Для большинства заболевавших болезнь означает социальные невыгоды и экономические потери, поэтому они стараются как можно быстрее выздороветь. Но иногда, как уже было о том упомянуто, болезнь, или, выражаясь более точно, нетрудоспособность, вытекающая из нее, может стать источником выгод. Например, больной, имея листок нетрудоспособности, занимается ремонтом квартиры,
В связи с социальным положением больного иногда возникает проблема VIP (very important person), т. е. проблема оказания медицинской помощи лицам с выдающимся общественным положением (ответственным работникам)
Некоторые VIP являются такими людьми, которые добились высокого положения упорными усилиями, начиная с малого преодолевая большие препятствия, но которые не чувствуют себя уверенными в новой позиции, сомневаются в своем значении, недоверчивы и опасаются, что их не признают и при лечении ими пренебрегают. Свое недоверие они проявляют или намеками, или открыто и пытаются удостовериться в своей значительности тем, что предъявляют к врачу и к обследованию непомерные требования. Например, они требуют быстрой постановки диагноза и быстрого результата лечения, предъявляют большие требования к рабочему времени врача, которое он должен уделять им, требуют и ждут более качественного лечения чем то, которое предоставляется другим больным, требуют более выгодного устройства при госпитализации, например, в одноместной палате, требуют или ждут для себя исключений из распорядка дня: прогулки в необычное время, курение в палате, свободный доступ к нему посетителей и т. п. Если эти требования не исполняются, то они пытаются добиться своего, апеллируя к вышестоящим лицам, например, к директору больницы. В США, где работа больницы часто зависит от личного благосклонного отношения влиятельных особ, например, сенаторов, проявляющегося в виде больших или меньших финансовых дотаций, неудовлетворение претензий таких особ может означать ухудшение экономической ситуации лечебного учреждения.
Отношение больного ответственного работника к медицинским работникам и к медицинскому учреждению может иметь и определенные положительные элементы. Такой больной, узнав на собственном опыте некоторые до сих пор забываемое и недостаточно оснащенное медицинское оборудование, может использовать после окончания лечения свое личное влияние в интересах улучшения условий в больнице.
Опыт с VIP привел Вайнтрауба к рекомендации некоторых установок при общении с такими больными:
а) к больному нужно относится внимательно, с уважением, сразу сделать ему некоторые незначительные уступки (прогулки, доступ посетителей, свободное пользование телефоном);
б) руководитель медицинского учреждения должен установить прямой контакт с теми, кто проявляет нажим в интересах больного и тем самым создать условия для того, чтобы медицинский персонал мог работать спокойно и без опасений. Интерес, проявленный больницей к больному и к взглядам влиятельных родственников и друзей, снизит у последних чувство вины и опасения, что сделает родственников более снисходительными к преувеличенным претензиям больного;
в) при подготовке к приему такого больного необходимо ознакомить с ситуацией медицинский персонал, а при необходимости и других больных, с которыми будет VIP находится в контакте. Исключения, которые сделаны для больного, следует объяснить главным образом требованиями состояния здоровья и лечения больного. Тем самым можно избежать нежелания сестер и вспомогательного персонала пойти навстречу требованиям больного;
г) руководитель медицинского учреждения регулярно и спонтанно информирует свое начальство о состоянии больного и о ходе лечения, имея в своем распоряжении последние точные данные.
Психогенный болевой синдром
Боль всегда субъективна, и каждый человек испытывает ее по-своему. Одно и то же раздражение может восприниматься сознанием по-разному. Восприятие боли зависит не только от места и характера повреждения, но и от условий или обстоятельств, при которых произошло повреждение, от психологического состояния человека, его индивидуального жизненного опыта и культуры.
Тревога и страх усиливают болевое переживание, в то время как гнев или ярость снижают болевую чувствительность. Производственные, семейные и социальные проблемы оказывают существенное влияние на переживание боли человеком, часто превращая боль из симптома какого-либо повреждения в «самостоятельную болезнь». Более 60% пациентов с хроническими боевыми синдромами испытывают депрессию, и наоборот, очень часто депрессивные заболевания сопровождаются болью.
Существуют особые варианты боли, не связанные с соматическим повреждениемих чаще всего называют психогенными болевыми синдромами.Боли, исходящие из центра, могут проецироваться на периферию, где посредством их могут воплощаться различные символические страхи, фантазии. В случае страхов и беспокойства болевые импульсы могут исходить и с периферии. Сильные аффекты (например, страх, тревога, гнев) на периферии могут вызвать мышечные и сосудистые спазмы. И если такие аффекты достаточно сильны, то путем раздражения нервных окончаний, воспринимающих ощущение боли, они могут вызывать соответствующие жалобы
Согласно классификации Международной ассоциации по изучению боли, к психогенным болевым синдромам относятся следующие:
(1) боли, провоцируемые эмоциональными факторами и обусловленные мышечным напряжением;
(2) боли как бред или галлюцинация у пациентов с психозами, исчезающие при лечении основного заболевания;
(3) боли при истерии и ипохондрии, не имеющие соматической основы;
(4) боли, связанные с депрессией, не предшествующие ей и не имеющие какой-либо другой причины.
Хроническая боль — это боль, которая перестала зависеть от основного заболевания или повреждающего фактора и развивается по своим законам. Международная ассоциация по изучению боли определяет ее как «боль, которая продолжается сверх нормального периода заживления» и длится более 3 месяцев. Формирование хронической боли в большей степени зависит от комплекса психологических факторов, нежели от характера и интенсивности периферического воздействия.