Гуморальная регуляция функций организма




Биологически активные вещества: продукты метаболизма, тканевые гормоны, участвующие в регуляции функций. Эндокринная система. Гормоны. Методы изучения желез внутренней секреции. Понятие о диффузной нейроэндокринной системе. Функциональное значение гормонов. Классификация гормонов. Механизмы действия гормонов. Гипоталамо-гипофизарная система: гипоталамус и нейрогипофиз, нейрорегуляторные пептиды. Общий принцип гормональной регуляции. Симпатоадреналовая система. Гипофиз. Гормоны аденогипофиза, их физиологическое значение и механизм действия. Нейрогуморальная регуляция аденогипофиза. Гипер- и гипофункция аденогипофиза. Физиологическое значение промежуточной доли гипофиза и нейрогипофиза.

Щитовидная железа. Структурная организация щитовидной железы. Гормоны щитовидной железы. Их влияние на функции организма. Регуляция функций щитовидной железы. Гипер- и гипофункция щитовидной железы. Паращитовидные железы. Их гормон. Его функциональное значение, механизм действия. Гипер- и гипофункция паращитовидных желез. Вилочковая железа и эпифиз. Их физиологическое значение. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Структура островковой железы, ее гормоны. Механизмы действия. Гипер- и гипофункция поджелудочной железы. Надпочечники. Гормоны коры надпочечников и мозгового вещества, их значение. Роль минералокортикоидов в регуляции водного и солевого обмена. Катаболический эффект глюкокартикоидов.

Половые гормоны коры надпочечников. Значение мозгового слоя надпочечников. Гипер- и гипофункция надпочечников.

Половые железы. Семенные железы мужчин и яичники женщин. Мужские и женские половые гормоны, их физиологическое значение, механизмы действия. Гипер- и гипофункция половых желез. Женский половой цикл. Его стадии. Созревание фолликулов и овуляция. Беременность и лактация. Гормоны плаценты. Регуляция деятельности половых желез.

Нейро-гуморальная регуляция.

Литература: [1,2,3,13,14].

 

6. Рекомендуемые образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Основы анатомии и физиологии человека» используются различные образовательные технологии – (аудиторные занятия 8 часов) проводятся в форме лекций с использованием мультимедийной установки, семинарские занятия проводятся с использованием видеоматериалов учебных фильмов, средств наглядности (препараты, плакаты, слайды и др.) в ходе них отрабатываются навыки анализа тех или иных физиологических процессов на уровне отдельных клеток, органа, систем органов и организма в целом. Самостоятельная работа слушателей подразумевает работу под руководством преподавателя (консультации при подготовке к семинарским занятиям и помощь при выполнении практических занятий).

 

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Номер раздела Вид занятия Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
1-6 С, ПЗ Работа с биологическим материалом, макетами, муляжами, использование слайдов  
Итого:  

 

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В качестве форм самостоятельной работы используются: подготовка к семинарским и практическим занятиям (конспектирование и индивидуальное консультирование у преподавателя), выполнение домашних заданий и их анализ в рамках практических занятий, подготовка к промежуточной аттестации, написание творческих работ.

 

Примеры тестовых заданий для самопроверки и текущего контроля:

1. Этот ученый создал новое физиологическое направление в клинической медицине, согласно которому организм представляет собой единое целое, а ведущую роль в его жизнедеятельности и связи с внешней средой играет нервная система:

а) Сергей Петрович Боткин

б) Николай Иванович Пирогов

в) Алексей Алексеевич Ухтомский

г) Илья Ильич Мечников

 

2. Какой из перечисленных уровней организации живой материи наиболее сложный и стоит выше остальных в иерархической системе?

а) органоидный в) органный

б) клеточный г) тканевой

 

3. К кровеносной системе относится:

а) сердце в) слизистая оболочка желудка

б) лимфатический сосуд г) почка

 

4. Эти системы органов осуществляют взаимосвязь и согласованную работу всех систем органов:

а) кровеносная г) лимфатическая

б) половая д) эндокринная

в) нервная е) опорно-двигательная

 

5. Вставьте пропущенное слово:

… регуляция функций организма является древней формой взаимодействия клеток и органов. Она имеет особенно большое значение для низших организмов.

Не только строение органа обуславливает его … но и она также влияет на строение органа.

… система предохраняет организм от различных вредных воздействий окружающей среды (химических, физических, механических и биологических).

 

Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации (зачету):

1. Анатомия и физиология человека как науки. Основные принципы и методы физиологических исследований.

2. Эмбриогенез человека.

3. Уровни организации организма человека.

4. Общая характеристика и классификация тканей.

5. Понятие об органах, системах и аппаратах органов.

6. Общий обзор скелета туловища, головы и конечностей.

7. Кость: строение, свойства, значение, классификации.

8. Соединения костей. Сустав: строение, значение.

9. Мышцы: строение, значение, классификация.

10. Функциональная характеристика мышц. Биомеханика мышц.

11. Сравнительная характеристика поперечно-полосатых и гладких мышечных волокон.

12. Общий обзор мышц туловища, головы и конечностей.

13. Общее строение пищеварительной системы и ее значение.

14. Строение и значение трубчатых органов пищеварительной системы.

15. Строение и значение паренхиматозных органов.

16. Пищеварение, методы его исследования. Процесс переваривания и всасывания.

17. Пищевые продукты. Витамины. Нормы питания.

18. Значение и общий обзор органов дыхания.

19. Биомеханика дыхания.

20. Легкие. Легочное давление, легочные объемы и емкости.

21. Газообмен в легких и тканях.

22. Общий обзор органов мочевыделения.

23. Организация нефрона, процесс образования мочи.

24. Функции и регуляция функций почек.

25. Кожа. Роль в выделительном процессе.

26. Общая характеристика и функционирование половой системы.

27. Общий обзор системы кровообращения.

28. Кровеносное русло. Круги кровообращения. Наиболее крупные сосуды.

29. Строение артерий, вен и капилляров.

30. Обменные процессы в капиллярах.

31. Кровь: функции и состав.

32. Группы крови. Резус-фактор. Кроветворение. Иммунитет.

33. Сердце его строение и работа.

34. Общий обзор лимфатической системы.

35. Эндокринная система. Классификация гормонов. Общая характеристика их действия.

36. Обзор важнейших желез внутренней секреции.

37. Нейро-гуморальная регуляция функций организма.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Рекомендуемая литература

Базовый учебник:

1. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. М., 2014.

Основная литература:

2. Айзман Р.И., Абаскалова Н.П., Шуленина Н.С.Физиология человека [Электронный ресурс]: учеб. пособие. 2-e изд., доп. и перераб. М., 2015.

3. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И. Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие. М., 2014. Режим доступа: https://www.znanium.com.

4. Семенович А. А. Физиология человека [Электронный ресурс]: учеб. пособие. 4-е изд., испр. Минск, 2012. Режим доступа: https://znanium.com/
catalog.php?bookinfo=508080

5. Степанова С.В., Гармонов С.Ю. Основы физиологии и анатомии человека. Профессиональные заболевания [Электронный ресурс]: учеб. пособие. М., 2013. Режим доступа:https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=363796

Дополнительная литература:

6. Айзман Р И Практикум по курсу «Физиология человека и животных» [Электронный ресурс]: учеб. пособие. 2 изд. М., 2013. Режим доступа: https://www.znanium.com.

7. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М., 2000 и др. изд.

8. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М., 2000.

9. Пупышев Л.В. Карманный анатомический альбом. Ростов н/Д., 2000.

10. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. М., 1999.

11. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: в 2-х т. М., 2000 и др. изд.

12. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000.

13. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). М., 2004.

14. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Ростов н/Д, 2000 и др. изд.

Интернет-ресурсы:

15. www.koob.ru/practic_psychology

16. www.knigi.tr200.ru

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Основы анатомии и физиологии человека» используются учебные аудитории, оснащенные мультимедийной установкой, видеотехникой, биологическая лаборатория оснащенная средствами наглядности, муляжами и препаратами.

 

Содержание

1. Цели освоения дисциплины.. 3

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 3

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4

5. Содержание дисциплины.. 5

6. Рекомендуемые образовательные технологии. 9

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.. 9

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 11

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 12

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: