Лекция 11. ЦЕЛОСТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ




 

1. Общая характеристика системы.

2. Состояние управленческих отношений.

 

 

Напомним, что система – это множество взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. В философии системность рассматривается как атрибутивное свойство материи, как принцип диалектического материализма. Еще Аристотель писал о том, что рука, отделенная от тела, уже не рука. А Гегель образно выразился так: «Части бывают только у трупа, а организм имеет новое качество: он живет».

Системные свойства социальной материи, социальных организаций изучаются в рамках системного подхода, который выполняет теоретическую и методологическую функцию познания и образования сложных социальных систем. Слово "система" – греческого происхождения (systema), означающее составленное из соединений. Системы делятся на естественные и искусственные. К первым относятся природные, ко вторым – социальные, созданные человеком.

Все что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой. В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой различаются открытые и закрытые системы. По степени сложности делятся на большие и сложные. К сложным системам относятся те из них, которые построены для решения многоцелевых задач.

Системы состоят из подсистем, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности. Совершенно очевидно, что в социальных системах поддержание целостности и качественной определенности осуществляется на уровне не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления.

Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующие своеобразные системы меньшего уровня: техническую технологическую, организационную, экономическую и социальную.

Техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования. Например, в социально- экономических системах она выражает производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе материального производства способны производить продукцию заданного качества в определенном количестве.

Технологическая система основана на делении деятельности, материального или духовного производства на стадии и процессы. Элементами технологической системы являются предметы труда отдельные операции и процедуры. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производств и управления ими.

Организационная система с помощью разработки и структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы.

Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей.

Социальная система является совокупностью социальных отношений образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп.

Все системы: техническая, технологическая, организационная, экономическая, социальная – взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологическая и организационная в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую.

Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой выработки управленческих воздействий и решений,поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения.

Каждая социальная система само- управляема. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой, взаимно обусловливаются: чем значительнее одно тем меньше роль другого.

Деятельность и развитие системы в целом подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы имеют локальные, задачи, решению которых подчинено их существование.

Функционирование таких систем и управление ими являются не только процессом сохранения их целостности и определенности, но и процессом перевода в новое качественное состояние.

Характерными чертами научного социального управления являются: познание и сознательное использование общественных законов, закономерностей управления, обеспечение системности и непрерывности процесса управленческих воздействий

моделирование управляемых объектов и субъектов управления с учетом их количественных и качественных измерений.

Таким образом, теория социального управления устанавливает законы и законно- мерности, принципы развития социальных процессов и явлений, а также построения своих управленческих систем. При этом необходимо учитывать принцип само- организации социальных систем. Для процессов самоорганизации в пространстве и времени необходимы следующие условия: 1) относительная открытость системы, которая предполагает наличие определенных потоков в нее и из нее (природные источники ресурсов и энергии, обменные потоки капитала, товаров, человеческих ресурсов и с другими социумами 2) нелинейность закона взаимодействия различных частей социальной системы; 3) наличие элемента случайности (например, случайности природного происхождения, случайности в научно-технических изобретениях и последствиях их применения); 4) определенность диапазона системных параметров, которые играют важную роль в качественном поведении социальной системы, так называемых управляющих параметров. При этом если управляющие параметры имеют критические точки, за которыми поведение системы коренным образом меняется и возникают новые разновидности решений, то такие управляющие параметры называют бифуркационными.

Идея самоорганизации никоим образом не противоречит идее управления, поскольку качество, путь и результат самооргани- зующего поведения будет каждый раз иным, если изменяется хотя бы одно из перечисленных выше условий. Управляющим субъектом при этом может выступать руководящая часть общества (организационно-управленческая верхушка) осуществляющая главное управляющее воздействие через правовые нормы (законы) и регулирование различных потоков социальной информации. Одно несомненно: взаимосвязь двух элементов сложной социальной системы (его объекта и субъекта) – главный вопрос управления, создания и совершенствования его системы.

Различают следующие подходы к изучению проблем социального управления:

- конкретно-исторический, который предполагает изучение социального управления как процессов, находящихся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов;

- комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социально-психологического и других подходов с анализом отношений управления;

- аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т.д.);

- системный, позволяющий рассматривать и управляемую, и управляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов, выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи.

Состояние управленческих отношений, целостность сложной социальной системы прежде всего зависят от сбалансированности двух ее подсистем: объекта и субъекта социального управления.

Кризис управления в первую очередь объясняется все усугубляющимся проти- воречием между объектом и субъектом управления.

Объектом управления выступают обще- ственные отношения, общественные процессы, социальные организации, социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в общественных процессах и социальных организациях, в реализации ресурсов. Субъекту управления необходимо осознать и адекватно выразить в научной форме все то, что происходит в объекте управления, на изменение которого направлены его усилия.

Следует подчеркнуть, что в центре такого воздействия находятся не люди, как принято считать, а отношения, которые пребывают в постоянном изменении. Происходят различные события и явления во времени и пространстве. Они характеризуются определенной последовательностью, имеют причины возникновения, этапы развития. Связи между событиями и явлениями могут быть устойчивыми и неустойчивыми, законо- мерными и случайными. Следует подчеркнуть, что в тех случаях, когда связь сохраняется или характеризуется измененением положения людей в обществе, их образа жизни, когда тенденции отличаются значительной протяженностью во времени последовательностью этапов, статистической устойчивостью, тогда эта связь может быть названа общественным процессом. Именно процессы и являются главным объектом социального управления, воздействие на которые в соответствии с их внутренней логикой развития приводит к изменению поведения людей, которые включены в общественные отношения. Общественные процессы различаются:

- по формам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная, личностная);

- по общественному содержанию (хотя некоторые из них непосредственно могут быть вызваны техническими, биологическими
климатическими аномалиями, например
техногенные взрывы, экологические изменения, эпидемии различных заболеваний, землетрясения и т.п.);

- по характеру: массовому, системному или эпизодическому (например, нововведение, эксперимент либо получат всеобщее
распространение, либо забудутся);

- по уровню участия людей в решении социальных вопросов (по активности такие процессы могут быть классифицированы
как низкий, средний, высокий);

- по направленности (если на укрепление и прогрессивное развитие общественных связей, то конструктивные, а если на расшатывание и развал, то деструктивные, антисоциальные);

- по своему характеру, содержанию и длительности – в зависимости от социальной ситуации;

- по уровню организации общества, на внутренние и внешние (внутриличностные, внутригрупповые и межгрупповые, меж -общественные, охватывающие все общество).

Вторым компонентом объекта управления являются ресурсы.

Понятие «ресурсы» имеет два значения:

- запасы, средства, используемые при необходимости;

- предельное значение какого-то средства (например, суточный запас времени - 24 часа).

Понятию «ресурсы» близко по своему значению понятие «резервы». Иногда они употребляются как синонимы. Резервы (лат. reservere сберечь, сохранить): 1) источник, откуда черпаются новые силы, средства; 2) запас чего-либо на случай необходимости; 3)возможные средства, еще не использованные.

К этим понятиям тесно примыкает понятие «потенциал» (лат. potentia - сила) - совокупность всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью.

Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом как

содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра. Одной из самых актуальных сегодня является проблема "распаковки" этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.

Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов, не «распаковав» которые, невозможно получить эффективные результаты от реализации любых других видов ресурсов - материальных, хозяйственных, природных и т.д. Перед управлением стоит проблема найти механизмы более полного использования социальных ресурсов.

Эти ресурсы имеют ряд особенностей, что принципиальна отличает их, например, от природных. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы, а социальные, практически, нет. Так, управленческие, организационные, научные ресурсы могут существовать как угодно долго, независимо от того, используем мы их или нет. Во-вторых, это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. В процессе своего использования они имеют тенденцию не к уничтожению, а к увеличению. В-третьих если природные ресурсы можно хранить продолжительное время то социальные начинают деградировать и обесцениваться в результате своей невостребованности. В-четвертых, в отношении социальных ресурсов критерии "достаточности-недостаточности» являются более сложными и пока не до конца разработаны. В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью.

Необходимо признать, что все объекты управленческих воздействий в той или иной мере являются и их субъектами. Это, например, относится к социальным организациям, которые сами создаются, проектируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказывают огромное обратное влияние на развитие общественных процессов, реализацию многочисленных ресурсов общества.

И особое значение имеет изучение человека как субъекта управления, хотя он в определенной мере является и объектом управленческого воздействия, потому что объектом управления выступают люди, социальные организации.

Очень важно подчеркнуть, что личность - не только продукт общественных отношений, она не только впитывала в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во­-первых, реализует себя каждый раз в специфической форме в зависимости от своего творческого потенциала, а во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир, она своим поведением оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

Одностороннее рассмотрение обусловленности человека объективными обстоятельствами по сей день нередко выглядит как «запрограммированность" человека бытием, почти не оставляющая места для свободного саморазвития, самореализации личностного потенциала.

Обычно из понятия «личность» выпадают такие категории, как характер, темперамент, индивидуальность, не включаются эмоци- ональные черты человека, его природные задатки и врожденные свойства, на основе которых формируются способности личности, ее ценностные ориентации, являющиеся тем механизмом самозащиты от разрушающих воздействий социального пространства, которые не только не снижаются в современном мире, но продолжают возрастать.

Сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность творческих потенциалов личностей, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности людей с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее полной их реализации на благо общества, в том числе в сфере управления. В этом - залог успешного решения возникающих накануне XXI в. глобальных проблем.

Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу обществу, управлению его общественными силами. Для этого необходимы иная философия и современная культура человеческого сообщества: одаренность, талантливость незаменимы нигде- ни в науке, ни в искусстве, ни в управленческой деятельности они общенациональное достояние. А потому поддержка одаренных, творчески богатых людей - дело всего общества, его политики, проектов и программ поддержки. Принцип существования современного общества, желающего выжить и обеспечить себе источники развития, - предоставление всем личностям социальноравных условий на старте для самореализации, возможность богатого жизненного выбора, профессионально-управленческого том числе, способствование самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лидерами, в том числе и управления. Поэтому необходимы колледжи, лицеи, специальные управленческие и научные школы для одаренных людей. Но доступ, в них должен быть социально всеобщим, критерий отбора - степень одаренности, профессиональной пригодности человека к работе. Другого не дано, в противном случае - стагнация, развития, нарастание разрушающего потенциала'. В центре социального управления находится личность управленца, его профессиональные и лидерские качества, которые сегодня изучаются специальными отраслями научного знания в рамках общей теории управления. Одаренные, тем более талантливые управленцы, овладевшие современными знаниями в области науки управления, наделенные соответствующими личными качествами, - цементирующая основа всей системы управления

Следует отметить как общую закономерность непрерывное усложнение объекта управления, связанное с тем, что общественные процессы становятся все более динамичными, сложными, нелинейными и потому все в меньшей мере поддаются адекватному узнаванию, что предъявляет все более высокие требования к отношениям управления внутри управляющей. Последние имеют сложную внутреннюю структуру:

- отношения управления внутри управляющей системы: между ступенями, уровнями управления (вертикальные связи); между звеньями управления каждой ступени (горизонтальные связи); между одноименными функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей подсистемы;

- отношения между руководителями и подчиненными: в каждом звене управления (отношения субординации), в разных
звеньях управления (отношения координации).

Кроме того, отношения социального управления подразделяются на:

-отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые;

-внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем);

-межсистемные, межличностные и смешанные, а также коллективные и индивидуальные;

-временные и постоянные, непосредственные и косвенные;

-линейные, функциональные и смешанные.

Система управления, в которой реализуются функции управления, включает: специалистов, объединенных в органы управления; организационную и вычислительную технику, связи между органами управления, используемый комплекс методов управления, связи объекта с внешней средой, потоки

управленческой информации, материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных целей и т.п. В нее входят также и социальные организации, органы которых в процессе

управленческой и организационной деятельности принимают управленческие решения, организуют контроль за их исполнением и постоянно совершенствуют этот процесс, осуществляя обратную связь. Управление непременно предполагает организационные усилия, организация не имеет смысла без управления.

Все многочисленные элементы системы управления, связанные между собой, могут представлять целостное образование только в

результате организации управления. Поэтому поддержание организованной целостности системы управления, ее устойчивости - одна из важнейших задач управления, прежде всего ее составной части, организации, которая призвана разработать конкретные меры по достижению поставленных целей, разделить задачи на отдельные операции, найти ресурсы, распределить функции, скоординировать взаимодействие различных подразделений.

Справедливо утверждение о том, что управленческую работу нельзя сводить к организации, но несомненным является и то, что после решения содержательных вопросов управления - определения целей, осуществления информационно-аналитической деятельности, принятия управленческих решений, где тоже присутствует организационный аспект, - значимость последнего увеличивается многократно. Это связано с реализацией всех функций управления в комплексе на практике, с получением интегрального конечного управленческого результата, с организацией выполнения принятых решений. Только условно можно считать, что после определения целей и задач управления, уточнения его функций и нахождения методов их осуществления управление во многом сводится к организационной деятельности.

На этом этапе особенно интенсифицируется определенный вид работы, больше связанный с упорядочением всех связей объекта и субъекта управления. Если на этапе целеполагания оценки проблемной ситуации, принятия решений организационная структура только складывается, то на этапе принятых решений она должна действовать как отлаженный организм, способный обеспечить взаимодействие всех звеньев управленческой системы, скоординировать взаимодействие разных структурных подразделений, найти ресурсы, мотивировать отдельных людей к деятельности и т.п. Совершенно очевидно, что без этого невозможен эффективный управленческий результат.

Управленческий труд, прежде всего, связан с познанием тенденций, законно- мерностей развития общественной жизни и с
оценкой на этой основе сложившейся социально-экономической, политической и духовно-культурной ситуации. Последняя
составляет расхождение между целью и реальным положением дел и определяет проблему, ради достижения которой и принимается решение. В процессе познания и анализа субъект управления совершает ряд операций, действий. Их последовательность связанна с тем, что всякий цикл управления включает в себя ряд этапов, стадий, которые последовательно следуют друг за другом.

Последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла соответствуют операции, которые и характеризуются как функции управления. К их числу относятся: принятие управленческого решения, информационная функция организация регулирование, корригирование, контроль. Реализация этих функций есть труд по управлению.

Итак, под системой управления мы понимаем прежде всего единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. Качество этого воздействия зависит, от управленческих и организационных отношений, от содержания управленческой и организационной деятельности, в которой они реализуются; от целостности действий субъекта управления, его главных составляющих (органов управления, социальных организаций в целом, отдельных людей-управляющих), которые осуществляют управленческую и организационную работу, принимают управленческие решения и добиваются того или иного управленческого результата.

Выводы

1. Система - это множество взаимосвязанных элементов находящихся в отношениях и связях между собой и составляющих целостное образование. Системные свойства социальных организаций изучаются в рамках системного подхода, который выполняет теоретическую и методологическую роль в познании и преобразовании сложных социальных систем. Система разделяется на подсистемы, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в неразрывной целостности с другими.

Все, что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой которая существенным образом отличается от ее внутренней среды. Они находятся в диалектическом взаимодействии.

2. Каждая социальная система состоит из двух взаимодействующих, но самостоятельных подсистем: управляемой
и управляющей. К управляемой подсистеме относятся общественные отношения, общественные процессы, ресурсы общества, прежде всего социальные, организации и входящие в них люди. К управляющей - все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия на элементы управляемой подсистемы. Важнейшим из них является организационная структура управления.

3.Все объекты управленческих воздействий в то же время в той или иной мере могут выступать и в качестве субъектов
управления. Например, социальные организации создаются и проектируются в процессе управленческого труда, но, возникнув,
оказывают обратное влияние на объект управления. Особое значение принадлежит человеку как субъекту управления. В целом
под системой управления понимается единство субъекта и объекта управления, управленческих и организационных отношений которые возникают в процессе управленческой деятельности осуществляют органы управления, социальные организации в целом, отдельные управляющие, которые принимают и реализуют управленческие решения.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что входит в понятие "социальная система", что такое внешняя и внутренняя среда сложной социальной системы?

2. Из каких элементов состоят управляемая и управляющая подсистемы?

4. Из каких главных элементов состоит система социального управления, как осуществляется связь между ними?

5. Как вы понимаете целостность социального управления?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: