Раздел 2. Основы психологического тренинга




Тема 1. Психологический тренинг как метод практической психологии

Общее представление о психологическом тренинге. Специфические черты и основные парадигмы тренинга. Классификация и основные виды тренинговых групп. Критерии классификации тренинговых групп.

Тема 2. Психологические особенности тренинговой группы

Цели, предмет и задачи тренинговой группы. Механизмы достижения целей. Преимущества групповой формы психологической работы. Групповые нормы. Информирование участников о принципах работы группы. Принципы и правила работы. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный состав тренинговых групп. Количественный состав тренинговых групп.

Тема 3. Ролевые позиции в группе

Понятие роли. Роли и нормы. Социальная роль. Игровая роль. Типологическая структура распределения групповых ролей. Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки.

Тема 4. Понятие о групповой сплоченности

Групповая сплоченность. Факторы, способствующие групповой сплоченности. Причины снижения групповой сплоченности. Методы исследования.

Тема 5. Общие тренинговые методы

Основные методы группового тренинга. Метод как способ достижения цели. Принципы обучения взрослых. Групповая дискуссия. Мозговой штурм. Метод кейсов. Моделирование практических ситуаций. Место и роль психогимнастики в тренинге. Понятие игры. Происхождение и классификация интерактивных игр. Функции игры в психологическом тренинге. Преимущества и ограничения интерактивных игр. Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Медитативные техники.

Тема 6. Основные виды тренинговых групп

Критерии классификации тренинговых групп. Гештальт-подход. Групп-аналитический подход. Трансактный анализ в группе. Психодраматический подход. Телесно-ориентированный подход. Методы групповой работы в НЛП.

Тема 7. Основные этапы развития группы в тренинге

Общее представление о стадиях развития группы в тренинге. К. Левин о групповой динамике. Этапы развития группы по Дж. Коттлеру и Р. Брауну. Идеальная модель развития группы по К. Фопелю. Кризис в развитии тренинговой группы. Проблемная ситуация как точка роста группы. Стадии развития групп со спонтанной и управляемой динамикой по Б.М. Мастерову. Модель изменения поведения участника тренинга по Л.М. Митиной.

 

Раздел 3. Подготовка ведущего психологического тренинга

 

Тема 1. Ведущий тренинговой группы

Основные роли ведущего группы. Стили руководства группой. Четырехмерная функциональная модель ведения групп. Деятельность ведущего, направленная на группу в целом. Деятельность ведущего, направленная на отдельного участника. Характеристика личности тренера. Эффективный ведущий. Требования к тренеру. Проблемы подготовки и аттестации специалистов-тренеров. Этические принципы работы ведущего и связанные с ними профессиональные проблемы.

Тема 2. Процедурно-организационные аспекты группового тренинга.

Организация групповой работы. Подготовка к тренингу. Формы пространственной организации тренинга. Организационные условия проведения тренинга. Материально-техническое оснащение. Средства визуальной поддержки. Среда тренинга. Подготовка материалов и система взаимодействия с людьми, не участвующими в групповой работе.

Тема 3. Сценарии тренинговых занятий

Традиционная схема тренинга. Роль ритуалов приветствия и прощания. Изучение студентами готовых трениговых занятий (самостоятельно). Обсуждение. Защита разработанных самостоятельно тренинговых занятий.

Тема 4. Проведение тренинговых занятий студентами

Проведение тренинговых занятий, разработанных самими студентами в рамках кураторских часов в университете и классных часов в школе. Обсуждение.

Тема 5. Итоговое занятие

Подведение итогов курса «Психологический тренинг». Рефлексия.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Психология групп

Основные определения, таблицы, схемы

Группа (в социальной психологии) – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков: характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и др. (Психолого-педагогический словарь, 2006).

Психокоррекционная группа – небольшое временное объединение людей, имеющее специально назначенного руководителя, проводящее встречи в определенное время (Рудестам К., 2006).

Тренинговая группа – специально созданная малая группа, участники которой при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (Вачков И., 2008).

Психотерапия – широкая область научной практической деятельности специалистов (медиков, психологов и др.), внутри которой наличествует большое количество разнообразных теоретико-методических подходов (Вачков И., 2008).

Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Исурина Г.Л., 1990).

Тренинг (от англ. train – тренироваться) – совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений (Пахальян В.Э., 2006).

Психологический тренинг – это процесс передачи, освоения и создания технологий эффективного действия в определенных условиях (Сидоренко Е., 2008).

Рис.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: