Опорно-двигательный аппарат




Основы анатомии и физиологии человека

Рабочая программа
для направления подготовки 37.03.01 – Психология
(заочная форма обучения)

 

Вологда – 2015


Основы анатомии и физиологии человека: Рабочая программа для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. – 13 с.

 

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 946) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата).

 

 

Разработчик программы:

А.В. Платонов – доцент кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат биологических наук, доцент.

 

Рецензенты программы:

М.С. Коданева – начальник кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, подполковник внутренней службы.

Е.М. Зайцева – психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-1
УФСИН по Вологодской области, лейтенант внутренней службы.

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей психологии 20.03.2015 г., протокол № 9.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 7 от 26.03.2015 г.

 

©ВИПЭ ФСИН России, 2015


1. Цели освоения дисциплины

Изучение основ анатомии и физиологии человека является важным элементом образования психолога. Анатомо-физиологические знания необходимы при формировании научных представлений о здоровье человека и здоровом образе жизни.

При изучении курса слушатели получают представление о закономерностях возрастных преобразований органов и систем органов человека; о механизмах регуляции работы организма как единого целого; о законах биомеханики применительно к работе опорно-двигательного аппарата; о границах нормального функционирования важнейших систем органов в возрастном аспекте, приобретают необходимые базовые знания для изучения других дисциплин биологического цикла.

Цель курса: сформировать у обучающихся систему знаний и представлений о принципах организации, строении и функциях тела человека.

Задачи курса:

- образовательная: усвоение знаний по анатомии и физиологии человека, а также основ для практического применения этих знаний;

- практическая: умение применять знания по анатомии и физиологии человека для понимания закономерностей функционирования организма;

- воспитательная: формирование научного мировоззрения по вопросам о роли и месте знания анатомии и физиологии в системе биологических наук.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина по выбору «Основы анатомии и физиологии человека» (Б1.В.ДВ.2) относится к дисциплинам по выбору обучающегося ОП ВО по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология».

Приступая к изучению данной учебной дисциплины, слушатель должен обладать комплексом биологических знаний в пределах школьной программы по биологии.

Курс является предшествующим для изучения дисциплин «Анатомия центральной нервной системы», «Нейрофизиология», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Психофизиология», «Клиническая психология».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины обеспечивает формирование следующей компетенции:

– способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9).

 


В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

- знать анатомические и физиологические параметры жизнедеятельности в фило- и онтогенезе;

- анатомо-физиологические особенности всех систем и органов организма;

- топографию основных анатомических областей и частей тела;

- функциональные показатели работы взрослого организма в покое и при нагрузке;

- основные средневозрастные стандарты показателей физического развития и функциональных возможностей организма;

- основные методы и подходы к изучению анатомии и физиологии человека;

- уметь пользоваться терминами анатомо-физиологической номенклатуры;

- применять методы и методики определения важнейших антропологических показателей в различных функциональных состояниях;

- объяснять нормальные и патологические изменения организма при воздействии факторов внешней среды;

- делать выводы о степени развития функциональных качеств и резервных возможностей организма;

- использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;

- делать выводы о значении органа, исходя из особенностей его строения;

- владеть навыками анализа биологических процессов на уровне отдельных органов, систем органов и организма человека в целом;

- навыками нахождения и использования информации о современных исследованиях в области анатомии и физиологии человека.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины «Основы анатомии и физиологии человека» составляет 2 зачетных единицы или 72 академических часа.

 

Учебно-тематический план, заочная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекция Семинарское занятие
  Введение. Анатомия и физиология как наука. Общий обзор организма человека          
  Клетки и ткани          
  Опорно-двигательный аппарат          
  Спланхнология – учение о внутренностях (пищеварительная, дыхательная системы, мочеполовой аппарат)          
  Ангиология – учение о сосудах          
  Гуморальная регуляция функций организма          
  Зачет          
  Итого по курсу          

5. Содержание дисциплины

Введение

Анатомия и физиология как науки и предметы преподавания. Определение анатомии как науки о происхождении и развитии, формах и строении тела человека. Определение физиологии как науки о функциях клеток, тканей, органов, систем и целого организма. Системный подход к физиологическим явлениям. Место анатомии и физиологии человека в системе биологических наук и их роль в формировании естественнонаучного мировоззрения психолога.

Краткий исторический очерк развития анатомии и физиологии человека. Развитие анатомической и физиологической науки в России. Крупнейшие отечественные анатомы (А.М. Шумлянский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт,
В.А. Бец, и др.). Вклад отечественных ученых в развитие физиологии (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, В.М. Бехтерев, П.К. Анохин и др.) Описательное, сравнительно-анатомическое и возрастное направления нормальной анатомии. Основные методы и принципы анатомических и физиологических исследований.

Литература: [1,2,5,11].

Клетки и ткани

Систематическое положение человека. Эмбриогенез человека. Уровни организации организма человека как целостной биологической системы. Ткани. Общая характеристика и классификация тканей. Понятие об органах, системах и аппаратах органов.

Литература: [1,4,5,6,14].

Опорно-двигательный аппарат

Общая характеристика аппарата опоры и движения.

1. Учение о костях – остеология

Общие данные о скелете и его функциях. Количество костей и их классификация. Строение кости. Кость как орган: химический состав, физические свойства, компактное и губчатое вещество, костномозговая полость, красный и жёлтый костный мозг. Развитие костей. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие костей. Виды окостенения. Рост костей. Возрастные особенности строения костей.

Соединения костей скелета. Строение и классификация суставов.

Общий обзор скелета, туловища, головы и конечностей

2.Учение о мышцах – миология.

Общее строение мышц. Классификация мышц. Вспомогательные аппараты мышц. Кровоснабжение, эфферентная и афферентная иннервация скелетных мышц. Мышечные клетки и волокна их типы. Скелетные мышцы их макро– и микроструктура. Теория мышечного сокращения.

Функциональная характеристика мышц. Сила мышцы. Синергизм и антагонизм мышц. Преодолевающая, уступающая и удерживающая работа мышц. Элементы биомеханики мышц.

Возрастные, половые, индивидуальные особенности развития скелетных мышц. Зоны роста мышц. Рост мышц в длину и толщину. Гетерохрония в развитии скелетной мускулатуры.

Общий обзор мышц туловища, головы и конечностей.

3. Анализ положений и движений человека

Общий центр тяжести тела и его положение в организме человека. возрастные, половые, индивидуальные особенности расположения общего центра тяжести тела. Площадь опоры. Соотношение общего центра тяжести и площади опоры. Виды равновесия. Осанка тела человека анатомо-функциональные предпосылки для формирования осанки в школьном возрасте. Анатомическая характеристика положений и движений тела человека.

Литература: [1,2,3,4,5,9,13].

 

4. Спланхнология – учение о внутренностях

Общая характеристика внутренних органов, деление их на системы. Морфологические и онтогенетические критерии единства внутренностей.

1. Пищеварительная система

Общие принципы строения пищеварительной системы и её функциональное значение. Строение стенки трубчатых органов: слизистая оболочка, подслизистая основа, мышечная оболочка, наружная (адвентициональная) оболочка. Строение паренхиматозных органов, кровоснабжение и иннервация трубчатых и паренхиматозных органов.

Отделы и органы пищеварительной системы: полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, печень, поджелудочная железа, брюшина.

Значение пищеварения методы исследования пищеварения. Внутриклеточное и внеклеточное пищеварение. Секреторный процесс. Процесс переваривания и всасывания углеводов жиров и белков. Состав и значение пищевых продуктов. Витамины. Гипо– и гипервитаминозы. Вода, соли, и микроэлементы. Экстрактивные и грубоволокнистые вещества. Примеси: лекарственные средства, металлы, добавки, пестициды. Нормы питания. Недостаточное и чрезмерное потребление пищевых продуктов.

Усвоение питательных веществ. Пищевой рацион. Сбалансированное питание. Диеты. Искусственное питание. Избыточный вес и ожирение.

 

2. Дыхательная система

Общий обзор органов дыхания. Воздухоносные пути, гортань, трахея, бронхи, легкие, плевра, средостение.

Биомеханика внешнего дыхания. Эластичность лёгких и грудной клетки. Работа, совершаемая при дыхании. Лёгочные давления: альвеолярное и внутриплевральное давление. Лёгочная и альвеолярная вентиляция. Лёгочные объемы и емкости. Минутный объем дыхания. Анатомическое и функциональное мертвое пространство. Искусственная вентиляция. Газообмен. Газовый состав альвеолярного воздуха. Диффузия легочных газов через легочную мембрану. Транспорт дыхательных газов. Транспорт кровью кислорода. Кислородная ёмкость крови. Транспорт кровью углекислого газа. Обмен дыхательных газов между кровью и тканями. Регуляция дыхания. Дыхательныё центр.

Возрастные особенности строения и функционирования дыхательной системы.

 

3. Мочеполовой аппарат

Общий обзор мочевых органов и их развитие. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Нефрон – структурно-функциональная единица почки. Морфофункциональная организация нефрона. Процесс образования мочи. Канальцевая реабсорбация и канальцевая секреция. Клубочковая фильтрация. Факторы, обуславливающие образование мочи. Биофизические основы фильтрации. Основные компоненты мочи. Выделение воды и механизмы концентрирования мочи в почках. Регуляция функций почек. Метаболическая функция почек. Мочевыделение и мочеиспускания. Последствия удаления почки и искусственная почка.

Кожа и ее роль в выделительных процессах. Потовые железы.

Общая характеристика строения и функционирования мужских и женских половых органов. Эндокринные части половых желез. Возрастные особенности мочеполовой системы.

Литература: [1,2,4,8,9,12].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: