Определение ведущей ноги.




I. Проба «Ударь ногой по мячу», в которой оп-
ределяется ведущая «моторная нога». У 80—96 % детей 5—8
лет в этом задании ведущей является правая нога (Корнев
А. Н., 1995).

И. Проба «Попрыгай на одной нoгe», в которой
определяется ведущая «опорная» нога. У 52—60 % здоровых де-
тей 5—8 лет ведущей в этом задании является правая, а у
40—48% —левая нога (Корнев А. Н., 1991, 1995).

Одной из важных задач нейропсихологического исследо-
вания у детей является не только выявление отдельных ней-
ропсихологических синдромов, но и составление целостной
картины функционального состояния высших психических
функций ребенка в виде так называемого «нейропсихологи-
ческого профиля». Одной из трудностей в его составлении
является несовпадение размерности и способов оценки раз-
ных заданий и различия в дисперсии индивидуальных по-
казателей по отношению к средневозрастному показателю. В
связи с этим представляется удобным перевод первичных
данных в шкальные оценки. Для этого необходимо знать
срсдневозрастные показатели1 и среднеквадратичное отклоне-
ние по каждому заданию, которые приведены в табл. 8.
Итогом нейропсихологического исследования детей по ре-
зультатам качественного и количественного анализа является
заюшчение о предполагаемой дефицитарности фупкциональ-
ных систем мозга (табл. 9).

1 Совместное исследование с А.И.Молчановым.


Вышеописанная нейропсихологическая методика позволяет
не только оценить состояние отдельных мозговых мехапитмов,
но и получить интегральную картину в виде нейропси‚хологи-
ческого профиля. На рис. №№ 15 а, б, в приложения приве-
дены нейропсихологические профили 3 детей. Случаи 1 пред-
ставляет собой синдром правосторонней пальцевой дисираксии
у ребенка 6,5 лет, показавшего низкие результаты в таких те-
стах, как «Дом, дерево, человек», «Пересчет иальцев», пробы на
пальцевой гнозис и праксис, «Воспроизведение ритмов». До-
полнительные задания, направленные на уточнение ведущего
фактора в нарушений воспроизведения ритмов, свидетельство-
вали о преимущественно моторных затруднениях (на слух ре-
бенок различал ритмические серии значительно лучше). Пред-
положительная локализация поражения (перенесенного в пери-
натальном периоде) — премоторно-постцентральные отделы ле-



вого полушария. Случаи 2 представляет собой комплекс син-
дромов переднего дисграмматизма, морфологического дисг-
рамматизма, пальцевой диспраксии и дислексии у ребенка 7
лет 9 мес. с моторной алалией. Случаи 3 - иллюстрирует кар-
тину, нередко встречающуюся при дислексии, с незрелостью
изобразительных и графомоторных навыков, дефицитом сук-
цессивной кратковременной слухоречевой памяти и крайне
низкими результатами в тесте чтения у ребенка 8 лет.


Использование нейропсихологических методов исследова-
ния у детей, по нашему опыту, дает много дополнительной
информации к результатам патопсихологического исследова-
ния когнитивных функций ребенка, значительно углубляет
функциональный диагноз расстройства, помогает понять его
механизмы. Особенно полезным это оказывается у детей со
специфическими задержками психического развития: дислек-
сией, дисграфией, дискалькулией, первичным недоразвитием
речи. Нейропсихологический подход позволяет дифференциро-
вать внешне сходные, но различающиеся по механизмам виды
первичного недоразвития речи. В качестве примера можно
привести дифференциацию детской дизартрии (или дизартрии
развития) от артикуляционпой диспраксии, моторной алалии
от параалалии или псевдоалалии.

Владение информацией о зрелости, незрелости или нару-
шениях функциональных систем мозга позволяет оптимально
спланировать психологическую коррекционную работу и вы-
брать наиболее адекватный для данного ребенка способ обуче-
ния письму, чтению, счету и другим навыкам. По нашему глу-
бокому убеждению, в основе методов специальной педагогики
должны лежать нейропсихологические принципы организации
мозговой деятельности в норме и их отличия при том или
ином типе аномалии психологического развития. Нейропсихо-
логическое исследование, проведенное в дошколыюм возрасте
позволяет с одной стороны прогнозировать возможные труд-
ности, которые могут возникнуть у ребенка при обучении, а с
другой - дает возможность предупредить их.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Книга, как это уже подчеркивалось, является практическим
руководством по нейропсихологической диагностике и весь ее
материал подчинен именно этой цели, включая первую главу-
краткий очерк истории и теории, которая ориентирует заин-
тересованного читателя в сложных проблемах клинической
нейропсихологии. Следует сказать, что для пользования мето-
дами нейропсихологической диагностики, как и вообще для
применения идей и методов медицинской психологии нужна
специальная профессиональная подготовка. Тут недостаточно
только врачебного, психологического или дефектологического
образования. Необходима специализация, отработка практиче-
ских навыков и всего того, что формирует специалиста. Нам
представляется, что на этом пути одним из первых этапов яв-
ляется освоение специальных методов диагностики, которые,
в частности, приводятся в данной книге.

Для тех, кто ориентирован в методах нейропсихологической
диагностики, материалы книги - набор нейропсихологических
методик, необходимый иллюстративный материал, принципы
оценивания результатов и диагностические шкалы, описания
нейропсихологических синдромов несомненно будут полезны-
ми для научно-практической деятельности.

Инструкций по применению методик нейропсихологиче-
ской диагностики изложены в разделе 2.1. Здесь мы считаем
необходимым дать краткие рекомендации по работе со сти-
мульным материалом - рисунками приложения.

Для создания набора нейропсихологических методик сле-
дует сделать фото (предпочтительнее) или ксерокопии всех
рисунков, увеличив их размеры приблизительно в 1,5 раза.
Далее, отобрать те из них, которые не требуется разрезать
на отдельные составляющие. Это наглядные материалы для
экспериментатора, например «позы пальцев», «взаимное рас-
положение рук», «рука и лицо», «ритмы» и т. д., что станет
ясно после детального знакомства с методиками. Остальные
рисунки необходимо разрезать иа отдельные карточки, на-
клеить последние на картон или обтянуть прозрачным пла-
стиком. Это стимульный материал для испытуемых, напри-
мер, изображения предметов, действий, лиц, предметов и
букв на фоне шума, геометрических фигур и т. п. Из ри-
сунков отобрать те, которые по методическим указаниям
требуют наличия «частей и целого», т. е. и целой матрицы,

10• 275


например рис. 1 и отдельных частей этого рисунка (или
матрицы с незнакомыми лицами, невербализуемыми гео-
метрическими фигурами и т. д.). В основном это субтесты
на кратковременную зрительную память.

Изготовленные таким образом наглядные и стимульные
материалы оформляют в виде набора — специальной пластико-
вой папки, где в каждой (отдельной) ячейке рисунок для де-
монстрации испытуемому или образцы для экспериментатора
(которые также могут предъявляться испытуемым для выпол-
нения задания по «картинке», а не по образцу, демонстрируе-
мому психологом). Необходимо следить за тем, чтобы предъ-
являемый стимульный материал не «зашумливался» другими
рисунками, лежащими рядом или находящимися в ячейке
папки.

Опыт освоения набора нейропсихологических методик не-
сложен и экспериментатор быстро усваивает все правила рабо-
ты с набором.

О стандартной процедуре исследования говорится в общей
инструкций (глава II). Инструкция к работе с методиками «кор-
ректурная таблица» (рис. 31) и тест Бентона (рис. 32 и 33) при-
водятся ниже.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: