Раздел 1. Психология групп




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.А. КУЛЕШОВА»

 

Е.Н. КЛИМОВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Практикум

Могилев 2010


УДК 159.9

ББК 88.3

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского и экспертного совета МГУ им. А.А. Кулешова

 

Утверждено на заседании кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин (протокол № 7 от 18.02.2010).

 

Рецензенты:

зав.кафедрой психологии, кандидат психол.наук, доцент УО «Могилевский государственный университет им.А.А. Кулешова»

Э.В. Котлярова

 

Климова, Е.Н.

Психологический тренинг: практикум / Е.Н. Климова. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2010. – с.

 

Практикум разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшей школы по психолого-педагогической подготовке специалистов. Предназначен для студентов ФПиПД специальности «Психология», но может использоваться студентами, обучающимися по специальности «Дошкольное образование. Практическая психология», а также слушателями ИПК и ПК. Предлагаемые материалы включают авторскую программу курса, теоретический блок, состоящий из основных определений, таблиц и схем, вопросов для обсуждения, рекомендуемой литературы, а также практический блок, в который включены задания для студентов, примеры ритуалов, метафор, игр, тренинговых упражнений и диагностических методик, которые можно использовать в тренинговой работе.

 

УДК 159.9

ББК 88.3

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из ведущих направлений при подготовке будущих психологов является коррекционно-развивающая деятельность, которая подразумевает проведение разнообразных форм работы, и в частности, тренинговую.

Психологический тренинг – это процесс передачи, освоения и создания технологий эффективного действия в определенных условиях. В настоящее время используется большое количество различных форм психологического тренинга, во многом дополняющих друг друга. Многообразие форм и видов групповой работы обусловлено различными теоретическими подходами, которые являются основой разработки программ каждого отдельного тренинга. Поставленные цели и задачи в различных видах тренинговых групп решаются с помощью использования определенных методов, приемов и техник психологического тренинга.

Дисциплина «Психологический тренинг» преподается на четвертом и пятом курсах для студентов дневной формы обучения, обучающихся по специальности «Психология». Однако данные материалы будут хорошим подспорьем и для студентов заочной формы обучения (специальность «Дошкольное образование. Практическая психология»), при прохождении ими дисциплины «Теория и методика социально-психологического тренинга», для слушателей ИПКиПК.

Целью курса «Психологический тренинг» является расширение знаний студентов о тренинговых формах работы, моделирование ключевых аспектов и функциональных моментов деятельности психолога.

Задачи дисциплины:

1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия в тренинге.

2. Формирование социально-психологических умений и навыков участников и ведущих группы.

3. Развитие способности адекватного самопознания, самооценки и саморегуляции.

4. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала.

Практикум включает примерный тематический план, содержание учебного материала, а также два блока – теоретический и практический. Теоретический блок состоит из основных определений, таблиц и схем по трем разделам данной дисциплины: «Психология групп», «Основы психологического тренинга» и «Подготовка ведущего психологического тренинга». Приведены также вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература. Практический блок включает задания для студентов, тематику тренинговых занятий, программ тренинга, примеры ритуалов и метафор, тренинговых упражнений (разминочные, коммуникативные, личностного роста; на снятие эмоционального напряжения; направленные на развитие способностей), игр, анкеты обратной связи.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

  № п/п     Название раздела, темы   Количество аудиторных часов
Лекц. Практ. (Семин.) Лабор.
  Психология групп      
1.1 Краткая история развития групповых методов      
1.2 Группа как объект и предмет психологической теории и практики.      
  Основы психологического тренинга      
2.1 Психологический тренинг как метод практической психологии      
2.2 Психологические особенности тренинговой группы      
2.3 Ролевые позиции в группе      
2.4 Понятие о групповой сплоченности      
2.5 Общие тренинговые методы      
2.6 Основные виды тренинговых групп      
2.7 Основные этапы развития группы в тренинге      
  Подготовка ведущего психологического тренинга      
3.1 Ведущий тренинговой группы      
3.2 Процедурно-организационные аспекты психологического тренинга      
3.3 Сценарии тренинговых занятий      
3.4 Проведение тренинговых занятий студентами      
3.5. Итоговое занятие      
  Всего:      

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1. Психология групп

 

Тема 1. Краткая история развития групповых методов

Теория «животного магнетизма» Ф.А. Месмера. Групповая психотерапия и гипноз. Социально-психологические аспекты групповых методов. Групповые методы в психоанализе и других психологических школах. Современные групповые методы и развитие самосознания.

Тема 2. Группа как объект и предмет психологической теории и практики

Преимущества групповой формы работы. Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг». Групповой процесс. Этика работы с группой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: