Упражнения, направленные на развитие способностей




Групповая картина

Цель. Развитие творческих способностей, вербального интеллекта.

Инструкция. Каждому из вас я сейчас дам чистый лист бумаги. Попытайтесь на нем вообразить себе нарисованную картину. По кругу начинайте детально ее описывать, а все остальные должны попытаться «увидеть» на листе то, о чем говорит первый участник. Затем слово передается следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже «написанное» новыми деталями.

Ведущий должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания же должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное взаиморасположение деталей. Окончание работы объявляется участником, считающим, что картина уже излишне перегружена деталями.

Антивремя

Цель. Развитие вербального интеллекта и воображения.

Инструкция. Каждому из вас сейчас будет предложена тема для небольшого рассказа. К примеру: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» – как будто в обратную сторону прокручивается кинолента.

Направленные ассоциации

Цель. Развитие ассоциативной функции мышления, беглости мышления, вербальных навыков.

Инструкция. В мешочке у меня лежат карточки разных цветов. Вы вытягиваете карточку и в течение минуты называете как можно больше предметов, которые могут быть такого цвета.

Тактильная память

Цель. Развитие тактильной памяти.

Инструкция. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Для занятия нам понадобятся десять карточек с разной шероховатостью на каждого участника. Разложите карточки в ряд по порядку от 1 до 10 номерами к низу. Теперь закройте глаза и тщательно, не торопясь ощупайте поверхность каждой карточки. Постарайтесь запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Перемешайте карточки. Попробуйте на ощупь разложить карточки в прежнем порядке с закрытыми глазами. Проверьте правильность, подсчитайте количество ошибок.

Возьмите карточку. Закройте глаза и потрогайте ее. Что вам напоминает ее поверхность? Прикасайтесь по очереди к каждой карточки, представьте себе, на что они похожи. Напишите на листочке, что вам напоминает каждая карточка.

Обсуждение в группе.

Зеркальное рисование

Цель. Развитие межполушарных взаимодействий, мыслительной деятельности, внимания, воображения.

Инструкция. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру и начните рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки. А можно таким же образом попытаться нарисовать разные изображения: например правая рука рисует круг, а левая – треугольник.

Дорисуй картину

Цель. Развитие творческих способностей, воображения.

Инструкция. Дорисуйте эти кружки так, чтобы из них получилась картина.

Далее – выставка работ, обсуждение.

 

ИГРА В ТРЕНИНГЕ

Колечко

Цель. Развитие навыков группового взаимодействия, изучение взаимоотношений в группе.

Материалы. Кольцо.

Инструкция. Сейчас вы выйдите из комнаты, а я спрячу колечко (показывает). Затем я приглашу вас назад. Ваша задача – найти это колечко. Но существуют и условия: 1) искать его вы должны молча; 2) если вы нашли колечко, забрать его нужно незаметно и делать вид, что продолжаете поиски; 3) если кто-то видел, как другой участник нашел колечко, он не должен подавать виду, должен продолжать поиски; 4) поиск останавливается по моей команде.

(Ведущий размещает колечко в комнате так, чтобы оно было в поле зрения участников. Например, можно повесить его на гвоздик, одеть на горлышко бутылки, положить на стол, где и так много всяких предметов).

Итак, поиск закончен. Сейчас по кругу каждый участник должен высказать свое предположение о том, у кого сейчас находится колечко. Причем, человек, у которого оно находится, не должен выдать себя, т.е. ему необходимо также высказывать предположения о других участниках группы. После того, как все выскажутся, я назову того, у кого в действительности находится колечко.

Королевство

Цель. Изучение межличностных отношений в группе, развитие умения решать конфликтные ситуации, преодолевать негативные эмоции.

Материалы. Корона и накидка для Королевы, корона для Короля, маленькие короны для Принца и Принцессы, книга и очки для Советника, игрушечный топор для Палача, шапка для Шута, черпак для Повара, передник для Служанки.

Инструкция. Сейчас мы поиграем «Королевство». В игре участвует вся группа. Кто из вас хочет быть Королевой? (Выбор Королевы, «облачение в игровой костюм»). Королева выбирает себе Короля и Наследника (Наследницу). Причем, если вас выбрали на роль, отказываться от нее нельзя!

Король выбирает Советника.

Наследник (Наследница) выбирает себе Принцессу (Принца).

Советник выбирает Палача и Шута.

Принц выбирает Повара, а Принцесса – Служанку.

Следующим этапом является проигрывание ролей, взаимодействие. Группа молча наблюдает за разворачивающимся сюжетом. Ведущий по необходимости вносит коррективы в сюжет. Приблизительно через 15 минут ведущий дает новую инструкцию.

Королевство жило-поживало, любило, спорило, играло, но в один не для всех прекрасный день, прискакал из-за три девять земель завоеватель и сверг нашего Короля. (Ведущий из группы наблюдателей выбирает любого участника, тот занимает место Короля).

Но новый Король привносит и новую жизнь в Королевство. Король, ты хочешь поменять Королеву? (Ответ Короля, замена по необходимости). Король, поменяешь ли ты Советника? (Ответ Короля, замена по необходимости).

Королева, заменишь ли ты Наследника (Наследницу)?

Наследник (Наследница), выбери Принцессу (Принца). Затем выберите: Принц – Повара, а Принцесса – Служанку.

Советник, хочешь ли ты заменить Палача и Шута?

Замена всех ролей может и не состояться. Кроме того, человек, который в первом случае играл одну роль, может быть поставлен на другую. Например, Королева может стать Служанкой, а бывший Принц – Поваром.

Снова проигрывается сюжет.

Затем роли обсуждаются. Каждый имеет право объяснить, чем его роль привлекательна для него, или, почему его роль ему не нравится. Было ли комфортно в этой роли? Какие эмоции испытывал во взаимодействии? Были ли удивлены выбором на роль?

Наблюдатели также высказывают свое впечатление об игре. Задают вопросы участникам.

Ярмарка обмена

Цель. Осознание и анализ своих лидерских качеств; развитие коммуникативных навыков, умения вести переговоры.

Материалы. Бланки для игры по количеству участников, ручки.

Инструкция. В течение 10 минут каждый из вас должен составить список своих качества и умений, способствующих ли­дерству («Я как лидер») и оценить степень их выраженности по шкале от нуля до 100 %. Далее за 15-20 минут вы имеете воз­можность в ходе переговоров друг с другом обменять часть своих сильно выраженных лидерских качеств на «недостающие» (слабо выраженные) в условных единицах (в %).

Для обсуждения после игры возможно предложить следующие вопросы: «Что полезного вы приобрели на ярмарке? Кому удалось произвести больше обменов в процессе игры? В каких ситуациях полученные приобретения могут способствовать лидерскому пове­дению?».

Табл.5

Бланк для игры «Ярмарка обмена»

Качество, умение, способствующее лидерству Отдано (в %) Получено (в %)
1.    
2.    
3.    
и т.д.    
Всего: Сумма (в %) Сумма (в %)

Колобок

Цель. Работа с манипуляциями; развитие навыков эффективной коммуникации.

Инструкция. Сейчас мы поиграем в ролевую игру, в которой участвуют восемь человек: Колобок (желательно, чтобы его играли двое – мужчина и женщина, так как их манипуляции могут различаться), Дедка, Бабка, Заяц, Волк и Волчица (введение пары необходимо, чтобы дать возможность продемонстрировать манипуляцию типа «клин»), Медведь. (Лиса в игру не вводится, так как ее манипуляции – «лесть» и «давление на жалость» сработали – Колобок был съеден).

Издавна народный опыт передается в виде басен, пословиц, поговорок, легенд и сказок. Понять сказки народа – значит понять его психологию и то, что сейчас принято называть менталитет.

Для демонстрации основных манипуляций в переговорах, мы возьмем одну из самых манипулятивных сказок – «Колобок».

Заметьте, главный герой не обладает никаким значимым ресурсом, кроме того, что он вкусный. Именно поэтому все и хотят его съесть: и дед с бабой, и заяц, и волк, и медведь, и лиса. Однако колобок имеет еще и язык, поэтому находит для каждого из них какие-то слова, после которых его предпочитают отпустить.

Если посмотреть внимательно, то каждый из участников имеет некоторые ожидания в отношении колобка и обладает уникальным ресурсом силы, а именно.

Бабка и дед. Они собирали его по сусекам и амбарам, готовили, ожидали удовольствия посидеть и попить чайку. Они имеют право закрыть двери и окна и не выпустить колобка за пределы избы.

Заяц. Имеет быстрые ноги, поэтому от него просто так не убежишь.

Волк и волчица. Колобками они, кончено, не питаются, но в плане разнообразия, а также под день рождения волчицы… зубы и сила, а также сильные ноги явно на стороне волков.

Медведь. Колобки с медом – любимая еда.

Лиса. Ее сила – манипуляции, поэтому против этого ресурса колобку было не устоять.

В сказке переговоры из текста выпущены. Мы постараемся восстановить диалоги участников. Для этого нам предстоит выбрать участников сказки, причем, для демонстрации особенностей парных манипуляций попросим Колобка играть как мужчину, так и женщину, Волка выступить вместе с Волчицей. Давайте определимся, кто будет исполнять роли, остальные участники будут наблюдателями. Лису выбирать не будем, потому что там манипуляции были прописаны, а именно:

«Что-то я глуховата стала, не сядешь мне на нос?» - манипуляция «Давление на жалость»

«Ах, какая красивая песенка, да как ты ее хорошо поешь, спой мне ее еще раз…» - манипуляция лесть.

С лисой Колобку не повезло, однако, до нее он был достаточно успешен. Проиграем возможные ходы Колобка.

Работа строится так: ведущий выполняет роль оратора. Роль Колобка могут играть двое участников – мужчина и женщина – для демонстрации особенностей женских и мужских типов манипуляций.

Колобок проводит переговоры последовательно с каждым участником. Одно условие: если уговариваемый понимает, что, в принципе, прозвучал убедительный аргумент, упираться не стоит.

Лучше всего проводить анализ непосредственно в ходе игры. Ведущий обладает правом «стоп-сигнала», чтобы прервать игру и дать название той манипуляции, которая только что была использована. Среди них могут быть следующие:

ü Лесть: «Голубушка, как хороша»

ü Давление на жалость: «Сами мы не местные»

ü Системы альтернатив: «у вас два варианта: один неверный – второй мой»

ü Комментарий смыслов: «Это чтобы ты смог меня съесть...»

ü «Стрелка» (изменение фона): «Я – представитель корпорации «NNN»

ü Апелляция к авторитету: «А генерал сказал, что крокодилы летают»

ü Непрописанная информация: «Из компетентных источников известно»

ü Ограничение выбора: «Или сегодня, или никогда»

ü Клин: «Ваши партнеры нечистоплотны по отношению к Вам»

ü Взятка: «Мы знаем, как Вас отбрагодарить»

ü Эмоциональная атака: «Я сто раз понятным языком говорила этому ужасному человеку, что ни мы и никто другой не сможет выполнить его непонятных требований, но он упорно настаивает, и угрожает нам различными санкциями, судами, конкурентами, чем совершенно вывел меня из себя…»

По итогам упражнения участникам Важно зафиксировать следующие правила:

1. Манипуляции могут быть разрушены встречной манипуляцией. Именно поэтому манипулятора Колобка смогла победить манипулятор Лиса.

2. Манипуляторы боятся разоблачения, поэтому манипуляции могут быть разрушены, если их назвать (Вы пытаетесь вбить между нами клин?).

3. Манипулятор более всего не защищен от той манипуляции, которую он использует, т.к. именно из-за собственной неспособности эффективно ей противостоять он считает эту манипуляцию сильным оружием. Т.е. умея анализировать манипуляции, Вы не только защищены в переговорах, но и получаете средство управления партнером.

Богатенький Буратино

Цель. Развитие умения планировать расходы, развитие коммуникабельности, диагностика отношения к деньгам.

Материалы. 30 цветных листков бумаги и ведомости по количеству участников, ручки.

Инструкция. Сейчас мы проверим, как вы относитесь к деньгам, умеете соотносить свои доходы и расходы. Представьте себе, что вы – «богатенький Буратино». У вас есть 30 золотых монет (раздаете каждому участнику по 30 цветных листков бумаги). Вы можете оставить все их себе или отдать все 30 одному из членов группы. Можете поделить их, отдав одному из участников три монеты, второму – две, третьему – 10 монет и т.д. Одним словом, вы – хозяин своего богатства и свободны в своих решениях. На это у вас есть ровно 3 минуты.

Сейчас вы получите ведомость, где будете фиксировать свои расходы (в левой половине ведомости) и доходы (в ее правой половине), т.е. те монеты, которые будут подарены вам другими членами группы. Просьба: подаренные вам монеты другим не отдавать. Это подарок. Сохраните его.

Табл.6

Ведомость для игры «Богатенький Буратино»

№ п/п Собствен.монеты № п/п Подарен.монеты
Расход Остаток Приход Всего
           
           
           
           
Итого … монет … монет      

 

Итак, действуйте. В вашем распоряжении ровно 3 минуты.

Рекомендации ведущему. По истечении 3 минут участники подводят итоги. Вы определяете самого «щедрого Буратино», т.е. того, кто больше всех подарил своих монет, а затем самого «любимого Буратино», т.е. того, кому больше всех их подарили. Для этого участники подсчитывают по своим ведомостям учета результаты отдельно в правой и левой частях. Приведем пример:

№ п/п Собствен.монеты № п/п Подарен.монеты
Расход Остаток Приход Всего
           
           
           
           
Итого 5 монет 19 монет      

 

Эти записи свидетельствуют о том, что данный участник подарил свои монеты 4 членам группы. Первому – 5 монет (остаток 25 монет), второму – 3 монеты (оставил себе 22), а получил подарки этот учащийся от троих членов группы. Итоговые показатели являются основанием для ранжирования участников: самый «щедрый Буратино» (итоги в левой части) и самый «любимый Буратино» (итоги в правой части).

Количество золотых монет должно быть равным числу членов группы. Если есть возможность, можно выдать нужное количество, например, фишками, мелкими монетами, игровыми деньгами из настольных игр и т.п. В этом случае ведомость учета заводить не обязательно. Если используется «натуральный вариант», то время на раздачу монет сокращается до 1 минуты. Обратите внимание на необходимость складывать (собирать) подаренные монеты отдельно от своих собственных. Ведущий может передать свои функции в этом этюде одному из участников, например, на этапе ранжирования группы.

Обсуждение. По кругу участники должны высказаться относительно своих чувств после этой игры. Для этого помогут вопросы:

- Приятно ли было получать монеты? А отдавать?

- Считаете ли вы, что заслужили эти монеты?

- Как вы себя чувствуете без монет?

- Надеялись ли получить больше монет? Или меньше? И т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: