирается на предыдущие. Потом этот принцип будет использован Петром (покажите в вере добродетель…), Павлом – в 1 Кор. 13 о любви. Например, если сопоставить заповедь о нищих духом и заповедь о плачущих, то станет очевидным, что только испытывая нужду в общении с Богом (заповедь о нищих духом), можно осознать свои согрешения и заплакать о своих грехах (заповедь о плачущих). Только смирив свою гордыню (блаженство кротких), мы понимаем свою несостоятельность в понимании правильных отношений с Богом и людьми (блаженство алчущих и жаждущих праведности). Только познав – что такое праведность, мы по-настоящему можем стать милостивыми и способными прощать. И если это в нас есть, то тогда наше сердце будет избавлено от дурных помыслов и действий в отношении других людей: такое сердце будет чисто, и только тогда мы готовы будем духовно узреть Бога. И если все это в нас будет воспитано, то мы станем способны к подлинному миротворчеству, когда Бог будет в нашем сердце и в нашем поведении, какие бы катаклизмы и гражданские войны ни происходили в мире или в нашей стране, или в наших умах, ибо там, прежде всего, происходит разруха. Но, увы, за все это нам придется претерпеть гонения: кому в современном мире нужна праведность христианина? Не отношениями с Богом определяется сегодня лояльность человека, а с власть предержащими.

 

Особенность восхождения по духовной лестнице заповедей блаженства состоит еще и в том, что каждая ступень этой лестницы есть не только приближение к Царству Божию. Дело в том, что Царство Божие «внутрь нас есть».

Возьмем для примера ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА. Когда человек выходит из утробы матери, он рождается во всей полноте того, чем и является миру. Если патологий нет, то ребенок является на свет с руками и ногами, с головой, в которой живет мозг, телом, где есть все органы для обеспечения жизнедеятельности. Дальше идет лишь их развитие, своего рода доводка до кондиции. Потому мы и считаем жизнь человека с момента его рождения. Мир земной предназначен для жизни этого человека, предназначен с самого дня его рождения. И человек является полноправной частью этого мира. Так принято считать.

Но на самом деле человек до своего дня рождения уже жил, пусть пока немного, всего девять месяцев, но – он жил! И все органы человека, и руки, и ноги, и мозг в черепной коробке – все это было заложено и развивалось с момента зачатия в чреве матери. Являлся ли такой человек, еще не родившись, частью того мира, который во всей полноте он увидит после своего рождения? Безусловно, являлся, иначе нам надо признать, что до появления своего на свет человека вообще не было или он был мертв.

По аналогии с нашим примером мы можем сказать, что Царство Небесное уже присутствует в жизни людей, если они следуют этим заповедям, хотя полнота этого Царства наступит не в земной жизни человека. Обратимся еще раз к тексту Мф. 5:3 и 5:10-11:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Обратим внимание, что Царство Небесное в этих двух заповедях блаженства употреблено в настоящем времени (стих 12 добавляет к этому еще и награду на небесах). То есть, если человек живет по этим заповедям, то Царство Небесное уже принадлежит ему, как и он – Царству Небесному.

И еще один важный момент: упоминание о Царстве Небесном Иисус делает дважды – в первой заповеди блаженства (блаженны нищие духом) и в последней (блаженны изгнанные за праведность в отношениях с Богом). Такое своеобразное ОБРАМЛЕНИЕ заповедей блаженства упоминанием о Царстве Небесном вряд ли допущено Иисусом случайно. Понятие случайности к Господу вообще не применимо, так как Он всеведущ, вездесущ и премудр.

 

Но как назначение любой лестницы в том, чтобы помочь человеку добраться до самого верха, так и назначение духовной лестницы заповедей блаженства состоит в том, чтобы помочь каждому из нас увидеть это Царство Божие во всей его полноте. Но для этого надо пройти весь путь восхождения к вершине этой лестнице. Пусть каждый из нас проанализирует свой путь по заповедям блаженства: всеми ли ступенями мы овладели, не пытаемся ли мы при своей духовной немощи перепрыгивать те или иные ступени либо вообще игнорировать их наличие? Либо вообще отказаться восходить на эту лестницу.

Восхождение по духовной лестнице, как мы помним, начинается с осознания своей духовной нищеты. Обратимся вновь к этой первой ступени нашего восхождения и вхождения в Царство Небесное. Обратимся потому, что самый важный шаг в любом пути – это шаг первый.

Нищета – понятие относительное. Пока я сравниваю себя с собой или с другими, я не могу признать нищету своего состояния, в том числе духовного. Но как только я примеряю себя с Христом, так сразу я понимаю всю свою духовную нищету. Например: я бы смог умереть за тех, кто меня преследует на работе, несправедливо судит в суде? Я бы смог умереть за тех, кто меня проклинает? За тех, кто вообще еще не родился, а родится, так, скорее всего, скажет: «А я просил – умирать за меня?».

Итак, первый шаг при начале нашего христианского самоисправления — осознание своего духовного и нравственного несовершенства, нищеты в сравнении с Христом, служащим для нас Образцом возможного для нас совершенства. Первый шаг наш − осознание своей бедности теми свойствами духа, которые приближают нас к Христу. Разве случайно Иисус начал Свою Нагорную проповедь с указания на необходимость осознания нашей потребности в таком духовном состоянии, которое хоть чуточку приблизило бы нас к Господу?

Многие из нас знают, как нелегко пережить разочарование в друге или в подруге, измену, предательство. Иногда боль от этого сопровождает нас всю жизнь. Но куда тяжелее признать разочарование в себе, когда приходится развенчивать себя, спускать себя с того пьедестала, куда тебя вознесли другие или ты сам себя вознес. Многие годы пребывания на этом пьедестале стали настолько для тебя привычными, что ты уже и не мыслишь иного места для своей жизни. Спуститься с пьедестала – это же трагедия! А что другие скажут, а как домашние посмотрят и т.п.? На пьедестал нас вознесла наша гордость и угодничество окружающих, подпитывавших эту гордость.

Например, всегда нас считали единственно достойными занимать то или иное место в жизни. И вдруг – кто-то оказался умнее, профессионально состоятельнее, духовно более стойким. И что в результате? Личная трагедия. Или другой пример: человек смолоду был отличником в школе, а тут на тебе – не получилось, например, в вузе. И лопнул синдром отличника. И что в результате? Личная трагедия. Стать нищими духом – это значит смирить свою гордыню.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВЫВОД. Если все заповеди блаженства, названные Иисусом в Нагорной проповеди, прочитать подряд, то можно обратить внимание на интересную логику их построения. Во-первых, их можно сгруппировать по парам, что мы и сделали с вами еще в апреле месяце:

стихи блаженства стихи блаженства
  Блаженны нищие духом   Блаженны милостивые
  Блаженны плачущие   Блаженны чистые сердцем
  Блаженны кроткие   Блаженны миротворцы
  Блаженны алчущие и жаждущие правды   Блаженны изгнанные за правду

Мы можем сказать, что в каждой паре заповедей блаженства первая может начинаться со слова «только», а вторая – словом «могут». Перечитаем все восемь заповедей с такой компоновкой:

Только нищие духом могут быть милостивыми, так как сытый голодного не разумеет.

Только плачущие о своих согрешениях и согрешениях своего народа могут стать чистыми сердцем.

Только кроткие и смиренные могут стать миротворцами, ибо мир наступает там и тогда, где смиряется гордыня человеческая.

Только ищущие праведности в отношениях с Богом и людьми становятся немым укором миру и потому они могут быть изгнаны за свою праведность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему же гонение за веру, праведность и верность имени Господа неизбежно? Оно неизбежно потому, что Церковь, если это подлинная Церковь, должна быть совестью народа и общества. Церковь не может не поощрять добро и побуждать людей к нему. Но делать добро никогда не было выгодным. Церковь не может не клеймить зло. Но люди всегда пытаются заглушить мучающий их голос совести, обличающей зло. От нас, христиан, не требуется, чтобы мы искали ошибки других, критиковали и осуждали. Но если мы живем истинно христианской жизнью, то, вполне возможно, каждый наш поступок для кого-то является немым осуждением неправедного образа их жизни. И тогда мы не избежим их ненависти – тихой или даже открытой.

Наша верность христианской вере, слава Богу, сегодня не влечет за собой смерти, хотя бы в цивилизованных странах. Но человека, ведущего достойный имени Христа образ жизни, настаивающего на своем добром имени христианина, запросто ждут оскорбления, а проявляющего христианскую любовь и христианское всепрощение — насмешки. Для таких даже уничижительное прозвище придумали (и давно уже) – «христосик ». Но и само слово «христианин» поначалу имело такой же уничижительный смысл, так как первыми его стали употреблять не сами последователи учеников Христа, а их гонители.

Настоящие гонения могут обрушиться даже на христианина, старающегося добросовестно выполнять свою работу. Виль Липатов, живший одно время в Забайкалье, когда-то написал повесть с названием «И это все о нем», где главным героем был Женя Столетов. Видя, как рабочие и их начальство занималось приписками под видом выполнения плана, Столетов с друзьями принял решение работать так, чтобы план был действительно был выполнен, работать по совести. Друзей третировали, обвиняли, уговаривали, но они стояли на своем.

История поучительна: чтобы по-настоящему выполнять свою работу, в нашем обществе нередко нужно иметь еще и мужество. Но если в мире находятся такие люди, которые хотят жить и трудиться по совести, то тем более таковые должны быть среди нас: все мы должны стать живыми свидетельствами, что мы не просто живем, но живет в нас и действует Сам Иисус Христос.

На многих производствах и в офисах есть немало людей, которые делают вид работы, проявляют такую активность, которой порой просто позавидуешь. Но смотришь на результаты такой активности и диву даешься: как здорово можно обманывать не только словом, но даже и делом. И если мы, христиане, делаем свое дело так, как и д О лжно на нашем рабочем месте, делаем как для Господа (см. послание Колоссянам), то своим отношением к работе нередко становимся немым укором другим, даже и начальству. Потому и гонят нас, если мы по-настоящему трудимся, так как в миру часто в почете не отношение к работе, а отношение к власть предержащим, верность не работе, а ее руководителю. Но трудимся ли мы по-настоящему?

Так случается и с воспитанием наших детей. Если мы воспитываем в наших детях благочестие, порядочность, уважение к людям, верность и другие добрые нравы, то их поведение тоже становится немым укором тем, кто с нами рядом живет, водит своих детей в садики или в школы, отправляет их в вузы и колледжи. Потому и хотели бы видеть нас с таким подходом где-нибудь подальше от себя. Вот если у нас все как у всех, то тогда и вопросов к нам нет, и претензий нет, и гонений нет. Но и нашего свидетельства – тоже нет.

 

Заповеди блаженства являются формулой христианского развития (которое принято называть освящением), а все последующее содержание Нагорной проповеди говорит о том, как должна измениться наша жизнь, если мы пройдем все ступени рассматриваемой нами духовной лестницы. Формула этого развития проста, как просты для понимания заповеди блаженства: от осознания нищеты своего духа пред Богом и потребности в общении с Ним до способности переживать гонения за сопричастность к Господу Иисусу Христу и испытывать при этом блаженство. Блаженство не от гонений, а от сопричастности к Христу: как Его когда-то гнали, так и нас будут гнать. Такая простая формула христианского пути к блаженству. Но сложность всегда в предельной простоте. Как просто: вселенная бесконечна. Как просто: жизнь вечна. Но какая глубина в такой кажущейся простоте! Понять не всегда просто, а исполнить – куда как трудно. Потому и учимся мы этому, учимся в школе Христа.

 

Благослови нас, Господи, не сбегать с уроков Христа или считать ворон за окном на них, а извлекать уроки для практической жизни.

Пусть неправедный продолжает творить свою неправду. Мы же, как святые, то есть взятые Христом в Свой удел, призваны освящаться всю свою земную жизнь, что на привычном нам языке называется духовным христианским развитием.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: