ГАСО (Государственный архив Самарской области). Ф. Р-56. Оп. 2. Д. 55.




В архивных документах

(к 65-летию начала эксплуатации троллейбуса в городе Куйбышеве)

Муниципальное предприятие городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» обладает богатейшей историей. Почти 28 лет это была история только трамвая. И вот уже 65 лет история трамвая неотделима от истории троллейбуса. Сегодняшний наш рассказ именно о нём: о – Куйбышевском, с 25 января 1991 года Самарском – троллейбусе.

И помогут нам в этом рассказе архивные документы, как единственные официальные свидетельства давно минувших дней и полноправные свиде-тели тех давних событий.

Начнём с небольшой предыстории. Газета «Волжская коммуна» 10 июля 1936 года опубликовала краткую заметку под названием «Двухэтажный троллейбус»: «Двухэтажный троллейбус спроектирован на московском заводе «Динамо» им.Кирова. В этом троллейбусе 92 места для сидения. Скорость машины – до 60 км в час». Спустя два с половиной месяца, 24 сентября 1936 года, та же «Волжская коммуна» напечатала заметку под названием «Советский троллейбус», в которой писала: «Красивый, обтекаемой формы троллейбус – первенец Ярославского завода – недавно начал курсировать по улицам Москвы. Троллейбус бесшумен и комфортабелен, отапливается электричеством и радует глаз блеском тщательно отделанных никелем металлических частей. В троллейбусе – 50 мест для сиденья. Для более плавного хода заводом спроектированы и установлены на машине масляные амортизаторы, применены шины низкого давления, устроены специальные подвески. Троллейбус снабжён пневматическими тормозами и автоматическим приспособлением для открытия и закрытия дверей. В текущем году автозавод должен выпус- тить 250 таких машин. Для того, чтобы наглядно оценить значение этого задания, достаточно сказать, что пока в Москве имеется только 62 троллейбуса.»

Зачем мы привели обе эти заметки, напечатанные задолго до появле- ния этого вида транспорта в городе Куйбышеве? Интересно же, какие троллейбусы курсировали в Москве. Тем более, что в наш город в период Великой Отечественной войны часть их была эвакуирована именно из столицы. Правда, двухэтажные троллейбусы в Куйбышев не прибыли, а вот модели Ярославского завода «ЯТБ-1», «ЯТБ-2» и «ЯТБ-4» стали в нашем городе первыми, которые увидели и которыми стали пользоваться горожане.

Самым первым выявленным архивным документом, в котором говорилось о троллейбусе в Куйбышеве, стало решение горисполкома от 29 января 1942 года № 7 «Об утверждении трассы троллейбусного движения по г.Куйбышеву».

Уже 12 мая 1942 года бюро Куйбышевского городского комитета ВКП(б) и исполком горсовета рассматривали вопрос «О мероприятиях по улучшению работы городского транспорта». Одним из существенных мероприятий было строительство 1-й очереди троллейбусной линии: «1. Обязать начальника Трамвайного управления Терехова не позднее 15 мая заключить договор на проектирование троллейбуса в г.Куйбышеве с СПБ НКАП, определив сроки выпуска проектов 1-й очереди к 1 июня и 2-й очереди к 20 июня. Для ускорения пуска троллейбуса 1-й очереди в техническом задании на проектирование предусмотреть строительство временной ремонтной базы со всеми специфическими цехами, необходимыми для ремонта машин, использовав и существующие главные мастерские Трампарка. 2. Предложить Терехову приступить к работам по строительству 1-й очереди троллейбуса».

Как видно из приведённого фрагмента совместного постановления горкома партии и горисполкома, проектирование строительства троллейбусных линий в Куйбышеве было возложено на специально-проектное бюро народного комиссариата авиационной промышленности. Да и сроки проектирования, строительства и ввода троллейбуса в эксплуатацию были чрезвычайно жёсткие. Такого было время. Никакой раскачки.

Тем же постановлением горкома партии и горисполкома начальнику трамвайного управления Терехову ставились весьма жёсткие требования по сроку подготовки кадров водителей и ремонтного персонала. Уже к 1 июня следовало создать организационную группу из специалистов троллейбусного хозяйства, а ещё ранее, к 20 мая, представить «смету расходов по подготовке кадров эксплоатационного персонала».

Каким же ресурсом троллейбусных машин располагал тогда наш город? В постановлении бюро горкома партии и горисполкома написано: «Просить обком ВКП(б) поставить вопрос перед СНК СССР о передаче Куйбышевскому горисполкому 25 троллейбусов, из числа находящихся в городе эвакуированных машин, для организации первой очереди движения». Контроль за выполнением этих первоначальных директив по организации троллейбусного движения в городе был возложен на заведующего транспортным отделом горкома ВКП(б) Горелова.

Строительство троллейбуса в Куйбышеве продвигалось столь медленно, что бюро горкома партии первым вопросом своей повестки дня в заседании от 20 июня 1942 года слушало: «О строительстве троллейбуса в городе». Было отмечено, что «председатель исполкома горсовета Волков и заместитель председателя Страментов не приняли должных мер к развёртыванию строительства троллейбуса и не обеспечили реализации размещённого заказа на изготовление техдокументации, приёмку находящихся в городе троллейбусов и их ремонт, заготовку стройматериалов, в результате чего отпущенные капиталовложения I-го квартала были закрыты, а II-го квартала с.г. – не используются». Раз уж были сорваны сроки пуска 1-й очереди троллейбусного движения в городе к 1 июня 1942 года, в новом постановлении бюро горкома указывалось: «Возложить строительство троллейбуса на особое проектно-монтажное управление № 8 Центроэлектромонтаж. Обязать начальника управления Назарбекова обеспечить окончание строительства и ввод в эксплоатацию троллейбуса 1-й очереди (Вокзал – Площадь Революции) к 15 августа 1942 года». Упоминавшееся ранее специально-проектное бюро НКАП (начальник Щедровицкий) обязывалось закончить все проектные работы (сметно-финансовые расчёты, спецификации на оборудование и приспособления с указанием заводов-изготовителей, рабочие чертежи и единичные расценки) к 5 июля.

Постановлением бюро горкома партии от 20 июня 1942 года предписывалось партгруппе горисполкома «к 27 июня организовать в составе управления трамвая дирекцию строющегося троллейбуса, возложив на неё руководство строительством и подготовку к эксплоатации». Бюро горкома партии постановило: «Утвердить директором строющегося троллейбуса Ананченко С.В. и главным инженером Гольцман Б.И.». К 1 июля необходимо было выделить строительству необходимое поме- щение под троллейбусный парк, с ремонтной мастерской.

Теперь о кадрах будущих водителей троллейбусов. Бюро горкома партии предусмотрело решение и этого вопроса: «Обязать управление трамвая (Терехова) выделить и с 1 июля с.г. откомандировать в г.Москву, из числа вагоновожатых и ремонтных слесарей трамвая, необходимое количество кадров для переподготовки их на водителей и ремонтных слесарей троллейбуса». На кого же делало ставку городское руководство в деле подготовки будущих водителей троллейбусов? Ответ на этот вопрос находим в постановлении бюро горкома партии и горисполкома от 19 сентября 1942 года: «Слушали: О подготовке кадров водителей троллейбусов. Постановили: 1. В целях создания группы водителей троллейбусов обязать директора Куйбышевского филиала технического обучения массовых кадров Наркомхоза Вишневского группу курсантов, прошедших теоретическую подготовку на водителей автомашин, в количестве 20-22 человек передать трамвайно-троллейбусному управлению, для переподготовки их на водителей троллейбусов и рабочих-ремонтников. 2. Обязать Терехова и Ананченко указанную группу курсантов отправить в Москву для переподготовки и стажировки не позднее 22 сентября 1942 года». Как мы видели, существовало уже два срока ввода в эксплуатацию троллейбусного движения: к 1 июня, потом – к 15 августа.

Вопрос «О мероприятиях по строительству троллейбуса» вновь рассматривался на бюро горкома партии 23 сентября 1942 года. Бюро горкома ВКП(б) и горисполком постановили: «Установить срок окончания строительства и ввода в эксплоатацию троллейбусной линии от площади Революции до вокзала: по одной стороне 10 октября и второй стороне (левой по движению от центра) по получении остального троллейного провода. Пробное движение по одной стороне троллейбусной линии открыть с 12 октября 1942 года». Далее в указанном постановлении было прописано буквально всё до мелочей. Хотя в таком серьёзном деле их – мелочей – как раз-то и не должно было быть.

«Для премирования лучших стахановцев и ИТР строительства троллейбуса установить фонд в 30.000 рублей», – было записано в постановлении городского комитета ВКП(б) и горисполкома. И вновь, как заклинание: «Бюро горкома ВКП(б) и исполком горсовета особо предупреждают Ананченко, Гольцмана, Назарбекова, Стожкова, Лимберга и Вышкина о необходимости всеми силами и средствами добиться пуска в эксплоатацию троллейбуса в сроки, установленные настоящим постановлением». То есть уже 10 октября 1942 года должно было начаться движение троллейбусов.

Но, как известно, движение троллейбусов по маршруту площадь Революции – вокзал было начато только в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции – 6 ноября 1942 года.

Единственным опубликованным тогда же, по горячим следам, свидетельством о том знаменательном для нашего города событии является скромная заметка Е.Фрид «Первый рейс» в номере газеты «Волжская коммуна» от 11 ноября 1942 года.

Напомним то не только знаменательное, но и поистине эпохальное для города Куйбышева событие. Троллейбусная эпоха началась в нашем городе в 10 часов 21 минуту, когда на Красноармейской электроподстанции включили ток и на приборной панели первого троллейбуса зажглась лампочка и «голубая машина, напоминающая огромную черепаху, слегка вздрагивая на мягких рессорах, тронулась в первый путь. Пробный рейс по маршруту Вокзал – Площадь Революции. За рулём опытный водитель – москвич Лущинский. Он в униформе, на фуражке с галунами значок «КТ». То есть – «Куйбышевский Троллейбус». Вместе с членами приёмочной комиссии в первом троллейбусе строители, монтажники, электрики и, конечно же, «трое девушек, обучившихся новому ремеслу», в том числе первый собственно куйбышевский водитель троллейбуса Галина Филатова. Уже через 2 часа после пробной поездки первого куйбышевского троллейбуса в его салон вошли первые пассажиры: «Спокойно уселись они, с любопытством разглядывая мягкие сидения, пневматически закрывающиеся двери. Вагон рассчитан на 50 мест – 37 сидячих, 13 стоячих. Ни одного лишнего человека не должно быть в проходе. Перегрузка может вывести машину из строя».

Это была парадная сторона истории ввода в эксплуатацию троллейбуса в нашем городе. Но были и так называемые оргвыводы: для начальника городских железных дорог (так официально называлось в 1931-1942 годах предприятие) Дмитрия Михайловича Терехова ещё 30 октября 1942 года невыполнение сроков ввода в эксплуатацию троллейбусного движения, а также «бездушно-бюрократическое отношение к делу обслуживания коммунально-бытовых нужд трудящихся, исключительная беспечность в работе» обернулись постановлением бюро горкома партии о снятии с работы и исключении из рядов ВКП(б); для секретаря партийного бюро трампарка Фёдора Петровича Тюрденева, работавшего в этой должности с января 1942 года, постановление бюро горкома от того же, 30 октября 1942 года, шансов продолжить работу также не оставило, бюро горкома постановило: «как не обеспечившего руководства с работы снять».

В том же, 1942 году, 24 ноября Совет Народных Комиссаров СССР принял распоряжение № 22624-рс (то есть секретное) о строительстве в IV квартале 1942 года и I квартале 1943 года троллейбусной линии Куйбышев–Безымянка для обеспечения перевозки рабочих и служащих заводов Наркомавиапрома. Но это уже другая история.

Завершить повествование о первом троллейбусе нашего города хочется скромным стихотворением:

Троллейбусу Самарскому, Ура!

Тебе на пенсию никак ещё ведь не пора,

Ты нужен городу родному – несомненно,

И про тебя Самара помнит непременно.

Троллейбус наш, ты – наша гордость,

Всегда – вперёд и, не сбавляя скорость! (*)

__________________________________

ГАСО (Государственный архив Самарской области). Ф. Р-56. Оп. 2. Д. 55.

Л. 49-50; Д. 56. Л. 174-175, 184-185; Д. 57. Л. 18.

СОГАСПИ (Самарский областной государственный архив социально-

политической истории). Ф. 656. Оп. 20. Д. 44. Л. 241-242;

Ф. 714. Оп. 1. Д. 849. Л. 114; Д. 851. Л. 106-107; Д. 852. Л. 103-105;

Д. 855. Л. 44, 72-74; Д. 856. Л. 197-199.

Транспортный справочник. Куйбышев, 1949. С. 8.

Иоргов А.П. Трамвайно-троллейбусное управление. 1915-1990: Проспект.

Куйбышев, 1990. С. 6-8, 12.

Водолазов В.Н., Жукова Г.А., Иоргов А.П., Новикова А.В. Самарский

трамвай. История 1915-1995: Хроникально-документальное

издание. Самара, 1995. С.83, 100-104.

Тархов С.А., Удинцев А.Г. История Самарского городского электрического

транспорта. Самара, 2005. С. 54-58.

Волжская коммуна. 1936. 10 июля, 24 сентября; 1942. 11 ноября.

За регулярный рейс. 1992. 5 ноября; 1997. 6 ноября.

(*) стихотворение автора данной работы.

 

14 - 20. 10. 2007

А. Г. Удинцев,

Начальник отдела

использования и публикации документов

Самарского областного государственного архива

социально-политической истории



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: