СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
В настоящее время в российском обществе происходят сложные процессы. Глубокий и всесторонний анализ этих проблем в интересах их разрешения требует проведения систематических социологических исследований.
Социологическое исследование
как способ познания социальных проблем
социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для использования их в практике социального управления. |
Из определения видно, что социологическое исследование состоит из двух частей:
теоретической и инструментальной.
Теоретическая часть включает в себя
— разработку программы исследования,
— анализ полученной информации,
— формулирование выводов и рекомендаций.
Инструментальная часть – это разработка социологического инструментария, непосредственный сбор и обработка информации.
Социологический инструментарий – это приспособления, с помощью которых осуществляются сбор и обработка информации (анкеты, листы интервью, карточки наблюдения, вычислительная техника).
Существует несколько видов социологических исследований.
Прежде всего, исследования подразделяются на
полевые и кабинетные.
При использовании первого вида исследователю необходим выход в «поле», то есть в организации для сбора информации с помощью социологического инструментария.
При использовании второго вида исследовательская проблема может быть решена с помощью
моделирования проблемной ситуации,
мысленного эксперимента,
анализа вторичных источников информации.
В зависимости от цели, выдвинутых задач, требуемой глубины анализа предмета исследования различают три основных вида социологического исследования:
разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование (иногда его называют пилотажным, или зондажным) – это наиболее доступный для проведения вид социологического исследования. Он характеризуется ограниченным кругом решаемых задач, охватом небольших групп людей, проводится по упрощенной программе и с использованием ограниченного инструментария. |
Данное исследование проводится в следующих случаях:
– когда предмет исследования слабо изучен или не изучен вообще;
– когда необходим предварительный этап перед глубокими и масштабными исследованиями;
– когда необходимо получить дополнительную информацию о предмете и объекте исследования, уточнить и скоординировать гипотезы и задачи, определить инструментарий и границы исследуемой совокупности, а также выявить трудности, которые могут появиться в ходе углубленного исследования (например, проведение пилотажного исследования в отдельных организациях перед тем, как перейти к проведению социологического исследования в больших масштабах: области, республики, отрасли производства и т.д.).
Данный вид исследования проводится с помощью одного из наиболее доступных методов, чаще всего анкетного опроса или интервью.
Широко распространена и такая форма разведывательного исследования, как экспресс-опрос. Его цель – получить отдельные, в данный момент особенно интересующие руководство организации сведения, например, об общественно-политической кампании в регионе, а также в масштабах страны.
Описательное исследование имеет целью получение эмпирических сведений, на основе которых можно составить относительно целостное представление об изучаемом объекте. Это достаточно сложное исследование, которое требует подробной программы и апробированного (проверенного) инструментария. |
При этом шире используются различные методы сбора информации, допускается их сочетание.
Применяется описательное исследование, когда необходимо:
– изучить социально-психологический климат в коллективе;
– исследовать состояние трудовой дисциплины;
– проанализировать содержание и эффективность работы различных категорий сотрудников организации;
– выяснить то, как организуется жизнедеятельность служащих в целом и каждая из отдельных сфер этой жизнедеятельности: служебно-профессиональная, бытовая, культурно-познавательная, досуговая и др.
Аналитическое исследование – самый сложный вид социологического анализа. Это исследование на уровне сущности изучаемого объекта. Оно направлено на выяснение причин, лежащих в основе изучаемого явления и воздействующих на его черты – остроту, распространенность, характер. |
Последнее свойство определяет прикладную ценность этого вида исследования. С его помощью можно выяснить,
с одной стороны, «секрет успеха» передовых коллективов,
с другой – причины отставания в производственной деятельности, низкой активности и эффективности работы руководителей младшего, среднего и высшего звена.
Подготовка данного вида исследования требует значительных затрат времени, высокой компетентности его организаторов, тщательной разработки программы исследования и инструментария. Проводится оно, как правило, с большими массами людей в масштабах город — область — республика — страна, может предваряться разведывательным и описательным исследованиями.
Кроме того, исследования могут быть панельными и лонгитюдными, плановыми и внеплановыми.
Панельные исследования – это исследования, в ходе которых информация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов членов выборочной совокупности (панели). |
Это позволяет анализировать мотивы, установки, мнения представителей одной и той же социальной группы (например, представителей одного возраста, одного региона, одной профессии, одной категории руководителей и т.д.).
Временнóй интервал, который разделяет точечные замеры (повторные опросы) в таких исследованиях, как правило, находится в пределах от нескольких дней до нескольких месяцев.
Часть замеров проводят накануне или после каких-либо событий (например, до выборов и после них).
Повторяя из года в год панельные исследования и систематизируя их результаты, получим другой вид социологического анализа – лонгитюдное исследование.
Лонгитюдное исследование (от английского longitude – долгота) – это повторяющееся исследование, при котором ведется длительное периодическое наблюдение за одними и теми же лицами, социальными объектами. |
Применение лонгитюдных исследований дает ощутимый эффект при изучении по единой методике процессов адаптации людей к тем или иным условиям, изучении проблем однотипных организаций, учебных групп, индивидуального поведения отдельных служащих, проблем реформирования той или иной отраслии т.д.
Отличительной особенностью лонгитюдных исследований является то, что в них
фиксируется динамика и взаимообусловленность внутренних факторов (личностных особенностей людей, их семей, характеристик организаций) при относительном постоянстве внешних факторов (решаемых задач, организационно-штатной структуры, этапов жизнедеятельности коллектива).
В лонгитюдных исследованиях, как правило, применяются прямые методы получения социологической информации (наблюдение, тестирование, изучение документов).
Весьма перспективными могут стать лонгитюдные исследования проблем семьи, при анализе характера и степени влияния трудовой деятельности на изменение личности, последующей его адаптации к условиям жизни после ухода с работы.
Сложность данного вида исследования состоит в том, что
оно требует сохранения контактов между исследователем и респондентом на протяжении длительного периода времени,
соблюдения единой методики в течение всего процесса сбора информации.
Плановые исследования – это те, которые предусмотрены планами, определяющими деятельность организаций. Они решают задачи, регулярно возникающие и являющиеся типичными для определенных этапов жизнедеятельности коллективов. Внеплановые (оперативные) исследования отличаются сжатыми сроками их подготовки и проведения, ограниченным объемом программ, инструментария и специфическим характером итоговых документов. |
Если по результатам других исследований составляются аналитические справки, объем которых может иметь несколько страниц, то итогом оперативного исследования будет, скорее всего, экспресс-информация, информационно-аналитическая записка руководству (заказчику), небольшая аналитическая справка объемом от 1 до 3 страниц машинописного текста.
Целью оперативного исследования обычно является получение информации, которая важна в данный конкретный момент (например, зондаж общественного мнения накануне или после принятия управленческих решений, изучение реакции людей на принимаемые законодательные акты, события общественно-политической жизни и т.д.). Несмотря на эту специфику, алгоритм подготовки и проведения внеплановых исследований должен включать все этапы общей их подготовки и проведения (в сокращенном, локальном варианте).
Выбор вида социологического исследования – важный момент его организации и проведения. Он влияет на доработку концепции исследования, подготовку и обеспечение исследовательского процесса, содержание и формы итоговых документов.
Чтобы исследование было наиболее эффективным, при выборе его вида необходимо проанализировать:
– каков замысел проведения социологического исследования;
– каковы его цель и задачи;
– какая информация требуется (социологический портрет явления; закономерность и тенденции его развития; его связи с другими явлениями и т.д.);
– какова степень глубины требуемого анализа;
– как предполагается использовать полученную в ходе исследования информацию;
– каким временем, материальными и людскими ресурсами располагает исследователь.
Ответив на эти вопросы, приходят к выводу о необходимости применения того или иного из перечисленных видов социологического исследования.
При проведении социологических исследований применяются следующие основные методы сбора социологической информации:
социологический опрос,
анализ документов,
наблюдение.
социологический опрос представляет собой непосредственное или опосредованное, письменное или устное обращение к респонденту с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает проблему анализа. |
Как метод социологического исследования опрос применяется для изучения любых социальных явлений и процессов.
Тем не менее есть области, в которых он наиболее часто применяется. Это:
– изучение социально-психологических характеристик вновь прибывших;
– оценка морально-психологического климата в подразделениях организации;
– выявление знаний, мнений о прошлых, настоящих и будущих событиях;
– изучение интересов, ценностных ориентаций;
– выявление мотивов поведения, различных видов деятельности;
– оценка деятельности, компетентности, профессиональной подготовки должностных лиц.
Специфика опроса состоит прежде всего в том,
что источником первичной информации является человек (респондент) – непосредственный участник процессов и явлений.
В основе опроса лежит совокупность вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
Основными видами опроса являются:
интервью, анкетирование, экспертный и социометрический опросы. Наиболее часто в практике социологического исследования применяются анкетирование и интервью.
Анкетирование – общение исследователя с респондентом с помощью анкет. Интервью – целенаправленная непосредственная беседа. Анализ документов как метод социологического исследования представляет собой отбор, изучение и использование документов, содержащих социологическую информацию, раскрывающую изучаемую проблему. |
Применяется этот метод чаще всего при формулировании концепции исследования, а также документальном подтверждении социологических фактов.
Следующим методом социологического исследования является наблюдение.
Наблюдение представляет собой целенаправленное, планомерное, определенным образом фиксируемое восприятие изучаемого объекта. |
Наблюдение как метод сбора социологической информации необходимо отличать от обыденного наблюдения.
Отличительными чертами этого метода являются:
целеустремленность, планомерность, фиксация результатов.
Это означает, что наблюдение как метод социологического исследования,
во-первых, подчинено определенным практическим или теоретическим целям;
во-вторых, оно осуществляется по заранее разработанной программе;
в-третьих, результаты его фиксируются по ходу наблюдения.
Применяется наблюдение тогда, когда другими методами невозможно получить социологическую информацию, например, о поведении военнослужащих в боевой обстановке или в других экстремальных условиях.
Содержание перечисленных методов и их практическая реализация будут рассмотрены позже.
Социологическое исследование – последовательный, поэтапный процесс, поэтому в его организации и проведении можно выделить ряд этапов.
Первый – подготовительный этап.
Он самый продолжительный по времени и самый сложный по характеру решаемых задач. Основными из них являются следующие:
– уяснение социального заказа на проведение исследования и разработка его концепции;
– анализ возможностей реализации концепции исследования в данных условиях и в установленное время;
– формирование исследовательской группы (или групп при масштабном исследовании);
– разработка необходимых документов для проведения исследования: рабочего плана, программы, инструментария;
– при необходимости – проведение разведывательного исследования, внесение корректив в разработанные документы, тиражирование их в необходимом количестве.
Второй этап – полевой, то есть период непосредственного сбора социологической информации. На этом этапе решаются следующие задачи:
– согласуются вопросы о месте, времени и характере деятельности исследователей и респондентов с руководством организаций или их подразделений, в которых будет проводиться исследование;
– осуществляется непосредственный сбор информации;
– анализируются результаты исследования и информируется руководство о наиболее характерных чертах полученной информации;
– сосредоточиваются полученные данные в установленном месте;
– определяются лица, которые будут обрабатывать и анализировать информацию.
Третий этап – подготовка полученной информации к обработке и ее обработка. На этом этапе:
– осуществляются выбраковка и редактирование инструментария исследования;
– кодируются открытые вопросы;
– разрабатываются матрицы по каждому виду инструментария и полученные данные переносятся на них или вводятся в ЭВМ;
– осуществляются подсчет и обобщение социологических данных;
– разрабатывается и реализуется программа обработки данных на ЭВМ.
Четвертый этап – завершающий. На этом этапе:
– анализируются полученные данные;
– оформляются аналитические документы: отчет и аналитическая справка;
– формулируются выводы и рекомендации;
– предоставляются заказчику аналитические документы.